Все отзывы посетителя tishur
Отзывы (всего: 3 шт.)
Рейтинг отзыва
Питер Гамильтон «Иуда освобождённый»
tishur, 24 мая 2020 г. 19:21
“Иуда освобожденный” Питера Гамильтона является не просто прямым продолжением “Звезды Пандоры”: за исключением пролога книга начинается в тот же момент, когда заканчивается предыдущая. Такой прием с множеством клиффхэнгеров, оставленных в концовке и разрешаемых в начале следующей книги, позволяет окончательно провести параллели между дилогией и современными остросюжетными сериалами. Ощущение возникает еще при прочтении первой книги из-за большого количества точек зрения и детального прописания предыстории персонажей, которые выстрелят только спустя книгу. Примером такого персонажа является Марк Вернон, который в первой книге казался нужным только как очевидец событий на Элане. Еще один персонаж, назвать которого было бы явным спойлером, лишь подчеркивает наблюдение. Героев-новичков вторая книга привносит немного, поэтому читатель продолжит следить за историей уже полюбившихся (недолюбливаемых, безразличных) персонажей, удельная страничная площадь которых слегка изменилась. Никуда не делся один из самых приятных для меня элементов дилогии — мир Содружества, человечество которого достаточно сильно эволюционировало в моральном плане.
Сюжет романа основан на тех вызовах, которые вторжение праймов поставило перед Содружеством. Двадцать три когда-то мирные планеты теперь переживают ядерную зиму и являются плацдармом для дальнейшего вторжения, а у человечества не так много вооружения для ведения масштабных войн, не случавшихся прежде в истории межзвездной цивилизации. В это же время все больше персонажей внутри Содружества начинают осознавать реальность Звездного Странника, который, как утверждают Хранители, является тайным кукловодом, направившим людей и праймов друг на друга. Читателя ждет постепенное, но неумолимое движение основных сюжетных линий к общей кульминации, подготовленной еще на страницах предыдущей книги. Ставки в войне повышаются, а для достижения целей используются все более весомые аргументы.
В сиквеле развитие получают многие элементы: детективная истории, которая местами провисает по уровню интереса и динамичности, локальные и масштабные батальных сцены, акцент на сексуальности персонажей. По поводу последнего я бы хотел обратить внимание на следующее: практически все персонажи подчеркнуто молоды, красивы и сексуальны. Это вполне объясняется достижениями медицины и генетики, но, на мой взгляд, приводит к внутреннему противоречию. Стандарты красоты меняются от эпохи к эпохе, но самые красивые люди всегда характеризуются отклонением от среднего. Если же все персонажи подчеркнуто красивы, то автоматически они должны являться средними по стандартам такого общества.
Среди всех сюжетных линий мне хочется выделить путешествие Оззи, Ориона и чужака Точи. Оно подкупает описанием искренней дружбы между людьми и существом, чье восприятие мира и методы общения принципиально отличаются от человеческих. Сама же история характеризуется как авантюрный приключенческий роман. И хоть польза от путешествия может показаться сомнительной, я хотел бы охарактеризовать его словами писателя Брендона Сандерсона: “Путь прежде цели”.
В итоге, перед нами все та же medium sci-fi, которая должна вам понравиться, если у вас оставила приятные впечатления первая книга. Несмотря на внушительные размеры, книгу вполне можно одолеть за одну-две недели. Если же первая книга шла у вас тяжело то, возможно, сиквел не для вас.
Ниже спойлерная часть для уже прочитавших:
Много вопросов у меня вызывает план отмщения(как и само слово “отмщение”) планеты, которому необходимы метеорологические данные именно с Марса. Хотя это можно с натяжкой объяснить тем, что доступа на другие неблагоприятные для жизни планеты в Содружестве просто нет.
Финал книги является полуоткрытым. Да, основной конфликт разрешен, но часть сюжетных линий так и не завершилась. Например, природа сильфенов так и осталась загадкой: “воскрешение” Брэдли Йохансона позволяет думать, что эта постматериальная расса состоит в том числе и из “друзей сильфенов”, чье сознание было перенесено благодаря медальону, являющемуся сверхвысокотехнологичным устройством. Воистину, достаточно развитая технология неотличима от магии. Совершенно загадочными остались создатели барьера.
Некоторые персонажи пережили конфликт глобальный, но остались с нерешенным конфликтом личным. Например, искренне хочется прочесть еще немного истории Уилсона Кайма, который, кажется, является единственным персонажем всей дилогии, у которого вызывает вопросы способ достижения людьми бессмертия.
Такой финал может побудить многих (как побудил меня) срочно начать читать трилогию Бездны, действие которой происходит в этой вселенной спустя примерно 1200 лет, в надежде на информацию о судьбе запавших в душу персонажей.
Питер Гамильтон «Звезда Пандоры»
tishur, 23 мая 2020 г. 22:27
Роман Питера Гамильтона “Звезда Пандоры” является характерным представителем космооперы с ярким трансгуманистическим посылом. Что касательно твердости, то стоит отнести книгу к научной фантастике средней прожарки. Где-то на двух третьих дороги между “Песнями Гипериона” Дэна Симмонса и чем-то вроде “Семиевья” Нила Стивенсона. Автор широко использует научные концепции и известные спекуляции на них. При этом Гамильтону свойственно чрезмерное увлечение “накидыванием научности” в некоторых моментах с различными яркими описаниями квантовых полей и неоднократным упоминанием излучения Черенкова в вакууме. Но если не забывать, что это в первую очередь художественное произведение, а не футурологический трактат на основе современных представлений о физике, то это не должно быть проблемой.
Арена действий представляет собой Содружество человечества: межпланетное государственное образование победившего капитализма, о чем неоднократно сокрушается один из персонажей. Еще в середине 21-го века два калифорнийских ученых, эксцентричный гений и его прагматичный напарник с талантом к управлению, открыли технологию создания червоточин, которые позволяют мгновенно перемещаться между планетами на расстояние, ограниченное требуемой энергией. Это привело к последовательной колонизации сотен экзопланет, но полностью убило космонавтику: между планетами сквозь червоточины курсируют пассажирские и грузовые поезда, а в больших космических кораблях и колонизации планет Солнечной системы нет смысла. Примерно в это же время люди овладели технологией омоложения и “оживления”, путем загрузки постоянно сохраняемой памяти в быстро выращенных клонах. Все вместе это привело к бурной экспансии человеческой цивилизации, экономическому процветанию и искоренению множества присущих людям 21-го века предрассудков. В мире книги ярко отсутствует расизм, сексизм и сексуальная дискриминация. Забавно, что на ее место в некоторой степени пришел эйджизм, но в противоположном направлении.
Сюжет крутится вокруг таинственного мгновенного “окутывания” двух звезд в 1000 световых лет от Земли, обоснованно названных Парой Дайсона, неким процессом или сооружением. Дальнейшие события развиваются в полном соответствии с названием романа.
Важнейшей особенностью нарратива является наличие большого числа POV-ов, в том числе и самых неожиданных. Это позволяет в рамках романа существовать детективной истории, приключенческой фантастике поиска, исследованиям космоса и контакту, политическим интригам, истории профессионального становления целеустремленной нимфоманки и многому другому. В некоторых случаях POV может поменяться даже в рамках одной сцены. В итоге, в книге нет строго очерченных персонажей первого плана (можно легко назвать десяток кандидатов), но почти все сюжетные линии читаются без желания вернуться к более интересным. Во многом это достигается благодаря частым переключениям. Отсюда же исходит и главная проблема книги: она ооочень длинная и подробная. Во время чтения иногда не понимаешь, зачем важна эта сюжетная линия и многостраничное описание локации, и обосновано ли развешивать по книге столько ружей. Самым вопиющим примером является описание полета одного из персонажей в урагане между колоссальными вулканами. Да, фантастика и фентези часто склонны быть слишком длинными из-за необходимости построения мира и описания правил игры, с которыми читатель не знаком. Но в данном случае местами это кажется проявлением запущенной графомании.
“Звезда Пандоры” отлично читается, нагружает воображение описанием многочисленных миров, умело выдает детали мироустройства и держит интерес путем высокочастотного переключения персонажей. В то же время книга слегка (или нет) затянута, а некоторые поступки персонажей не выглядят последовательными. Важно понимать, что всю дилогию о Содружестве следует рассматривать как единое произведение, поэтому большая часть даже локальных развязок ожидает вас во второй книге.
tishur, 10 июня 2013 г. 01:00
Интереснейший рассказ. Все быстро, динамично, ничего лишнего. Шикарное научное описание физических процессов внутри червоточины, возможно не совсем соответствующее действительности, но на порядок лучшее, чем в сотнях фантастических произведений . Также Иган позволяет сам додумать концовку рассказа:
А глав. герой все-таки смог остановить сферу или нет? Мне кажется, что да! И сфера не исчезала так долго именно потому, что это было ее последнее появление.
Советую всем людям любящим фантастику и науку, а особенно их умное смешивание.