fantlab ru

Все отзывы посетителя Lilian

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  3  ] +

Алексей Волков, Роман Котков «Мир №15. Чужие флаги , часть 1»

Lilian, 18 сентября 12:06

Несколько предыдущих выпусков скорее разочаровали, но этот снова вполне неплох. По крайней мере как чуть более осмысленная пауза-передышка. Герой осваивается с новыми силами, Саша рефлектирует и привыкает с статусу девушки супергероя, спецслужбы строят козни, а общественное мнение выходит из под контроля, высказывая вполне понятные опасения.

Мы увидим современный героям комикс-карикатуру на них же, ненадолго вернёмся к Нижнему Новгороду и событиям в нём, а также на сцену выйдет некая террористическая организация. Заканчивается всё классически — клиффхэнгером с захватом заложников. Весь экшен в продолжении.

Меня смешит, что Мир в итоге после всех этих бункеров, тайн прошлого и экспериментов (когда характеристики его способностей менялись, не всегда поспевая за логикой) в итоге пришёл к статусу «человек-трансформатор». Это лёгкий кринж, зато очень в стиле классических историй из комиксов. Эта серия вероятно вряд ли уже способна предложить что-то оригинальное (никто не обещал, но у меня была надежда). Так что и воспринимать её похоже придётся соответствующе. В формате «наш комикс» победил комикс (в общеизвестном, штампованном смысле), а не «наш». Частично это было понятно с самого начала, но окончательно признаю именно сейчас.

В целом, пока планирую дочитать вышедшие уже выпуски. Держа в уме особенности жанра и выбранного формата. И поумерив ожидания.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Питер Боланд «Убийства и кексики»

Lilian, 16 сентября 22:17

Лёгкий детектив, взявший что-то от классических историй Агаты Кристи, добавивший немного современных ноток (вроде цитирования магистра Йоды или поиска обучающих роликов на ютубе) и украсивший всё это множеством милых уютных деталей вроде постоянных чаепитий, кексиков и работы благотворительных магазинчиков.

От классики детективов здесь пригород как место действия, три пожилые подруги (Фиона, Сью и Дэйзи), в меру сил пытающиеся помочь полиции, отсутствие явного экшена, мрачности или страшных подробностей.

Вместе с тем героини, даром что в возрасте, будут понятны любому читателю — они вполне современны по мироощущению, почти не рефлексируют, у них понятные хобби, стремления и щекотливые ситуации.

Ну и наконец главное — это очень милая, уютная история. Всё ради атмосферы, милых деталей и ощущения легкости. Читается приятно.

При этом в угоду легкости и милой атмосфере сам детективный сюжет довольно неспешен, прост и не страшен (хотя героини порой могут переживать или попадать в щекотливые ситуации), а персонажи в массе своей прописаны довольно поверхностно. Поиски серийного убийцы по сути заканчиваются в тот момент, когда он сам решает выйти на сцену и рассказать о своих преступлениях. Ну и мотивы — это, конечно, забавно, что после открытия личности преступника так и хочется процитировать одну крылатую фразу из «Мастера и Маргариты», но всё же в данном случае всё завершилось слишком внезапно, без предпосылок и чеховских ружей. Просто назначили преступником одного из самых неприметных персонажей и быстренько прописали ему мотивы.

Вместе с тем, повторюсь, со своей главной задачей эта книга справляется. Это милое и уютное чтение. Не скучное. И я даже не откажусь от продолжения.

Слушала в аудиоформате, что автоматически добавило баллов и атмосферы.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Яцек Дукай «Агерре в рассвете»

Lilian, 14 сентября 14:03

Продолжаю читать сборник повестей Дукая.

Агерре — смесь детективного расследования, политики и одной не сбывшейся истории любви (тем не менее вполне настоящей для главного героя). И всё это — не в нашем мире и даже скорее всего не в нашей Вселенной. И пускай знакомые названия стран или организаций не вводят в заблуждение.

Впрочем, то, что мир здесь кардинально отличается от нашего, понятно с самого начала. Продвинутые технологии, полностью завязанные на «глие». Смешение виртуальной (иллюзионной) и вещественной реальности. Люди, подвергнутые трансформации «глией», и людьми по сути уже не являющиеся (их называют ксенотиками). Манипулирование пространством-временем, удивительные программируемые материалы, сверхсветовой компьютер размером с планету, путешествия среди звёзд как нечто быстрое и возможное (были бы способности или деньги, чтобы нанять кого-то со способностями). Колонии, межправительственные организации, светские приёмы и гадание на таро как способ включить собственную не человеческую интуицию и узнать ответы.

По сути автор ввёл одно главное фантастическое допущение, объясняющее вообще всё. Универсальный ответ, космическая палочка-выручалочка с волшебными свойствами. «Глия». Вещество/организм/бог из машины, позволяющий преступать законы физики, служащий ответом на все вопросы. Как идея — занимательно, но по сути автор просто придумал своё «42», сделал полностью искусственный мир, единственным объяснением которого будет «глия».

Из-за обилия терминов и придуманных слов поначалу читается не быстро, к тому же написано в довольно сухой манере. Но затем постепенно по мере раскручивания интриги и знакомства с внутренним миром главного героя всё становится интереснее, текст наполняется чувствами и эмоциями. А ещё автору не откажешь в стремлении показать порой красивый образ или метафору — например фиолетовые космические ангелы как образ новых людей, город, убегающий от рассвета, зримые аномалии в местах смерти ксенотиков.

К финалу, к сожалению, снова остаются нераскрытыми часть фундаментальных вопросов показанного мира. И я теперь подозреваю, что это может быть своеобразной фишкой автора. Но по крайней мере в этой повести есть сюжет в классическом его понимании. Детективное расследование завершено, определённый политический раунд тоже завершён — и мир наравне с героями застыл в ожидании неминуемой, но ещё не известной расплаты. Так что и моя субъективная оценка будет повыше, чем в «Старости аксолотля».

В конце концов любоваться рассветом перед лицом необратимой внешней угрозы — ответ и итог не хуже прочих.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Яцек Дукай «Старость аксолотля»

Lilian, 8 сентября 14:16

Рассказать об этом романе непросто. Да даже определиться в своём отношении к прочитанному тоже непросто.

Это фантастика идей. И именно на уровне идей всё замечательно. Яркое, хлёсткое начало-апокалипсис. То, что обычно служит концом истории — здесь становится её началом. А потом странный, меланхоличный, необычный мир-после, вырастающий на обломках старого. И его первые жители — трансформеры, обломки старого человечества, оцифрованные копии, терзающиеся тоской по утраченной биологии и извечными вопросами о природе человека и жизни. Мир, повторюсь, получается довольно странный в деталях (вроде главенствующей роли бывших игровых гильдий), но внутренне логичный. Есть место меланхолии, необычным союзам и необычному развитию всевозможных нейросетей и ИИ разной степени самостоятельности. Даже воссоздаваемая потихоньку биология встраивается в нейросетевые законы.

Но… Любой роман помимо идей включает в себя ещё сюжет и героев. И вот здесь всё печальнее. Есть главный герой, за чьими мыслями и реакциями мы следим на протяжении всей книги. Но к определенному моменту весь сюжет превращается в непрекращающуюся панораму меланхолии, рефлексии, гонки за чем-то утраченным и постоянного бреда. Бреда осознанного — есть что-то вроде плагина для сновидений, размывания сознания цифровой личности. Но с определённого момента это не просто модная новинка, не способ временно сбежать от меланхолии в размытую приукрашенную реальность, а полноценная часть личности героя. Он привыкает к видению окружающего мира через настраиваемый уровень галлюцинаций. И с тех пор страницы книги посвящены большей частью не событиям, а картинам бреда главного героя. Тоже способ показать его мысли и переживания, но… Довольно утомительный.

Финальная часть романа на удивление временно возвращается к сюжету, предлагая гипотезу и несколько фактов о природе «луча смерти» и его создателей. Но это явно не та гипотеза, которая могла бы устроить главного героя, и он срывается в свой отчаянный, последний, бессмысленный побег…

По сути автор не даёт сюжетных ответов, оставляя только вопросы и гипотезы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, что луч смерти — это не луч смерти, а нечто выкидывающее цивилизацию с прямого пути технологического прогресса, это вроде бы понятно.

Но… благо это или нет? Потеряло ли постчеловечество в итоге неуловимую душу или просто сменило систему координат? Или всё это одинаково и не имеет значения?

И создали ли они в итоге хоть что-то новое спустя все эти миллионы лет: космические постройки, гибриды металла и биологии и т.д.? Или это всё «не то», и Космический Садовник достиг своей цели? Что это вообще за цель?

Был ли побег главного героя последствием его неизлечимой депрессии, или же он просто понял, что всё тщетно, и не смог с этим смириться (а остальные смогли)

Очень много вопросов.

Соответственно и с оценкой всё тоже довольно сложно. Как фантастика идей книга заслуживает большего. Но как история с сюжетом и героями — у меня просто не получается поставить ей больше. Так что… это очень субъективная, компромиссная оценка. Уровень моего отношения, но не уровень книги.

Метафору названия, к слову, я оценила. Аксолотль — как символ личного бреда главного героя — и как символ постчеловечества, так и не перешедшего на какой-то неизведанный новый уровень.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Элизабет Мун «Население: одна»

Lilian, 5 сентября 23:21

Одиночный роман, мягкая фантастика. В чем-то даже старомодная, но это явно не недостаток.

Знакомые темы колонии, первого контакта и бездушных корпораций передаются не через масштаб или динамику — а на довольно локальном уровне.

Ну а какой ещё может быть уровень, если история буквально начинается с того, что главная героиня, пожилая колонистка с одной отдаленной планеты, в один судьбоносный день понимает, что она никому особо не нужна (ни остаткам семьи, ни корпорации). И решает хотя бы раз в жизни поступить по-своему — не эвакуироваться со всеми на встречу новым лишениям и неизвестности, а остаться на планете одной. У неё маленькие, но очень личные мечты — возиться в огороде, надевать то, что ей нравится (а не то, что предписано обществом), заниматься рукоделием и мастерить красивые вещи. Мечты, в которых ей трудно признаться себе самой, преодолеть многолетнюю привычку к покорности, незначительности и отсутствию права на желания. Поселение — место, где нужно постоянно трудиться, опасаться разрушительных циклонов и поддерживать отвоёванное у чужеродной биосферы пространство. Но это дом, уж какой есть. И она остаётся.

Разумеется, история на этом не заканчивается. И планета оказывается не столь пуста, а местная жизнь — разумна. Появляются здесь и другие люди — столь высокомерные, убежденные в своей правоте и в невежестве остальных — но всё же люди, не плохие большей частью.

Много внимания уделено лингвистической части контакта: поиск взаимопонимания, объяснение и передача другой стороне каких-то базовых знаний. Сам контакт — это своего рода встреча с туземцами и попытка найти с ними общий язык, понять друг друга, научиться сосуществовать. И он почти полностью ложится на плечи главной героини. Не рассматривать же всерьёз полукомичную, заносчивую человеческую делегацию — без опыта, но с огромным самомнением. И с ошибками в итоге тоже не маленькими.

Заодно роман на примере главной героини рассматривает темы одиночества, неуважения, социальных рамок. Для всех она просто малограмотная старуха, и для того, чтобы впервые почувствовать настоящее уважение и заботу, понадобились инопланетяне. Ну а уважение вдохновляет совершать невозможное.

На фоне происходящего на планете очень скупо рассказано о глобальном уровне человеческого общества, а также о причинах, приведших к столь сильному социальному расслоению и почти бесправному положению колонистов. Всё как-то через намёки, кажущиеся случайными детали. Но детали показательные — совершенно естественное высокомерие на грани грубости или же полнейшее безразличие к потерям среди колонистов.

Инопланетный же вид интересен чуждой, самобытной культурой и необычайно высокой скоростью усвоения знаний (что интересно скорее на глобальных масштабах, с точки зрения дальнейшего сосуществования человечества и Народа).

История спокойная, без надрыва и экшена. В чем-то оптимистично-наивная. Даже обманчиво простая. Но приятная.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Наталья Тимошенко, Лена Обухова «Иллюзии чистого холста»

Lilian, 1 сентября 20:00

Финальная книга «Мистических романов», то есть первого подцикла Секретного досье.

Ещё одно расследование — но на этот раз в качестве награды не деньги или чистый исследовательский интерес, а возможность избежать последствий по-настоящему взрывного финала прошлой книги. Всего-то нужно помочь одному влиятельному человеку и его дочери.

Тема искусства, одержимости и тёмных проклятий. С искусством особенно приятно получилось — даже короткий информационный блок про пугающие картины и «портреты дьявола» был к месту. Так что на удивление интересное (пускай и навязанное) расследование. Заодно неплохо переплетающееся с некоторыми прошлыми делами команды — вроде проклятого зеркала или некроманта. И не просто переплетающееся, а являющееся отчасти их прямым продолжением.

А ещё это бенефис Нева, его главное искушение и тайная игра с опасными силами. А заодно — кульминация линии родового проклятия Саши.

В общем, книга оправдывает звание финальной, стараясь закрыть многие сюжетные линии. И ничего больше не будет прежним…

Финал огненный в прямом смысле этого слова.

Но, что не удивительно для длинного цикла, авторы не забыли в последней главе и в эпилоге протянуть мостики к новым сюжетным веткам, то есть «Новым страницам». Двойное дно Общества (а когда всякие тайные общества были без двойного дна?), месть тёмных ангелов и новая работа всей команды, пустившей в свои ряды несколько уже знакомых персонажей. В перспективе — новые расследования, новые испытания и, конечно же, отношения.

Что ж, если сохранится легкость изложения и лёгкий мистический флёр, то я только за.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Алексей Волков, Роман Котков «Мир №14. Сыновья, часть 2»

Lilian, 27 августа 22:40

Этот выпуск завершает первый раунд «мордобоя со сверхспособностями», почти не добавляя понимания происходящему. Злодеи пафосны, герой недоумевает, спецслужбы темнят, а Саша снова выступает исключительно в роли девушки супергероя. Завершение схватки Мира и «сыновей» не приносит победы ни одной из сторон, просто откладывая на потом и причины происходящего, и мотивы задействованных лиц. Банальное растягивание хронометража (как бы странно это не звучало в контексте серии коротких динамичных историй).

Новым направлением глобального сюжета скорее разочарована. Если серия теперь превратится в череду бессмысленных драк с пафосными злодеями, это будет сразу несколько шагов назад от первоначальной интриги с Фаэтоном.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Наталья Тимошенко, Лена Обухова «Дорога несбывшихся снов»

Lilian, 27 августа 21:54

Эта книга начинается с очередного расследования команды главных героев. Лесная глушь, загадочный дом без хозяев, подстерегающая внутри смерть и временная петля, заставляющая возвращаться в дом снова и снова, множащая ощущение дежавю и осколки прошлых витков. Немного поэзии Блока, загадочная тень и сразу несколько реакций команды на раскрытие правды о тайной работе Войтеха.

Но эта линия — обманка. И мне это понравилось. Когда в цикле столь много книг, не так просто удивить — а здесь это удалось.

Тем более, что следующая часть книги — давно ожидаемая развязка глобальной интриги с тайной деятельностью нанимателей Войтеха. Никто и не сомневался, что деятельность эта преступна и опасна — но теперь главным героям предстоит убедиться в этом на собственной шкуре. Бонусом идут декорации тайной исследовательской лаборатории, её бесчеловечного (большей частью) персонала, встреча с некоторыми старыми знакомыми, неожиданный союзник и обязательный побег — с перестрелками, взрывами, магией и толпами зомби. Всё как полагается, вплоть до предполагаемой смерти одного из героев и раскрытия самых первых и пугающих пророчеств Войтеха.

Эта книга — словно закрытие целого сезона, когда на вопросы были даны ответы, тайны раскрыты, а герои столкнулись со злодеями в финальной битве. Но, разумеется, всё не так однозначно. Многое изменилось, но вслед за раскрытыми тайнами приходят новые, героям ещё предстоит привыкнуть к новым обстоятельствам и статусам, а финал условного «сезона» ждёт нас не в этой, а в следующей книге.

Пока же можно порадоваться громкому закрытию арки «Прогрессивных технологий». И, не откладывая в долгий ящик, приступать к настоящему финалу «сезона».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Брайан Стейвли «Присягнувшая Черепу»

Lilian, 26 августа 07:46

Одиночный роман, который лучше читать после первой трилогии. Связь минимальна, но зато не будет вызывать вопросов мироощущение и особый взгляд на жизнь у местных жрецов смерти.

Молодые годы Пирр, одной из второстепенных героинь первой трилогии. Время её последнего испытания на пути к статусу жрицы. Её сомнения и поиски — но не выбранного пути, а способов его достижения.

Завязка сюжета предельно точно передана в аннотации — в качестве последнего испытания нужно убить семь человек, но не любых, а подходящих под особые критерии. В том числе — того, кого любишь. Но вот незадача — Пирр верная слуга своего бога, до сих пор не знавшая и не искавшая настоящей любви. И вот она в компании двух полноправных жрецов смерти отправляется в родной город — на встречу прошлому и своему сердцу.

Не удивительно, что главная жемчужинка этой истории — мироощущение жрецов. Странное, казалось бы парадоксальное, но внутренне логичное. Наблюдать за поведением троицы героев — это как бесконечный ребус, удовольствие и интрига в одном флаконе. Пирр ещё молода и полна вопросов, зато её спутники — Коссал и Эла — яркие, самодостаточные и удивительные.

В качестве декораций — город, раскинувшийся среди жаркой дельты реки, наполненный зреющим недовольством и мятежом, древний кровавый культ, сохранившийся не смотря на опалу и все запреты, и речные протоки, наполненные смертоносно-опасной жизнью (насекомые, пауки, змеи, крокодилы и прочая подобная живность).

Сюжет динамичен, пускай и полон рассуждений — в том числе о том, что такое любвь. В романе ожидаемо много смерти, любви и чёрной своеобразной иронии. А ещё, как ни странно, жизни.

Финал радует тем, что до самого конца сохраняет долю непредсказуемости — даже не смотря на то, что отчасти мы с самого начала знаем итог испытания Пирр. Но вся соль в деталях, а детали умеют удивлять.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Наталья Тимошенко, Лена Обухова «Дом безликих теней»

Lilian, 25 августа 13:13

Очередное приключение команды — теперь в декорациях одного закрытого городка в Тверской области.

Вернулась к циклу после небольшого перерыва, впечатления неоднозначные.

То, что касается глобальной интриги и глобального сюжета, мне нравится. Ваня наконец очень близко подошёл к тайне о нанимателях Войтеха, у самого Войтеха и Саши всё серьезно, да и Лиля и Нев перешли к новому этапу в отношениях. Груз тайн трещит по швам и должен вот-вот рвануть.

Вместе с тем само локальное расследование оказалось странным. Когда на полном серьезе сумасшедшие конспирологические теории вроде древних инопланетных сооружений и засекреченных научных экспериментов внезапно становятся версией, которая всех устраивает… Когда Войтех несколько дней незаконно бродит по территории закрытого городка, а местные власти не настораживаются даже после попадания чеха в местную больницу… Когда расследование просто заканчивается, словно исчерпав отведённое время, но так и не ответив на вопросы о природе появления теней (именно природе, причины более-менее раскрыты), и все спокойно разъезжаются по домам… Мне здесь явно не хватило продуманности и атмосферы.

Ещё немного деталей этой книги. Здесь появляются некоторые старые знакомцы, в том числе студент Женя, забытый на протяжении нескольких последних книг. А в финале раскрывается немного мрачных последствий деятельности нанимателей Войтеха.

Вместе с тем, читается всё так же легко и быстро. Так что я пока больше довольна возвращением к циклу, чем нет.

Следующие книги интригуют именно ожиданием масштаба и раскрытия всех тайн.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Софья Ролдугина «Моё рыжее счастье»

Lilian, 24 августа 12:11

«Уроки Лагона: Бей или умри». Читала переиздание, отредактированное и дополненное. И да, вероятно это важно.

Первая часть дилогии стала ярким открытием этого лета, продолжение ждала. Приятно, когда ожидаемое не разочаровывает.

Всё та же яркость красок, непредсказуемость событий, бешеная динамика и очарование опасного мира. Новые друзья, старые враги, всё новые проявления магии и способов её овеществления.

Немного сменились акценты. Первый том — знакомство с новым миром и множеством героев, настоящая непредсказуемость и поиск своего места, зарождение романтической привязанности. Второй том — больше осознанной романтики, виток глобальной интриги и увеличение масштаба событий и задействованных сил.

Из возможных минусов — количество уникальных умений и сногсшибательно прекрасных персонажей растёт в геометрической прогрессии, пределы сил сдвигаются в бесконечность, а дружба и любовь способны творить невозможное. Даже интриги планетарного уровня здесь творятся с добрыми намерениями (а интриганов помельче и попроще — не жалко пустить в расход).

Из несомненных плюсов — автор умеет показывать уникальные умения и сногсшибательно прекрасных персонажей так, что ты проникаешься. Красиво же. Особенно вкупе с какой-нибудь трагедией прошлого или совершенно иномирной сущностью.

В прошлом отзыве я упоминала, что не смотря на полнейшее «нечеловеческое» разнообразие, здесь нет иных рас кроме людей. Что ж, немного скорректирую — здесь есть квантовый дракон. А по количеству пришельцев из других миров (то есть бывших формальных «добыч», совсем как главная героиня) Лагон вполне можно назвать землей странников.

Ещё из ярких штрихов — особенности лагонской дипломатии (наперевес с битой, а то и ещё чем потяжелее), многоходовка «сделай родственника своей бывшей добычи своей новой добычей, а потом отправь его подальше улаживать местные проблемы», накрепко прописавшиеся на новом месте шрахи (теперь у рыжего знакомца из первой части появилась подружка) и разговор по душам с мастером Лагона.

Заканчивается всё, красиво закольцевавшись — от испорченной свадьбы в начале первого тома к испорченным похоронам в финале второго тома. Ну то есть заканчивается не всё, конечно, а лишь этот виток истории. То, что дальше героев ждут новые будни (то есть встречи, учеба и приключения пополам с неприятностями), даже не обсуждается.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Алексей Волков, Роман Котков «Мир №13. Сыновья, часть 1»

Lilian, 22 августа 20:39

В этой части мы увидим Пермь (не слишком долго), почитаем черно-белый комикс про злодея-коррупционера с волшебной пилой, которой можно распилить любой объект, способностью превращать распиленное в деньги и суперспособностью «откат» (внезапная сатира в простеньком пафосном самиздате), и получим готовую картинку-мем «пора в отпуск» в исполнении представителя местных спецслужб.

А вот встреча с «сыновьями», то есть глобальный сюжет, пока разочаровывает. Обычный мордобой со сверхспособностями, где злодеи пафосно-самодовольны, а герой не понимает вообще ничего — в том числе из-за чего драка.

Надеюсь, что вторая половина арки (то есть следующий выпуск) прояснит эти моменты и добавит смысла происходящему.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Майк Резник «Килиманджаро: Рассказы об Утопии»

Lilian, 20 августа 22:04

Килиманджаро никак не избежать сравнения с Кириньягой — и в этом главный минус этой повести.

Можно сколько угодно критиковать фанатизм Корибы и невозможность построения его Утопии, но персонажи Кириньяги запоминались, а события вызывали много эмоций.

Килиманджаро — сборник заметок хрониста. Стиль повествования суше, в событиях есть доля иронии или даже пародийности, а вот драмы нет вовсе. Перед нами словно кривое зеркало, в котором одна яростная недостижимая мечта сменилась самодовольным экспериментом, изо всех сил старающимся учесть все прошлые ошибки. На первый план выходят экономика, демократия, выборы, права женщин, тонкости определения принадлежности человека к масаи и правитель со стороны. Многие вопросы вынуждены решать историк, адвокат и социолог (впоследствии ставший политиком). Проблемы легко преодолеваются, пускай череды внутренних кризисов избежать и не удалось.

Ещё один минус — главные действующие лица. Это функции, а не полноценные герои. А вот среди второстепенных персонажей встречаются запоминающиеся истории, но их не так много. Отец, потерявший когда-то родного сына из-за старого обычая — и не желающий рисковать сыном приемным. И старый шаман, столкнувшийся с кризисом смысла жизни на фоне надвигающегося прогресса, но в отличии от Корибы сумевший кое-что понять и найти себе место в изменившемся мире.

Итого новая попытка в Утопию получилась не идеальна, порой гротескна или поверхностна, во многом беззуба. Но всё же жизнеспособна.

Кроме того, это история без финала, чему даже подводится своё объяснение: «Утопия, может быть, не конечный результат, а всего лишь процесс его достижения».

Вместе с тем эта история проигрывает в изображении персонажей и в раскрытии более глубоких конфликтов.

И от ярлыка «необязательное продолжение» вероятно так и не избавится.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Майк Резник «Кириньяга: Рассказы об Утопии»

Lilian, 18 августа 09:36

Приступала к чтению Кириньяги с предубеждением. Сама идея о построении африканской национальной Утопии на основе соблюдения традиций и отказа от всех технологий выглядела заранее обреченной на провал. И в рассказах я ожидала драму и однообразную череду страданий и загубленных судеб.

Вне рамок книжного клуба вряд ли стала бы читать.

Ожидания отчасти оправдались — показанная община уже с заглавного рассказа вовсе не выглядит Утопией, впоследствии меняясь разве что в сторону увеличения разлада и внутренних противоречий. Если первый рассказ вызывает неприятие скорее у читателя (общину всё устраивает), то уже со второго начинаются трагедии отдельных жителей общины.

Ещё с самого пролога вызывает активное неприятие главный герой шаман Кориба. Но не потому, что его взгляды на прогресс и мир в целом отличаются от моих. А потому, что он показан упрямым фанатиком, взявшим на себя роль единственного духовного пастыря и почти что бога для своей общины. Он единственный имеет право толковать традиции, учить им и следить за их исполнением. Он же раз за разом становится на пути всего нового и выбивающегося из его картины мира. И с вынужденными жертвами не считается. Характер яркий, несгибаемый и по-своему честный — но ни о какой заявленной противоречивости говорить не приходится. Это фанатик, и доверившимся ему людям он принёс слишком много зла. Добро тоже было, но лишь то, что вписывалось в его картину дозволенного.

Вместе с тем не могу не признать, что написано профессионально. И эти истории вызывают эмоции — много и самых разных. Я могу сомневаться, те ли это эмоции, которые закладывал автор, но они есть.

Авторские предисловия к каждому рассказу немного прояснили историю их создания, закладываемые идеи и природу некоторых совсем не научных допущений и сюжетных условностей (вроде терраформированных планетоидов, самого проекта по созданию Утопий и бескорыстной Техподдержки). Пример того, как условия из так и не случившегося межавторского сборника рассказов перекочевали в популярный авторский цикл, изначально в качестве цикла совсем не задумывавшийся.

Ещё отмечу, что против ожиданий отдельные истории не вышли однообразными. Разные конфликты, разные образы, да даже эмоции разные. От печали до неприятия, от удивления до справедливости.

Большой плюс — вплетение в сюжет притч, рассказываемых Корибой своему народу. Что-то вроде поучающих сказок на все случаи жизни, но приём красивый и хорошо вписанный в ткань рассказов. Наибольшей образности он достигает в «Ибо я коснулась неба», наибольшего восхищения от игры с ожиданиями читателя — в «Манамуки», а наибольшего чувства внутренней справедливости, когда оружие оборачивается против своего создателя — в «Немного знаний». Эти же три рассказа в итоге понравились мне больше всего.

Но и остальные рассказы, надо признать, не назовёшь плохо написанными. Как ни странно и вопреки всем ожиданиям — моя внутренняя оценка-впечатление так ни разу и не опустилась ниже семи баллов.

В самом сборнике рассказы расположены в хронологическом порядке, помимо основных сюжетов являя картину постепенного разрушения национальной псевдо-Утопии кикуйю по гнетом времени и перемен. Финал получился ожидаемый, а так и не отступившего от своих идей Корибу в итоге постигло разочарование. Хотя автор, так и не дав ответ на вопрос о построении идеального общества и отправив своего главного героя в последнее изгнание, тем не менее умудрился завершить историю почти на светлой ноте.

В целом, о чтении не жалею, признаю целый ряд достоинств этих рассказов — и в то же время остаюсь при своём мнении в оценке образа главного героя и самой идеи такой псевдо-Утопии. Ну а более детальные впечатления от каждого из рассказов уже есть в отдельных отзывах.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Майк Резник «Земля Нод»

Lilian, 17 августа 10:02

Кориба вернулся на Землю.

Неудача с Утопией не изменила его характер и его взгляды. А линия с сыном, прочно забытая со времён пролога, неожиданно получила своё продолжение. И это снова фиаско.

Кориба верен себе — он может только поучать сына, осуждать его образ жизни, дом и семейные отношения, расписывать, почему тот не истинный кикуйю. И вместе с тем не проявлять ни капли любви и благодарности за дом, еду, заботу и постоянное выручение из неприятностей (будь-то полицейский участок или ещё что). Нет, он просто принимает это всё как должное и продолжает поучать. Мудрец Кориба удивительно слеп и бесталанен в отношениях с собственными детьми (оказывается, есть и дочь, они почти не общаются, ведь та «слишком похожа на свою мать»).

Итак, Кориба не нашёл себе места в мегаполисе, не исправил отношения с детьми, но всё же нашёл цель. И тут приходит черёд истории про клонированного слона. Истории, где технический прогресс сочетается с привычными для цивилизации проблемами вроде коррупции, распиливания грантов, рукотворных экологических катастроф. И чудо науки, клонированного слона порой проще и дешевле усыпить, чем содержать дальше. Но Кориба вмешивается и совершает свой последний акт протеста перед последним добровольным изгнанием.

Показанное кенийское общество далеко от идеала и полно проблем, к тому же мы видим его через призму восприятия фанатика Корибы. Так что автор в итоге оставляет без ответа вопрос о построении идеального общества, в том числе для кикуйю. Вместо этого он заканчивает историю такого осколка безвозвратно ушедшего прошлого, как самопровозглашенный шаман Кориба. И даже делает это на почти светлой ноте.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Майк Резник «Когда умирают старые боги»

Lilian, 16 августа 08:36

История о том, как кикуйю вкусили плоды цивилизации и не захотели возвращаться к прежним порядкам. Финал долгой эпопеи с построением псевдоутопии, основанной на застое и отрицании всего нового. Финал был закономерен, и он произошёл.

Падение корабля Техподдержки и появление их врача — катализатор, но не причина произошедшего. И в этот раз все отвернулись от Корибы, ведь никто не захочет болеть и умирать, если есть альтернатива. Шаман проиграл битву за умы людей, безнадёжно отстал и не нашёл ничего лучше, чем сбежать от своего проигрыша.

Финал закономерен и отчасти справедлив (на совести Корибы немало сгубленных жизней, павших жертвами его идеалов — так что расплата ещё относительно мягка). Но особых эмоций уже не вызывает.

Из небольших спорных моментов — в мотивах жителей общины перевесило стремление к удобству, а не собственно к развитию (ожидаемо, конечно, но слегка разочаровывает), а мотивы Техподдержки с её бесплатным лечением и бесплатными подарками вообще остались за кадром (как тут не додумать какую-нибудь конспирологическую теорию).

Впереди эпилог и прощание с циклом.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Майк Резник «Немного знаний»

Lilian, 15 августа 21:11

Раскол пришёл в общину кикуйю, и предвестником его стал молодой Ндеми, ученик шамана. Живой ум и немного знаний — вот что нужно, чтобы расшатать старые устои и запустить каскад перемен.

Особенность этой истории — противопоставление притч и фактов, теория о лживости притч, об их способности облечь любую нужную рассказчику идею в красивую форму. Первый и единственный раз Кориба слышит притчу, рассказанную своим учеником — но это не сказка, а оружие в споре.

Рассказ традиционно эмоционален, но теперь это приятные эмоции. Приятно, когда умный персонаж озвучивает те мысли, которые по-хорошему были очевидны ещё с первого рассказа. И я даже оставлю несколько самых ярких цитат:

«Я кикуйю, а не европеец. Но я не хочу быть невежественным кикуйю»

«– Ты учил меня думать, Кориба, – эмоции отражались на его красивом юном лице. – Ты хочешь, чтобы я теперь перестал думать только потому, что я думаю не так, как ты?»

«– Это и мой народ тоже, – заметил я. – Это я привел их к нынешнему состоянию, поскольку я всегда принимал решения, которые считал правильными для них.

– Вероятно, теперь им пора самим определяться, что для них будет наилучшим.

– Они не в состоянии делать такой выбор, – сказал я.

– Если они не в состоянии сделать такой выбор, то лишь потому, что ты скрыл знания, на которые у них прав не меньше твоего.»

«Но чем дольше я искал, тем сильнее убеждался в том, что Утопии нельзя полагаться на подобных сказителей. Кириньяга словно разделилась на два совершенно различных лагеря: в одном были те, кто доволен жизнью и не испытывает потребности думать, а в другом – те, кого каждая мысль уводила все дальше и дальше от общества, которое мы стремились построить»

Прекрасно. Как бальзам на душу. Ндеми избирает свой путь, община постепенно меняется, а Кориба узнаёт, что такое сомнения. Но этот старый фанатик не был бы собой, если бы не отбросил их в итоге в сторону и не приготовился биться за традиции кикуйю (в исключительно своём, самом правильном понимании) до конца, взяв на себя роль оружия бога (мания величия во всей красе).

Что ж, финал близко.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Майк Резник «Лотос и копье»

Lilian, 14 августа 20:33

Рассказ о нескольких днях из жизни Корибы, когда от него потребовалось решить одну сложную и до поры сокрытую проблему общины кикуйю.

А проблема эта стара как мир и не единожды воспета философами — смысл жизни. И если для большинства жителей общины всё просто и хорошо, то для самых молодых, умных и деятельных, которые мечтают о чём-то большем, чем помпе и пустые разговоры у костра каждый день до самой смерти, поиск смысла жизни может привести к печальным выводам.

Всё правильно объяснил один из юношей в разговоре с Корибой — у местной молодежи даже нет возможности улететь с планетоида (космопорт есть, а возможности нет), ибо они ничего не знают и не умеют, чтобы вписаться в более технологичное общество.

И снова это рассказ, пробивающий на эмоции, только, подозреваю, не в полной мере соответствующие авторскому замыслу. Это что-то в духе «вы что, серьезно?». Начиная с авторского предисловия («к этому, седьмому, рассказу в цикле Кириньяга начала разваливаться по краям» — серьезно, а прошлые проблемы и трагедии не в счёт?) и заканчивая финальным спорным решением Корибы (ты слишком умный, чтобы довольствоваться малым, и терзаешься поисками собственного смысла жизни? — ничего, теперь у тебя будет много проблем и очень мало времени, чтобы размышлять об этом).

Даже притча в этот раз почти не работает.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Майк Резник «Сказание о высохшей реке»

Lilian, 14 августа 08:38

История о том, как шаман решил наслать на свой народ засуху — и к чему это привело.

На внешнем плане здесь противостояние двух упрямых стариков: шамана Корибы и матери вождя Мумби. Противостояние чистых упрямств, выросшее из совсем незначительного повода, из проблемы, которую можно было бы попытаться решить множеством не столь кардинальных способов. Но «у шамана был трудный день», он был устал и раздражён, а потом просто не захотел идти на попятную и «терять лицо».

На внутреннем плане здесь всё ширящаяся пропасть между идеальной Утопией, о которой мечтает Кориба, и тем, чего хочет сама община или отдельные ее члены. Пропасть эта пока не на виду, но шаман уже перестал быть непререкаемым авторитетом. И пускай сейчас вызов ему бросила одна вздорная старуха, остальные наблюдали. Ну а потом шаман сделал только хуже, ибо засуха — крайняя мера, бумерангом ударившая по всем. И помимо всего прочего она породила сомнения даже у самых верных последователей Корибы.

Я не буду отдельно расписывать, почему шаман был не прав — тут всё вполне очевидно. А Мумби жалко — ведь она просто упрямая, совсем не злая старуха.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роман Котков, Алексей Волков «Мир №12. За гранью»

Lilian, 13 августа 21:23

Путешествие по старым засекреченным бункерам продолжается. На очереди Пермь (которую мы так и не увидим в этом выпуске), некий таинственный несчастный случай, Мир в больнице и новые грани его сил.

Немного странно такое говорить про серию изначально нереалистичных комиксов — но в этот раз новое проявление силы выглядело… ну да, нереалистично. Раньше держались хоть какой-то внутренней логики, но каким образом с преобразованием энергии и ментальными силами соотносится спонтанное массовое исцеление — мне всё же не понятно.

Ловлю себя на мысли, что не смотря на ожидание глобального сюжета, мне жаль, что забросили тему выборов в Нижнем Новгороде (побудительный мотив действий Саши), а сама Саша почти не вспоминает о своём отце, которому раньше так рвалась помогать. Из не всегда приятной, но более-менее самостоятельной героини она потихоньку превращается в обычную спутницу супергероя. А серия параллельно постепенно теряет свою индивидуальность.

Хотя возможно, что про тенденцию ещё рано говорить, и всё ограничится одним не очень удачным выпуском.

Стиль рисунка к слову здесь тоже немного изменился, хотя художники остались те же.

Единственный ощутимый плюс — серия дошла до клиффхэнгера с так называемыми «сыновьями», намёки о которых делались на протяжении нескольких предыдущих выпусков. То есть глобальный сюжет движется и снова обещает раскрытие неких тайн. Посмотрим.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Майк Резник «Манамуки»

Lilian, 13 августа 09:30

История о том, как Утопия кикуйю приняла первых иммигрантов — и что из этого вышло.

Любой, самый чистый энтузиазм не способен долго продержаться, если встречает в ответ в основном зависть и непонимание. Это история о женской зависти. И о том, как просто на кого-то можно повесить ярлык «ведьма» — просто потому, что она здорова, красива, у неё хороший огород и удобные мелочи в доме.

Кориба всё тот же фанатик, но в этот раз он вынужден выступать в роли голоса разума, разрешающего женские склоки и пытающегося найти лучший выход для всех.

Финал логичный и даже светлый — потому что все получают то, то заслуживают. Будь-то возможность больше не идти на уступки неприкрытой враждебности или же возмездие в виде новых «змей».

К слову, притчи про змей и про уродливую буйволицу красиво обрамляют историю, какое-то время играя с ожиданиями читателя, обманывая и даже вызывая восхищение «ловкостью рук», когда одна оборачивается другой.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Майк Резник «Бвана»

Lilian, 12 августа 22:11

В авторском предисловии говорится, что это вероятно самая слабая из историй Кириньяги — так как в ней нет привычной двусмысленности.

Спорить с автором — дело неблагодарное, и всё же не соглашусь. В этой истории и правда нет двусмысленности или противоречивости. Но их не было и в предыдущих рассказах. Отличие этой повести в том, что традиционалисту-фанатику противопоставили наглого самоуверенного охотника с непомерными амбициями и с полнейшим отсутствием уважения к чужой культуре. Грубо говоря, столкнули двух злодеев. И если Кориба — персонаж уже привычный и по-своему честный, то Бване автор щедро отсыпал недостатков и не наделил чувством меры. Исход противостояния потребовал времени и сил, но всё же был закономерен.

Куда любопытнее то, с какой легкостью община кикуйю прельстилась дарами охотника и отринула свои традиции. Да, лишь на время — но то заслуга не Корибы или самого племени, а непомерного эго охотника.

Ещё отмечу, что притчи как художественный приём и источник параллелей с основным сюжетом — здесь всё ещё хороши.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Майк Резник «Ибо я коснулась неба»

Lilian, 11 августа 10:59

Это очень грустная история. Если заглавный рассказ сборника вызывал скорее возмущение и неприятие, то здесь преобладает грусть.

История, тесно переплетенная с рассказанными в ней притчами. Самой первой, про бога кикуйю, отобравшего у людей крылья. И основной, про сокола, умирающего от тоски по небу.

И на фоне этого разворачивается трагическая развязка жизни одной умной, любознательной и упрямой девочки Камари, с её тягой к знаниям, не полагающимся женщинам племени кикуйю. Не полагающимся — по мнению шамана Корибы, примерившего на себя роль местного бога.

История развивается достаточно стремительно. И если девочку можно только пожалеть (у неё были задатки сильного непреклонного характера, и вероятно в более взрослом возрасте она смогла бы найти выход из сложившейся ловушки-ситуации), то в действиях Корибы снова нет никакой неоднозначности. Сочетание недальновидности, страха потери своей монополии на развитие (а точнее стагнацию) общины и ложной убежденности, что прогресс приводит к уничтожению народа. Всё ещё не понимаю, как вообще человек с несколькими образованиями мог прийти к таким идеям — и заодно не мог предугадать последствия отчаяния одной маленькой девочки. Что ж, вот что бывает с фанатиками, ежедневно налегающими на помбе (в полном соответствии с традициями).

Дополнительные неприятные детали — мелочность интересов, суеверность и поверхностность остальных показанных членов общины, от вождя и его жён до родителей девочки. Поесть, выпить, провести ночь с женой и спустя годы получить выкуп за дочку. Самые примитивные потребности. Вот он, рай на Земле — по мнению Корибы.

Тем не менее, написано профессионально и эмоции вызывает в полном объёме. В качестве более-менее одиночной истории-притчи даже понравилось.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Терри Пратчетт «The Real Wild West»

Lilian, 10 августа 14:46

Короткая ироничная зарисовка о настоящем Диком Западе. И кто сказал, что он может быть только в Америке — старушка Англия не менее лиха и сурова.

Фирменный немного абсурдный юмор, яркие типажи и совсем не геройские декорации для вполне себе геройских поступков.

Спасибо за перевод, позволивший познакомиться с рассказом.

Ну и напоследок несколько наиболее понравившихся цитат:

«Но случилось так, что ближе к вечеру следующего дня Крабэппл оказался неподалёку от глубокой просеки, где проходила главная железнодорожная ветка Лланоджи, охотясь на кроликов. Он двигался тихо и держался в тени, ибо кролики ему не принадлежали, да и земля также ему не принадлежала.»

«— Кто там? — крикнул Одинокий Фермер, оборачиваясь.

— Здесь нет никого, кроме нас, кроликов, — отозвался Крабэппл и внезапно пожалел об этом.»

«Мимо проносились деревья и кусты. Сэнди осталась далеко позади. Колёса велосипеда вращались так быстро, что стали невидимы.

— Ты можешь нажать на тормоза? — закричал Хэмиш, перекрывая шум ветра.

— Что такое тормоза? — крикнул в ответ Крабэппл.»

Оценка: 8
– [  5  ] +

Майк Резник «Кириньяга»

Lilian, 10 августа 10:25

Титульный рассказ цикла.

В авторском предисловии раскрываются история создания этого рассказа и те идеи, которые были заложены в него изначально (редкая возможность услышать «а что хотел сказать автор» из первых уст). Итак, если место действия — симбиоз условий так и не вышедшего сборника рассказов и авторской увлеченности кикуйю, то основной конфликт — желание показать, как человек из замкнутого общества защищает свой самый непростительный и шокирующий обычай перед лицом любого противника. В качестве противника — представитель белой цивилизации, ну и отчасти сам читатель, вряд ли способный одобрить обычай убийства части младенцев.

Далее я могла бы завести речь про столкновение двух разных культур и точек зрения, борьбу народа за самоопределение и сохранение собственных традиций против всеобщей глобализации и растворения национальной идентичности. И я даже могу понять, почему этот рассказ получил свои премии — соединение темы национального самоопределения «угнетенного» народа и так называемая «ответственность белого человека».

Но я не буду этого делать. Потому что сама основа истории построена на эмоционально ложных принципах. Потому что перед нами яркий пример мышления целых общностей (национальных или объединённых по иным признакам). Мышления, когда откровенная ненависть к государству/цивилизации/народу (включая обвинение их во всех своих бедах и неудачах) соединяется с твёрдой убеждённостью в своём праве требовать от них компенсации или как минимум предоставления тех или иных благ. Маленькая гордая община новых кикуйю живет на планетоиде, предоставленном и обеспеченном Техподдержкой (то есть цивилизацией), но не на миг не забывает о своих обидах, требует уважения, но не готова проявлять уважение в ответ. Говоря про общину я разумеется имею в виду её идейного вдохновителя Корибу, отыгрывающего роль шамана и обладающего монополией на идейное воспитание всех членов этой общины. Он решает, что есть традиции кикуйю, он же следит за их исполнением. И доходит к финалу до воссоздания теневой преступной организации.

Это не утопия (даже не попытка в утопию), это не про неоднозначность и разные точки зрения. Это фанатизм и чистое зло.

Подозреваю, что следующие рассказы сборника будут примерно об этом же.

Рассказ технически хорошо написан, он определенно цепляет в эмоциональном плане, но я очень сильно подозреваю, что меня он цепляет вовсе не в том эмоциональном ключе, который предполагал автор.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Майк Резник «Одно прекрасное утро с шакалами»

Lilian, 9 августа 07:56

Первый по хронологии, но не по году написания рассказ сборника. Последнее утро Корибы на Земле. Последняя встреча с сыном, которого он уже давно не считает своим сыном.

Что мы здесь успеваем увидеть. Кориба — неприятный, твердолобый человек, для которого есть только его правда, а остальное не важно. При этом он целеустремлённый и категоричный. Эта категоричность не мешает ему добиваться от осуждаемой им страны нужных ему благ (целый терраформированный планетоид), но мешает хотя бы раз показать своё одобрение сыну, который просто выбрал свой путь.

Мы не видим, что заставило образованного человека настолько отринуть любые плоды цивилизации и проникнуться традиционным укладом (который, к слову, вряд ли он так уж застал в реальности), но мы видим фанатика, уверенного в своём праве учить и наставлять других (и поэтому выбравшего в новом мире роль шамана).

Событийно рассказ довольно беден, полностью работая на выстраивание образа Корибы. Учитывая, что в итоге про него уже можно многое сказать — с этой задачей рассказ справляется. Мне с ходу не нравится главный герой этого цикла, но образ получается яркий.

Читается легко. Восторженный отзыв, предваряющий этот рассказ в сборнике, считаю неизбежным злом, в смысле рекламой (наверняка перешедшей из какого-то оригинального издания). Короткая заметка об истории написания рассказа познавательна, хотя номинация на премию традиционно вызывает лёгкое недоумение.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Особый почтовый»

Lilian, 8 августа 07:53

Лёгкая приключенческая повесть. Тропический остров, город, полных авантюристов и контрабандистов всех мастей, два напарника, пираты и большое гномье сокровище. Сюжет динамичен, персонажи довольно просты и условны, мир с одной стороны банален (привычные эльфы, орки, гномы), а с другой стороны оригинален за счёт пиратского флёра, техномагии и используемых в механизмах демонов.

Много полётов, перестрелок, внезапных проблем и внезапных же их разрешений.

Перечитывала в связи с анонсом иллюстрированного переиздания. Убедилась, что это неплохая история и не более того.

Впрочем, она как минимум нравится мне чуть больше, чем более поздние «Ловцы удачи».

Оценка: 6
– [  2  ] +

Алексей Сальников «Когната»

Lilian, 7 августа 21:05

Я слегка в недоумении. Книга не законченная — по крайней мере так ощущается, заставляя перепроверять и сомневаться, а не выложили ли на Букмейте какую-то усеченную версию. Вроде нет.

Просто заканчивается очередная глава — и внезапно это финал. По темпу и последним предложениям ничего не предвещало. Нет, объяснить-то постфактум это можно: поход через Зеркало завершён, а дальше уже другая история. Но оборвано всё слишком резко. И я даже подозреваю, что специально — такая вот разновидность клиффхэнгера, только не событийного, а стилевого.

Не одобряю.

Потому что такой финал оттягивает на себя все эмоции от книги. А книга любопытная. Странный мир (миры), необычные общества людей и драконов (таких похожих и таких разных), игра со стилем. Повествование не линейное, разбавляется флешбэками и воспоминаниями. Постепенно, не сразу вырисовывается и общая картина, в которой переплелись очень разные судьбы людей, драконов и перевертышей (людей, ставших драконами). Отчасти это история о столкновении идеологий, только за привычными словами вроде капитализма и коммунизма скрывается что-то немного другое, с местной спецификой.

Читается легко и быстро. Слушается (в формате аудиокниги) тоже легко — почти спектакль, игра с интонациями особенно запомнилась. Я чередовала форматы под настроение.

В общем, получилось довольно любопытно, но оборванный финал портит последнее впечатление.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Сергей Лукьяненко «Один день в 2100 году...»

Lilian, 6 августа 23:31

Короткий ироничный рассказ.

Молодой человек готовится доказать племени, что он достойный охотник и завидный жених. А для этого нужно проявить себя на охоте.

Но чем дальше, тем больше высокотехнологичных деталей открывается в рисуемой картине мира. И название рассказа — оно более чем буквально.

Необычно, что не смотря на легкую иронию, показанное общество почти утопично — близость к природе, не перекрытые блага цивилизации и выбор, который даётся каждому повзрослевшему члену племени. В прямом смысле — каждому по возможностям и потребностям. Что сразу отсекает многие потенциальные проблемы и конфликты. Чем не утопия?

На удивление продуманное наполнение для маленького рассказа. И соглашусь с одним из предыдущих отзывов: при чтении эта история вызывает улыбку, а после — лёгкую грусть.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Алексей Волков, Роман Котков «Мир №11. Серый лёд, часть 2»

Lilian, 6 августа 21:39

Завершение атмосферного приключения в военном городке под Норильском. Лёд, монстры, когда-то бывшие людьми, и очередной эксперимент, вышедший из-под контроля.

Опасность на этот раз оказалась настолько сильной, что без чужой помощи главному герою было не обойтись.

И помощь появилась — да ещё какая. Самое главное возвращение и главный спойлер (наконец-то). Гость этого выпуска появляется как нельзя вовремя и отыгрывает роль неоднозначную и явно слишком много знающую. Но при этом находится на одной стороне с главным героем, по крайней мере на этот раз. То есть с ходу развеивает свой чистый злодейский ореол (что, впрочем, было ожидаемо).

Кроме того, в финале выпуска нас ждёт немного очередных интриг спецслужб и разгадка линии девочки-призрака.

Итого: два выпуска про серый лёд получились одними из самых динамичных и атмосферных в этой серии, заодно порадовав развитием глобальной интриги. И есть надежда, что масштаб событий скоро возрастёт.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Алексей Пехов «Лённарт из Гренграса»

Lilian, 4 августа 18:37

Самая долгая и самая колдовская ночь в году, охотник за головами, ввязавшийся в преследование с благородными целями, ночной костёр, его необычные хозяева и несколько судьбоносных сделок. Пантеон волшебных существ и божеств вполне оригинальный, но в то же время неуловимо знакомый, северный.

Написано хорошо, чувствуется снег и холод, есть несколько любопытных ночных встреч, а финальный сюжетный поворот добавляет истории толику неоднозначности.

По сути перед нами одно задание, несколько дней из жизни главного героя. Но нам успевают показать детали мира, представить местный пантеон и особенности жизни местного населения, не только человеческого. И к тому же это законченная интересная история.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Бич сновидений»

Lilian, 4 августа 14:35

Перед чтением заключительного тома я перечитала предыдущие — и это был правильный выбор. Семь лет между третьим и четвёртым томом — немалый срок, а для понимания финальной книги важно помнить многие казалось бы несущественные детали и встречи.

Это странный цикл, у него своя обрывочная манера повествования и способ ведения сюжета. Меня изначально поражало, что события «в настоящем» с участием номинального главного героя (рассказанные от первого лица) далеко не так интересны и динамичны, как многочисленные флешбэки или побочные линии с участием второстепенных персонажей.

Похоже, теперь я могу это объяснить. Дело в том, что здесь нет главного героя в привычном понимании этого слова. Мэтт — он скорее катализатор событий, друг, знакомый и соперник многих важных для этой истории персонажей. О, он безусловно играет свою роль, но куда больше это история Феликса (дэймос, который ради достижения свой цели и своих планов перешагнул через собственные страдания и смерть), Тайгера (который собственноручно сжёг свой тёмный потенциал и взял на себя роль атланта, удерживающего на плечах Полис) или Герарда (талантливого оракула с необычным котом-помощником).

Это странный мир, в котором слишком возвеличивается уникальность Полиса и сгущаются краски в описании других стран-мегаполисов. Мир, в котором продвинутые биотехнологии и кибернетика соседствуют с погружениями в мир снов, существованием там архетипов (тех же богов) — реальных и не реальных одновременно. Мир, в котором противостояние происходит между высокотехнологичной цивилизацией и древним сновидящим, научившимся отчасти подчинять себе время и возомнившим себя богом.

Обилие флешбэков и побочных линий может показаться избыточным, но именно через них к финалу истории собирается вся картина происходящего, нарастает масштаб и наконец происходит главное сражение. Так что четвёртая книга в полной мере оправдывает свою роль завершения истории, не забывая ни про одно повешенное ранее «ружьё».

Из запомнившегося — картины хаоса и войны, прорывающиеся в соседних с Полисом краях, а затем и в самом Полисе (они снимают часть идеального лоска, делая декорации более живыми и эмоционально близкими). Ещё из запомнившегося — осада города в пустыне, когда линия одного усталого копа обрела неожиданно пронзительную (но не грустную) кульминацию. Ну и само сражение в храме времени — масштаб и соединение стольких устремлений и сил в одной точке.

Вместо итога. У авторов на этот раз получился странный цикл с нелинейным повествованием, упорным идеализированием Полиса и обилием уникальных персонажей. Но в то же время это законченная история с необычным миром и запоминающимися героями, обладающая своим шармом и выбравшая в качестве одной из декораций странный, изменчивый, непознаваемый мир снов. Этот цикл в итоге не так сильно понравился, как мог бы, но уж точно запомнился.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Алексей Волков, Роман Котков «Мир №10. Серый лёд, часть 1»

Lilian, 4 августа 10:54

Норильск, полярная ночь, заброшенный военный городок, крипипаста про замёрзших жителей и реальные монстры.

Получилось весьма атмосферно.

Посещение старых бункеров каждый раз приносит новые сюрпризы, а ещё в поле зрения вернулись современные спецслужбы. Не обошлось и без старого детского комикса — правда на этот раз его появление несколько притянуто за уши.

Как водится, перед нами половина локального приключения, остальное будет уже в продолжении.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Алексей Волков «Мир №9. Второе солнце, часть 2»

Lilian, 2 августа 09:06

Завершение короткой, но горячей стычки с сумасшедшим Ярило.

Из нового — показали, что Мира тоже можно ошеломить и даже победить. Временно.

Из запомнившегося — триумфальное возвращение дамы-таксиста (и да, я наконец считала отсылку к другой серии Баббл).

Из долгожданного — вспомнили про клиффхэнгер из «Прощай оружие», правда всё ещё в формате «сцены после титров». Выдерживают интригу.

Что ж, герои продолжают своё путешествие по местам из прошлого Мира. Поездка в Челябинск завершена, впереди Норильск.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Алексей Провоторов «Ночь, день и ночь»

Lilian, 31 июля 14:02

На каждого хитреца найдётся свой хитрец. Или как один вампир решил жениться на богатой наследнице, каких противников одолел и что из этого вышло.

Декорации довольно условны (вампиры, оборотни, разбойники, родовое проклятие), а вот среди колдуний и иных дев со способностями встречаются очень даже любопытные (Бел и Тьма).

История отчасти похожа на квест «обхитри ближнего своего», финальный сюжетный поворот в наличии.

Занятно, с легкой иронией, «очередная история про вампиров», но почему бы и нет. Тем более, что она всё же больше не про вампиров, а про силу «родной крови» и долгосрочного планирования.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Алексей Провоторов «Железо»

Lilian, 30 июля 08:41

Заключительный рассказ сборника, жанровый перевертыш, поначалу маскирующийся под фэнтези. Мир, выросший на руинах другого, полузабытого мира, опасная зона и проводник, зарабатывающий себе на жизнь вылазками в эту зону. На этот раз ему попались проблемные клиенты…

Понравилось, как постепенно под личиной фэнтези проступал другой жанр. К финалу картина если и не сложилась полностью, то уж основные моменты (вроде места действия и прошлой войны) были представлены.

Понравилась идея с птицами — своей неожиданностью и переплетением магии и не магии.

Ну и в целом — получилось отчасти грустно, отчасти нет. Один день, одно задание и немного старых полузабытых тайн.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Алексей Провоторов «Дунг»

Lilian, 29 июля 11:11

Этом рассказ — как квинтэссенция сборника. Волшебный лес, ведьмы, всадник с необычным мечом и необычной лошадью, преследователи и потусторонние твари. Все характерные для автора типажи на месте, при этом мир оригинален, хорошо и даже подробно описан (особенно что касается законов Той и Этой стороны), а персонажи обладают своей индивидуальностью.

Что не типично — это на удивление светлая история. Гимн любви, ради которой можно совершить невозможное и преодолеть все преграды и всех врагов. Гимн изворотливости, упорству и верности своему слову. Всё это добавляет в фэнтези оттенок сказки, но не портит. История яркая, красивая, манящая деталями приоткрытого мира, не чуждая иронии и образных описаний.

Лёгкая интрига с оборотным и приворотным зельем, немного плутовства и далее классические схватки с противниками и чудищами на пути героя к заветной цели. Но с нюансами и необычными деталями (например, теперь я понимаю, почему многим понравилась Соль — трудно не проникнуться её способностью разбираться с проблемами и её уже неоплаченной верностью).

Финального внезапного сюжетного поворота здесь нет (и это не типично), но в данном случае он и не нужен. Зато есть светлое и приятное чувство от именно такого завершения истории.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Алексей Провоторов «Способы управления»

Lilian, 28 июля 20:38

Один город, одна площадь, девять человек, преследующих свои цели. Маги, аристократы, наемники, убийцы, големы, оборотни. И да будет схватка всех против всех.

Итог немного предсказуемый, но мне это не помешало. Детально описанное сражение, разнообразие приёмов и оружия. Правда, с обязательными перерывами на представление очередного наёмника или на описание всё более усложняющейся схемы «кто кого нанял, кто против кого теперь сражается». И вот это уже немного мешало, слегка сбивая динамику. Но понимаю, что иначе никак.

По жанру — чистое фэнтези, даже не тёмное. Описания города, таверны, башни — приятные, исконно фэнтезийные. Разве что пустыня и снег сочетаются немного странно (хотя я прекрасно понимаю, что не одной жаркой Сахарой единой, особенно в выдуманном мире).

Финал полностью счастливый, что редкость для сборника. Ну и заодно иллюстрация поговорки: «сделал дело — отдыхай с чистой совестью».

Оценка: 7
– [  7  ] +

Алексей Провоторов «Костяной»

Lilian, 27 июля 17:42

Хоррор. Мрачно, беспросветно, кровь, кости, смерть. И никакой справедливости, вообще никакой.

Главный герой вынужден обратиться к лесной ведьме за помощью. Зря. И дело вовсе не в ведьме.

У героя благие цели, а ведьма хоть и страшна, а своё слово держит. Но парадоксальным образом всё получает тот, кто менее всего этого заслуживает. И усилия оборачиваются тленом.

Всё это дополнено атмосферой страха и мёртвой жути, а также различными неаппетитными подробностями. Ибо колдовство — грязное дело, и за него приходится платить.

Мне не слишком нравятся истории с подобным финалом и итогом, но не могу не признать — эта история запоминается, и атмосфера здесь невероятно насыщенная.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Алексей Провоторов «Молоко»

Lilian, 26 июля 09:17

Глоток деревенского хоррора в сборнике. Никаких других миров, слов с большой буквы и коней. А вот ведьма есть. Как и её необычный фамильяр.

Не очень большая, но атмосферная история, когда поездка к бабушке в деревню оборачивается встречей с настоящим колдовством. И при этом, как постепенно вспоминает главный герой — встречей далеко не первой..

Немного баек и суеверий, подменыши и деревенская печь как способ и средство.

Финал вроде как оставляет главного героя в страшной компании, но так ли страшна ситуация — решать уже читателю.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Алексей Провоторов, Евгения Ульяничева «В своё время»

Lilian, 25 июля 18:49

Рассказ-головоломка, сплетающий в одной погоне две сюжетные линии, странноватый сюрреалистичный мир, тайны с ответами и без, а также несколько фирменных сюжетных поворотов.

Мир показан мазками, намеками и диковинными деталями. Стиль написания вычурный, довольно тяжёлый, с заметным количеством старинных либо слегка изменённых слов. И нужный эффект достигается — история читается словно тёмная сказка, только не из нашего мира.

Финальный поворот с колдуном неожиданный, но крайне логичный — все ружья были на месте с самого начала.

Финальный поворот с ловчим Иваном — не совсем понятный, скорее из-за так до конца и не раскрытой природы персонажа. «Уйти, чтобы вернуться» — весьма неочевидное решение.

В общем, получилось необычно. Знакомые типажи в необычном исполнении.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Алексей Провоторов «Волк, Всадник и Цветок»

Lilian, 24 июля 22:51

Эта история чем-то неуловимо похожа на описание компьютерной игры. Дополнительные жизни (они же форы), убийства и воскрешения, ряд встречающихся по дороге персонажей, которых нужно победить/подкупить/перетянуть на свою сторону, и бег до финишной черты.

Ещё эта история напомнила рассказ «К Зверю» из этого же сборника. Пафос слов с большой буквы, прозвища вместо имён, уникальные силы и способности.

Это неожиданно ироничный рассказ, приглушающий свой пафос шутками и отсылками (вроде целого войска рыжих воительниц на рыжих конях или сбора пожертвований на храм Азгарота, Хтонического Ужаса).

Но при этом настолько подчёркнуто несерьезный (условности мира, искусственные детали, спокойное отношение к собственным смертям, все друг друга знают, проигрыш в карты как средство и мотив поступков), что на определённом этапе просто теряешь сопереживание персонажам. А это, увы, влияет на общее впечатление.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Алексей Провоторов «Ларец»

Lilian, 23 июля 17:18

Сказка на новый лад. Кощей Бессмертный на цепях, Марья Моревна и её колдовское искусство, говорящая рыба, морской конь, проклятия и ларец с погибелью.

Вот только вместо доброго молодца здесь вор с говорящим именем Явор, и мотивы у него соответствующие. А помимо мотивов — парадоксальная способность случайно и невзначай всё рушить и приносить несчастья. И виной тому ларец с погибелью или что-то ещё — не так уж важно. Главный герой словно чужеродный элемент в слаженном механизме: поломка за поломкой и финальная катастрофа.

Рассказ один из самых ироничных в сборнике и первый, в котором мне захотелось выделить парочку цитат (как пример этой мрачноватой иронии):

«У меня не было сил возражать против рыбьего уважения.»

«– Освободил ты меня, теперь проси что хочешь, – сказал Бессмертный. – Все одно я тебе ничего не дам.»

Но при этом (парадоксальным образом) это один из наименее понравившихся рассказов сборника.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Алексей Волков «Мир №8. Второе солнце, часть 1»

Lilian, 23 июля 15:23

Очередной выпуск, где парочка главных героев отправляется в Челябинск в поисках ответов и встречает очередной осколок полузабытого супергеройского прошлого. Новый знакомый сильно не в себе — считает, что «его нет», а на досуге рисует простенькие комиксы про попаданца в магическую Древнюю Русь (так что вставка с намеренно штампованным комиксом в этом выпуске снова есть).

Из плюсов — путешествие на поезде, Челябинск, местный колорит и лихая дама-таксист.

Из минусов — уже привычная неторопливость. Я начинаю опасаться, что вся серия так и пройдёт в режиме ожидания «ну вот сейчас закрутится» с нулевым итогом. Ну и здесь по прежнему пока не сыграл мощный клиффхэнгер из «Прощай оружие», это печально.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Алексей Провоторов «Крам»

Lilian, 22 июля 16:53

Микрорассказ. Зимняя ночь, деревня, жертва, монстр. И так из года в год. Но однажды всё поменялось (по форме), но не изменилось (по сути).

Традиционные элементы вроде коня и ведьмы в наличии. Правда не сразу открывается, кто есть кто.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Алексей Провоторов «Сие — тварям»

Lilian, 21 июля 21:05

История о стремлении к познанию, о непринятии догм и об упорном пути «на край мира» из желания их опровергнуть. Герой — этакий Джордано Бруно из магически-механического мира, только более удачливый и закованный в латы.

Вообще герой — настоящий рыцарь, и дело не только в латах. У него есть идеал, к которому он стремится, есть подруга-союзница, верный меч и готовность сражаться с чудовищами. А ещё он добрый, что прекрасно видно по поступкам, отсутствию злости и его общему самоощущению, показанному повествованием от первого лица.

Мир интересный, на стыке жанров. Есть магия, големы и твари, но в то же время многие чудеса или существа имеют явную либо частичную механическую природу, а «боги» когда-то прибыли из другого мира. Финал лишь вносит дополнительную неопределённость в природу показанного мира и населяющих его существ.

Финальный сюжетный поворот хорошо проходится по ожиданиям и штампам подобных историй о борьбе с закостенелыми догмами. И в то же время оставляет немного надежды. И это хорошо.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Алексей Провоторов «Ёлка»

Lilian, 20 июля 16:25

История о девочке, идущей в чужой лес за ёлкой. Скоро ведь Рождество, обычай нужно соблюдать — а без ёлки моряки в гости не зайдут, а бабушка не даст увидеться с мамой….

Говорить о жанре этой истории было бы слишком большим спойлером.

А так — постепенно вместе с героиней мы собираем кусочки воспоминаний и знаний об окружающем мире, вместе с ней приходя к кровавой развязке. Сюжетных поворотов несколько, в том числе буквально за пару строчек до финала.

Получилось грустно, но интригующе.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Алексей Волков «Мир №7. Тебя слышит враг, часть 2»

Lilian, 20 июля 10:56

Две линии из предыдущего выпуска завершаются и сливаются воедино. Мир заканчивает бой с роботом (заодно получая небольшую загадку-зацепку), а Саша немного переосмысливает, чего же она хочет вообще и от Мира в частности. Не скажу, что всё стало кристально понятно с мотивами (хочу, не отдам, знаю, как лучше — всё это частично осталось), но по крайней мере она пришла к выводу, что она в ответе за Мира и его благополучие.

Из любопытного — разговор Саши с матерью, «самым безэмоциональным человеком из тех, кого она знает». Необычные отношения и рамки поведения. Не враждебные, нет, вполне дружеские — но не родственные.

Короткий комикс-мультфильм в старой стилистике здесь по традиции тоже есть.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Алексей Провоторов «Чувство долга»

Lilian, 19 июля 22:10

История о должниках, долге и способах этот долг исполнить. Естественно в магических декорациях, с ведьмами, некромантами, охотниками за головами и просто охотниками. Аж три коня, от обычной умной Липы до существа из соломы.

Равнодушие, жестокость, преследование своих целей. И среди всего этого главный герой, который в самый важный момент проявил человечность. Правда, не сказать, что его ждала справедливая награда.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Дарья Бобылёва «Вьюрки»

Lilian, 19 июля 20:41

Лето, жара, разгар дачного сезона. Когда как не сейчас читать про садовое товарищество «Вьюрки» и про ту жуть, которая однажды начала в нём твориться.

Сюжет — мозаика историй, из которых потихоньку собирается общая картина. Так и должно, наверное, быть. Всё-таки садовое товарищество, несколько улиц, очень разные люди и дачи — и у многих своя история.

Жанр — деревенские ужасы. Декорации абсолютно узнаваемые вплоть до клеенок в клеточку и зарослей малинника на заднем дворе. Речка, лес, поле. Всё знакомое, родное, но внезапно изменившееся. Ужасы — не всегда явные, внезапные, порой парадоксальные.

Основа — славянская мифология и человеческие истории. Полудница, игоша, русалки, подменыши. Но люди порой страшнее. Не потому что плохие, а потому что, ну, люди.

Меня зацепило с первого же рассказа-главы. Грустные, забавные, парадоксальные истории и узнаваемые типажи. Да, истории эти приправлены потусторонней жутью, но куда печальнее и страшнее одиночество, непонимание или тихая собачья верность мужу-алкоголику, заставляющая упорно закрывать глаза на все странности и изменения (ведь перестал пить и руки распускать, хорошо же).

Мне нравится авторский стиль, острота, правдивость образов, выписанных при этом честно, но с любовью и без чернухи.

«А Никита просто пил. И стыдился этого, страдал от укоризненно-сочувствующих взглядов своего деликатного профессорского семейства. Семейство искренне считало его бедным больным мальчиком, жалело и позволяло сидеть у себя на шее, поскольку ни на одной работе Никита не задерживался. Сам Никита считал себя бесполезным мудаком, но отказаться от единственного доступного удовольствия – побыть пьяным и почти счастливым – никак не мог. Пьяницей он был тихим, одиночным и скрытным. А на даче можно жить и пить спокойно, с почти чистой совестью и уж точно на чистом воздухе. И своя закуска с огорода.»

Постепенно личные истории сплетаются в основной сюжет, масштаб жути увеличивается, а вопросы о причинах происходящего потихоньку получают свой ответ. Будут здесь и сражения с чудовищами (не всегда потусторонними), и любовь, и потери, и семейные тайны. И долг, который всё-таки приходится платить, ведь альтернатива страшнее. Лёгкая почти неуловимая ирония тоже никуда не денется.

Финал вполне понятный и закрытый. Не безоблачно счастливый, но, повторюсь, альтернатива была куда страшнее. Остались маленькие побочные линии и персонажи, про судьбу которых не было сказано последнего слова. Но по большому счету история законченная.

Атмосферно, самобытно, не оторваться.

Оценка: 8
⇑ Наверх