fantlab ru

Все отзывы посетителя .eva

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Яцек Пекара «Слуга Божий»

.eva, 15 апреля 2023 г. 10:08

Когда я начинал читать цикл «Я, инквизитор», а стоит отметить, что осилил я его со второго подхода, мне чудилось, что Пекара – один из столпов польского фэнтези. Мне привиделось, что он один из сильнейших авторов современной польской литературы, который наравне с Пшехштой оттачивает наследие Сапковского и более ранних авторов.

Но уже к концу первой книги я погрузился в уныние и бесконечные самоповторы автора. Создавалось впечатление, что я бреду через трясину, у которой не видно конца и края, а редкие яркие моменты в рассказах было что-то сродни путевым огонькам, которые препятствовали моему полнейшему утоплению и давали хоть немного воздуха в придуманной Пекарой вселенной.

А мир-то с первого взгляда выглядит сочным, ярким, агрессивным по отношению к главному герою и достаточно провокационным, чтобы затянуть. Завязка истории мира: Иисус сошел с креста устроил геноцид своих палачей и основал государство где-то на территории Священной Римской Империи. Это создает очень мощный и провокационный образ, в современной культуре не похожий вообще ни на что. Самое близкую параллель можно провести с метроидванией Blasphemous. В ней путь к духовной свободе лежит через так называемое касание Чуда (El Milagro). Вот только зачастую Чудо бывает капризно и извращает желание просящих. Например, у того, кто просил вечной молодости, на груди стареет морщинистое лицо, которое не говорит, а лишь удрученно смотрит в пол. Мотивы обоих произведений объединяет одна суть – духовное очищение грядет только после наказания, а не прощения.

Впрочем, на этом все и заканчивается. Дальше нам объясняется все полунамеками, рассказами второстепенных и очень плоских персонажей. Мир Пекары сложно представить, так как он работает только в стенах Инквизиториума Хез-Хезрона. Когда главный герой покидает сей скорбный город, автор пытается в хтонь, создавая антуражные образы темного средневековья, но получается плохо и натужно. Вплоть до четвертой книги описания всех городов сходятся к их запаху, количеству убийц и насильников на квадратный метр и...все.

До встречи с главным героем произведения, лицензированным инквизитором Его Преосвященства епископа Хез-Хезрона Мордимером Маддердином, я считал главной фэнтезийной Мэри Сью Цириллу, но тут бравый Слуга Божий дал маху. Он выпутывается из невозможных ситуаций, что бросается в глаза уже в первой книге, и дальше будет только хуже. К сожалению, автор не наделяет героя ни изобретательностью, ни какими-то другими яркими чертами. Пекара врывается с двух ног в повествование и вытаскивает за уши Маддердина из очередной напасти просто потому, что он главный герой и двигатель сюжета.

К тому же, в первой книге я не увидел никаких конфликтов и задатков на них. Все истории есть, потому что они есть. Единственный конфликт, который всплыл наружу и получил развитие – столкновение церковников и инквизиторов. Но нам мало объясняют и практически не вводят в курс политических дел мира, кроме классического «Один Папа Римский умер, его место занял другой» или «Наш Император погиб на охоте. Случайно ли? Кто знает?». Нет понимания, что движет Инквизиториумом и почему он как организация борется за свою независимость. Нет и объяснения со стороны поля папистов, почему им так необходимо убрать инквизиторов как институт. То, что сначала я считал за сценарный ход автора, теперь кажется сшиванием лоскутного одеяла сюжета на скорую руку и подвязыванием нужных мотиваций по ходу дела.

В целом первый том произведения справляется со своей задачей. Он завлекает читателя в мир, который придумал автор, яркой и необычной оберткой, которую ты нигде не видел. Но развернув обертку и попробовав произведение на вкус, ощущаешь, что тебя обманули и подсунули папье-маше.

Оценка: 6
⇑ Наверх