fantlab ru

Все отзывы посетителя Jis3i

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Бэзил Коппер «Пещера»

Jis3i, 11 июля 2023 г. 21:56

Как-то еще ребенком я взял у соседей сборник хоррор прозы «Зловещие мертвецы» (как ни странно, не имеющий никакого отношения к знаменитой кинофраншизе), в котором мне среди прочего попался рассказ под названием «Пещера», запомнившийся довольно необычной концепцией и мрачным финалом. Имя автора, естественно, стерлось из памяти, так что когда много лет спустя, на распродаже старых книг я купил другой старенький сборник зарубежной мистики, то увидев среди перечня рассказов знакомое название, был уверен, что это и есть та самая «Пещера», так как в начале 90х таких сборники выпускались в довольно приличных количествах и рассказы часто кочевали из одного в другой, правда, порой с другим переводом. Но когда я приступил к чтению (и начал именно с этого рассказа, чтобы освежить в памяти детские впечатления), то выяснилось, что я, так сказать, немного ошибся «Пещерой». Автором «того самого» рассказа оказался Рональд Четвинд-Хейс. А вот «Пещеру» с купленного мной сборника написал Бэзил Коппер. Но, тем не менее, я все равно остался доволен, так как этот рассказ оказался хотя и несколько старомодным, но приятным и даже в каком-то смысле «уютным». В начале повествование подается от лица автора (или его альтер эго), который в компании нескольких джентльменов, обедает в неназванном клубе у камина и внимает их рассуждениям о природе страха. Пока некий Вильсон, который по сути, и есть «настоящий» главный герой рассказа, не поднимает еще более любопытную тему «ужаса среди бела дня», т.е. когда что-то жуткое является нам при ясном дневном свете, но все равно страшно до безумия. После чего обещает рассказать присутствующим, что сам оказался в аналогичной ситуации, во время своего давнего путешествия по Альпам. Вот только его рассказ вышел, кмк, немножко про другое, и выделить здесь тот самый момент мне было несколько затруднительно, пока герой в конце сам не объяснил, что именно он имел в виду. Так же к недостаткам рассказа, на мой взгляд, можно причислить то, что автор, видимо, сам не определился со сверхъестественными способностями придуманного им существа — например, когда Вильсон фотографировал фреску с демоном в церкви, ему явно пыталась помешать какая-то мистическая сила. После чего следует сцена с попыткой проникновения монстра в дом под покровом ночи и там уже все выглядит вполне реалистично: оказывается, простая щеколда на двери вполне способна задержать это дьявольское отродье, а уж когда в дело идет мощный засов, то зверь совсем оставляет попытки прорыва. В то же время в финале рассказа нам сообщают, что чудовище каким-то образом телепортировалось в забаррикадированную комнату на втором этаже того же самого дома и так же бесследно из нее исчезло. Выходит все-таки, что запоры (дверные, в смысле) ему нипочем. Но с другой стороны, когда пещеру монстра завалили взрывом убийства прекратились, т.е. опять-таки все выглядит более менее естественно. Ну а порча последнего кадра пленки, с запечатленным на ней демоном, снова тянет на потустороннее вмешательство. В общем, что это было: автор ли сам запутался, или же поставил своей целью запутать читателя, до конца не понятно. А вот особо понравилась, как ни странно, маленькая деталь, которая немного выбивалась из общей «традиционности» рассказа — в кои-то веки жуткий инфернальный монстр издает не рычание, не лай и не дьявольский смех. А говорит он просто

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«кхе-кхе», как бы прочищая горло перед тем, как сказать что-то еще.
И уже становится не по себе, ведь понимаешь, что такой звук может издавать именно разумное существо, а не просто дикий зверь. На мой взгляд, этот момент автору удался и действительно запоминается.

Кстати, интересно, что вопреки законам жанра, Вильсон не сошел с ума и даже не умер после контакта с загадочным злом, а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
спокойно женился и жил себе долго и счастливо.
Чего, увы, нельзя сказать о пожилой паре, у которой он остановился. Не очень понятно только, как же они жили там столько лет в непосредственной близости от пещеры с монстром и он их не трогал, убивая только скот, а как только гг приехал и заселился, то зверь повадился по ночам штурмовать дом. Возможно, имеется в виду, что Вильсон сам его спровоцировал тем, что полез куда не надо и начал заглядывать в эту пещеру. Тогда получается, что он сам невольно стал причиной
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гибели несчастных стариков, которые может быть так и дожили бы свой век в страхе, но в целости, а монстр продолжал бы только коз да другую живность таскать.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Р. Л. Стайн «Тропой лесных чудовищ»

Jis3i, 26 июня 2022 г. 21:28

Так случилось, что книга They Call Me Creature, которая вышла у нас еще 20 лет назад под названием «Тропой лесных чудовищ», попала мне в руки только сейчас. Дело в том, что Стайна я до этого читал крайне мало, потому что пара его книг, которые были у меня в детстве (а конкретно, «Пленник кривого зеркала» и «Взгляд неземного чудовища») совершенно не впечатлили, к тому же они по сути являлись чистой фантастикой, а я, покупая книги с надписью «Комната Страха», почему-то ожидал увидеть какие-то ужасные ужасы. Поэтому у меня сложилось впечатление, что и остальные книги автора будут примерно такими же. Но вот данная вещь поначалу выглядит как практически полноценный хоррор и даже триллер, конечно со скидкой на достаточно юный возраст аудитории, но в целом, все положенные жанру атрибуты на месте, в наличии даже небольшая «жесть» в виде довольно детальных описаний разорванных на части животных, а так же эпизода когда героине приходиться прятаться от преследователей прямо в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гниющей туше мертвого оленя.
И поначалу я даже думал, что наверное зря я был так строг к Стайну в детстве и попадись мне эта книжка «тогда» вместо двух вышеназванных, то наверное, отношение к этому автору было бы более положительным. Но, увы, в дальнейшем впечатление от книги опять сильно ухудшилось. Да, написано в общем-то вполне неплохо и даже несколько небрежный перевод не слишком портит впечатление, но вот сюжет, к сожалению, хромает на обе ноги, даже несмотря на то, что все это писалось в расчете на, скажем так, не очень сообразительных американских подростков, все же, приложив больше стараний, можно было сделать все немного поизящней. Например тут используется крайне нелюбимый мной прием, когда положительный персонаж, безо всяких объяснений начинает вести себя как полный м... простите, персонаж отрицательный, хотя на самом деле веских причин для этого нет и все это в итоге оказывается нужно лишь для того чтобы автор мог обмануть читателя, подсунув небольшой твист в конце. И кстати, если вы счастливый обладатель российского издания из серии «Страшилки» издательства «Эксмо» (а в других «Комната Страха» вроде бы у нас пока и не издавалась), то учтите, что иллюстрация в самом начале книги довольно бесцеремонно спойлерит этот самый твист (что поделать, с чувствами читателей в те времена еще считались мало и были случаи, когда ключевые моменты помещались прямо на обложку). Ну и то, что книга начала стремительно портиться к финалу, превращаясь из атмосферного хоррора про тайны леса в опять-таки трешеватую фантастику чуть ли не в духе фильмов 40-50-х тоже, понятное дело, не прибавляет ей очков. В добавок некоторые сюжетные линии так и остаются незавершенными — например, когда героиня почти в самом начале находит в лесу
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оторванный палец,
то я уж было подумал, что автор таким образом оставил элементарную зацепку для того, чтобы потом она могла вычислить среди других героев книги «оборотня» — у кого обнаружится недостача, тот, значит и есть это самое. Но в результате оказалось, что находка так толком и не «выстрелила» и концу о об этом никто уже не вспоминает. Так же не очень понятно, зачем в прологе повествование идет от лица некоего Существа, показывая его персонажем едва ли не трагичным, из чего можно было сделать вывод, что и дальше нам будут раскрывать его личность через такие внутренние монологи, а этого больше не происходит. И еще одна неприятная мелочь — Стайн даже не потрудился закончить линию пса главной героини, Джорджи, так и оставив читателей без ответа —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ампутируют ли лапу несчастному или все обойдется благополучно.

Можно, конечно, спросить, а зачем я вообще докапываюсь до этого старенького детского ужастика, которому и не положено быть особо умным и заковыристым. Ну, во-первых Стайн сам по себе очень известный автор, книги которого пользуются популярностью уже не один десяток лет, следовательно, от его произведений ждешь чего-то более качественного, а во-вторых хорошие детские и подростковые книги, на мой взгляд, как раз и отличаются от плохих тем, что их авторы относятся к своим читателям с уважением, а не держат их за совсем уже безмозглых детишек, поэтому их можно читать в любом возрасте. Стайн к таким авторам, похоже не относится. И его дико популярные книги это всего-лишь своего рода «жвачка», а не серьезные произведения. Что с другой стороны вовсе и не плохо, ведь такие вещи самое то для отвлеченного чтения на ночь подросткам и без них многим жилось бы куда скучней, а автор может писать подобное километрами и без работы не останется до самого конца своей жизни.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Эд Курц «И создал из ребра я новый мир»

Jis3i, 16 января 2022 г. 17:53

Об этом романе я впервые узнал из анонса в серии «Мастера Ужасов». Сначала глаз зацепился за немного необычное для хоррора название, а затем, прочитав, что данная книга вышла недавно, в 2016 году, я отчего-то решил, что если ее относительно быстро взялись переводить и издавать у нас, значит она и впрямь что-то из себя представляет. В общем, как бы то ни было, но я почему-то стал ждать ее выхода на русском языке. Но первые сомнения закрались еще в тот момент, когда я впервые увидел обложку российского издания. Нет, не поймите превратно, сам рисунок хороший, и выглядит в каком-то смысле даже лучше обоих западных вариантов, которые я видел. Просто когда на переднем плане изображен бомжеватого вида мужик в пальто и шляпе, с висящими вдоль тела руками и грустным лицом, заросшим густой бородой, а за его спиной виднеются парочка вяло полыхающих зданий и какие-то люди, похожие на банальных зомби, то это как-то не очень вдохновляет. Тем более, что зомби-тематику я не очень жалую. Но судить по обложке это конечно же несерьезно, посмотрим, что же там внутри, может если не новый шедевр, то хотя бы просто приличный хоррор, на пару-тройку вечеров? Но нет, вот книга прочитана и приходится признать, что внутри она оказалась до обидного слабым и невнятным мистическим романом, ни мастерства, ни тем более ужасов, вопреки названию серии не содержащим. Но начну все же с того, что в мне в книге более-менее понравилось: главный герой (тот самый «бомж с обложки») Джордж «Джоджо» Уокер — бывший помощник шерифа захолустного городка Литчфилд, человек с трудным детством и необычным природным «изъяном», по ряду причин опустившийся на дно жизни. Теперь он живет в обшарпанном городском отеле «Литчфилд-Вэлли» и исполняет в нем обязанности так называемого «гостиничного полицейского». Пусть у автора и получился довольно заштампованный почти «комиксовый» персонаж, но он хотя бы вышел достаточно живым а наблюдать за его взаимоотношениями с некоторыми окружающими людьми вполне себе интересно, плюс написаны многие эпизоды с его участием неплохо, читаются легко и часто присутствует простенький, но уместный юмор в диалогах и ситуациях. А вот второго главного героя, точнее героиню, домохозяйку Теодору Кевинью, которой посвящено изрядное количество текста, в отличие от Джоджо, что называется «недожали» и, кажется, в других отзывах тоже жалуются, что буквально все, что связано с Теодорой, так не получает внятного завершения. Включая, кстати и всю эту возню с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
куклами Вуду,
которые, похоже нужны в тексте только ради пары эффектных убийств, а дальше не фигурируют и никак не объясняются. Ну и читать про ее злоключения поначалу немного скучней, чем главы «за Джоджо». Но самая, на мой взгляд, существенная проблема книги в том, что для хорошей мистической истории, в которой фигурирует некое Воплощение Абсолютного Зла, хоть в буквальном, хоть в переносном смысле, крайне желательно, чтобы то самое Зло, отравляющее жизнь героям, неважно, человек это или какое-то сверхъестественное создание, было показано так, чтобы читателя натурально «пробирало» от каждого его действия, слова и даже просто намека на появление в пределах видимости. Если же это самое Зло, вопреки всем стараниям автора, вызывает смех или скуку у читателя, то дело совсем плохо. Но у этого явления есть и обратная сторона — иногда, в подобных книгах главные герои прописаны даже менее тщательно, чем собственно, антагонист. Здесь же наоборот, Джоджо без сомнения вышел более ярким, Теодора, ну так-сяк, а вот обе ипостаси главного злодея — совершенно никакими. Большую часть времени «звезду» пытается изображать такой себе Зазывала Дэвис, глава передвижного балагана, который привез в Литчфилд под прикрытием низкопробного «гигиенического» фильма, ужасную дьявольскую кинокартину, буквально зомбирующую людей. Но как ни старался автор нагнать значимости, в каждой с цене с его появлением «в кадре», как ни придумывал яркие, по его мнению, приметы, вроде разделенных на две половины на старинный манер волос, отвратительных оспин на лице и, кажется, даже произвольно меняющего размеры галстука-бабочки неопределенной расцветки, должного эффекта все эти детали не производят и выдуманный им персонаж так и остается жалким аутсайдером в тени культовых злодеев из других жанровых произведений. А уж фокусник, Черный Гарри Эшфорд, вроде как и заваривший всю творящуюся в романе кашу, помимо этого факта (и еще своего дурацкого имени), не запоминается вообще ни чем интересным. Чуть лучше дело обстоит с его подручной — медсестрой, зловещей и обольстительной «femme fatale», внушающей, по словам автора мурашки всем мужчинам одним только движением бровей. Но она, как и Джоджо тоже получилась довольно шаблонной, а ближе к концу романа
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вообще оказывается скорее каким-то персонажем из комиксов про «Людей-Икс».
А уж когда в финале Зло являет свое истинное обличье, то все делается совсем уж грустно, ведь все на что хватило фантазии автора, это
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
банальнейший рогато-зубастый, с глазами навыкате, дьявол женского рода.
Да, возможно, автор таким образом хотел отдать дань уважения старым романам ужасов, на которые раскиданы отсылки по всему его произведению, а я, как человек не достаточно начитанный, этого не понял,но все равно думаю, что в 2016 году можно было придумать что-то более оригинальное. Впрочем, спасибо, что без Лавкрафта и его мифологии обошлось, иначе это была бы совсем уж «звенящая пошлость», настолько часто к нему отсылают другие деятели «хоррорного» жанра. Одним словом со злодеями вышел полный провал и впечатлить их фокусы могут только человека, для которого эта книга является первым в жизни ужастиком. Может хоть описание города и его жителей удалось? Увы, за редким исключением, с этой частью романа дела тоже обстоят не очень. Повествование часто перескакивает на второстепенных персонажей, но интереса они не представляют поскольку являются сборищем, даже не книжных, а прямо-таки киношных штампов: один честный, пожилой шериф с крутым нравом и дробовиком наперевес, другой потерявший веру священник, побаивающийся даже собственных прихожан, третья — женщина с сомнительной репутацией, о порочности которой в городе ходят чуть ли не легенды и т.д. Одним словом полный набор и ничего такого, чего бы мы не видели\читали в сотнях произведений разного жанра до этого. А позже часть жителей города, насмотревшись полных черной-пречерной магии фильмов, таки начнет превращаться в зомби (они, кстати, тоже вышли довольно унылыми и умеют по сути только неестественно широко раскрывать рот и нечеловечески кричать), что тоже не добавляет очков роману. В общем, создается такое ощущение, что Курц создал этакое «чудовище Франкенштейна» из разрозненных кусков чужих произведений, что не так уж и плохо само по себе, но беда в том, что автор так и не смог вдохнуть жизнь в свое творение. Ну или просто писал эту книгу сразу с прицелом на простенькую сериальную адаптацию какого-нибудь «Нетфликса». Вот например, автор почти по-кинговски влазит в голову некоторым малозначительным персонажам, чтобы показать окружающую действительность с их точки зрения и продемонстрировать что у них в голове. А там даже какой-нибудь «скелет в шкафу» порой промелькивает. Я не склонен перехваливать Кинга, это далеко не самый мой любимый писатель, но тем не менее, приходиться признать, что до него Курцу далековато и соответственно, копает последний, тоже, к сожалению, совсем не глубоко. Это видно на примере того самого ночного киносеанса, на котором разные люди видят разные вещи а автор пытается как-то подвести эти вещи под дальнейшую судьбу персонажей и заодно показать свою изощренную фантазию — тут и стилизация под немое кино и комикс про Капитана Америку (и тут Марвел!) и даже кукольное представление. Но с фантазией у автора тоже не очень, большинство этих «кинотрипов» довольно банальны и читаются скучновато и почему тот или иной персонаж реагирует на показанное ему именно так, а не иначе, автор в итоге объясняет не очень гладко. Да и самих этих персонажей, которым уделено довольно приличное время, совсем не жаль, во-первых потому, что они неважно прописаны, а во-вторых потому, что по сути, почти все их линии либо обрываются в никуда, как будто роман спешили побыстрей завершить к какому-то сроку, либо заканчиваются с изяществом той шутки про
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
медведя и горящую машину (иногда буквально).
Так же в других отзывах жалуются на невнятность основных мотивов местного зла и я так же как и другие, не очень понял, зачем это все было ему нужно. На первый взгляд, главный «твист» романа, связанный с Литчфилдом вроде бы и претендует на некую оригинальность, но на самом деле, подобные повороты тоже не являются редкостью в наше время, лично мне вспомнился
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
фильм «Темный Город» режиссера Алекса Пройаса, где было что-то подобное.
И еще один момент, сильно повлиявший на финальное впечатление о романе:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уже в эпилоге вдруг ни с того ни с сего появляется некий персонаж (до этого отметившийся в крошечной сцене, попыткой предупредить о надвигающейся угрозе по телефону), который явно знает ответы если не все, то на очень многие вопросы, но как только я подумал, что автор хоть и таким неуклюжим образом все же попытается в объяснение происходящему, этот человек, проговорив что-то типа: «Я устал и больше не хочу на это смотреть» прыгает в пропасть. Просто потрясающий ход, поступить так с важным для сюжета персонажем, даже толком не представив его читателю, лично для меня это стало последней каплей, так что после такого финта рекомендовать этот роман я бы никому не стал.
В итоге мне кажется, что если бы автор написал, скажем, цикл детективных рассказов, про этот городок и с этими же самыми героями (и лучше бы вообще без потуг в мистику, пусть Джоджо бы просто ловил бандитов и маньяков или изобличал всяких мошенников), поработав над их образами чуточку получше и закруглив им сюжетные линии, то вышло бы вполне приятное, легкое чтиво. Но увы, какого-либо интересного развития ни сами герои, ни отношения между ними, скорее всего не получат (если, конечно, Курц не напишет продолжение).

P.S. Наверное стоит уточнить, что это мой первый отзыв на сайте, так что приношу извинения за корявость слога, клишированность фраз, а так же лишнее словоблудие. Этот текст всего-лишь лишь мои личные сумбурные впечатления о прочитанном, не претендующие на какую-то истину. Но надеюсь, кому-то этот отзыв покажется полезным и, возможно, поможет повлиять на решение по поводу приобретения данной книги.

Оценка: 5
⇑ Наверх