Юн Фоссе «Однажды летним днём»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 16 октября 2023 г.
Сольвейг-вариации
«Тридцать лет в ожидании прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.».
Кажется быть норвежским драматургом и быть свободным от влияния Ибсена невозможно. Может вся норвежская литература и не вышла из «Пер Гюнта», как русская из гоголевской «Шинели», но эта пьеса Юна Фоссе — точно. С поправкой на ветер: здешний Пер — Асле (любимое имя Фоссе, у него так зовут и героя «Трилогии» и сразу троих «Септологии») не спасся от своего Пуговичника, и здешняя Сольвейг ждет его напрасно — не в этой жизни.
«Однажды летним днем» по-скандинавски минималистичная история: декорации из одной комнаты с окном, четверо персонажей в исполнении шести актеров (хотя две мужских фигуры ограничены минимальным участием, основные роли у двух женщин). Фоссе может еще и потому так любят ставить, а на мировых сценах больше тысячи вариантов интерпретации его пьес, что с ним нет необходимости в дорогостоящих декорациях и костюмах, он со своими диалогами лесенкой хорош даже в читке. Хотя вот Юрий Бутусов в «Сне об осени» сделал спектакль со сложной сценографией, который смотрится невероятно изысканно. Жаль, что до Питера я не доберусь, чтобы посмотреть, приходится довольствоваться впечатлениями видевших постановку, картинками и трейлером.
Однако в этой пьесе все просто. Он и она, горожане, не так давно переехавшие на побережье, им хорошо вместе, они любят друг друга, он много времени проводит в заливе на своей лодке. Не столько рыбачит, сколько сидит с удочкой. Вот и сейчас, должна приехать в гости ее подруга, а он, застенчивый и не слишком компанейский, собрался в море. Девушки говорят о том-о сем, выясняется, что у Асле нет близости с матерью, героиня видела ее лишь однажды, его вырастили бабушка с дедом, с чужими людьми ему трудно сходиться, вот и теперь предпочел уйти на весь день. Ну ничего, скоро вернется. Пора бы уже. Когда же он вернется?
Они ждут, за подругой приезжает муж, темнеет, на море начинается шторм. В конце концов она звонит в полицию. Пустую лодку обнаруживают в заливе. Спустя много лет, подруга снова навещает женщину, они с мужем теперь выстроили здесь же, неподалеку, дом. Она по-прежнему живет здесь одна и смотрит в окно, словно все ждет своего Асле. А трагедия того летнего дня разыгрывается в их воспоминаниях заново.
Многослойность одновременного присутствия на сцене молодых героев и их же в зрелом возрасте — частый прием Фоссе, создающий удивительную полифонию и резко отличный от жанровых законов прозы, например. Все-таки как драматург он на голову выше себя-прозаика. Может органично и аутентично делать с пьесами такие вещи, какие в его романах выглядят, мягко говоря, странно.
Сдержанная печальная история, как во многих случаях у Юна Фоссе, о противоречивом стремлении быть с другим и остаться в одиночестве, о любви, потере, вере.