Кир Булычев «Половина жизни»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Во время исследовательской экспедиции был обнаружен потерявший управление корабль, который принадлежал чужой цивилизации, летевший бесцельно и обреченный миллионы лет проваливаться в черную пустоту космоса. Энергии, чтобы тащить его на буксире, не хватает, поэтому Павлышу придется провести остаток пути на этом корабле, чтобы приглядывать за ним.
Первый же обход корабля приносит сенсационное открытие. Записку, написанную на русском языке.
Входит в:
— цикл «Павлыш»
— журнал «Знание-сила 1973'7», 1973 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 14», 1974 г.
— сборник «Люди как люди», 1975 г.
— антологию «Groźna planeta», 1980 г.
— антологию «Chlapík z pekla», 1986 г.
— антологию «Люди как люди», 1992 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 46
Активный словарный запас: крайне низкий (2166 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (14), английский (2), испанский (1), португальский (1), голландский (1), чешский (1), польский (2), словацкий (1), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (1)
- /перевод:
- М. Алвеш (1), М. Генчова (1), Т. Госк (2), Х. Джейкобсон (2), Э. Леонард (1), И. Маркус (1), Н. Ракева (1), М. Свиткова (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 2 июля 2024 г.
Позабавила полярность комментариев, многие — восхищаются, многие — ругают. Но это тот случай, когда правы и те, и другие. Язык написания действительно простоватый, но не примитивный же! Читается прекрасно, и ладно, за словесной эквилибристикой — к «Улиссу». Сюжет страдает излишним морализаторством — можно подискутировать о допустимости и смысле такой жертвенности, но гг просто не могла по другому и идеи здесь вполне здравые.
Я удивлён только, что никто не написал о трепангах. Они здесь прекрасны, только за их очарование добавил балл сверху).
dimon1979, 27 февраля 2019 г.
Шикарный рассказ, наверное, одна из лучших фантастических историй, которые я читал. Многие помнят шквал сообщений в прессе о пропавших людях, которые бесследно исчезли и никто не знает их дальнейшую судьбу. То есть, практически каждый человек может вспомнить такую историю, случившуюся в разные времена.
Конечно, большая часть имеет какое-то объяснение, очень часто криминального характера. Но мы же всё-таки любители фантастики, как и сам автор, поэтому его версия выглядит не просто логичной, но и по-настоящему жуткой.
Самая обычная женщина, которой выпало родиться и жить в очень непростое время, растить в одиночестве дочь, попадает на корабль неизвестных космических пришельцев. Абсолютно чуждые её пониманию существа передвигаются по вселенной и захватывают биологические образцы для своей коллекции. Пока ты жив, живешь в тюрьме, что-то ешь, о чём-то думаешь. После смерти тебя ждёт банка с раствором и путешествие в виде экспоната.
Павлыш с компанией случайно находят этот корабль, который продолжает бороздить просторы космоса, уже без всякой цели, превратившись просто в кусок железа. Дневник женщины, которой была уготована роль живого объекта исследований, станет настоящим шоком для всей команды. Эта жуткая история никого не оставит равнодушным и даже повидавшие многое в своей жизни космонавты, будут под впечатлением кошмара, выпавшего на долю несчастной женщины.
Это новая грань творческого наследия Кира Булычева. Жесткая, психологическая проза, описывающая душевное состояние человека, по велению злого рока, ставшего подопытной крысой. На мой взгляд, пока это самая сильная история, нереальные ощущения от прочитанного, особенно если осознавать какие эмоции переживала попавшая в ловушку женщина.
Baskk, 29 марта 2023 г.
Булычёв в этом произведении не фантаст. Хотя есть и космический корабль и пришельцы, но главный Герой человек, молодая женщина успевшая повоевать с фашизмом. Самопожертвование, стойкость, антиксенофобия (человечность) и даже имя — Надежда нас заставляли гордиться своей страной, а внучки может быть поймут как много мы безвозвратно потеряли
1001, 17 октября 2024 г.
Вначале был прекрасный и очень атмосферный рассказ Станислава Лема «Крыса в лабиринте» (1956 год)
Потом была небольшая повесть Стругацких «Извне» (1958 год)
Взяв идею у Лема, братья удачно развили ее, по факту закрыв этой повестью тему.
Потом Булычев воспользовался уже дважды использованной идеей и написал свою «Половину жизни» (1973 год).
Помню, как мне было стыдно за автора, когда я читал эту вещь Булычева — сходство с книгой АБС было абсолютно очевидным.
(Плюс вполне очевидная в то время спекуляция на образе героини книги)
А ведь на тот момент Булычев был уже вполне известным и уважаемым писателем...
Вопрос у меня только один — «зачем?»
(есть тут некое сходство с историей про духи «Жди меня»)
borick99, 11 января 2022 г.
Так себе рассказ (повесть). Язык живой, но мне показался несколько примитивным, у автора есть произведения куда живописнее. Для детей старшего школьного возраста. Самопожертвование, иронично-ласковое отношение к похитителям-охранникам (глупышки), стойкость, антиксенофобия (человечность) — все это для советского подростка хорошие примеры для подражания. Однако, в текущих реалиях выглядит очень наивно. И да, буксировка звездолета с помощью тросов — это бред, даже для 70-х годов 20-го века(((
lammik, 27 февраля 2018 г.
В редко посещаемом секторе космоса Павлыш с товарищами обнаруживают космического «Летучего голландца» — покинутый экипажем мёртвый корабль, бесцельно бороздящий прсторы космоса. И вдруг Владислав находит тряпку с надписью «Меня зовут Надежда», та тут же рассыпается в прах. Так начинает открываться тайна жизни Надежды Сидоровой — простой советской медсестры из провинциального Калязина...
Повесть о сотрудничестве между разными разумными существами, различными внешне, но с общей целью — обрести свободу, пусть даже и ценой жизни. Недаром Кир Булычев дал героине имя Надежда. Надеждой она и жила долгие годы, несясь на корабле чужаков через холодный космос всё дальше от Земли. Не утопая в жалости к себе и находя себе дело — уход за огородом, за драконом, знакомство и общение с «трепангами». Смыслом были наполнены и последние минуты жизни Надежды Сидоровой пусть и не удалось ей спасти «шариков», но помнить теперь её будут не только потомки на Земле по нескольким фотокарточкам.
P.S. Написав свой, почитал чужие отзывы. В одном Надежда названа «неумной заурядной мещанкой». Тут согласиться не готов. И по поводу ума и по поводу заурядности. Полагаю, что анализ ситуации она произвела максимально логично и едва ли какой-нибудь профессор МГУ сильно много сумел бы добавить к её выводам. По крайней мере, профессор её же эпохи. Что до заурядности, то заурядный человек, не важно — мужчина или женщина, уже через год — другой бы прыгал по кораблю голяком, уставившись в никуда бессмысленным взглядом.
Incnis Mrsi, 31 мая 2021 г.
Тем, кто кричит, что «Половина жизни» лучше второй главы «Извне», напоминаю, что Стругацкие писали свою вещь в 1958 году. Конечно, затаскивать своих героев на звездолёты спустя 15 лет стало куда проще, когда космическими сюжетами были уставлены книжные полки (включая «Попытку к бегству» тех же Стругацких и всякие прочие разновидности инопланетных похищений). Но вот о контакте с разумными негуманоидами написать интересно в 1973 году ещё вполне было можно, в чём Булычёв не преуспел. Плюс характерно булычёвский рефрен о жестокой неволе (звучащий как в незаурядном «Посёлке», так и в проходных «Тринадцать лет пути», «Город наверху» и т. д.), навязший у читателей в зубах. Корабль-концлагерь с градациями узников как сатира на брежневский СССР? Вполне возможно, но (ни тогда ни, уж тем более, теперь) никому не интересно.
Не верь высоким оценкам — нет в повести особых литературных достоинств. Если интересует отечественная фантастика на подобный сюжет, но не упорствуешь в русофильстве — прочти лучше «Сонату ужа» Ларионовой.
mr_logika, 11 ноября 2018 г.
Жители Земли иногда пропадают бесследно. Булычев прослеживает в повести «Половина жизни» предполагаемую судьбу одного из таких пропавших — женщины, которую унёс навсегда неведомый похититель чуть ли не из постели любимого мужчины. Это несравнимо хуже, страшнее, чем описанные Пушкиным в «Руслане и Людмиле» разногласия между витязем и злым волшебником. Пути назад нет, и вторая половина жизни Надежды Матвеевны Сидоровой это драма космического, без преувеличения, масштаба. Автору удалось создать один из лучших женских образов русской литературы, не говоря уже о литературе фантастической, где ничего подобного даже и близко не находится. И это понятно, героиня повести взята автором из повседневной реальности, и вокруг одной из русских женщин, похожей на тех, воспетых Некрасовым, просто возведены фантастические декорации. Думаю, не просто так Автор почти демонстративно пренебрегает законами теории относительности, и соглашаюсь с ним в этом — здесь космология на десятом плане за одним исключением. При наличии массы неоспоримых достоинств (а повесть ещё и хорошо написана, что многими здесь отмечено; особенно достоверны письма Надежды, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на читателя) в повести присутствует один момент, который можно было бы объяснить, если бы это был перевод, где подобные ляпы не редкость, но здесь, при всей почти безупречности остального текста...написано следующее: «... они знали — корабль, найденный ими, шёл не от Солнца. По крайней мере, много лет он приближался к нему. А перед этим должен был удаляться.» Откуда знали? Видимо из расчёта траектории, хотя то, что должен был удаляться, никакой расчёт узнать не позволит. Такое движение корабля относительно Солнца возможно, если предположить, что корабль летит по галактоцентрической орбите в направлении противоположном движению Солнечной системы. Удалялся, облетел почти всю Галактику (!) и теперь идёт на сближение. Но тогда история Надежды — полный бред. Следовательно, как ни крути, а процитированное означает, что курс корабля не так уж давно был изменён на обратный. Из этого следует, что Автор планировал что-то похожее на произошедшее в повести АБС «Извне», где захваченного человека, разобравшись, вернули на Землю. Планировал, но от замысла этого отказался, а следы в тексте замести забыл. И хотя ошибка не критична и всю повесть не зачёркивает, но минус напрашивается жирный; как-то не получается у меня проходить мимо подобных казусов (см., например, отзывы на Р. Янга «У шатров Кидарских» и на К. Саймака «Грот танцующих оленей»), не обращая на них внимания.
Читать эту повесть, конечно, есть смысл, и мне хотелось бы надеяться, что кто-нибудь предложит другую, непротиворечивую, схему полёта корабля-зоопарка.
amak2508, 30 мая 2020 г.
Типичная булычевская вещица 70-х — легкая, увлекательная, добрая и, конечно же, больше похожая на сказку, чем на что-то более-менее правдоподобное. К сожалению, при всей внешней симпатичности этой повести, «роялей» автор наставил в ней изрядно. Чего стоит, например, одна белая тряпка с надписью «Меня зовут Надежда», как по заказу эффектно появляющаяся перед Павлышом в одном из помещений мёртвого корабля. А как объяснить странную избирательность роботов, собирающих «зоопарк» инопланетных форм жизни — почему с нашей планеты забрали не зайчика, не белочку, не слона, а всего-навсего одного человека? Да и вообще этот корабль, это порождение чужого разума, вызывает своей странностью и глупостью скорее смех сквозь слёзы, чем что-то более серьёзное. Про буксировку найденного корабля на тросе и говорить не хочется....
Впрочем, в первый раз, «с налёта», повесть читается совсем неплохо: очень легко и с интересом. А уж для подрастающего поколения, привыкшего в первую очередь следить за действием, это и вообще, наверное, отличная вещь....
Podebrad, 16 мая 2015 г.
Несомненно, «Половина жизни» перекликается с «Извне» братьев Стругацких. Но при всём моём огромном уважении к Стругацким должен признать, что повесть Булычёва на порядок сильнее. Герой «Извне» думает о проблемах контакта, о характере чужой цивилизации, её технических возможностях, собирается наладить связь с хозяевами, ни минуты не сомневаясь в том, что это подлинные братья по разуму. И умеренно счастливый финал. «Половина жизни» — страшная, пронзительная и поразительно сильная история без хэппи-энда. Она производит почти шоковое впечатление даже при повторном прочтении. Надежда — обычная женщина из маленького среднерусского городка, совершенно не избалованная жизнью. Её,в общем, мало интересуют перспективы контакта, чудеса инопланетной техники и даже сами невидимые хозяева, для которых каждый, кто не свой — это животное. И прожив много лет на положении животного в жуткой темнице-зверинце, без единого шанса увидеть снова человеческое лицо, она осталась человеком. Не опустилась, сохранила характер, достоинство, привычку к труду и даже сумела ещё помочь обитателям соседних клеток. Это не навязанная кем-то толерантность. Это идущая от сердца потребность помочь тому, кому приходится плохо. Даже если тебе самой очень плохо. Даже если товарищи по несчастью совершенно не похожи на людей. Душа этой нормальной русской женщины — это и есть настоящее чудо Вселенной. Чудо, которое даёт надежду.
jansson, 26 сентября 2014 г.
Ступая какими-то неведомыми космическими тропками, я все чаще натыкаюсь на Булычева; сначала мне повстречался «Протест» – короткий, легко стираемый из памяти рассказ о спорте, олимпийских играх и таких-разных-инопланетянах. А теперь «Половина жизни» (повесть за таким фасадом могла скрывать все, что угодно) – история похищения, выживания и жертвы. Сначала хотела написать вместо жертвы «подвиг», но у меня все же не поднимается рука обозначить принятое решение/действие подвигом. Потому что а. все произошедшее кажется нелепой случайностью; б. спасти только избранных, а остальных оставить позади – это не подвиг.
Повесть трагична, и с самого начала, как только герой вступает на палубу заброшенного корабля, можно догадаться, что обитатели не просто так покинули свой дом. Формат записок, в котором подается большая часть истории, тревожит душу, но главная героиня словно находится в другой плоскости. Да, безысходность. Да, надежда. И все же ожила она для меня только в тот момент, когда обратилась в прах. Так всегда с героями, уже медленно угасающими, доживающими свое, отчасти смирившимися со своей судьбой – они внезапно вспыхивают в наивысшей точке, и сгорают за считанные секунды. В ней заключена неимоверная сила духа – жить, несмотря ни на что, даже потеряв ориентацию во времени и пространстве, удерживаясь от безумия только отчаянной попыткой занять себя делом.
Если бы не первая глава, оценка у повести была бы совсем другая. Уже с первых строк веет чем-то необратимым; скоро все изменится – но совсем не так, как предполагают герои. Этот маленький островок нормального человеческого существования тем более пронзителен, что перекликается с финалом. И корабль, так же медленно угасающий и десятки лет дрейфующий в космосе, мне не менее жаль, чем его обитателей.
Groucho Marx, 9 июня 2017 г.
Как многими отмечено, Кир Булычев явно испытал при прочтении неудачной повести Стругацких «Извне» такое же раздражение, как большинство читателей, и потому взялся рассказать эту историю ещё раз – на новый лад. «Половина жизни» намного более осмысленна, чем «Извне», причём не только сюжетно. История женщины, землянки, не самозабвенной героини в духе ранних 60-х, поэтизировавших смерть учёных-атомщиков от лучевой болезни, а самой обычной заурядной мещанки откуда-то с окраины, неинтеллигентной, неумной, однако оказавшейся способной отдать жизнь не за абстрактную идею, а ради спасения жалких представителей чужой разумной расы, чуждой, совсем чуждой... Это трогательно, человечно и совершенно не пафосно.
Конечно, современным россиянам, наперебой уверяющим друг друга, что ксенофобия является врождённым инстинктом, подобный поворот сюжета неприятен и, полагаю, кажется неправдоподобным, но я, будучи человеком глубоко советским, считаю, что Кир Булычев и его героиня правы.
Alice.cooper, 8 марта 2016 г.
Повесть «Половина жизни» была прочитана мной на одном дыхании, пока не дочитала, не могла оторваться ни на секунду. Кир Булычев любил людей, он в них верил, на страницах его книг есть место подвигу, смелости, героям. И есть один важный момент, его герои — это не сверх люди, это обычные люди, ставшие героями благодаря их человеческим качествам. Надежда — обычная медсестра, становится настоящим героем, благодаря своей человечности, которую она сохранила в поистине нечеловеческих условиях. Стойкостью, доброта, смелость, находчивость, трудолюбивость этой женщины поражают. Героиня восхищает и дарит надежду.
=Д=Евгений, 21 февраля 2017 г.
Прекрасное произведение о поколении очень сильных женщин, закалённых Великой Отечественной войной, женщин с огромной Душой.
Оказавшись казалось бы в безвыходной ситуации, где в завершении тебя ждёт банка с формалином, Надежда всё-же не потеряла надежду на лучшее, проявив при этом твёрдость духа и сохранив человеческие ценности.
UnrealQW, 30 марта 2020 г.
Я опять не понимаю высоких оценок и хвалебных отзывов о произведении. Ничем непримечательная повесть, которая ну уж слишком откровенно манипулирует читателем, давя на сопереживание в истории о разделенных родственниках.
Написано откровенно дубово! Год издания повести не 1873, не 1933, а 1973 -- и для этого времени написано плохо! В это время Булычев только начинал свой писательский путь (хоть и написал уже целый роман и 7 повестей) и это очень заметно. История находится на уровне пионерских страшилок и комсомольских агиток -- скучно, без выдумки, прямолинейно и поверхностно. Фантастическая идея взята, наверное, из американских трешовых комиксов/фильмов 30-х годов, разве что амазонок с Марса не хватает...
Резюме: слабенькая фантастическая повесть только для детей