fantlab ru

Все отзывы посетителя Mierna

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Франсис Карсак «Львы Эльдорадо»

Mierna, 7 августа 2013 г. 12:58

В детстве я обожала эту книгу. Перечитывая раз за разом, пыталась додумать, как выглядели описанные парой слов инопланетные расы, наполнить смыслом сухой термин, обозначающий что-то вроде напалма, представить хромированную стиральную машинку. Тогда мне очень не хватало информации, я хотела, чтобы автор и теханцев описал, и как их открыли-уничтожили, и на что была похожа их планета, и, и... Детство, что поделаешь. Конечно же, меня восхищал темперамент, красивые описания, схватки... была одна страница в книге, которую я при перечитывании всегда перелистывала: очень уж жалко.

Я точно помню, что в детстве была искренне восхищена, сейчас же мне удалось перечитать эту книгу с большим трудом. В первую очередь это диалоги: мало того, что все они представляют собой споры и не заканчиваются дракой только потому, что персонажи стремительно соскальзывают с опасной темы, — почти каждая фраза в диалоге заканчивается восклицательным знаком. Сейчас не поленилась и нашла оригинал, — не виноват переводчик, всё так и было. Теперь меня очень смешит фраза «Я поднималась на Эверест!», как недостаточное свидетельство готовности к походу по джунглям. Впрочем, кто знает, может, в их времена на Эверест понимаются по канатной дороге, и хорошей физической формы это не требует.

Что я вижу сейчас и чего не видела тогда, — эта книга куда более хороша как социальная фантастика, чем как авантюрный роман. Все диалоги — о морали и политике, и они вовсе не разговоры живых людей, а ещё один метод подачи информации о происходящем. О том, как люди хотят всё больше, больше и больше. О том, как они берут всё, до чего могут дотянуться, оставляя после себя пыль и руины. И о том, что всё это — ради общества потребления, ежегодно покупающего себе следующую модель любимых игрушек. И хромированная стиральная машинка уже не кажется фантастическим образом, что же тут фантастического-то.

Что касается описания несколькими небрежными словами, — теперь я даже любуюсь тем, как кратно и ёмко автор доносит до читателя смысл, будит воображение и рассказывает только то, что важно. Какая разница, как выглядела планета теханцев и как они умерли, для сюжета и общей картины это и не нужно. Если, конечно, знать, что «Львы Эльдорадо» (паразиты в гриве льва) — социальная фантастика.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Алексей Глушановский «Дорога в маги»

Mierna, 4 августа 2013 г. 11:26

Первое, о чём хочется сказать — писать автор может, но не стал.

У книги приятное начало, одновременно располагающее понятностью (студент, гитара, друзья) и интригующее необычным увлечением героя (чтением магических книг в библиотеке). В романе есть немало красиво и интересно написанных сцен. Очень мягко и незаметно характер героя меняется по ходу усиления в нём демонических черт, очень естественно появляются оправдания каждому плохому поступку.

Тем не менее, после завязки у героя не возникает ни одной ситуации, где его жизни что-то угрожает. Он никогда не проигрывает схватки, не теряет соратников, все его планы выполняются. Если ухудшение характера призвано стать его «криптонитом», то по темпу повествования оно аукнется книге в третьей, не раньше, а сперва надо дать читателю повод открыть вторую. Я лично этого повода не получила.

Отдельно хочу отметить псевдопсихологию в диалогах. Она описана наполовину, мол, в этом их средневековье такого психологического приёма не знают, а вот я его применю. Лучше бы смотрелась или без описания (ведь герой никаких шедевров риторики не применяет, а мы люди не средневековые и приёмы нам знакомы), или с большим психологическим уклоном и экскурсами, но это требовало бы соответствующих знаний героя, их обоснования, ну и жанр у книги был бы уже не тот. А так непонятно, на кого герой хочет произвести впечатление: на собеседника или читателя.

На мой взгляд, выбивается из жанра обилие произошедших в прошлом и рассказанных или показанных герою пыток и издевательств, преимущественно произведенных над женщинами. Ну да, сочувствие вызывает, но не получает продолжения: это всё произошло не по вине героя, в прошлом, ни с кем из нынешних героинь, и никак не повлияло на сюжет. Так, чернуха ради чернухи.

Мне бы очень хотелось надеяться, что ко второй книге автор стал чаще применять своё умение писать красивые сцены и улучшил свою способность продумывать сюжет. Но проверять совершенно не хочется.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ольга Онойко «Море Вероятностей»

Mierna, 30 июля 2013 г. 15:46

«Море вероятностей» я читала после Еврокона, и первую половину книги повторяла про себя: «Да-а... Олди были бы довольны». Олди на Евроконе говорили о недосказанности как приёме в искусстве, в частности литературе, и о том, как в наше время это не то, что не ценится, а считается недостатком. Так вот, недосказанности в этом романе море... невероятно много, и это прекрасно.

Для тех, кто читал «Море имён» и «Хирургическое вмешательство», этот роман — как «Властелин колец» после «Хоббита». Мир раздвигается, ничто уже не то, чем кажется, и если и попадаются прежние лица, у них совсем другие имена и выражения. Если до того мы смотрели на мир через увеличительное стекло и микроскоп, то теперь летаем над ним на вертолёте, описывая круги, поднимаясь и снижаясь. Несмотря на опасность этого метода, на множество авторов, которых обвиняли в эскалации насилия (в том числе и заслуженно), я всё равно люблю, когда в книге расширяется горизонт.

Читая книги, я в последнее время сверяюсь с воображаемым списком — наличия хорошего, отсутствия плохого... Нет кратких описаний предыдущих серий тут и там — check, нет болезненного избегания местоимений он/она — check, нет частого использования слов «довольно» и «достаточно», — check... Я помню имена всех героев — check, я не путаю одного героя с другим — check, я поняла, в чём была главная интрига и «кто на ком стоял», — check, есть переключение фокуса внимания между персонажами, — check. Впрочем, в «Море вероятностей» я исправно путала Ледрана и Ландвина, а заодно и Ласвега, и сейчас, спустя четыре месяца, не помню, кем был последний. Что поделать, много их там, всё же эпическое полотно.

Своей морально-этической составляющей роман напомнил творчество Желязны: много плохих людей, трудно найти хороших, никакого истинного мирового зла, и... конечно же, про любовь. В книге немало психологических и социальных радостей. Например, отлично описано, как плохой и корыстный человек, убивший ради своей цели немало людей, сам становится жертвой и видит своего победителя немыслимым тираном, хотя по факту ничего ужасного тот не совершает. Отдельно радует, как читатели в обсуждении послушно сопереживают жертве и додумывают кошмарную тиранию, соответствующую силе эмоций. Тут уже и «издевался», и «нельзя же так». Отличная авторская манипуляция, даже если и ненамеренная.

В книге очень сильны проекции видения мира персонажами на читателя, и регулярно приходилось спрашивать себя, это я так думаю, или Вася почему-то так считает. Например, Вася регулярно походя ругает главного героя «Моря имён» Алея, а мы-то события наблюдали преимущественно его глазами, и удивляемся теперь, чего прицепились к хорошему человеку. А ведь у разных людей бывают свои мнения, симпатии и антипатии, и как же легко об этом забыть, наблюдая за происходящим из головы одного персонажа, да ещё и привычно приписывая его мнение автору. «Море вероятностей» нам этого не позволит.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Mierna, 21 сентября 2011 г. 02:58

Про Александра Мирера я слышала давно, и только хорошее. Теперь, когда прошло много лет и я наконец добралась до его произведений, оказалось, что он знаменит одной детской дилогией, которую большая часть читателей не может осилить во взрослом состоянии. Удивительно, решила я, неужто все его так активно советуют из ностальгических соображений? Честно говорят, так и не поняла.

Сюжет... нет, будь мне хотя бы 15, я могла бы что-то сказать о сюжете. Сейчас я могу говорить лишь о непонимании, которое рождено полувековым разрывом между автором и читателем. Я так и не поняла, что это за шпионская банда на основе тира, почему у подростков такой лёгкий доступ к боевому оружию и почему существование этой шпионской банды никого не удивляет. Может быть, после войны было нормально, что мальчишки не гоняют в футбол во дворе, а «играют» в полувоенную организацию со строгой иерархией?

В подростковом возрасте, наверное, книга напряжённая. Сперва достаточно долго непонятно, что вообще происходит, откуда все эти странности, а предположения героев о гипнозе, шпионах и прочих врагах народа выглядят неправдоподобными и вообще не близки в реалиях современности. Потом на некоторое время кажется, что всё совсем плохо, пришельцы жили в людях годами и только теперь показали свою чёрную натуру. Идея копирования и подсаживания к личности человека инопланетной мыслящей сущности воспринимается с облегчением: значит, не виноваты люди, нет среди них предателей, а уж с простыми врагами, так и быть, справимся...

Идея такого вот вампирического бессмертия в космических масштабах, конечно, не нова сейчас, не могу ничего сказать про 60-десятые. С момента, когда это становится понятно, напряжение отпускает совсем: сюжет знаком, проблематика, философия и мораль уже привычны, и чтение наконец-то становится комфортным... на несколько страниц, пока не приходит, как обухом по голове, информация о Пути как идее, философии, религии

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и чём-то начавшемся не сейчас и не на этой планете, а давным-давно и неведомо где.
Могильной затхлостью и поднимающей волосы жутью веет от этого существа, которое смотрит на персонажа знакомыми глазами и бесстрастно произносит слова, переворачивающие весь мир если не для героя, то для читателя. Почему-то это понятно и нормально, когда кто-либо научился сохранять души умерших, не смог более считать их мёртвыми, перестал принимать смерть как часть жизни и отправился искать выход, пусть неприятный и аморальный, но представимый. Путь как он показан в книге — логическое продолжение этого подхода, ведь дети всё равно рождаются, взрослые стареют и умирают, и все они отныне бессмертные души и заслуживают нового существования, а значит, надо лететь снова и снова... Но это логика, которую нелегко принять и представить, ведь в знакомом сюжете она заканчивается на первой же планете и никогда не существует веками, не говоря уже о тысячелетиях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Логично и то, что пришельцы не знают ответа на вопрос «Как вы выглядите на самом деле?». На каждой новой планете — по-разному, и снова в путь, под другие небеса, в другие формы жизни. Каково просыпаться от долгого смертного сна и находить себя в совершенно чужом теле, теле другого вида, размера, возможно, даже дышащем другим газом? Это всё выглядит таким последовательным, когда свыкнешься с мыслью, но в первый момент, а для меня и час, очень шокирует.

Во второй части дилогии приходят новые сюрпризы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тотальный контроль и строжайшая иерархия на одной из родных планет
пришельцев выглядят логичными, ведь и у десантников было но так же, но чего ожидать от военизированного подразделения? Пришельцы «там», на планете, всё равно видятся эдакими небрежными небожителями, только и ожидающими, чтобы присвоить чьё-нибудь тело и прожить чужую жизнь. Реальность оказывается совсем иной, и подробно, в деталях рассказывает нам старую мысль: в обществе, построенном на подчинении, в рабстве все и каждый, и производит оно только новых рабов, и очень, очень боится порабощения или обвинения в порабощении.

В «Доме скитальцев» много интересных фантастических допущений по мелочам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так, разум, помещённый в чужое тело без комфортной прослойки разума-хозяина, не способен овладеть этим телом, пользоваться его мышцами и органами чувств. А ведь и правда, мы управляем телом подсознательно, а как можно переучить подсознание? Не доводилось раньше встречать и идею сливания двух параллельных сознаний воедино, когда различный опыт, приобретённый за одно и то же время, просто складывается, а не выбирается какой-то один вариант.

Пожалуй, мне никогда не доводилось читать книги, которая бы так порадовала меня своими фантастическими допущениями (не забывайте! мы читаем фантастику, она основана на фандопущениях, а не эльфах!!), что всё остальное не имело бы значения. Ради этих идей и их описания скучный сюжет и даже затянутый и осложнённый интригами экшн во второй части не просто можно потерпеть, — терпеть даже не приходится, потому что всё это проходит как фон.

Возвращаясь к первому абзацу — да, Мирер отличный писатель. Нет, это произведение нельзя назвать отличной книгой. Но и не порекомендовать — очень трудно.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Криоожог»

Mierna, 28 августа 2011 г. 02:08

Этот роман — прощание.

Конечно, это новая и интересная история, новые живые персонажи (ах, какой доктор!), новые философские проблемы и новая модель социума. Как ни странно, оказалось очень легко поверить в эти штабеля замороженных избирателей, в большую политику и большие интриги, чёрный рынок, на котором торгуют последней надеждой.

Но всё же это прощание. Наш герой уже взрослый солидный семьянин с кучей детей, и всё чаще на страницах романа он заглядывает в прошлое, а не в будущее. Воспоминания, печаль и горечь о навсегда утраченном, включая некоторые оставшиеся открытыми сюжетные линии прошлых книг. Время всё расставляет по местам, а для кого-то оно заканчивается.

Кто-то упоминал нереальность Джина, а по мне, нормальный такой невроз мальчика, у которого в одночасье отняли мать и дом, и всё, что он может — это строить свой маленький дом вокруг себя. Сестру он, конечно же, не любит, как это свойственно мальчикам-подросткам, — наоборот, нежная братская любовь всегда удивляла меня в книгах. У меня-то братья есть, и много, я точно знаю!

Как всегда, много красивых или поразительных сцен. Сцена оживления после заморозки просто прекрасна. Потрясающее описание человека, который не жив, не мёртв, не спит, не робот, ничего знакомого нам, — и в наших обезьяньих мозгах просто нет ничего, чем можно назвать это невероятное состояние, ведь мы все, по сути, всё ещё там, на дереве, что бы ни думали о своей культуре и цивилизации.

Авторские размышления во многом переданы в уста главного героя, и это выглядит верным ходом: он прожил уже не меньше половины жизни и ему есть, о чем подумать и о чём задуматься. Не случайно он обращается взглядом к корням, к своим предкам, которых никогда не знал и мало что о них слышал.

Конец закономерен, но всё равно поражает неожиданностью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, чего мы все боялись каждую книгу...

Достойное завершение.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Эдгар Райс Берроуз «Принцесса Марса»

Mierna, 28 августа 2011 г. 01:38

Тоже любимая книга детства. Издание 1990-го года, и девушка на обложке казалась действительно неземной красавицей. Иногда, дочитав книгу, я немедленно начинала читать её заново, не в силах расстаться с волшебным миром, где все проблемы решаются мощным прыжком и решительным ударом меча, все девушки прекрасны, но наша, конечно же, — лучше всех.

Продолжения появлялись с большими перерывами и неравномерно, поэтому до сих пор больше всех нравится первая, вторая и 9-10. Видимо, потому, что они были прочитаны раньше, хотя я и позже находила их более интересными, чем насквозь шаблонные 3-8. Перемена главного героя ничего не меняет в его характере, почти ничего — во внешности и уж ну вообще ни капельки — в моральных убеждениях. Девушки тоже на одно лицо и характер, эдакие боевые нимфы, в случае чего не переминут храбро заколоть врага кинжалом, но обычно не вмешиваются... А ведь в детстве автор безумно нравился!

Полагаю, целевая аудитория этого сериала на сайт пока ещё не ходит. Если ребёнку лет 9-14, сериал ему или ей наверняка понравится.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ольга Погодина «Обитель духа»

Mierna, 23 августа 2011 г. 03:15

Книга, не побоюсь этого слова, восхитительна.

Очень проникновенно, любовно описанный мир, даже три мира. Автора нельзя назвать доброй, но и до жестокости, которая вполне уместна и допустима в таком жанре и при таком размере произведения, очень далеко. Сериал «Джунгар» в действительности скорее три (на данный момент) части одной книги, каждая из которых заканчивается логической... пожалуй, точкой с запятой.

В книге прекрасные герои, несколько государств, каждое со своей отдельной, очень интересной атмосферой. Множество интриг и персонажей, но нить повествования не теряется на протяжении трёх книг. Автор без труда ведёт несколько (не меньше четырёх) параллельных линий.

Единственный серьёзный недостаток — при общем крайне приятном языке иногда попадаются чудовищные фразы, как будто другой человек писал. Например, ужасно звучащее «расслабить глазные яблоки»: имеются в виду глазные мышцы, отвечающие за фокусировку, а не управляющие движением собственно глазных яблок, да и на общем красивом и изящном фоне такая анатомическая точность смотрится нелепо. К счастью, такие мелочи редки.

Сюда же отнесу просторечивую формулировку, которой автор злоупотребляет на протяжении трёх книг: использованное в отрыве от контекста слово «довольно», вроде «доехали довольно быстро» (по сравнению с чем? когда об этом пишешь, выглядит не очень страшно, но в тексте в глаза буквально бросается). Моё любимое — «в одеждах довольно кричащих цветов». За все три книги правомерное использование этого слова мне попалось всего раз или два, и то в третьей части, в остальных же случаях текст бы очень выиграл от удаления каждого вхождения «довольно». Недостаток это небольшой и легко поправимый, но уж очень велик контраст с точным, лёгким и приятным текстом книги.

Книга достаточно грустная, героям приходится нелегко на протяжении многих лет. Тем не менее, изящная и сложная красота Поднебесной, искренние чувства героев, вдохновенное и величественное описание высоких гор, подробное, но не натуралистичное описание быта и общественного устройства различных цивилизаций, — всё это грусть обволакивает и смягчает, оставляя очень светлое ощущение и позволяя искренне сопереживать героям на протяжении всей книги. Книги, состоящей из трёх толстых томов и всё ещё неоконченной.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Боб Шоу «Головокружение»

Mierna, 23 августа 2011 г. 02:47

Пожалуй, любимое произведение этого автора, приятное в ранней юности и очень интересное десяток лет спустя. Что это, книга об извечной мечте человечества — летать, как птицы? Отчасти да. Или же это психологический роман о том, какими нас делают родители и какими мы становимся сами, как нас возвращают в прошлые травмы и страхи, и как мы находим в себе то лучшее, что сильнее любой боли и страха? И это тоже. Или это социальная фантастика о том, что будет с человечеством, если?.. И это правда.

Книга небольшая по объёму, в ней нет множества героев, обилия событий и спасения всего мира. Тем не менее, в ней есть место для целой жизни и всего, что в жизни бывает. Отличная книга.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Юлия Остапенко «Тебе держать ответ»

Mierna, 23 августа 2011 г. 02:11

Очень грустная книга. Пожалуй, даже более грустная, чем «Птицелов», хотя читать её проще и приятнее.

Роман очень большой, героев множество, охвачена большая территория, временные рамки — два поколения плюс несколько экскурсов в историю. Добавим к этому множество интриг, причин и последствий — и создаётся благодатная среда для того, чтобы бедняга читатель запутался и начал то и дело листать книгу назад в поисках отсылки к забытому событию. Плюс временами автор позволяет читателю «подслушать» упоминание о событии, о котором он ещё ничего не знает, и рассказывает о нём только некоторое время спустя. Несмотря на всё вышеперечисленное, я не запуталась ни разу, стало быть, автор блестяще справилась со своей задачей.

Книга очень интересна технически, использованы, как и в других книгах автора, необычные литературные приёмы. Отношу к плюсам повествование от третьего лица с переключением между персонажами.

Если «Птицелов» можно назвать книгой без положительных персонажей, то «Тебе держать ответ» почти лишён отрицательных, но книга от этого становится только более грустной. Несколько затянута последняя четверть книги, когда уже многое известно и кажется, что дальше будет только хуже, а в конце вообще все умрут. На этом фоне конец можно назвать даже счастливым.

Если спросить меня, на что похож этот роман, я скажу: на гибрид игры Incredible Machine и эпопеи «Властелин колец».

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ольга Голотвина «Представление для богов»

Mierna, 29 мая 2011 г. 01:56

Книга очень понравилась, как и её сиквел. Подробно и с любовью прописанные герои, искренность чувств (от любви и долга до желания напиться и бросить всё к чертям), красивый и интересный мир, разветвлённая система социальных классов, обычаев и условностей, которые так приятны, когда видишь их со стороны... сплошные достоинства! Впрочем, один маленький недостаток всё же отмечу.

У главного героя каждой книги автора (на текущий момент прочитаны все дописанные) есть любимое словечко, которое вставляется где ни попадя. Это не недостаток, так герой приобретает ещё большую индивидуальность, которая очень ценна, когда в героизме нет решительно никаких различий. Но именно в этой книге, а также в сиквеле, любимое высказывание героя «Пра-а-вильно!» несколько раз повторяют и находящиеся рядом люди, которым это слово не идёт ввиду их возраста, социального статуса, образования и характера. Всякий раз вызывает недоумение на фоне приятного языка, хорошо подобранных эпитетов и общей соразмерности текста.

Несмотря на обилие имён, интриг мест и исторических событий, удалось не запутаться в интриге, что для меня несомненное достоинство, обнаруженное лишь у некоторых авторов.

Также должна отметить, что автор очень добра к героям, значительно добрее, чем могла бы быть безо всякого вреда для произведения. Герой романа оптимистичен и легкомысленен, это настраивает читателя на позитивный конец, — но впечатление бы не нарушилось со смертью одного-двух третьестепенных героев. Автор же взяла на себя более сложную задачу по написанию доброй книги, в моих глазах это плюс. По доброте, пожалуй, она не уступит Элеоноре Раткевич, и так же блестяще справляется с последствиями этого отношения к героям, не превращая книгу ни в скучную, ни в слащавую. Отлично!

Оценка: 9
⇑ Наверх