fantlab ru

Все отзывы посетителя gegene

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Матиас Мальзьё «Механика сердца»

gegene, 30 марта 2011 г. 13:17

Лучшие в мире сказки для взрослых пишут музыканты, в частности французские джазисты и рокеры. И новая книжка Матиаса Мальзьё это мнение полностью подтверждает. «Мальзьё — писатель и рок-певец, вокалист самой популярной во Франции группы Dionysos, созданной им в 1993 году», — твердят нам аннотации во всём мире. Более того, по слухам, сам Игги Поп назвал Мальзьё «Франсуа Трюффо с группой».

Правда, очень быстро выясняется, что французские подростки такой группы не знают, а поиск на amazon.co.uk выдает исключительно книжки («38 мини-вестернов с призраками» и две песни, в которых Мальзьё по сути на подпевках). iTunes же не находит вообще ничего. Но это неважно: Мальзьё (прибегая к его же вольным метафорам, так и хочется перевести его фамилию как «злоглаз») — такой же миф самого себя, как и его книга. И русская «Механика сердца», и английский вариант «Мальчик с сердцем-кукушкой» — это стимпанк, замешанный на «Зимней сказке» Шекспира, «Рождественской истории» Диккенса и «Снежной королеве» Андерсена. Там, как мы помним, у персонажей тоже были сердечные проблемы.

Главный герой – Джек – родился в Эдинбурге в апреле 1874 года, в день, когда было настолько холодно, что птицы замерзали на лету. Это противопоставление рождения и смерти как двух точек отсчета станет основопологающим мотивом его жизни. Чтобы спасти ему жизнь, повитуха-волшебница вместо сердца вкладывает ему в грудь часы… С этой минуты Джек обречен быть аутсайдером – он дружит не с теми людьми, влюбляется не в ту девушку, ведет себя не так а в конце концов выяснится, что и понимает все абсолютно неправильно.

Эдинбург и Андалусия в исполнении французского музыканта кажутся одинаково зачарованными странами. Но неосознанно Мальзье поднимается на качественно новый уровень – затрагивает тему «сердца», которая действительно была важна для викторианской культуры. Сердце, единственное из сакрально-эмоциональных понятий вроде души, духа, разума и т.д., остается величиной постоянной в любую эпоху. В век величайшего научно-технологического прорыва — а как еще назвать 19 век? — телеграф, телефон и прочие механические радости жизни кажутся волшебством, а медицина и физиология в эпоху, прошедшую под знаком дарвиновской теории, – ответом на все вопросы, «сердечной болезнью» объясняли все подряд – от потери веры до недоедания. Метафора «разбитого сердца» становилась реальностью. Вряд ли Мальзье специально занимался викторианской ментальностью, но этот же мотив им вывернут наизнанку в сказке для взрослых – инфантильных и романтичных взрослых, которые до сих пор верят в магию и способны отправиться за возлюбленной на край света. Его взрослые отличаются от людей не градусом секса и насилия (хотя и они присутствуют в той же степени, что и в жизни любого 13-летнего, то есть – школьные драки, первые волнения и отчаянная надежда на взаимность), а эскаляцией отчаяния и бравады. Бездна драмы, плохого вкуса и неумолимого очарования юности. Сразу становится понятно, откуда здесь Игги Поп – тоже, по сути, вечный мальчик, на старости ударившийся во французский шансон. Еще можно было бы сказать, что это «Сумерки» для инди – как пел Алекс Тернер из Arctic Monkeys, здесь переплелись «невинность и высокомерие». Но в этом и заключается особая прелесть этой подростково-волшебной любовной истории: это не эпический Гарри Поттер и не ходульные «Эдвард+Белла=любовь», но где-то в глубине души мы все еще верим в любовь и чудо. А еще – что мы с детства не такие, как все; что нас подменили в колыбели/ вставили нам в грудь заводную бомбу-часы; что нас никто не любит и не понимает и нам безумно надоело каждый день ходить на работу, а хочется – в солнечную Андалусию за той первой, волшебной девочкой и сразиться, наконец, с тем грубияном, который задирал тебя в школе.

Возможно, концовка книги покажется слегка скомканной, но выдранные с корнем сюжетные линии вполне логичны для стим-панка и для жизни. Права на экранизацию «Механики сердца» приобрела кинокомпания Люка Бессона. Жаль, конечно, что не Тим Бертон, а то с «Невестой в гробу» история маленького Джека составила бы прекрасный викторианский тандем.

(отредактированная версия была опубликована здесь: http://www.chaskor.ru/article/zavodnoj_serdechnyj_apelsin_18179 :)

Оценка: 8
– [  6  ] +

Тэд Уильямс «Марш теней»

gegene, 24 марта 2011 г. 17:45

Один из лучших циклов, которые когда-либо попадались. Взрослее и сложнее, чем предыдущий («Орден Манускрипта»); детальный мир, продуманная и выверенная мифология. Герои не статичны и человечны: при некоторых раздражающих чертах и деталях они показаны в своем развитии (Баррик, Бриони), но при этом нет излишней слащавости (разве что Вансен, да и то не слишком). Квары — одна из самых удивительных, подробно описанных «нечеловеческих» рас. Многоуровневый, многоголосый сюжет, при этом есть и яркие бои, и эмоциональные сцены. Спасибо Уильямсу!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

gegene, 24 марта 2011 г. 17:10

Книг, написанных в стиле стим-панка, тем более, хороших книг, не так уж много.

Вот многие пишут, что конец ни о чем. Неприятно удивляет такое мнение, учитывая, что именно в конце раскручивается и объясняется не только тугая спираль сюжета, но и вся внутренняя мифология истории. В ней нет ни лишних деталей, ни лишних персонажей; и хотя после прочтения остаются вопросы — это вопросы, которые должны оставаться после прочтения каждой хорошей книги, потому что она открывает для тебя мир, из которого не хочется уходить. «Дочь железного дракона» цепляет настолько, что я возвращаюсь к ней уже несколько лет, и каждый раз открываю новый филигранный слой.

Оценка: 10
⇑ Наверх