Александр Беляев «Восхождение на Везувий»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Два друга, находясь проездом в Неаполе, решают посмотреть поближе Везувий вместе с плутоватым местным проводником.
Опубликовано в газете «Смоленский вестник» 1913, №№ от 21, 25 и 28 августа.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 5 сентября 2019 г.
Очаровательные путевые заметки о поразившей автора достопримечательности. Думаю, именно так и должны выглядеть путеводители, если даже мне, убеждённому домоседу, захотелось пройтись по тому же маршруту. Не могу сказать, что «Восхождение на Везувий» интересней лучших рассказов Беляева, но, пожалуй, живей и естественней. Нет никакой наигранности и вымысла, полное ощущение правдоподобности и реализма. Здесь усмехаешься предприимчивым аборигенам, готовым любой ценой выманить у туриста лишнюю монетку, соприкасаешься с античной историей, хотя о ней толком и не говорится, заглядываешь в кратер вулкана и вместе с автором убегаешь от ядовитого облака. Прекрасная история, в общем.
Андрона, 3 августа 2008 г.
Если бы «Властелин колец» написал русский писатель, то им был бы Александр Беляев. Ородруин был бы вылитый Везувий. А сцена у кратера была бы описана с натуры. А вообще в Италии с вулканами хорошо: целых три, и все действуют: Везувий, Этна и Стромболи. Есть даже легенда о греческом философе Эмпедокле, который покончил жизнь самоубийством, бросившись в жерло вулкана. А при следующем извержении вместе с лавой выкинуло и совершенно необгоревшую сандалию «древнегреческого Горлума».
Вряд ли исторический пифагореец Эмпедокл стал бы совершать такое самоубийство, но легенда сильнее правды.
После прочтения этого очерка понимаешь почему Беляев был впоследствии признан как Первый Советский Фантаст — Советский Жюль Верн. Если такова реальность, то дальше можно писать только фантастику.
При попытке написать аннотацию на этот очерк легче получить серьезный искусствоведческий доклад на тему «Значение Везувия в европейской и мировой истории и культуре», чем три абзаца текста.
Легче пройти от лагеря Спартака на склоне вулкана к журналистским хроникам Плиния Младшего о самом известном из 80 (!) извержений Везувия; не запутаться в катренах 1 центурии Ностродамуса; прикоснуться к раскопкам Помпеи и Геркуланума, начатым в сер. ХVIII века, и ведущимся до сих пор, в результате найти и более древнее поселение — «Помпеи бронзового века» (прибл. 1800 г до н.э.); увидеть этапы создания Карлом Брюловым картины «Последний день Помпеи», узнать о посвященных этой картине стихах Пушкина, докопаться до понимания, что причиной совершенного Беляевым восхождения, мог быть не только миф, но и реальное извержение Везувия 1906 года, произошедшее за 7 лет до написания очерка....
Легче узнать все эти факты, чем почувствовать, что 3,5 тысячилетия истории, пока человек живет на склонах Везувия, для вулкана «пустяк по сравнению с Вечностью».