fantlab ru

Все отзывы посетителя dobrikus7

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Жюль Верн «Париж в ХХ веке»

dobrikus7, 21 февраля 2012 г. 21:41

Люблю, с детства, всю классическую приключенческую романистику Жюля Верна.

Книга же «Париж в XX веке», заметно отличается от остального творчества писателя, и она мне как-то по особенному нравиться.

Роман-антиутопия о будущем человечества: описывается полное доминирование научно-технического прогресса и прагматического образа мышления, которые вытесняют гуманитарные науки и любое отвлеченно-творческое мировоззрение.

Одно из немногих произведений Жюля Верна со скептической оценкой индустриального развития общества и повышенным вниманием к нравственно-этическим аспектам человеческой личности.

На первое место ставиться вопрос, может не явно, но это прослеживается в романе — не как жить, а зачем жить. Что по настоящему делает человека счастливым в этом мире. Ради чего вообще весь этот Технический Прогресс-то мы творим из столетия в столетие? Это делает человека лучше?

В подробностях описывается инфраструктура Парижа будущего, и социальная и технологическая. Различные изобретения, в чем-то, как часто бывает у Верна, весьма провидчески совпадают с современной реальностью. Социальное устройство — тотальная бюрократизация, усиление полицейских институтов и т.п тоже в чем-то похоже на реалии нашего времени.

Главный герой, романтик Мишель, поэт, пытается найти себя в этом техническом мире. По ходу повествования влюбляется, развивается мелодраматическая линия — что также непривычно для большинства романов Жюля Верна.

Финал романа в целом печален. Показана потерянность доброй и творческой личности в бездуховном мире, невозможность бороться с тотальным давлением прагматического социума, вытесняющего любого не вписывающегося в общепринятые правила индивидуума.

В литературном плане «Париж в XX веке» наверное пониже других работ Верна, но вполне на достойном уровне. И в общем весьма замечательный роман.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Роджер Желязны, Фред Саберхаген «Витки»

dobrikus7, 24 ноября 2011 г. 04:07

Роман был прочитан, как и многими, впервые в детстве, в начале 90-х, в журнале «Вокруг Света» (честь и хвала этому журналу, вместе с «Техникой Молодежи» и «Юным Техником» — за публикацию иностранной фантастики) — подшивку которого мне дали родственники, и помню был впечатлен романом очень сильно. Причем читал не целиком, а с момента путешествия главного героя, и попытки противостоять ему. Номера с началом отсутствовали. Помню очень захватывающим показалось, идея проникновения в компьютерную сеть, а также описание телепатического воздействия.

Совсем недавно перечитал «Витки» снова, и уже, если честно, меньше получил эмоций и впечатлений, некоторые моменты показалось уже какими-то поверхностными, и с немного излишним, неуместным экшеном, иногда несколько банальным. Не хватает какой-то научной глубины и развернутости.

Главный герой, Стиф Макфарланд, обладает способностью проникать в любые компьютерные сети и контролировать их. Попав под влияние организации использующей его дар в корыстных целях, впоследствии пытается выйти из игры, вступив в схватку.

В романе мир будущего представлен полностью компьютеризированным, где большинство функций выполняется автоматически, почти без участия человека. Впечатляющие описан глазами главного героя, кибернетический мир как бы изнутри, в виде сияющего, пульсирующего сигналами, электрического карнавала.

Один из наверное основных, моментов романа — идея зарождения в электронных недрах некоего разума, не имеющего возможности ощущать и видеть обычную физическую реальность, и который благодаря связи с Макфарландом начинает постигать информацию о внешнем мире.

В целом, роман весьма замечательный. Хотя бы уже потому, что является воспоминанием детства. :smile: Но даже с сегодняшних позиций, оцениваю его как очень неплохой. В том числе как образец описания современного компьютеризированного общества, которое было сделанно в 1982 г., в самом начале его зарождения.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дин Кунц «Сумерки зари»

dobrikus7, 25 августа 2010 г. 06:23

Серьезная, драматическая история, заставляющая задуматься о самом важном, основополагающем, в жизни каждого человека.

История о прагматичном человеке Пите Фаллоне, живущем без веры в Бога, жестком атеисте, привыкшем во всем полагаться на себя, не допускающем и мысли о чем-то высшем, находящемся за пределами материального мира. Но трагическое проишествие — потеря ребенка, печаль и отчаяние, и последующие душевные поиски, постепенно приводят его к вере, к осознанию божественной сути нашего мира, к духовному исцелению.

Сильный рассказ, наполненный глубоким психологизмом, читается на одном дыхании. Выделяется из всего остального, главным образом фантастического, творчества Дина Кунца. Хотя и в этом рассказе есть мистический момент, когда главный герой в конце концов обретает веру, и примирение с собой и миром, происходит чудесное событие — в саду на него падают одновременно все лепестки с вишневых деревьев и он с благоговением и радостью понимает, что это его ушедший сын Бенни общается с ним.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Филип Дик «На тусклой Земле»

dobrikus7, 24 августа 2010 г. 13:47

Один из самых впечатливших меня рассказов Филипа Дика. Хотя у мэтра, практический нет ни одного произведения, которое не впечатляло бы, не удивляло, и не восхищало в максимальной степени. Но данный рассказ просто какой-то уникальный, особенный. Напрочь отсутствует свойственная Дику некоторая своеобразная ироничность. Серьезное, проникновенное, выдержанное в первую очередь, в мистической атмосфере, повествование.

История о возлюбленной паре — Рике и Сильвии. Сильвия обладает удивительным даром — общаться с загадочными существами, приходящими из таинственного, иного измерения. Рика они пугают, Сильвия же просто рвется к ним, чувствуя какое-то родство и стремление к полету в непостижимые дали. Однажды мистические существа, белокрылые и пышущие жаром, по неосторожности нападают на Сильвию, погубив земное тело, а её духовная сущность перерождается, и становиться подобной призрачным пришельцам. Но пройдя перевоплощение и обретя желанную свободу, Сильвия просит Рика помочь ей вернуться назад.

Но вернуться обратно не так-то просто.

"— Если они пошлют меня назад и что-нибудь выйдет не так… — На мгновение она смолкла, а затем продолжила: — Если они ошибутся, я могу затеряться между двух миров. Меня может поглотить свободная энергия. Возможно, она тоже живая — какой-то своей жизнью. Этого никто не понимает.»

Рик требует чтобы его возлюбленную вернули в физический мир.

Но видимо не нужно вмешиваться в великие законы мироздания, а попытки такие, приводят к печальным результатам...

Финал рассказа вызвал ощущение легкой аналогии с сюжетным ходом из романа «Солярис», Станислава Лема, когда Крис Кельвин неожиданно встречает, ушедшую в мир иной, возлюбленную.

А самые последние строчки, когда Рик смотриться в зеркало, особенно сильно впечатлили и обескуражили. Филип Дик, все же, один из самых потрясающих, уникальных и непредсказуемых мастеров фантастики.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Кшиштоф Борунь «Cogito, ergo sum...»

dobrikus7, 20 августа 2010 г. 06:48

Прочитал этот рассказ еще в детстве, во второй половине 90-х, в старой подшивке журнала «Вокруг света» и он произвел на меня сильнейшее впечатление. Впоследствии подшивка потерялась, автора и название я не запомнил, но благодаря форуму сайта Fantlab.ru, мне помогли восстановить информацию, я нашел текст и перечитал рассказ, и в общем был почти также впечатлен, как когда-то, прочитав его в первый раз.

Рассказ захватывает с первых строк — калейдоскоп каких-то удивительных образов, странных, похожих на сновидения, и пробивающаяся сквозь них череда пугающих вспышек. Затем становиться понятным, что читатель находится внутри чьего-то воспаленного сознания. А вспышки, это попытка наладить контакт — извне. Вспышки — это азбука Морзе, и разобравшись в смысле передачи, главный герой осознает, что ему предстоит сделать важный выбор, от которого будет зависеть его жизнь.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Джон Бойнтон Пристли «Другое место»

dobrikus7, 20 августа 2010 г. 00:44

Повесть «Другое Место», одно из моих любимых произведений Пристли. Прочитал ее еще в детстве, с тех пор неоднократно перечитывал, всегда с интересом и с некоторой грустью.

Главный герой, Харви Линфилд, благодаря тому что случайно спас человека от гибели, получает возможность войти через таинственную дверь, в некий иной мир, наполненный светом и добротой, и в котором он встречает друзей и любовь. Но затем из-за эгоизма и нетерпимости, разрушает дарованное ему счастье.

Харви Линфилд возвращается в обыденную реальность, понимая что упустил свой удивительный шанс остаться в другом мире, дарованный ему за добрый поступок, и осознает что через агрессию и злобу счастье не обрести.

С тех пор Линфилд сранствует по свету, пытаясь найти то самое Другое Место — призрачный мир Мечты, пытаясь найти себя, обрести душевный покой.

Пронзительная история о том, как человек пытается убежать от тоски и цинизма реального мира. Что все мы, при других обстоятельствах, могли бы быть другими, гораздо более счастливыми. Но думаю Пристли также же хотел сказать, что возможно изменить себя, самому стать добрее — тогда и окружающий мир повернется солнечной стороной. Слегка эта идея проглядывается в словах загадочного баронета Аларика, который говорит Линфилду — главному герою, что в конечном итоге не важна конкретная дверь и место, и каждый может попытаться найти дорогу к радости, кто бы он ни был и где бы не находился.

Мне по крайней мере, хотелось бы видеть в произведении Пристли такой посыл.

В повести очень впечатляет описание унылости и серости обычной реальности в провинциальном английском городке, куда волею случая, находясь в деловой командировке, попадает главный герой, и контрастирующего с ней светлого мира.

Произведение очень сильно перекликается с другой повестью — Герберта Уэллса — «Дверь в Стене», главный герой которой также попадает через странную дверь, в другой, лучший мир, наполненный любовью и дружбой, и также покидает его по какой-то не очень важной, эгоистической причине, и впоследствии тщетно пытается вернуться и найти свою Дверь в Стене.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Рэй Брэдбери «Переходный период»

dobrikus7, 10 июля 2010 г. 16:26

Главный герой рассказа Уильям Латтинг, пожилой человек, находясь рядом со своим домом, видит себя в разные годы своей жизни — играющим в листве ребенком, влюбленным юношей, зрелым мужчиной — пытается понять что происходит, вступить в контакт, но встречает непонимание и неприятие. Он не узнает себя в прошлом, как и более молодые не понимают, что видят себя в пожилом возрасте.

«Это мой дом. Что за люди входят и выходят из него?» — прокричал старик...»

Сначала события показаны глазами старика Уильяма Латтинга, а затем с точки зрения других поколений.

Очень впечатлен рассказом. Что хотел сказать Брэдбери этим произведением?

Что нужно быть добрее и внимательнее друг к другу. Жизнь проноситься, и люди эгоистично мчаться вперед пытаясь все успеть, погруженные только в свои желания и устремления, не ценя каждое мгновение и не особенно замечая окружающих. Каждый живет в своем мире, не задумываясь о проблемах и переживаниях других. И приходит момент, когда все заканчивается и человек в печальном одиночестве и замешательстве взирает на себя и свое прошлое, пытаясь понять куда же все ушло и тщетно пытаясь вернуть утраченное, не находя поддержки и взаимопонимания.

Или же просто Брэдбери хотел показать пронзительную грусть, данность нашего мира, никого не упрекая, и не пытаясь сподвигнуть что-то изменить. Просто так устроена жизнь, мы проживаем ее, проходя через несколько абсолютно разных миров — детство, юность, зрелость и старость, и ничего не поделать, никто ни в чем не виноват. Разные поколения никогда не смогут понять друг друга. И только иногда может нахлынуть чувство острой печали по чему-то безвозвратно утраченному, этим и заканчивается рассказ, когда Уильям Латтинг зрелого возраста, не может уснуть находясь в грустных размышлениях, и не понимая их причины:

«Ветер принес слабый звук плача. Уильям знал, что стоит ему протянуть руку и отодвинуть занавеску, он увидит детей, кувыркающихся в замерзшей утренней листве. И они будут кувыркаться там, далеко внизу, пока рассвет не озарит небо на востоке.

Его сердце, душа и плоть соединились в желании выйти и лечь в листву, рядом с ними, быть погребенным в листьях, вдыхать их, с глазами, полными слез.

Вместо этого он повернулся на бок, не в силах сомкнуть глаз, не в силах заснуть.»

Несколько необычный рассказ, без какой-то определенной, четкой фабулы, не самый примечательный с литературно-художественной точки зрения, но все равно захватывает! Как Брэдбери это всегда удается?! Даже в небольшом, среднего уровня рассказе, уносить читателя в другой мир, отрывать от бытовой обыденности, направлять к глубоким размышлениям и чувствам. У Брэдбери хватает таких произведений, в которых не все разложено по полочкам, оставляющих чувство некоторой недосказанности — и в этом их и прелесть. Читателю предоставляется самому возможность домысливать, вникать в суть, прилагать духовные и умственные усилия.

И кстати читать данный рассказ лучше в переводе Д.Новака — он есть на официальном российском сайте Брэдбери.

Оценка: 10
⇑ Наверх