Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя Михаил Горожанин

Отзывы (всего: 6 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Шимун Врочек «Рим. Последний легат»

Михаил Горожанин, 17 октября 2017 г. 10:29

Только что закончил «Последний легат» Шимуна Врочека.

Сейчас понимаю, что, столько раз проходя мимо книг этого «Этногенеза». почему-то брезговал не только покупать, но и листать. А, ведь, не заставь я себя начать читать «Питер» — не познакомился бы с творчеством, настолько легшим мне на душу, что теперь не знаю, как на работе-то усидеть, дожидаясь начала второй книги про Гая Деметрия Целеста. О как...

Субъективно.

Слог — прекрасен. Не побоюсь этого сравнения, но словно перечитываю «Камо Грядеши» Сенкевича.

Наверное, впервые для меня (в российской книге подобной тематики, буду честен) рассказ от первого лица — это натуральный рассказ от первого лица. Когда читаешь — никаких сомнений. Ничего не натянуто, не притянуто за уши. Видишь глазами молодого легата, слышишь ушами легата, говоришь его губами, думаешь его мыслями. Все настолько естественно, что не замечаешь, как начинаешь читать книгу про самого себя. От своего лица. И слияние с ГГ, признаться, меня даже немного испугало, настолько давно это было в последний раз.

Не хочется сухо констатировать, но автор очень глубоко проработал исторический момент Римской Империи. Все подается так легко, что даже не заметно, как ранее неизвестные термины получают свое объяснение. Идеальная подача. Словно уже прожил там всю свою сознательную жизнь, не вылезая из калиг и лупинария.

Герои — живые. В книгах для меня самое главное. Самое трудное для современных авторов. особенно авторов-фантастов, это показать живого героя. Без натянутых шуток, неестественных фраз. У Врочека — изумительно.

И детали. детали, детали и еще раз детали — оставляющие сладкое послевкусие нарисованных в воображении картин и удовлетворение от качественной книги.

Даже вполне предсказуемый эпилог, намек на который красиво дан парой мазков среди событий, вписывается естественно, словно происходящее так и должно быть.

С нетерпением жду конца рабочего дня, чтобы скачать и начать продолжение. Да, сори, автор. Именно так, скачать. Потому что нет никакого желания забивать полки дорогостоящим литературным дерьмом. Но не переживай, автор. К твоим книгам это не относится. Потому что я обязательно куплю «Последнего легата» и поставлю рядом со своими любимыми книгами. Потому что люблю перечитывать по сто раз. А делать это лучше с бумажными версиями.

У меня только одна претензия. Одна.

Автор, я ооооочень надеюсь, что во второй части не будет фигурировать пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат. Автор, ты понимаешь суть претензии?)

Если вам хоть немного увлекались историей древних времен — обязательно к прочтению. Если вам нравится древний Рим (да хотя бы одноименный великолепный сериал)) с его легионами, манипулами, турмами, скутумами, гладиями и «мулами» — обязательно к прочтению. Если вам по душе читать про становление характера — обязательно к прочтению. Если вы любите сюжет, когда новый командир должен завоевать доверие нового коллектива — обязательно к прочтению. Если вам импонируют интересные герои — обязательно к прочтению. Если вам по душе красивые, живые описания всего вокруг ГГ — обязательно к прочтению. Если вам интересно, что будет дальше — обязательно к прочтению.

Мне — интересно. Интересно, что будет дальше. Интересно переживать за Гая Деметрия Целеста. Интересно, как автор с таким прекрасным слогом и фантазией подаст довольно затасканную в современной российской фантастике тему...

Но я уже почти уверен — автор меня не подведет.) Есть в нем задатки любимого автора, есть....)

Пы. Сы. А я утащу в нору замечательное высказывание из этой книги.

«Молодость — это болезнь. Жаль, что мы так быстро выздоравливаем»

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дмитрий Манасыпов «Злые ветры Запада»

Михаил Горожанин, 5 июля 2017 г. 19:02

Мне чрезвычайно трудно писать отзывы о его книгах. Дмитрий мой друг, более того, он фактически за руку вывел меня в писатели, подав такой наглядный пример. И требуется волевое усилие, чтобы не сбиться в «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Но я попробую.

Дмитрий написал уже много книг, обзавелся армией поклонников. И заслуженно. Я — читатель очень придирчивый. С большими запросами. А окунувшись самым краешком носа в эту кухню, узнал, насколько писатель человек зависимый. От мейнстрима, от выходящих серий и их довольно жестких временнЫх и стилистических рамок. Сейчас написать что-то от души и для души может позволить себе не всякий автор и уж точно не начинающий. Хочешь быть популярным и востребованным — пиши в популярные серии. И пиши много и быстро. Я оказался писателем крайне ленивым. Чего нельзя сказать о Дмитрии. Это настоящий текстоголик, из тех, кто не может не писать.

Назвать товарища Манасыпова разносторонним писателем у меня не повернется язык. Боевое прошлое и выбранная им стилистика диктуют свои правила независимо от тенденций индустрии. В принципе, это разумно — писать о том, что знаешь. Как минимум, не будешь выглядеть нелепо.

Его герои — это вооруженные и хорошо обращающиеся с оружием мужественные люди, суровые и нет, но мужественные. Даже если они — женщины. Ибо в мире Манасыпова женщина — это не слабое инфантильное существо, а боевая подруга со всеми вытекающими, крепкая на удар и слово.

Его герои всегда куда-то идут. Оберегая или разыскивая. Всегда есть отправной пункт А и конечный пункт Б. Если открыть любую из книг мсье Манасыпова, то это — Путь, полный врагов, друзей и опасностей. С чем-чем, а вот с опасностями в его книгах все в порядке. Его хитроумный мозг и порой извращенное (в хорошем смысле) сознание подчас выдает настоящие шедевры бестиария.

Мне нравятся «Район-55» и «ЧП-1». Это книги. где Дмитрий вдохновенно создавал свой собственный мир, не ограниченный рамками и правилами Зоны, и иже с ним. Все остальные книги кажутся мне проходными, хотя местами и захватывающими. Ну, тут, как говорится, смотри пункт первый, про рамки и сроки.

«Злые ветра Запада», пожалуй, первая книга моего друга, которую прочитал практически залпом. Ну. во-первых, разумеется, набивший оскомину постап, который я. тем не менее, люблю. Во вторых — эта книга однозначно писалась господином Манасыповым для души. И это очень заметно. Персонажи продуманы и прописаны весьма тщательно. Их истории правдоподобны (для мира «ЗВЗ»), а герои достаточно мотивированы и разумны. Нет нелепых слов и действий. Персонажам веришь.

Не пытайтесь найти в книгах Дмитрия глубоко философских мыслей. Он не пытается учить жизни и не скрывает этого. Данное произведение, как и все остальные — экшн. Динамический экшн. Динамический, потому что (да-да) герои снова движутся из пункта А в пункт Б. И да. на их пути по прежнему встают поодиночке или кучей многообразные и многочисленные враги. Халявы тут нет. Все жестко. И сочно.

Чем отличается «ЗВЗ» от всех остальных книг мистера Манасыпова и почему я ее отмечаю? Книга... ммм... на мой взгляд — самая «зрелая» в творчестве моего друга-писателя. Именно зрелая. Во всем. В великолепно продуманном мире. В постапе сейчас довольно сложно придумать что-то оригинальное, но Дмитрию удалось. Стилизация под Дикий Запад весьма удачна. А Новая Церковь отлично вписана в реалии мира.

Зрелые герои. Со зрелым взглядом на жизнь. Потрепанные этой самой жизнью всерьез и надолго. Они понравились. У них нет наигранной мотивации. Все естественно в рамках придуманного мира. Особенно понравились флэшбэки персонажей. Их читать, пожалуй, было интереснее всего.

Самый зрелый слог из всех Диминых книг. Писалось явно не спеша и с расстановкой. Читать вкусно. Герои говорят как нормальные люди, что сейчас, кстати, довольно редко встретишь в подобных произведениях..

Боевые сцены, как всегда прописаны настолько детально, что действие реально разворачивается перед глазами. В этом синьор Манасыпов и вправду мастак.

Монстры продуманны и разнообразны. Ведьмы — это смак.

Техника и оружие как персонажи истории — как всегда на высоте.

Колоритный главный герой. Очень понравился.

Пустыня... Черт, с экрана реально в лицо дует сухой ветер, сменяющийся бурей с Адским Семенем. Реально начинается сушняк и мысли только о воде. Отлично передано.

Что не понравилось.

Линейность. Это часто встречается в книгах Дмитрия. Герои вышли — враг, драка. Идут дальше — враг, драка. И т.д. По совести, конечно, в экшене по-другому не бывает, да и логично, когда движешься в сторону логова Врага. Но... Впрочем, именно в этой книге данный пробел частично перекрыт флэшбэками, которые, повторюсь, очень хорошо рассказаны.

Некоторая избыточность разнообразия монстров в финальной битве. Лично мне сожженный недоящер ну вот прямо показался лишним.

Маловато чисто описательных картинок мест действия, пейзажей.

Излишне детальные сцены сексуального насилия. Я пытался переубедить автора, что даже упрощенная сцена вполне себе передаст всю жестокость, но Дмитрий любит неприкрытую жесть в своих книгах. Может быть другие рецензенты меня поддержат и он-таки уберет эти две строки.

Резюмируя. На мой взгляд. самая достойная книга моего друга. Однозначно рекомендована к прочтению. Пусть слегка вторичный, но вполне самобытный и тщательно прописанный ПА мир. Живые герои. Отличные истории. Затягивающая и местами реально напрягающая атмосфера. Даже жанровых клише совсем мало.

Оценка: 9
– [  28  ] +

Дмитрий Рус «Играть, чтобы жить»

Михаил Горожанин, 10 января 2017 г. 15:47

Я ненавижу цикл «Играть, чтобы жить».

Объясню, почему.

Никогда не любил книги про попаданцев. Все эти реконструкторы, «случайно» попавшие в нужный мир с нужным оружием, владеющие им, как бы невзначай, очень круто и т.д.

И вот меня убедили почитать этот цикл.

Прожив два года в «Линейке 2», я живо представил себе все сцены и пейзажи из этих книг. От души поматерился на идиотов, делавших первые три-четыре обложки, не открывая книгу и не удосужившись хотя бы погуглить скриншоты из MMORPG, коих мильен.

А ненавижу цикл вот по какой причине.

Скачал (потом честно купил в бумаге!). Прочитал. Перечитал. Перечитал вразнобой. Еще раз перечитал. Через неделю случайно открыл. Перечитал все от начала до конца. И еще раз.

То и дело возвращаюсь.

Проезжаю остановки.

Опаздываю на работу.

Поздно ложусь.

Забываю про дела.

Потомучтотвоюжмать НЕ МОГУ ОТОРВАТЬСЯ!

Теперь не могу читать ничего другого из жанра, потому что невозможно! Все написал Рус!

При этом я разумный человек, весьма разборчивый читатель с большим диапазоном любимых жанров, и не могу причислить себя к тому «пиплу, который хавает».

Но эти книги — это какая-то мистика. Болото. Зыбучий песок. Магия в конце концов. Случайно открыв в любом месте, невозможно остановиться. Перечитав с третьей до последней, возникает неумолимое желание освежить первые две. Черти что, и сбоку бантик!

Как так-то??????

Дима! Напиши уже про Глеба-бога!

По существу.

Непритязательная, если вдуматься, история робинзонады игрока, навсегда попавшего в компьютерную игру. И, в принципе, Лукьяненко уже что-то в этом роде писал. Но «Лабиринт отражений» с продолжением — детский лепет человека, знакомого только с виндовским «Сапером», по сравнению с «ИЧЖ».

Робинзонада удалась Русу на ура. Затягивает неимоверно!

Да, Глеб Назаров подозрительно удачлив, но это ТАК элегантно и удачно вписано в сюжет, что даже Станиславский бы кивнул, пусть и с сомнением. В целом же, очень грамотно и правдоподобно описаны действия человека, вынужденного сознательно обустраиваться в новом мире. В меру предприимчивого, разумно дипломатичного, разумно осторожного и разумно безбашенного. Очень порадовало поведение в плане организации получения прибыли из всего возможного, памятуя о знании героя о своем бессмертии. Действия предельно разумны для данной ситуации.

Характер героя выписан почти безукоризненно. Я ожидал немного большего надрыва от осознавания им действий, приведших к действиям последней книги, но автор коротко и лаконично все объяснил. Глеб — обычный человек, очень реалистично реагирующий на постоянно возникающие ситуации, которые автор мастерски подбрасывает непрерывным потоком. При этом эта цепь событий не выглядит надуманной или притянутой за уши. Все логично и последовательно.

Автор описал ВСЕ возможные социальные, политические, личностные проблемы виртуального мира и мира, который обрел самостоятельность. А также мира, который столкнулся с проблемой оцифровки живых людей. Дмитрий Рус смог перечислить практически ВСЕ возможные (на мой взгляд) ситуации, возникающие при этой ситуации, вскрыть все пласты отголосков события, по сути, перевернувшего историю.

Идеально плавный событийный и поведенческий переход от беззаботно-веселой эскапады главного героя к далеко не пологой лестнице на ступень известности, лидерства и все большей ответственности. События нарастают, как снежный ком, при этом будучи логичными и иногда ожидаемыми. В этом случае жажда узнать, как главгер справится с ситуацией — переходит все пределы. С каждой книгой все и вся становится все серьезнее и драматичнее. Читатель сам растет во всех уровнях вместе с главным персонажем. И это прекрасно.

Серии в большинстве своем сливаются в шлак уже на третьем-четвертом томе. Но «ИЧЖ» — это не серия. Это — одна книга, которая разбита на части. И Русу, как сценаристам самых рейтинговых телесериалов, удается заканчивать каждый том так, что, захлопывая/сворачивая текст, невольно срывается: «@#@$%&!!!! Где продолжение?????? Дайте!»

Особый смак — это вставки событий на Земле. Не знаю, насколько профессионально и со знанием дела это написано, но выглядит очень достоверно. И позволяет взглянуть на ситуацию абсолютно со всех сторон. За это снова хвала автору. А уж сцены после пересечения миров — это чистый восторг.

Вкусное, затягивающее, захватывающее, не отпускающее до самого конца чтиво. Сочные, с надрывом битвы. Не вычурная патриотичность автора и героев. Трогательные и эмоциональные сцены. Напряженные и волнующие события. Превосходно переданные характеры. Все разумно, в меру достоверно, логично, интересно. В меру пафосно и эпично.

Героям сопереживаешь практически всем и до самого конца.

Умело нагнетаемая атмосфера.

Из минусов.

Их нет.) Некоторая мультяшность фраз и отдельных сцен, их шаблонность — обусловлены спецификой игрового мира, отказаться от которой — сделать его менее «реалистичным» для онлайновых игроков, оторвавшихся от своих рейдбоссов и взявшихся за книгу. Шаблоны присущи сетевым мирам, они же и перекочевали в Друмир. Претензий нет.

Если вам нельзя проезжать станции, опаздывать на работу и важные встречи, ложиться под утро — не читайте цикл, чтобы не начать ненавидеть его, как я)

Если вы никогда не играли в MMORPG — перед тем, как начать читать, погуглите видео ролеплея и битв из Perfect World, WarCraft, Lineage. А к началу чтения последней — освежите себя парой игровых недель в НММ 3. )) Иначе у вас сложится картинка, как у нерадивых оформителей обложек. Это будет грустно и неправильно..(( А оно вам надо?

Дмитрий Рус сделал бяку многим. По моему субъективному мнению, которое я никому не навязываю, НИКТО и НИКОГДА не опишет робинзонаду человека, попавшего в мир MMORPG, лучше него. Увы всем тем, кто пишет в подобном жанре. Увы мне, не возжелающему больше читать ничего подобного. Хотя почему увы?) Я же могу еще раз перечитать «Играть, чтобы жить«!))

З.Ы. Отдельное спасибо автору за хомяка) Теперь я знаю своего симбионта в лицо))

Оценка: 10
– [  21  ] +

Беркем аль Атоми «Мародёр»

Михаил Горожанин, 16 марта 2016 г. 14:55

Да, сплошной мат.

Да, культурному человеку читать может быть и противно.

Да, слабонервным и людям тонкой душевной организации — не читать, особенно вторую. Эти книги не для вас, да их никто и не навязывает.

Да, можно говорить, что ЭТО литературой считать нельзя, как и автора — писателем.

Да, «снайпер снял бы всех» и пр.

Но.

Я прочитал много постапа. Очень много. И этой, с позволения сказать, «альтернативной истори России» — тоже. Да, это «очередной бред» на тему.

Ну так вот, больше не раскрою ни одной книги подобного жанра. Знаете, почему? Не вижу смысла. Потому что лучше больше никто не напишет. Потому что я теперь знаю, КАК будет, если что.

Я знаю, как будут вести себя люди. Я, представьте себе, предупрежден. Этой книгой.

Я знаю, как это бывает. когда «каждому по делам его».

Я считаю себя интеллигентным образованным человеком. И я теперь знаю, что, предоставленные сами себе, выживут только такие, как герои этой книги. И чтобы выжить — придется стать таким. И сохранить в себе интеллигента, да и просто человеческое — будет нереально сложно. Почти невозможно.

Это жесть, жесткач, чернуха. Очень грубая книга. про грубых людей. Но это книга не о беспределе. Не о братве. О людях. Очень разных. О Хитрых и злых до всех, кто не свой. О благородных, чаявших навести порядок в силу своих принципов и моральных качеств. О сильных духом и телом. О, слабых, сомневающихся и трусах. О живых, предельно живых в рамках отдельно взятой обложки.

Характеры не прописаны? Где? В «Мародере»?? Покажите мне хотя бы десяток книг даже не подобного жанра (за исключением всеми признанных мэтров-классиков) с таким знанием автором человеческой психологии. С такой тонкой проработкой мельчайших поведенческих факторов. Точнее будет сказать, конечно, «с таким оголенно-грубым, неприкрытым моралью, но предельно точным описанием поведенческих факторов всех до единого упоминаемых персонажей»? перечислите мне авторов, способных описать персонажа одной его фразой так, что картинка мгновенно встает перед глазами? Много их?

Язык? Без мата эта книга будет полной ерундой. Простые грубые люди не выражаются литературно. Мат (к сожалению) сегодня вы встретите везде. От детского сада до армии. В любом офисе, школе, салоне красоты, гос.учреждении. Печально, ужасно, но факт. Пропагандирует ли книга распространение мата? Безусловно нет. Но более емкого языка для выражения сильных эмоций нет и не будет.. Опять же, к сожалению, но факт. Люди, являющиеся персонажами книги, по другому разговаривать просто не могли бы. Иначе было бы фуфло, которому не поверил бы никто.

Сюжет? Это вам не психологический триллер с крутой завязкой. В крутой завязке вы ждете, в чем суть загадки. Здесь вы просто ждете, что будет дальше с Ахметом. Просто ждете, сопереживая волей-неволей. «Мародер» — это история выживания простого обывателя, совершенно рядового и безликого в общей массе «в целом довольных жизнью», но пробуждающего в себе выживальщика со стальными яйцами. В которой нет четкого линейного сюжета, но острых моментов хоть отбавляй. Сюжет как таковой тут был бы искусственным насквозь. Так что он во второй книге. Но такой же реалистичный в своем неявном присутствии.

Герои? Яркие, абсолютно лишенные шаблонов и клише, что крайняя редкость в современной развлекательной литературе. Почему? потому что они ЖИВЫЕ настолько, насколько это возможно. И это подчеркивается всем — разговором, движениями, намерениями и мыслями. Великолепная подача. Эмоции — как оголенные провода. Страшно представить, что автор пишет со знанием дела, что пережил подобное.

Грубо, очень грубо. Пошло.

Но это не книжки про братву, где феня выглядит дешевой мишурой, которую автор, высунув язык, старательно выводит, чтобы «было похоже». Тут все по честному. Предельно.

Грязно. Очень грязно.

Но шагните с сторону от проспектов с бутиками. От благополучных относительно городов. И волосы дыбом. Потому что все это есть. Это страшно, что оно есть. Но оно есть. Это и есть жизнь за. За пределами благополучия. За хрупкой гранью между обычным обывателем — и волками, овцами, баранами и зайцами в человеческих шкурах. Это книга о жизни. И людях.

Эта книга о людях. Они здесь главное.

Ваше дело — читать или не читать. Но знайте, что прочитав и прочувствовав эту грубую книгу, вы должны быть готовы к тому, что ваш взгляд на жизнь обязательно изменится. Намного ли, нет — но изменится.

А это и есть смысл существования для книги.

З.Ы. Если автор действительно женщина ( во что мне все же не верится ) то а) страшно представить, что творится у нее в голове и б) снимаю шляпу — все эти писатели сталкеров, метро и прочих — остаются далеко позади в сизой дымке по степени погружения в тему.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дмитрий Манасыпов «Чистильщики пустошей»

Михаил Горожанин, 3 марта 2016 г. 17:26

Неоднозначно, но добротно.

Герои: если вы читали другие книги Дмитрия, то в глаза сразу бросится нечто объединяющее, нечто, что кто-то назовет шаблоном, и что меня несколько напрягало. Я говорю о том, что все его персонажи имеют клички/позывные/прозвища, вместо имен. Однако теперь, спустя такое количество книг, я склонен считать это скорее фирменным стилем автора, хоть и следованием современным тенденциям, данью моде.

Однако, нельзя не сказать, что прозвища подобраны автором тщательно и с намерением отразить в кликухе суть, характер или главные отличительные черты персонажа, что вполне удалось. Персонажи понятны и своеобразны. Прописаны старательно, хоть и несколько стандартно. Вызывают у читателя быстрое привыкание к избранным любимчикам и переживание за них.

Мир: Мир Руин у Дмитрия хорош. Продуман и наполнен. При этом автор использует прием, который я очень люблю. Не загружает долгое подробное описание мира, а подает его в мелочах, впечатлениях персонажей. Хороший прием. А описательных мелочей в авторской голове предостаточно) И подавать их с драматизмом он умеет)

Сюжет:

Сюжет ЧП нетороплив, что и говорить. Несколько теряется за деталями, есть некоторые не совсем внятные отступления, которые, возможно, будут разъяснены в продолжении, которое очевидно. На мой требовательный взгляд незамысловат. Но акцент делается на мир и людей в нем. А в мире, описываемом в произведении, все прямо, просто и жестко. Мир, люди, жизнь. Так что все вполне соответствует.

Язык: мне нравится. Не перегружен дифирамбами, легок и подвижен. Привязан к персонажам. Чтение легкое.

Краткое резюме.

Крепкий, довольно качественный постап, хоть и без претензии на оригинальность, тем не менее вызывающий быстрое привыкание и желание второй дозы.

Оценка: 5
– [  18  ] +

Олег Верещагин «Никто, кроме нас»

Михаил Горожанин, 27 ноября 2013 г. 14:30

Тоже хочу поделиться, ибо наконец домучил...

Именно домучил.

В книге нет сюжета. Отдельные рассказики, связанные иногда общими героями — это не сюжет.

Да, я за патриотизм. Его действительно стало совсем мало. Но патриотизм в этой книге, хоть и действительно вызвал пару раз комок в горле, очень быстро скатывается в фарс и не вызывает ничего, кроме кривой ухмылки.

Книга пафосная донельзя.

Пафос во всем: в смертельной и гибельной ситуации в стране в начале книги, в описании крутых, уверенных в себе америкосов-захватчиков, в зверствах их подручных из стран третьего мира (надо сказать, что автору не чужд расизм — американцы у него как правило, прописаны уважительно, окромя случаев полной трусости перед неизбежным концом, а все изуверы и насильники — либо негры, либо западные славяне, либо турки), в героических смертях подростков, в возрождении пионеров, в победах, в победных парадах, а главное — в речах... И даже в скромном пафосе объяснения фамилии одного из героев, совпадающей с фамилией автора («Был такой герой в старом советском фильме»)

Речей в книге много. Они патриотичные, не вопрос, они проникновенные. Но уж больно напоминают речи какого нибудь начальника в каждом американском боевике, когда кто-то влезает на крышу машины и толкает речь перед решающим боем, после которой все собравшиеся хлопают оратору, и в бой.

Описанные встречи людей после разлуки трогают. Трогательны и сцены прощаний героев перед смертью. За это плюс.

Подростки разговаривают, как пафосные взрослые. Ну вот, хоть убейте, не говорят так подростки и дети. Даже пережившие страшные вещи и рано повзрослевшие (и я знаю, о чем говорю). И когда десятилетний мальчик, обвешанный связкой гранат, заходит в бункер украинцев, зверски надругавшихся над девочкой которую он любил, и на вопрос: «Ты куда?» спокойно отвечает: «Вы- в ад, а я — к Маше, и маме» и подрывает себя.... Двойственное ощущение. И трагизм ситуации трогает, и не верится.

Не верится и когда двенадцатилетний пацан, вернувшись к товарищам-партизанам, весь увешанный М16 и амуницией, рассказывает о подвиге так: «Там дом был, в комнате два негра трахали бабу, а еще один — десятилетнего пацана. Я подождал когда они угомонятся и уснут, и все у них спер». И его приветствуют, как героя.

Знаете, я когда-то очень ждал фильм про Волкодава. Очень. Ибо книга очень хороша. И трейлер был многообещающим, несмотря на то, что «по мотивам». Но как только в начале фильма в сверток, изображающий младенца, воткнулась стрела, а враг вонзил меч именно в живот беременной девушке — я сразу понял, что фильм дерьмо. Потому что только дерьмовый режиссер начнет нагнетать «реализм» именно выпячиванием подобных зверств.

Во всех фильмах всегда самые трагичные моменты связаны с детьми и угрозой их жизни. Даже в замечательных «Пиратах Карибского моря» многочисленные убийства горожан в начале фильма пролетают мимо, а плачущий малыш, потерявший мать, вызывает едва не слезы. С учетом того, что во всем фильме это единичный кадр, он очень, очень трагичен. А в книге Верещагина это — через страницу. Убийство детей, изуверские пытки детей, надругательство над телами убитых и замученных детей, насилие над детьми, разврат с детьми. Этого стоооолько! Что вызывает уже не ненависть к натовским насильникам/убийцам/изуверам, а вопрос к психике автора.

Про техническую составляющую. Я не знаю, имеет ли автор отношение к войне, но впечатление от описания боевых сцен опять же двоякое. Вроде и со знанием дела (наверняка автор проконсультировался со знающими людьми), но многочисленные вставки аббревиатур и названий вооружения (причем, многие без сносок) — аляповаты. Если это дань «сталкеровской волне», то как-то... не проканало. Хотя про противостояние Боже с натовским снайпером прочитал с громадным интересом.

И, наконец, клише.

Это жесть. Они тут есть абсолютно все.

Враги.

Враг, перешедший на нашу сторону по идейным соображениям. Враг, патетически задающийся вопросом «кому все это нужно». Враги, от страха обмочившие штаны. Враги, улизнувшие от возмездия. Враги, улизнувшие было, но которых возмездие достигает. Враги, у которых возмездие настигает не их, а их близких. Изуверы-палачи. Простые солдаты («что с кнехтов взять — подневольно шли...»). Простые солдаты, сразу сдающиеся в плен ибо раскаявшиеся. Враги, раскаявшиеся, и за это убитые своими. Враги упорные. Враги, не сдающиеся от злобы. Враги, убивающие своих за трусость. Враги мерзкие, растлители. И даже враги хорошие, которых готовы взять в отцы и уехать с ними в ненавистную Америку русские дети. И даже — это меня убило! — враг, брат близнец русского парня, когда-то усыновленный в Америку, завербованный, приехавший воевать, и убитый в бою именно своим братом-близнецом... Зита и Гита, блин...

И наши герои.

Отчаявшиеся персонажи и успокаивающие их персонажи. Малодушные, но проявляющие себя персонажи. Предатели Родины. Предатели, наказанные сразу. Предатели, наказанные потом. Предатели, оставленные в живых («пусть живет с этой мыслью до конца своих дней»). Герои, павшие без пафоса. Герои, погибшие геройски, Герои, погибшие геройски и вдохновившие на подвиг своей гибелью. Безымянные герои. Признанные публично герои. Скромные герои. Герои, вернувшиеся домой. Безутешные матери. Счастливые воссоединения.

Поймите меня правильно. Я патриот. Я восторгаюсь людьми, способными на подвиг. Совершившими и совершающими его. Я бы очень хотел, чтобы моя четырнадцатилетняя дочь была способна на подобное (не дай бог, конечно, появлению таких обстоятельств). Но...

Ну вот поменьше бы шаблонов... Поменьше громких слов... Поменьше пафоса в поступках... Все читалось бы совершенно по-другому. Даже при отсутствии сюжета.

Резюме. Книга про любовь к Родине. Книга про жертвы и подвиг во имя Родины. Книга про патриотизм в крайне тяжелых условиях. Книга про чувства людей среди жестокости. Это прекрасно идейно и этим книга пронизана. И это огромные плюсы.

Ужасная реализация. Несвязанность, пафос, шаблоны, излишняя, старательно выпячиваемая жестокость, расписанная в подробностях, откровенный национализм. Сразу хочется найти афроамериканца / турка / венгра желательно американского гражданства и порвать его жопу на американский же флаг.

Низкопробные приемы. Неправдоподобная. Даже для альтернативной истории.

Крайне тяжело читается, несмотря на несложный язык. Никогда ее больше не открою. Рад, что не купил, а взял почитать. Но на полку не поставил бы. Не стоит оно того.

Оценка: 3
⇑ Наверх