FantLab ru

Алексей Сальников «Отдел»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Голосов:
103
Моя оценка:
-

подробнее

Отдел

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Игорь в принципе не ждал хорошего от этой работы: заброшенная котельная в промзоне, коллеги с волчьими билетами, ну какие там могли быть цели и задачи. Надо напиться, думает Игорь, поднимаясь к вашим соседям. Раз-два-три-четыре, главное не перепутать этаж. Слышите шум наверху? Это не дети расшалились, это выстрелы.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 282

Активный словарный запас: низкий (2637 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 92 знака, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Отдел
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отдельные недоработки

Ты присягаешь стране и всё: сегодня страна дает тебе приказ бороться с этим типом людей, завтра с тем. И неважно, кто это: террористы и коррупционеры, оппозиционеры или нарушители авторского права.

Не знаю, как отнеслась бы к «Отделу» имея в анамнезе только «Петровых...» , которых приняла со спокойной приязнью, не более. Но случилось «Опосредованно» восторг абсолютного узнавания запустил механизм импринтинга, Алексей Сальников маркирован «своим» автором. Теперь все, исходящее от него, проходит лишь малый круг внутренней премодерации. Так будет, пока пару раз сильно не разочарует. «Отдел» оглушил, ошеломил, оторопил, но не разочаровал. Кто имел несчастье читать Мамлеева и (не к ночи будь помянут) Масодова, того абсурдистской жестокостью не напугаешь и не оттолкнешь. А был ведь еще безвременно ушедший, но чертовски талантливый Владимир Данихнов с «Колыбельной».

В общем, кое-какой опыт восприятия вещей, которые кажутся потенциально невоспринимаемыми, имеется. Это не отменяет того, что книга ввергает в тихий ужас, а фраза, сказанная коллегой и тезкой во время символического инструктажа при приеме на работу, в дальнейшем раскроется, как и предположить не можешь сначала. Что за фраза? Про то, что лучше сразу избавиться от романтических шор и представить, что тебе предложили работу охранника в Освенциме. Что, так плохо? Местами даже и хуже.

Тут, понимаете, какая штука. Все хотят быть хорошими и сочиняют оправдание самым гадким своим поступкам. Пусть не произнося вслух, пусть не обращенные к другим, но самому себе непременно объяснишь, что это не ты виноват, а обстоятельства так сложились или сторонняя сила тебя заставила — не мы такие, жизнь такая. А как быть, если и перед собой нечем оправдаться? Ты пришел туда, где твоей работой будет убивать гражданское население. Да, доведен до отчаяния тем, что после увольнения из органов год не мог никуда устроиться. Да, самооценка на нуле и в семье дрязги. Но по миру ведь не пошли? С голоду не пухнете? Руки-ноги есть у тебя, голова на месте, не старый еще,неужто не мог найти себе более достойного применения?

В «Карателях» Адамовича все ясно: пути, какими люди приходят сюда, разные, но кто пришел, человеком быть перестает. Ни обстоятельства, ни отсутствие внутренней склонности не оправдывают. У Сальникова с точностью до наоборот. Игорь и другие сотрудники отдела не только очеловечиваются в процессе, но раз увидев в каждом из них человека, уже не можешь воспринимать кучкой монстров, рассудку вопреки, наперекор стихиям, продолжаешь наматывать-пристегивать-приклеивать к каждому симпатичные человеческие черты. Вот Фил, который вообще-то Михаил, а ник от «педофил» — к финалу ты его почти любишь. а ничего, что головы гражданским, как курятам, сворачивает. Вот Игорь и эта идиотическая история с картиной (гранд-оммаж Иронии судьбы» с фотографией Ипполита). Вот Молодой, дающий интервью в образе московского мажора галериста — смеешься, ничего не можешь с собой поделать. «Отдел» вообще офигенно смешная книга. Как такое может быть? А вот поди-разбери.

Мы смотрим на мир через многие волшебные стекла. Вопреки расхожему мнению, там не только розовые или черные, и даже пятьюдесятью оттенками серого не исчерпывается. Отдел позволяет взглянуть через линзы оттенка, какой вы прежде и вообразить не могли. Но без специальной подготовки не рекомендую.

Это был необъяснимый магнетизм причастности к защите страны. Многие люди, очарованные этим магнетизмом, строили генеральские дачи или крышевали бизнес,

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все порядочные люди прочитали сперва «Петровых», а потом именно «Отдел», ну и высказывались в духе того, что первый блин не комом и задатки, дескать, видны. Я «Петровых» не читал. «Отдел» начинается с сильного условного допущения насчет того, что уволенный клерк ОБЭПовского направления МВД так хочет попасть в общество скомпрометированных единомышленников, что активное участие в массовых убийствах для него ( с некоторыми переживаниями) — плевое дело. Почти смирился с таким допущением и даже усмотрел определенные достоинства в авторской рефлексии на тему обыденности зла. К примерно середине романа автор вышел на утверждение важности круга единомышленников, иллюстрации того, что свинства коллективные помогают выдержать синдром Раскольникова. И все бы ничего при условии соблюдения условности и туманности цели, но как только выдан основной секрет — это совершенный ахтунг. Второго такого допущения, увы, перенести не смог. Пошла чушь, муть, авторские рассуждения насчет «мы» и «они» — такая ерунда, что роман, в общем, не графоманский, с амбициями, несколько даже и дивовской до поры тенденции (Выбраковка) определенно пошел ко дну. Ох, надеюсь у Петровых все получше.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав роман, почитал чужие отзывы на него. И так скажу: то, что каждый находит/видит в романе что-то своё — уже плюс. Большой плюс.

Если читать произведение просто по сюжету — фигня получается. Нельзя этот роман читать буквально по центральной сюжетной линии. По центру перед нами флегматичная шизофрения с пачкой неправдоподобных допусков. Другого определения не смог подобрать. Но ведь не о том книга! Уверен, роман — обо всём, что рядом. А рядом с центральным сюжетом мы видим море изумительного бытописания микросоциумов. Рабочих коллективов, семьи, производственных отделов. Масса мелочей и фразочек приводят ну просто в восторг, вспомним слова завхоза:

«Из дома можно носить всё, отсюда ничего уносить нельзя». Верите-нет, но я сам сейчас на такой работе работаю. Ручки туда ношу. Календарь перекидной, ещё всё что надо для удобства на рабочем месте.

А семья главного героя, семьи и личностные судьбы каждого из персонажей? Веришь в каждое и в каждого. Плюс-минус нюансы, они вокруг нас.

А в целом, сейчас я сильно удивлю читавших: на мной взгляд, роман бесконечно позитивен. Чем же, почему? А всё просто. Вы помните, что всё познаётся в сравнении? Практически вообще всё. И наша жизнь, и наши поступки, наша судьба, наши горести и радости... И роман «Отдел» очень наглядно показывает, что у нас с вами всё ещё очень даже неплохо.

В плюс авторский юмор и ирония.

----Цитата из книги: «Мало нам того, что мы единственная котельная в городе, которую отапливает другая котельная, так ещё и полная парковка машин...». (с)

В минус, кроме уже названных глобальных сюжетных неправдоподобностей, финал. Финал в такой книге и не может быть другим по сути. Лишь так — сказав что хотел сказать, автор, под каким-то предлогом, сворачивает сюжет. То есть, прекращает писать эту книгу. Но что иначе никак — хорошим это не становится.

По сумме — очень доволен проведённым за книгой временем. Спасибо автору.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так динамично и интересно начавшееся произведение, затягивающее в начале и прямо-таки засасывающее в середине (в стиле «читать противно и страшно, но оторваться невозможно»), к концу растеряло не только интригу, но и смысл. Последние 200 электронных страниц дались нелегко: медленно, скучно и вязко монологами подвыпивших (или нет, но это неважно) героев автор преподносит разгадку, — которая кажется откровенной глупостью. При этом не даёт ответа на самые интересные темы: Почему вопросов в допросом списке именно 168? Почему они всегда разные? Кто их составляет?

В общем 7/10, только за первые три четверти книги и за то, что я дочитала.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Производственный роман о серых трудовых буднях Отдела, сотрудники коего вынуждены выполнять довольно своеобразную и изматывающую работу, причем никто из начальства не спешит разъяснять коллективу причин из-за которых требуется ее исполнять. В качестве сравнений можно припомнить киноработы Балабанова, а также произведения с элементами теорий заговора от Сорокина («Утро снайпера», «Красная пирамида»), Пелевина («Омон Ра»), плюс Иванова (отношения в семье подобные «Географу...»). К плюсам можно отнести: легко и взахлеб читается/слушается, хорошая подача и язык повествования, живые персонажи и правдиво показанная логика их действий/реакций на возникающие ситуации, а также современные реалии. В минусы же уходит: малоубедительные фантастические допущения, что лежат в основе всего сюжета, общее неравномерное соотношение фантастических и нефантастических элементов, отсутствие какого-либо сопереживания за героев. И наверное главное что перевешивает весы в негативную сторону — никакущая финальная развязка, которая воспринимается будто автор так и не придумал чем же мне все тут закончить.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как правило, про этот роман Сальникова пишут «долгожданный/новый роман от автора нашумевшего «Петровы в гриппе и вокруг него». Каюсь, «Петровых» я не читал, но они есть у меня в планах. :)

Итак, «Отдел». Финалист премии «Большая книга», лауреат премии «НОС».

О чем?

Наше время. Игоря уволили из «органов» (с позором) за то, что он раскрыл некую коррупционную схему, на которой наживалось его начальство. Игорь долго искал работу и нашел: Отдел (именно так, с большой буквы), который располагается в заброшенном здании старой котельной на окраине города. Коллеги Игоря попали в отдел примерно так же, как и он: Фила уволили за то, что он флиртовал с несовершеннолетним мальчиками в соцсетях, Игорь Васильевич, самый старший в отделе, в принципе любит молоденьких мальчиков, завхоз просто запойный пьяница в «завязке», начальник отдела вообще странный и даже страшный тип. Занимаются сотрудники Отдела убийствами. Поступает «ориентировка сверху», они приезжают домой к жертве (в некоторых случаях привозят ее в Отдел), задают 168 (не больше и не меньше) вопросов, надевая жертве на голову странный механизм, напоминающий ведро, а затем убивают. Никакой логики нет. Убитые — самые разные люди, от бомжей и пьяниц, до женщин и детей.

Роман начинается весьма неторопливо, и даже «обстоятельно», постепенно затягивая «в себя», как в водоворот, ускоряя и ускоряя темп. Если по описанию вы подумали, что это детектив, или триллер, или хоррор — разочарую вас. Это не так. В «Отделе» весьма тесно переплетаются: «бытовая» жизнь обычного отдела в обычных «органах» (с мудаком завхозом, пьянками и старыми компами, разговорами в курилке), личная жизнь персонажей (с семейными сканадалами, изменами, женами-мужьями-детьми), и нечто совершенно невообразимое, что порой заставляет подумать — какого хрена?

По «общей обстановке», непонятности итогов работы Отдела и своеобразному «безумию» роман очень мне напомнил «Сердца четырех» Сорокина (но без рек крови, моря насилия и секса). Разумеется у него нет той безумной «поэтичности» языка, которым пишет Сорокин, и вместо этого «обычный» бытовой язык, которым разговаривают 90% населения. И это, пожалуй, большой плюс. «Отдел» написан очень остроумно, Сальников, надо признать, имеет хорошее чувство юмора, и я не раз и не два смеялся в голос при прочтении. Читается легко. Сюжет раскрывается лишь в самом конце и немного «смазывает» общее ощущение от романа. Не знаю, почему Алексей решил закончить свой «Отдел» именно так, может устал, может не знал «как» закончить красиво и решился на «такой» ход. Впрочем, «Отделу» это ничуть не повредило, и его хочется перечитать второй раз, но уже гораздо медленнее, смакуя детали, фразы и слова.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Петровых в гриппе и вокруг него» эта книга выглядит гораздо слабее. Чернушный сюжет про криминальных товарищей из органов, убивающих обычных людей по непонятной причине (еще и основной поворот aka эта самая причина по чьему-то недосмотру или умыслу люто проспойлерен на первых же страницах), тоскливая бытовуха, практически ничем не расцвеченная, мерзкое окружение главного героя. Все вытягивают стиль и мелкие детали. Как и в «Петровых», здесь полно авторских наблюдашек, ироничных замечаний, горьких послевкусий от жизненных судеб каждого персонажа, какой бы дрянью он ни был. Да и вопросики теста прикольные, отвечал на них с удовольствием! Не знаю, получил бы в итоге пулю в лоб за ответы или же прошел проверку, но увы, основную интригу, как я уже сказал, бездарно слили на первых же страницах.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это сильная книга.

Она увлекает с первых же строк. Реализмом описания, диалогами, с главным героем в чем-то начинаешь ассоциировать себя. А потом нагнетается такая запредельная жуть, что хочется прекратить чтение — но, с...ка, не получается, ощущение — близкое к просмотру фильма «Иди и смотри» — страшно, невыносимо, но не оторвешься.

Автор однозначно талантлив, и я желаю ему усидчивости и вдохновения. За «Петровых» уже взялся, идет труднее, но дочитаю обязательно. А новые произведения Алексея буду отслеживать однозначно.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что получится, если зарядить хорошо сделанный ТНТшный сериал (а вдруг?) идеями из «Банальности зла» Ханны Арендт? (И поздних Стругацких с люденами сюда же, до кучи). – Угу, получится роман Сальникова «Отдел».

Первое мне показалось на редкость удачным: фантастическое допущение, помещает сто раз описанные вещи в современность – с просто ошеломляющим эффектом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда читаешь про нацистских или сталинских палачей, то всегда на фоне – «и вот так, просто делая свою работу, убили миллионы людей». И в контексте уничтоженных миллионов никак невозможно посмотреть на этого палача его же глазами. А герой вот, как твой сосед-полицейский, просто ходит на работу – надо же где-то работать – терзается терзаниями, пытается выступить даже как-то – правда, выходит по большей части истерика какая-то, а не Поступок… да и против кого выступать? Против тех, кто так же ходит на работу, и так же терзается терзаниями – против неплохих в сущности мужиков? И счет жертвам вовсе не на миллионы идет… И, может быть, это все как-то и осмысленно… Здесь не однозначный нацистский преступник, а какой-нибудь омоновец, что таскает демонстрантов в автозак (Думаете, прям вот легко им пацанов да девчонок винтить? У них ведь у многих дети того же возраста.). В общем, в основной линии — отличная идея и мастерское исполнение.

История с новым сверхразумным видом сюда, в принципе, очень хорошо встает (взгляд с точки зрения вечности), но только в теории. На деле получился какой-то довесок, мало чего меняющий в основной линии.

Но в целом – must read, разумеется.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх