Юрий Олеша «Три Толстяка»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература | Любой
В одной неизвестной стране процветает тоталитарный режим. Три Толстяка, магнаты-монополисты по хлебу, углю и железу, держат людей в «ежовых руковицах». Население государства делится на две группы: «народ», представленный бедняками, голодающими, рабочим людом, и «толстяки», в число которых входят богачи, обжоры и бездельники.
Народное недовольство нарастает, и, как следствие, назревает революция, во главе которой стоит оружейник Просперо, недавно схваченный стражей и приговоренный к смерти. Гимнасту Тибулу, также находящемуся в розыске, необходимо в очень короткий срок освободить вождя и поднять революцию
Сказка экранизировалась трижды: в 1963 году вышел одноименный мультфильм, снятый Валентиной и Зинаидой Брумберг; в 1966 Алексей Баталов экранизирует сказку; Николай Серебряков в 1980 году выпускает еще один мультипликационный фильм «Разлученные».
Также по сказке было сделанно множество спектаклей в различных уголках мира, а также поставлен балет (муз. В. Оранского).
Статья по сравнению вариантов рисунков Л.Владимирского к сказке — https://red-balls.livejournal.com/53955.html.
В произведение входит:
|
Входит в:
— сборник «Избранные сочинения», 1956 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1990 г.
— антологию «Золотой ключик», 1991 г.
— антологию «Золотой ключик и другие сказки для малышей», 1993 г.
— антологию «Приключения Гвоздика», 1993 г.
— антологию «Лукоморье», 1994 г.
— антологию «Сказочные повести. Выпуск девятый», 1995 г.
— антологию «Сказки русских писателей XX века», 1996 г.
— антологию «Сказки века-2», 1999 г.
— антологию «Королевство кривых зеркал», 2000 г.
— антологию «Три Толстяка», 2004 г.
— журнал «Детская Роман-газета № 2 2019», 2019 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 103
Активный словарный запас: низкий (2521 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Экранизации:
— «Три толстяка» 1963, СССР, реж. Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг
— «Три толстяка» 1966, СССР, реж. Алексей Баталов, Иосиф Шапиро
— «Разлучённые» 1980, СССР, реж. Николай Серебряков
Похожие произведения:
Джанни Родари
«Приключения Чиполлино»
(1951, повесть)
|
|
|
Александр Волков
«Семь подземных королей»
(1964, повесть)
|
|
|
Джанни Родари
«Джельсомино в Стране лжецов»
(1959, повесть)
|
|
|
Александр Грин
«Алые паруса»
(1923, повесть)
|
|
|
Виталий Губарев
«Королевство Кривых Зеркал»
(1951, повесть)
|
|
|
Фёдор Кнорре
«Капитан Крокус»
(1967, повесть)
|
|
|
Юлия Зонис, Екатерина Чернявская
«Хозяин зеркал»
(2013, роман)
|
|
|
- /языки:
- русский (164), английский (3), испанский (1), эстонский (1), украинский (2), болгарский (1), иврит (1), хинди (1)
- /тип:
- книги (161), периодика (1), аудиокниги (10), цифровое (2)
- /перевод:
- Х. Валиполлу (1), А. Далчев (1), Д. Кароль (1), М. Лал Мадхун (1), Ф. Макивчук (2), Х. Эплин (1), А. Эрраис (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 23 июля 2023 г.
Юрий Олеша назвал свое произведение романом, а мне оно всегда представлялось доброй сказкой, тем более, что в детстве я с большим удовольствием смотрел экранизацию в популярнейшей передаче «В гостях у сказки» с незабвенной тетей Валей Леонтьевой. На самом деле здесь действительно смешались и присущая для романа серьезная тема социального неравенства с классовой борьбою и явные элементы сказочного жанра с извечной темой противоборства добра и зла, жестокой разлуки и непредвиденной встречи. Наверное это и является отличительной чертой книги, той изюминкой или лучше сказать вишенкой на шикарном торте, куда угодил незадачливый продавец воздушных шаров. Сам сюжет подсказал мне это сравнение, он же показывает явные аналогии с текущим моментом, да и собственно со всей историей человеческого общества.
Три Толстяка есть олицетворение самых низменных людских пороков, из которых одними из главными я считаю: подлость, лицемерие, жажду власти. Это три кита на которых стоит фундамент здания развращенных человеческих желаний. возносящих наверх горстку избранных и держащих в низменном повиновении всех остальных. Впрочем, все зависит от согласия людей разделить участь слуг господ, выбора между рабством и свободой. В книге население вымышленной страны выбрало путь борьбы с поработителями, вожди восставших-это гимнаст Тибул и оружейник Просперо. В этой связи очень показателен разговор Просперо с Толстяками, где оружейник провозгласил науку ненависти. Вообще ненависть считается отрицательным чувством, но не всегда, есть как говорится ненависть высшего порядка, берущая свои истоки в яростном желании быть Свободным Человеком. А для этого нужно иметь огромный стимул идущий от эмоций, всесжигающее неуклонное стремление, которому необходимо еще и учиться. Недаром Просперо говорит, что он пятнадцать лет учил народ ненавидеть деспотическую власть. Что делать, лишь избранным суждено видеть истинную суть вещей, а остальных нужно направлять и обучать, поэтому так жестоко и преследуются зачинщики мятежей. Три Толстяка прекрасно это понимали: «Мы казним тебя вместе с Тибулом. Народ увидит ваши трупы. У него надолго пропадет охота воевать с нами«!
Толстяки в романе упиваются своей властью, им в стране принадлежит все и деспоты уверены, что за свое золото они могут купить все, что захотят. И Юрий Олеша прославляет в книге непокорных, готовых пожертвовать жизнью ради поставленной цели. Тибул и Просперо-это ярко выраженные подобные герои, идущие впереди, всегда в борьбе, всегда на виду. Но я хотел бы отметить еще один пример настоящего героизма, скромного, незаметного, но не менее истинного. Я имею в виду ученого Туба-человека отказавшегося пойти на сделку с совестью и собственными принципами и за это обреченного на бесславное забвение в грязной клетке зверинца. Туб прекрасно понимал, что ему не суждено одеть на себя терновый венец всем известного и почитаемого мученика, то что ученый хотел доказать, он доказывал только самому себе, не надеясь ни на пожизненную, ни на посмертную славу. И вот это является высшей формой героизма, доступной не многим и на который может пойти только человек с железной волей.
Ну а романтическая история Суок и Тутти окрашивает все произведение в сентиментальные сказочные тона. Выбор между человеческим и железным сердцем по сути является основополагающим мотивом сказочного жанра, да и в общем это можно назвать целью реальной человеческой жизни. Ведь вопрос человечности ставится во всем, в религии, морали, литературе, за это люди готовы жертвовать собственной жизнью. Наверное о этом главным образом хотел сказать Олеша в своей книге, по крайней мере очень хочется надеяться именно на подобное!
tolstyi1010, 26 сентября 2019 г.
«Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле».
В одной неизвестной сказочной стране назревает революция. Обычные люди недовольны сложившейся ситуации, когда немногие люди живут богато и в достатке, а вся остальная масса людей бедствует. Властьимущие представлены Тремя Толстяками и их приближенными, а лидерами революционеров являются оружейник Просперо и воздушный гимнаст Тибул.
Но непонятной причине в детстве эту книгу прочитать не удалось. Хотя если говорить честно многие книги ускользнули от моего внимания в раннем возрасте. Но не сказать чтобы я по этому поводу сильно горевал. Почему? Просто читая многие детские вещи в возрасте за тридцать, осознаешь реальный замысел автора. А в детстве все это воспринималось как простая сказка. Это касается «Королевства кривых зеркал», «Денискиных рассказов», «Приключения Чипполино» и многих других книг. Это же в полной мере касается и «Трех толстяков». Для детей это сказка, которая учит дружбе и справедливости. Для меня в возрасте тридцати трех лет это довольно жестокое произведение, отголоски которого можно заметить в интернете, телевизоре и в газетах. «Три толстяка» и их прислужники никуда не делись. Они жили при авторе, живут сейчас. И очень надеюсь что в будущем все будет по другому. Что наши дети про «трех толстяков», революцию и прочие несправедливости жизни будут узнавать только из замечательной сказки Юрия Олеша и фильма Алексея Баталова «Три толстяка».
tapok, 20 марта 2018 г.
А до «1984» были «Три толстяка»
***
До сих пор помню, как в детстве мне включали пластинки с аудио спектаклями. Там был «Сивка-бурка», «Следствие ведут колобки», «Буратино». Но уже тогда моим фаворитом были «Три толстяка». Даже и не сказать, почему они меня зацепили в детстве. Озвучка у всех спектаклей была на высоте. Сюжет? Опять же, во всех сказках он был. Итальянские имена? Тогда я не знал даже, что такое Италия. Но на слух имена воспринимались как-то по-иному, нежели отечественные. Революционные настроения против тоталитаризма? В пять лет такими терминами я точно не оперировал. Но «Три толстяка» были в фаворе.
Спустя почти двадцать лет я даже играл в спектакле «Три толстяка», когда на работе делали сценическую постановку. Речь не о профессиональном исполнении. Даже не semi-pro. Уровень любительский. Но сценарий спектакля всколыхнул что-то во мне.
И вот, спустя еще пару-тройку лет, я захотел прочитать оригинал, который когда-то в виде аудио спектакля, а затем и в виде театрального спектакля, имел такое на меня воздействие. Самое главное впечатление – это именно то, что нужно!
Роман (пусть и короткий, но героев хватает, характеры выписаны неплохо, сюжетные линии подаются линейно-параллельно) захватывает, читается он легко и с улыбкой. Уровень аллюзий – запредельный. Вы только посмотрите на год написания и вспомните, что творилась на родине Юрия Олеши. В лёгкой форме детям подается информация о дружбе, долге, о корысти и жадности, о тоталитаризме, о свободе духа и воли, о борьбе, о доброте и коварстве. Хотя я отнюдь не считаю «Трех толстяков» детской книгой. Здесь есть кровь, есть убийства, есть упоминания казней. Текст – лишь форма для подачи авторской позиции. Уж не могла цензура, как мне кажется, забраковать «детскую» книгу о революции.
А каковы образы? Бесстрашные и справедливые Тибул и Просперо, юная Суок (и она бесстрашна!), доктор Гаспар – чуть рассеянный, но добрый, хлопотливая тетушка Ганимед. И самый мощный образ – это Три толстяка – три столпа власти – три зажравшихся бюрократа, готовых только брать и ничего не отдавать. Аллюзий, опять-таки, полно. И каждый увидит в них что-то свое.
Заключение: сказка, которую можно и нужно перечитывать в разные периоды времени, чтобы привнести в неё что-то новое, отличное от предыдущего. Прекрасный слог, красивый сюжет, добрый финал. Браво, Юрий Олеша!
Лэйла, 25 сентября 2016 г.
Очень любила в детстве эту сказку. Даже не осознавала, не замечала, что это типичная коммунистическая пропаганда, которая велась тогда с детства. Заметила, когда стала читать дочери. Про современных детей говорят, что часто некоторые из них не знают даже, кто такой Ленин. Я оказалась в затруднении, потому что на меня посыпался град вопросов. Кто такой народ? Почему народ восстал? Зачем было необходимо восстание? Что такое плаха? Зачем оружейника Просперо посадили в клетку, он же не зверь, он хотел как лучше? Почему народ не помог оружейнику Просперо? Почему восстание подавили? И только когда мы дошли до замены куклы наследника Тутти девочкой Суок, поток вопросов заметно уменьшился. В принципе, даже рада, что мы с дочерью стали читать эту сказку. Это позволило нам обсудить ряд вопросов, которые в современной жизни, воспитывая своих детей, мы не всегда касаемся.
vesnyshka, 20 октября 2016 г.
Книга, которая в детском и взрослом возрасте совершенно разно воспринимается. В детстве я видела сказку, атмосферой напоминающую мне Чиполлино, в которой были цирк, волшебство, приключения, гадкие три толстяка, которых обязательно победят смелые, добрые герои.
А во взрослом прочтении на первый план вышла революция, желание автора заклеймить буржуазию и возвысить простой рабочий люд. Оно и неудивительно, Юрию во время написания было 25 лет, а на дворе стоял 1928-ой год — революционные настроения помноженные на максимализм молодости и веры в то, что «толстяков» можно победить. В итоге получилась крепкая политическая сатира, обрамленная во флёр сказочных приключений. На мой взгляд, её недостаток в резко очерченной границе между бедными — априори хорошими, и богатыми — априори негодяями. Такой себе черно-белый мир, не соответствующий реальности. А главное достоинство этой книги для меня в том, что после прочтения на какое-то время начинаешь верить, что любой негодяйский толстяк-злодей таки лопнет от своей прожорливости (и это не о еде речь).
замри и умри, 2 февраля 2015 г.
Нет, ну конечно «Три Толстяка» мне знакомы. Все смотрели это чудный фильм, или же не менее хороший мультфильм. А многие даже читали. Вот и у меня была в детстве антология с названием «Золотой ключик», в которой были эти «Три Толстяка», жаль подевалась неизвестно куда. Казалось бы, и я наверняка должен был читать этот роман в детстве, но нет — абсолютно ничерта не помню. Разве что, кроме четверостишия:
Как лететь с земли до звёзд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает доктор наш Гаспар.
Его я смутно вспомнил, да. Возможно из того же фильма, хотя кто его знает, где я мог его встречать.
К тому же, как не прочитать, когда появилось издание с чудными иллюстрациями М. Бычкова. Они шикарны.
Конечно же, будучи ребенком такая сказка и представляется сказкой, само собой, добро побеждает, все счастливы и т.д. Сейчас же я понимаю — это довольно жестокая сказка. Да и сказкой-то можно назвать весьма условно. Убийства, революция, свержение правящего класса. Куда ж такое детям-то? Хотя, конечно, в детстве всего этого не замечаешь, чего уж там.
mogzonec, 31 мая 2013 г.
Очень хорошая книжка. Потом появилось тоже хорошее кино с очень хорошими актерами. Добротно выстроенный сюжет, неведомая страна и неведомый город. Все признаки фэнтези, нет только колдунов, чародеев, лыцарей и ведьм. Но есть живые люди, цироквые артисты, солдаты, тираны, бедные и обиженные. Просто все, что происходило в сказке могли произойти в любом месте, в том числе на улицах вашего родного районого городка, поселка, в столице. Вроде бы и революция, но эта революция людей и для людей. Сказка на все времена. Ее будут читать и перечитывать еще очень многие отроки и отроковицы.
primorec, 8 августа 2012 г.
«Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Всё это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников».
Но, если время волшебников прошло, то, что же мы тогда читаем? Или это быль, ловко замаскированная под сказку, и на самом деле все так оно и было, или, еще хуже, будет?
Но, речь, в сущности, не о том. А о докторе Гаспаре Арнери — добром, наивном и чудаковатом ученом, который изучил больше ста наук, но все равно оказался совершенно не готов к тому, что с ним приключилось, когда, однажды, летним днем отправился погулять и очутился в центре революции. Вот, оказывается, как важно интересоваться внешним миром. Хотя бы знать, кто там правит и почему гремят пушки, сражаются люди и льется кровь.
Как бы то ни было, но придется славному доктору вылезти из своей раковины и стать участником «большой политики» этой страны: укрывать «государственного преступника» Тибула, заниматься подделкой куклы наследника Тутти, превращая в нее маленькую циркачку Суок, освобождать бунтовщика Просперо, и, вообще, стать заговорщиком и революционером.
Я перечитала знакомую с детства сказку и удивилась: сколько скрыто за простыми словами, как неожиданно актуальна она стала сегодня: не знал автор, что история сделает полный круг и вернется к тому, с чего начинали. И уже совсем по-другому читаешь о пирующих богачах и голодающих бедняках, о скучающих, пресыщенных дамах и господах, томно беседующих о пролитой на улицах крови. И стала любимая сказка неожиданно поучительной историей о том, как полезно интересоваться происходящим, чтобы однажды не попасть в центр сражения с очередными Тремя толстяками.
Shean, 17 января 2012 г.
Вещь, удивительная по ряду признаков. Во-первых, настолько стильная, что этого даже не замечаешь, просто через много лет разнообразное-современное начинает восприниматься как бледная калька. Во-вторых, архетипичная. Для создания из этого сюжета киберпанк-иконы надо поменять пару акцентов, для стимпанка — тоже, для биопанка в духе Мьевилля — вообще только технологии подстроить (чем Тибула красили да на каком приводе кукла ходила). Всё. Гимнаст, отключивший площадь, как родной встраивается в Матрицу; продавец шаров, запеченный вместе со своим товаром в торте — в фантазмы Бачигалупи; от образа рыжего оружейного мастера, небрежно ведущего на цепи леопарда навстречу роте секьюрити — плакают горько Росомаха, Халк и кто там еще есть брутальщиков.
Единственно, чем отличались бы, на мой взгляд, каверы Трех толстяков — они были бы (при абсолютно неизменном сюжете) куда страшнее. Легкий, почти незаметный налет оптимизма, тонкой пудрой лежащий на этой книге, нынче уж не воссоздать.
voroncovamaria, 20 октября 2012 г.
Однажды я услышала по радио какую-то прозу. Читают, а я думаю: «Господи, у кого же такой изумительный язык?» Это были главы из романа «Зависть» Олеши. Написал он обидно мало, но его «Трех толстяков», надеюсь, любят и знают все. Появилась сказка в годы тяжелые, голодные, но еще до начала самых страшных сталинских репрессий. Взгляд у Олеши на фотографиях какой-то пылающе безумный. Это романтик до мозга костей. Навеяна сказка миром цирка, волшебным, любимым детьми, но населенным людьми каторжного труда и самоограничения. Фантазия автора грандиозна. Сравнить его можно только с Джанни Родари. Но у итальянца была собственная программа по стимулированию и развитию фантазии, у Олеши же это качество более стихийно. Каждый придуманный им персонаж так ярок, что его на всю жизнь запоминаешь и представляешь себе со всеми мелочами облика, деталями костюма, прически, балаганного грима, манерой говорить и жестами.
Paganist, 16 января 2012 г.
Читал в детстве — понравилась. Читал подростком — понравилась. Читал студентом — опять же понравилась.
Несмотря на явный «прокоммунистический» сюжет, книга куда более многогранна и интересна, чем может показаться. Всё же на первом месте в ней — человеческие отношения, чувства, ценность человеческой жизни, а также высмеивание человеческих пороков. А социальные катаклизмы в сказке — необходимый, но всё же фон.
Само же повествование — настолько притягательное и завлекающе-интригующее, что читаешь и оторваться не можешь.
Anastasia2012, 29 сентября 2010 г.
С удовольствием встретила появление Юрия Олеши на сайте. Ждала.
«Три толстяка» — любимая история детства. В прекрасном подарочном оформлении (моего экземпляра) замечатльная сказка о героях и злодеях, о добре и зле, о любви, о торжестве истинного над искуственным. Никогда не думала о наивности произведения. Все персонажи такие, какими должны быть: отрицательные — и внешне, и внутренне отталкивают. Положительные — воодушевляют: смелый канатоходец Тибул готов действовать в душе и на деле, добрый мастер, чинящий вещи и способный излечитвать души своей мудростью. А маленькая Суок без сомнения соглашается проникнуть во дворец зла (если можно так выразиться), да ещё и влияет на наследника Тутти. «Заражает» избалованного, потенциального деспота нежностью, состраданием, любовью И не к кукле, а к людям: живым, чувствующим, желающим и желанным. Так и в жизни, за красивым, но ненастоящим, порой не видно истинной красоты, таланта, чувств и даже ума. Автору это было хорошо известно. И как ещё можно донести эту мысль, как не в сказке.
Не считаю её привязанной к конкретному времени, государству, обществу. Если хочется позитива — перечитываю.
видфара, 3 октября 2010 г.
Самое фантастичное в этой замечательной сказке — её предельный реализм. Это 80 лет назад говорящая кукла, неотличимая от человека, казалась вершиной технологий, теперь в Японии их выпускают серийно. Отношения народа и толстяков остались прежними: терпим, глотаем обиды и ждём, когда же придут Тибул и Просперо. Беда в том, что вслед за неистовыми революционерами и пламенными бунтарями как-то незаметно приходят новые толстяки. Но об этом мудрый Олеша ничего не стал говорить...
snovasf, 4 октября 2010 г.
Запомнилась с детства сцена расстрела, когда зрители становятся жертвами. Вот это действительно страшное предвидение. Конечно, история юных героев — бесстрашной Суок и наследника Тутти — увлекала тогда, и Гаспар Арнери не мог не вызвать симпатии, но как чёрное облако оставалась тень той сцены. А вот в 93-м она накрыла многих, кто уже не встал... Такая пророческая вещь получилась.
sham, 5 августа 2010 г.
Замечательная детская сказка. Специально к открытию библиографии перечитал и фильм Баталова пересмотрел!
Конечно, сейчас её можно считать несколько наивной, вся эта революция, заговоры и т.д., но тем не менее книжка остается любимой и мы видим, что она переиздается до сих пор, в отличие от других произведений автора. Неувядающая классика советской детской литературы!