fantlab ru

Ричард Лаймон «Луна-парк»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.93
Оценок:
277
Моя оценка:
-

подробнее

Луна-парк

Funland

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Застенчивый паренек Джереми Уэйн переезжает с матерью в курортный городок Болета-Бэй, прославленный большим парком аттракционов под названием Фанлэнд. К сожалению, Фанлэнд привлекает не только отдыхающих, но и огромное количество бомжей, которых местные именуют троллями. Засилье назойливых, агрессивных и совершенно полоумных бродяг доводит жителей до отчаянья. Вскоре Джереми встречает красавицу Таню, имеющую к троллям собственный счет и возглавившую банду «троллеров» — подростков, объявивших троллям войну. По ночам молодые люди выходят на «троллиную охоту» — отлавливают бомжей и подвергают избиениям и издевательствам, надеясь рано или поздно изгнать их из города. Очарованный Таней, Джереми решает присоединиться к банде, даже не зная, к каким последствиям это его приведет. А тем временем в городке пропадают люди, и все следы ведут к троллям и аттракциону «Веселый Домик», которым владеет зловещий Джаспер Данн...

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1990 // Роман

номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучший роман / авторский сборник

Похожие произведения:

 

 


Луна-парк
2018 г.
Луна-парк
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Луна-парк
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Funland
1989 г.
(английский)
Funland
1990 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман можно описать одним словом — ненужный. Это девиз Луна-парка. Почти все события и персонажи со своими переживаниями — ненужны.

Они есть вода, что движет эту реку из сисек, попок, ножек к кульминации влажных фантазий подростка... э, стоп, нет, движет к

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
огромному паучине, верхом на котором скачет главный злодей в цилиндре с двумя револьверами в руках
.

По началу читаешь все это с интересом, пока где-то на середине не понимаешь, что до сих пор не обрисовалась та самая сюжетная линия, мол, к чему же автор клонит.

Главного антагониста упомянули, правда, и хотели уже раскрыть, но тут такая красотка с бронзовой кожей и в тугих шортиках прошла..

О чем это мы? Ах да, бомжи, наплодились, мелочь клянчут, нужно подробнее их описать, но вот еще одна, не идет — плывет. Я бы даже сказал, порхает. И как при этом колышутся ее упругие груди..

Да что ж такое-то. Ладно, зайдем с другой стороны. Банда подростков, нужно им мотивацию закинуть. Так-с, этот просто тусуется, и этот тоже, у этой пусть мамку похитят, этому дружить не с кем.

Нет, все ерунда. Лучше вот так, все сбиваются вокруг НЕЕ, богини, Афродиты, загорелой, в бикини, лучше нет на целом свете. Движут миром сиськи, господа. Никуда от этого не деться.

Можно было сыграть в драму и показать классовое неравенство или просто выписать сложные и интересные персонажи из противостояния (которого толком и не было) бомжей и подростков среднего и зажиточного классов.

Можно было и в хоррор сыграть, проработав антагониста (его, кстати, нет, описан пару раз), добавив нагнетаемого напряжения и не зацикливаясь на любовных перепитиях.

Ну хоть бы триллер какой завалящий автор сделал бы.

Но нет, есть жиденькая каша из подростков, глазеющих на сиськи и вожделеющих.

Копа, глазеющего на сиськи напарницы и вожделеющего.

Уличной музыкантши, глазеющей на сись.. нет, тут разнообразие, но она тоже вожделеет.

А на фоне тролли, троллеры, какие-то маловразумительные персонажи и сценки для массовки и, конечно же,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
огромный, мать его, паучина, с безумным балаганщиком-ковбоем с кольтами на своей спине, йиихаа
.

Овации, шедевр, занавес.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман около 9-ти месяцев назад и оценил в 8 баллов. Изредка приходится менять оценку спустя время, но Луна-парк заслуживает того – ставлю 10 (слишком уж часто и с теплотой возвращаюсь к нему, думаю это о многом говорит). Поэтому и пишу отзыв, надеюсь больше любителей жанра обратит внимание на книженцу :)

Многие говорят, что Стивен Кинг один из лучших рассказчиков, умеет писать абсолютно о любых вещах просто и увлекательно. Похоже это правда. Я прочёл ~ 6 книг Кинга и действительно, практически все они читались влёт (кроме сияния). Был впечатлён, как он умеет погружать читателя в историю, и я уж подумал, навряд ли найду более «затягивающего» автора ужасов, чьи книги будут так же легко проглатываться за пару дней.

Но... Минуточку!

Оказывается, Лаймон владеет такой же суперспособностью и возможно (но это не точно), смог бы дать фору королю ужасов в мастерстве подачи истории.

Несомненный плюс Лаймона — отсутствие лишних деталей и духоты. Он дает столько информации, сколько нужно для визуализации происходящего. Не знаю, как ему это удается, но каждый персонаж оживает только попадая в кадр. И самое ГЛАВНОЕ, автор будучи взрослым человеком сохранил в себе ребёнка, что видно по его работам (с каким азартом и нарочито детской наивностью они написаны).

А еще у автора есть смелость! Смелость, потому что он закончил книгу не как «надо» (для вполне серьёзной истории), а как пожелал внутренний подросток. Поэтому финал, возможно, зайдет не каждому, но запомнится надолго!

Не буду писать, о том, что происходит в Луна-парке: о чём книга, что случилось, кто, куда, чего, зачем – просто ознакомьтесь с рецензентами ниже, лучше их я точно не скажу (не умею), да и цель другая.

Вывод:

Если хочется по-детски наивную (ламповую) атмосферу: лета, пляжа, парка, подростковой дурости – рекомендую.

Если же ждёте серьезный хоррор, с серьезными ситуациями, в которые попадают серьезные персонажи, а в конце серьезный финал –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рекомендую.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах, как хочется вернуться...в Луна-парк! Именно такое желание обуревало после завершающей сцены с Герцогом. Именно приходящие на ум ностальгические эмоции владеют разумом и опьяняют его: хотя ты никогда и не был в Болета-Бэй, но благодаря Лаймону всё же побывал, и это было настолько красочно, увлекательно, остросюжетно, что тебе очень не хотелось покидать этот безумный и вместе с тем обалденный мир.

Для многих ценителей жанра, не знакомых с мистером Лаймоном, либо знакомых вскользь, вызывает недоумение, как такая книга вышла под обложкой мастеров ужасов, ведь ужас в ней немного не такой, какой многие жаждут. Да, здесь не будет мистики, маньяков в маске, а будут тролли, то бишь так именуемые бездомные. И в принципе ужас будет исходить не от них, а скорее от охотников на них, и от Джаспера Данна. Вообще ждать чего-то шаблонного от Ричарда Лаймона, если знать его биографию и библиографию, как минимум странно. Он действительно мастер темной прозы, но его произведения не укладываются в шаблонные ячейки, придумываемые нами. То, что он пишет — это его жанр, его стиль, его автограф. Это не хоррор стори, это Лаймон стори. И как раз он вполне достоин быть представлен в любых сериях, где печатают лучших из лучших, гениев темной стороны. Только опять же отличие Лаймона в том, что его произведения, несмотря на всю дичь, что там происходит, просто лучатся щепотками доброты и даже насилие выглядит не таким чернушным, как у других коллег пера.

Герои в романе настолько живые, что ты начинаешь жить их жизнью, реальность для тебя перестает существовать. Причём это относится ко всем без исключения, хотя за перевоплощением/перерождением Герцога следить немного интереснее.

Атмосфера произведения окутывает плотным туманом и сливается с тобой, ты чувствуешь запахи пляжа, звуки прилива, дуновение ветра, работу механизмов аттракционов. А также чувствуешь омерзительную вонь, зловонный шлейф троллей, и в противовес запах духов женских персонажей. Не каждый автор сможет достичь такого максимального уровня погружения в происходящие события, в вымышленный микромир.

Но без ложки дегтя, увы, не обошлось. Во-первых, мне не понравилось, что автор бросил героев и даже правильнее сказать их судьбу, таких как Глория, Гарольд. И пусть судьба 2 персонажа мало кого может волновать, как и вообще цель его появления в романе, то вот по первой много вопросов без ответов. Во-вторых, линии Данна было уделено слишком мало времени, по сути лишь финал романа, а ведь с самых первых страниц сразу понятно, что тот скрывает какой-то жуткий секрет, и его личность оказалась нераскрытой, непонятны его мотивы, зачем он вообще занимался своим аттракционом, нет какой-то предварительной вводной истории, каких-то фактов, раскрываемых по ходу романа о том, что он вытворял когда-то. Это помогло бы к концу книги нагнать дополнительной жути и мистического лоска. То, каким он был подан в кульминационной сцене, многие не оценили, слишком уж гротескный образ вышел. Хотя в этом как раз и Лаймон, тот ещё шутник и весельчак, создающий свои собственные литературные аттракционы.

То, что указано на обложке от Стивена Кинга — истинная правда. От «Луна-парка» я получил настоящее удовольствие, и с удовольствием прокачусь на этом аттракционе ещё раз. Кстати, как мне показалось, именно эта книга в части охоты на троллей стала вдохновителем для Сергея Давиденко, одного из авторов, пишущих под псевдонимом Варго: я про роман Нечто или Диггер по прозвищу Жгут. А это ли не признак хорошей книги, являющейся путеводной звездой для других авторов, примером для подражания и восхищения. На такого Лаймона стоит равняться, такого Лаймона стоит перечитывать, такого Лаймона нужно иметь в своей коллекции! Шикарное приключение в очаровательном вымышленном мире!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые три четверти книги события развиваются очень плавно и неспешно — пусть вас не обманывает первая экшен-сцена. Порой немного утомляет все это лирично-любовное, скудное на события повествование. Однако читать все равно интересно, предвкушая какой треш приготовил автор и во что все эти события выльются.

Персонажи отлично прописаны, у меня сложился вполне яркий образ каждого из основных героев. Добавить к этому атмосферу курортного городка с парком развлечений у океана, озабоченных подростков (ну это же Лаймон) и ощущения грядущей жести — и бросать книгу совсем не хочется, тем более, что читается довольно бойко, даже пока почти ничего не происходит. Финал неожиданный, доставил удовольствие.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу, книга довольно кинематографична! Читаешь и перед глазами проплывает низкобюджетный ужастик от Голливуда. С бесстрашными подростками, у которых гормоны в голову ударили, копами ищущими приключений, драками, и бомжами!

А теперь по порядку.

Курортный городок, туристы, солнце, море, пляж, бомжи (тролли) и троллеры (ловят и бьют бомжей). Дааа думаю, Лаймон — один из основателей жанра сплаттерпанк ( к слову, если вы не знаете, что за зверь это такой, то наверняка знаете фильм «Человеческая многоножка», это оно), думал, сейчас каааак кайфану! Иииии... Случился облом

Небольшой спойлер, всё самое интересное начнётся в 41 главе! А до этого, развитие отношений школьников, девченки влюбляются в парней, а все парни мечтают об одной альфа-самке. Тут же любовный треугольник копов и журналистки, где-то фоном бомжы и троллеры. Я читал в электронке, 1500 страниц, и 1000 страниц читать вот этот «хоррор» люблю-немогу, то ещё испытание для меня.

Но в конце нас ждёт потрясающе-кровавый фейерверк! Кровища льётся, кишки вываливаются, огромные пауки, озобоченные школьники, даже в такой ситуации.

По итогу, читать было интересно, подстегивал себя « Вот сейчас будет, сейчас» , желудковыворачивательный финал, герои получились хорошие, многие меня раздражали, это плюс.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На различный форумах (в том числе и англоязычных) были очень хвалебные отзывы по данному роману Лаймона. На деле все оказалось скудновато. Те кто знаком с произведениями автора и знает какие образы тот по традиции использует — здесь их и получит. Одержимый сексуальным влечением подросток, готовый подавить свою совесть ради объекта вожделения; сцены с колющими предметами и, разумеется, погони. При большом объеме книги Лаймон налил многовато воды. Действительно интерес к чтению появляется от силы к середине романа. Отдельного внимания заслуживает глава с влюблённой парой, которая решила ночью полюбиться напротив моста променада. В целом роман не слишком плох, но переоценён. В те времена у Лаймона были более достойные произведения.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не разделю общего восторга от этой книги. И это не ужасы, это триллер.

В начале книга интересная. Сама завязка, знакомство с героями, атмосфера. Какое-то действо. А вот в середине начинаются «сопли-слюни», как в какой-нибудь романтической книге. Очень много времени уделено отношениям главных героев между собой: «я люблю того, я хочу ту». Это быстро надоедает, даже раздражает. Зачем столько этому уделено, непонятно. Даже «мясная» концовка не спасает ситуацию.

А

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный злодей верхом на огромном пауке с револьверами в руках
, у меня вызвал смех, чем ужас.

В общем. Если это считается лучшим романом Лаймона, то дальше знакомиться с его творчеством у меня нет желания.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне роман показался слабым – почти как фильмы ужасов категории Б.

Единственное светлое пятно – Джереми Уэйн. Единственный персонаж, за которым интересно наблюдать, внутри которого есть какое-то движение – мучительный выбор между двумя девушками (по сути, выбор между добром и злом) отяжелённый пубертатными мечтами, вполне понятными для его возраста. Кстати, этого пубертатного тут выше крыше, и не только у юных героев – ну, это тоже выглядит как обилие обнажённых сисек в фильмах категории Б, и со временем порядком надоедает (тем паче, что однообразно). Остальные же герои статичны (внутренне), разбиты по ролям, и уже где-то спустя четверть объёма текста видно, что это за роли – кто съехал с катушек, кто негодяй, а кто хороший парень, у кого роль будущей жертвы, а у кого – будущего спасителя, и т.д. И всё это придаёт роману привкус схематичности, предсказуемости – ну, ясно же, например, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
троллеры рано или поздно зайдут слишком далеко, это расколет их группу и заставит играть друг против друга в аналог «Повелителя мух» (кстати, к роману Гординга есть даже лёгкая отсылка).
Так и происходит. И нигде автор не отходит от издалека видимой колеи, от схемы, не делает неожиданных ходов, и тем самым не создаёт никакого напряжения (исключения, как я говорил, – Джереми Уэйн, да тайна личности Светлячка, что к середине книги рассасывается сама собой, но этого мало).

Ещё один неубедительный момент – тролли. Они нелепы. Все мы, конечно, испытываем смешенные чувства по отношению к бомжам. Но автор в этом романе изобразил не бомжей, а каких-то чучел на электрическом ходу – такое ощущение, что они сошли с аттракциона, на котором могли произносить одни и те же фразы («Дай четвертак!») и производить одни и те же действия. И все поголовно – маньяки, будто семейка из «Дома тысячи трупов».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эпизодические моменты нападения их на отдыхающих (эпизодические, чтобы просто напомнить – это ведь ужасы!), выглядят картонно, а финал в Весёлом домике (особенно бомж с двумя тесаками, летающий на верёвках, да ещё главный злодей, гарцующий на огромном пауке с пистолетами в руках) – скорее нелепо и смешно, чем страшно (да и в принципе, роман пару раз становился мерзким, но ни разу пугающим или страшным).
Очередное достояние фильмов категории Б – бомжи-маньяки, заменяющие безликую толпу зомби.

На самом деле, у автора был шанс усложнить ситуацию (чего он, видимо, в принципе не собирался делать). Всего-то стоило показать, что тролли тоже люди, хотя бы некоторые из них. Но он этого не сделал. А в таком разрезе, с бомжами-маньяками (поголовно), казалось, что юные садисты даже делают благое дело… Даже Попенсак, единственный бомж, обладающий своим лицом, и тот был тем ещё похотливым уродом.

Кстати, в этой связи – а можно ли было принять Робин за тролля, или автор чего-то не договорил, и от девушки, в которую влюбился богатенький малый, воняло, как от бомжа? А если её можно было сравнить с зомби-бомжами только из-за образа опрятной, но бродяжки – то троллерам нужно хватать каждого второго, гуляющего днём по променаду (судя по описанию променада), или даже того же Ковбоя… А на этом натягивании совы на глобус держится вся «душещипательность» романа. И если приглядеться, это не единственное такое натягивание. Тоже привилегия фильмов ужасов категории Б.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этим летом я решил съездить в маленький американский городок Болета Бэй, провести отпуск, так сказать. Казалось бы, ничего не предвещало беды, ну разве что старый знакомый турагент с именем Ричард Лаймон немного нагнетал обстановку. На деле же оказалось, что в Болета Бэй водятся крайне наглые и отчасти безумные бомжи. Серьезно, они и шагу не дают ступить по местному луна-парку, все время лезут то попросить деньжат, то просто докопаться. Местные жители проблему осознают, и на улицах можно встретить полицейские патрули, дружинников и отряд подростков, которые стараются оберегать покой граждан. Подростки в этом плане пошли дальше всех и творят беспредел почище бродяг.

Если решите поехать туда, то у вас будет возможность познакомиться с рядом интересных личностей, как среди подростков, так и среди полиции. Поначалу эти товарищи могут показаться простоватыми и даже скучными, но не спешите делать выводы, каждый из них со временем раскроется в полной мере, а некоторые даже вызовут крайне противоречивые чувства. Главное дайте им шанс и не обращайте внимания на озабоченность мышления. Повернутости на теме секса, кстати, не так много, как можно было ожидать от Лаймона. Помню как-то попал благодаря ему на один примечательный остров, так там вообще спасу не было, а тут нет, достаточно цивилизованно и логично.

В целом поездка удалась на славу. Несмотря на некоторую затянутость, можно получить массу удовольствия от происходящего, особенно от крайне напряжённого финала, который показывает, что маньячные бомжи и жестокие подростки — это не все проблемы Болета Бэй и в глубине местного луна-парка прячется кое-что похуже. Ну а мне пора двигаться дальше. Давно я на рыбалке не был...

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«У каждой монеты есть обратная сторона».

Это утверждение, говорящее о двойственности нашего мира, применимо не только к людям и событиям, происходящим с ними, но и к вполне материальным вещам, созданным ими же.

К одной из таких вещей, построенной в прибрежном калифорнийском городке Болета-Бэй, можно отнести парк развлечений «Фанлэнд», за сияющей и радостной стороной которого прячется другая сторона — грязная и мрачная, показывающая свое лицо с наступлением темноты.

Причиной ее появления послужило огромное количество бомжей и бродяг, заполонивших окрестные улицы и ночующих на территории парка и местного пляжа.

И ладно бы, если бы оборванцы вели себя тихо-мирно, слоняясь туда-сюда и прося мелочь, но они стали проявлять неприкрытую агрессию по отношению к жителям городка, что вкупе с их отталкивающим внешним видом не могло не вызвать у последних ненависть к попрошайкам.

Однако поскольку речь идет о толерантном американском обществе, то никаких серьезных шагов со стороны взрослого населения по выдворению бомжей за границы Болета-Бэй предпринято не было. А вот подростки, напротив, со всеми азартом и энергией присущими юности, принялись «троллить» бродяг, дабы они по собственной воле покинули их любимый «Фанлэнд» и окружающие его территории.

Как раз о такой группе молодых людей и рассказывает роман Ричарда Лаймона «Луна-парк».

Но не только о них, ведь в центре его сюжета оказываются еще и полицейские-напарники Дэйв и Джоан, патрулирующие парк развлечений в дневную смену, и бродячая девушка-музыкант по имени Робин, играющая на банджо для посетителей аттракционов.

Как всегда у писателя характеры персонажей, несмотря на их не самую глубокую проработку, получились очень живыми и запоминающимися.

А образ Джереми, одного из троллеров, совсем недавно переехавшего в город вместе с матерью, получился еще и на редкость противоречивым.

Так как не смотря на все мерзости, совершаемые им, он вызывает скорее не отторжение, а сочувствие, потому как стал жертвой вполне естественных для его юного возраста стремлений стать «своим» в новой компании и понравиться ее главе — привлекательной девушке по имени Таня.

В общем-то все главные герои книги так или иначе вызывают сочувствие, потому как к тому времени когда история завершится никто из них уже не будет прежним. Все они будут искалечены либо физически, либо духовно, либо сразу в обоих смыслах, что тоже характерно для творчества старины Лаймона.

Помимо характеров персонажей автору также явно удался образ самого парка развлечений, променад которого нависает над пляжем и скрывает от глаз людей не только грязных бомжей, но и свои не менее грязные секреты.

Лично мне «Фанлэнд» напомнил эдакую большую кровать, во тьме под которой прячется не только пыль и забытые всеми вещи (или люди, если говорить о бродягах), но и жуткий монстр, родом прямиком из страхов нашего детства.

Ведь только оттуда Лаймон мог взять подобное чудовище и поместить его в стены закрытого аттракциона, принадлежащего загадочному Джасперу Данну.

Именно в «Веселом домике» и развернется кульминация всей истории, получившаяся весьма кровавой и впечатляющей.

Поэтому если вы ищете роман, увлекающий и держащий в напряжении до самого финала, то «Луна-парк» подойдет вам как нельзя кстати.

Единственный минус заключается только в том, что он надолго отобьет у вас охоту посещать парки развлечений по вечерам.

Ведь никогда не знаешь, какое черное зло может таиться за их яркими разноцветными фасадами...

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В курортном городке Болета-Бэй весело только на первый взгляд — колесо обозрения, аттракционы, «Веселый домик» с диковинами, теплый пляж, полный загорающих парочек. Но когда на город спускается ночь, на улицы выходят бомжи… и те, кто повадился жестоко расправляться с ними. Паренек Джереми переезжает в Болета-Бэй вместе с матерью, и в поисках новых друзей попадает в самую гущу страшных событий.

Роман «Луна-парк» Ричарда Лаймона написан в уже далеком 1989 году, и, несмотря на творящиеся на страницах ужасы, читается, как это ни странно звучит, уютно. Лампово. Никаких тебе мобильных телефонов и соцсетей. Только теплый песок, океан, подростки, первые влюбленности, первые ошибки... последние ошибки... Это странное ощущение, когда понимаешь, что если герои романа и выживут, то «сейчас» им было бы за пятьдесят... и где, спрашивается, их бунтующая молодость, конфликты отцов и детей?..

По стилистике и времени действия роман похож на «Оно» Стивена Кинга (и на гораздо более позднюю «Страну радости»), но Лаймон – не Кинг. Это вовсе не значит, что «Луна-парк» плох, а Лаймон – хуже Кинга. Время само расставило и авторов-ровесников, и их книги, по условным книжным полкам – Кинг и ныне живет и здравствует, пишет пачками, «Оно» пережило уже две экранизации. А Ричард Лаймон остался, по сравнению с Кингом, неизвестен — сам он винил в провале карьеры в Америке небрежно изданный роман «Где лесной заколдованный мир» (The Woods Are Dark) – да и времени ему было отмерено не так много – в 2001 году писатель скончался от сердечного приступа в возрасте 54 лет.

И все же «Луна-парк» (не вполне точный перевод названия парка аттракционов Фанлэнд — «Веселая страна») в свое время номинировался на премию Брема Стокера, как лучший роман (в тот самый год, когда эту премию в другой номинации получал все тот же Кинг за «Четыре после полуночи»). И читать его (или, в моей случае, слушать – я выбрал 15-часовую аудиоверсию) оказалось увлекательно и одновременно грустно. Грустно, потому что прочитай я это в начала 90-х, роман читался бы взахлеб и снес бы крышу. Сейчас слишком много всего перечитано, что превосходит «Луна-парк» и по масштабу событий, и по проработке характеров, и по нагнетанию жути. Но если перестать сравнивать, а просто следить за сюжетом, то от книги не оторваться.

Действие поначалу развивается нарочито медленно, сюжетных линий не так много (при таком-то объеме текста!), но немногочисленные главные герои подкупают своими историями, тем более что многие из них не делятся на «хороших» и «плохих». Очень долго как раз непонятно, кто именно в романе представляет из себя настоящую угрозу: грязные бомжи-«тролли», агрессивная группировка «троллеров» — охотников на бомжей, или же есть в Фанленде кто-то или что-то еще, что опаснее и тех, и других. Самой интересной оказалась как раз сюжетная арка Джереми – приехав в Болета-Бэй чистым и невинным подростком, он вскоре теряет эту невинность – причем вовсе не в сексуальном смысле. Его поступки и решения понятны – и вот уже за желанием понравиться девушке, он шаг за шагом приближается к черте, за которой дороги назад не будет.

Опасность щедро разлита по страницам романа, но ее концентрация кажется умеренно-щадящей до финала, когда действие неожиданно взрывается запредельным кровавым насилием, за что книга и получила место в категории «сплаттерпанка». Пытаясь взвинтить градус ужаса слишком высоко, Лаймон, кажется, промахивается и оказывается на территории совершенно другого жанра. Но тем интереснее читать последние главы – когда происходит реально неожиданные вещи. И ради этих открытий «Луна-парк» стоит прочитать – или прослушать.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил начать знакомство с серией ужасов. «Луна-парк» показался мне наиболее подходящим романом для вхождения в материал. Сразу хочу отметить, что я полностью согласен с другими читателями, которые отказались считать это произведение полноценным романом в жанре хоррор.

Да, это жёсткая и местами жестокая история, но практически все сцены довольно часто встречаются в криминальной хронике самых разных городов мира. Сюжет построен на описании жизни группы подростков. Как и у многих других, мальчики и девочки имеют собственные тайны, которые тщательно скрываются от взрослых. Днём это добрые, вежливые молодые люди, а ночью они становятся жестокими мстителями. Объектом их агрессии становятся бродяги и нищие, которые в больших количествах обитают в их небольшом городе.

По сути, перед нами неплохой триллер. Жестокость постепенно становится всё более явной, хочется причинять боль, внушать ужас и страх. Безнаказанность развращает, даёт ощущение вседозволенности, возможность карать по собственному усмотрению любого человека. Со временем, простые издевательства и избиения перерастают в групповое убийство, которое тянет за собой ещё более пагубные последствия для всех участников. Автор довольно четко и точно передаёт эмоциональные переживания молодых людей, даёт пошаговую расшифровку их падения в бездну, где теряется грань добра и зла.

Прежде всего, это произведение является своеобразным исследованием подростковой агрессии, как неотъемлемой части современного общества. В какой-то степени всё случившееся можно считать зарисовкой из жизни.

На мой взгляд, этот роман находится на линии между триллером и книгой ужасов, хотя каких-то сверхъестественных или мистических линий здесь и не будет. Иногда банальная реальность преподносит не менее ужасные сценарии, от чего становится гораздо страшнее.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Under the boardwalk,

Out of the sun,

Under the boardwalk

We'll be havin' some fun...

Продолжая штурмовать библиографию Лаймона, прочел легендарный «Funland» ака «Луна-парк». Это, в некотором смысле «этапное» произведение для для данного автора, символизирующее переход от довольно простеньких и в хорошем смысле трэшовых историй о монстрах (человекообразных и не только), которые он выдавал в 80-ые, к более психологичной (но не менее жестокой и кровавой) прозе 90-ых, где уже явно ощущался уклон в сторону криминально-детективных триллеров. Это мое оценочное суждение, можно с ним не соглашаться – «так вижу»(с).

«Луна-парк» — помимо прочего, еще и довольно объемная книжка. Вроде, из всей лаймоновщины только «Землетрясение» и «Вне себя / Body Rides» подлиннее будут. Сюжет же ее примерно таков. Есть в Калифорнии некий приморский городок-курорт Болета-Бэй, а в городке, на деревянной набережной близ пляжа — парк аттракционов «Страна веселья / Funland» (hence, the title). Только вот, с некоторых пор досуг горожан и отдыхающих омрачен неприятной проблемой: резким ростом численности бомжей, алкашей и прочих деклассированных элементов, которые ошиваются вокруг курортной зоны, клянчат милостыню, воняют, хулиганят, и вообще всячески портят жизнь честной публике. А иногда вытворяют и чего похуже. За прошедшие годы было зафиксировано несколько жестоких нападений безумных люмпенов на людей. А есть и мнение, что происходящие время от времени бесследные исчезновения курортников – тоже их рук дело. За пугающий вид и склонность ошиваться под мостами, бродяг в этом городе зовут троллями. А поскольку местные власти ничего не могут или не хотят сделать с проблемой, то некоторые горожане начинают решать вопрос самостоятельно. В последние месяцы на набережной орудует молодежная банда т.н. «троллеров», которые начали организованную кампанию террора: по ночам охотятся на одиноких бомжей, избивают их и всячески измываются, чтоб других отвадить от города. Пока только избивают – но лишь вопрос времени, когда дело дойдет до чего-то посерьезнее.

Недавно переехавший в город подросток Джереми Уэйн невольно оказывается вовлечен в деятельность банды, а потом и с энтузиазмом вливается в ее состав. Не в последнюю очередь из-за влечения к опасной красотке Тане, которая возглавляет «охотников на бомжей». Между тем, странствующая уличная певица Робин останавливается в городке на пару дней, чтобы заработать денег на дорогу своими представлениями, ночуя на пляже – не подозревая, насколько это опасно. А тем временем, Джоан и Дейв, местные полицейские, патрулирующие набережную, пытаются одновременно и пресечь деятельность банды, и расследовать мутные делишки подозрительных бродяг. Постепенно становится ясно, что ниточки ведут к закрытому и заброшенному аттракциону «Веселый домик» и его владельцу — очень нехорошему типу по имени Джаспер Данн.

Ну что сказать... Роман оставил двоякое впечатление. Сразу оговорюсь: книга понравилась. Но порой вызывала удивленную оторопь – когда в хорошем смысле, а когда и не очень.

Видно, что тут Лаймон постарался затронуть какие-то более серьезные темы и заехать на территорию «социалочки». «Автор умело вскрывает язвы современного капиталистического общества, что скрываются за фасадом кажущегося благополучия», как сказали бы в старых газетах. Местами, это ему удалось достаточно успешно, причем почти всегда не открытым текстом, а опосредованно. Тут вам и неоднозначность деятельности троллеборцев: Авангард возмущенной общественности или просто шайка малолетней шпаны? Все правильно делают или уроды-садисты, которым место в тюрьме? И тема спирали насилия, и того как праведная месть может стать путем к моральному разложению, безумию и погибели. Есть любопытные моменты про давление коллектива и желание «быть своим, влиться в компанию», которое толкает нормальных вроде бы людей на самые чудовищные поступки.

Почти все персонажи переживают то или иное моральное развитие (а где-то и стремительную деградацию). Действующих лиц, к слову, преизрядное количество, причем почти все они тем или иным образом взаимосвязаны (иногда неочевидными связями, которые выясняются не сразу). Однозначно положительных героев, пожалуй что и почти нет, все порой творят какую-то дичь, но в разной степени. На кое-кого временами прямо физически хотелось заорать: «Не делай этого, долбоящер! Ты что, совсем ку-ку?!». А другим мысленно поаплодировать: «Так держать, вот это было неожиданно круто и адекватно!»

По мере развития сюжета, постепенно возникает ощущение надвигающейся бури, которая скоро грянет – и не зря. Ближе к концу, конечно же, пути практически всех героев пересекутся – разумеется, в том самом «Доме смеха», где каждый получит по заслугам, и никто не уйдет обиженным. Я вам скажу, последние 15-20% книжки – это такая отъявленная, отборнейшая еbанина, такой трэш, угар и содомия в сотонинском дыму кутежа, что я аж квасом поперхнулся несколько раз по ходу дела. о_О Не поймите неправильно, я остался доволен, конечно же (люблю запах кровавой бани по утрам!). Просто на фоне сравнительно серьезного и размеренного повествования перед этим, финал кажется несколько чрезмерным по накалу сюрреалистичности, мракобесия и упоротости. Цирк и карнавал, йопт! Адский цирк кошмаров и маньячный карнавал смерти. Но в любом случае, не может быть плохой книга где есть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
маньяк во фраке и цилиндре с двумя револьверами, который едет в атаку верхом на гигантском плотоядном арахниде.
Таково мое убеждение. :)

P.S. Русское издание еще зимой купил в коллекцию в твердом переплете, пока оно есть еще в продаже. Полистал мельком: и перевод вроде вполне хороший, адекватный, не в пример некоторым изданиям 90-ых. Жаль, что за джвадцать лет (Карл!) больше ничего не издавали из Лаймона нормальными тиражами.

P.P.S. Углядел пару отсылочек среди экспонатов в кунсткамере Джаспера:

- «безволосый орангутан с Борнео»: тащемто, один из зверей из «Подвала / Дома зверя».

- мумия Рам-Хотепа: точно фигурирует в романе «Игры в воскрешение» (обрядом Рам-Хотепа там оживляли покойников, напомню), а также возможно в рассказе «В яме» и романе «Амара» (их не читал пока еще).

А кроме того, сами события «Луна-парка» упоминаются в более позднем романе «Body Rides». Главгерой собирается скоротать время где-нибудь, и рассматривает на карте ближайшие к Лос-Анджелесу парки развлечений. В т.ч. его внимание привлекает городок Болета-Бэй. Но потом он вспоминает, как читал несколько лет назад заметку про какую-то «жуткую резню», что там приключилась, и решает «ну его нафиг, не поеду туда».

Ну и зловещие бомжи-тролли не только здесь фигурируют, конечно. Как минимум «Ночь в тоскливом октябре» (беженцы из Болета-Бэй?), а возможно и где-то еще.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, меня стоит поздравить с почином — дважды.

Во-первых, впервые пишу отзыв на книгу.

Во-вторых (которое напрямую идет из «во-первых»), я это делаю потому что, Луна-парк Ричарда Лаймона — худший роман ужасов, который мне доводилось читать. Эта книга хуже все детских страшилок из 90-х, она даже хуже Томминокеров Стивена Кинга. Писатель тратит невообразимое количество времени на сексуальное возбуждение своих героев, бесконечное описание женских прелестей, ласк, заигрываний и влажных фантазий. Когда этим заняты подростки — это одно.

Оценка: нет
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман входит в число любимых у этого автора. Вообще, меня интриговал он еще с приснопамятного задника обложки «Кола», и когда появилась возможность прочитать — сначала на английском, а потом и на русском языке — вышло немного не то, на что рассчитывал, но в этом-то и крылась вся прелесть. Сам пресловутый луна-парк здесь явно не центр действа, и, по большей части, это не ужастик о смертоносных аттракционах и каруселях с дисковыми пилами. Внезапно, основной сюжет проистекает на улицах города и в душных душах горожан. В наличии расцветающий под началом харизматичного лидера (лидерши) культ «своих», метания от «своих» к «чужим» туда-обратно практически в духе Стивенсоновской «Черной стрелы» (накал примерно тот же), и, конечно же, городские бродяги, которые совсем не то, чем кажутся. Несомненные украшения сего непростого действа — классическая темная лошадка Данн, и сюрреалистическое окончание, которое определенно придется по духу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
любителям гигантских арахнидов.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх