fantlab ru

Елена Щетинина «Чучело-мяучело»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.95
Оценок:
147
Моя оценка:
-

подробнее

Чучело-мяучело

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Услышав жалобное мяуканье котенка в подвале, Марина тут же отправила мужа на спасательную операцию за котенком. После визита Кирилла в подвал молодожены срочно продали квартиру!

Входит в:

— антологию «Самая страшная книга 2019», 2018 г.



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Шепот крика
2019 г.
Самая страшная книга 2019
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подвальный хоррор – если такого поджанра еще не существует, то пора бы его официально зафиксировать. Ведь героев ужасов не так уж и редко заносит туда, в царство труб, пыли и темноты. И ничего хорошего из этого, как правило, не выходит.

В центре истории – муж с женой, живущие на первом этаже многоквартирного дома. Они слышат жалобное мяуканье из подвала, и муж, повинуясь уговорам благоверной, решает вызволить животинку. Но подвал у Щетининой – не тесная каморка, а здоровенная локация, где поселиться может кто и что угодно. Собственно, оно там и поселилось.

Основное место действия выбрано мрачное и атмосферное, не отнять. Правда, не покидает ощущение, что автор слегка подкрутил настройки реальности, чтобы всё у него вышло еще жутче. В наше время, где в полуподвальных помещениях базируются всякие почты, кружки по интересам, парикмахерские и прочая, кто-то просто забил на огромное пространство длиной во всё здание? Речь ведь не о древней развалюхе, а о современной высотке на 15 подъездов. Но рукой на нее махнула в том числе и управляющая компания (судя по тому, что внутри), которая еще и ключи от подвала и чердака раздала жильцам. Мой внутренний Фома Неверующий голосит вместе с котенком, но фанат хоррора кричит: еее, один бескрайний тёмный подвал с НЁХ внутри! Потому что такой расклад обещает саспенс, мрак, жуть. И тут Щетинина не подводит.

Блуждания героя полны шорохов, странных звуков, жутких запахов и не менее жутких находок. Всё как полагается: с тревожными маячками, с нагнетаемым напряжением. Возможно, после определенного момента человек в здравом уме должен был забить на котенка и рвануть обратно к жене, но оставим мотивации героя на совести автора. Все-таки люди разные бывают. Главное, что читателю не скучно наблюдать за этой спасательной операцией, сопровождаемой шевелящейся вокруг тьмой и мигающим светом фонаря. А когда на сцену выходит монстр, становится совсем интересно. Эта причудливая подвальная херовина буквально требует иллюстрации от Александра Соломина. Мне кажется, он любит подобных тварей. А может, и не любит, но получаются они у него шикарно.

В сухом остатке имеем очередную крепкую жанровую вещь: со спорными моментами, но и с очевидными достоинствами. Вывод один: читать.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

*** Иронический хоррор

Исторически «комедия ужасов» выросла из буйства средневековой «пляски смерти», манерного декаданса и жизнеутверждающих принципов пира во время чумы, но в качестве современного поджанра хоррора она очень редко выходит за границы циничного пародирования известных бестселлеров. По сути, сейчас это целиком вторичные произведения, пусть смешные, но вульгарные и бессмысленные. В кинематографе можно привлечь внимание зрителей популярными актёрами и обнажёнкой, в литературе же всё гораздо сложнее. Необходимость писать качественный текст и попадать в жанр сохраняется, и как совместить это с юмором, неизвестно. Готовых «рецептов» нет.

Внешне рассказ «Чучело-мяучело» Елены Щетининой выстроен по всем канонам «ужасного» жанра. Последовательно даются мирный быт молодой семьи, спуск в современное подземелье ради спасения попавшего в беду беззащитного существа, встреча и схватка с монстром, невозможность победы, принесение в жертву другого вместо себя и бегство. Качественно собранный, но простенький хоррор – в чём здесь юмор? В позиции автора. Ищите женщину! Это такое существо на заднем плане, в халате и тапочках, которое вечно что-то клянчит, надоедает и мешает. Его терпят за то, что оно милое, а ещё его можно отнести в спальню и использовать по назначению. Только ли? Именно женщина здесь инициатор «квеста на выживание», занявший выгодную позицию наблюдателя не только на балконе, но и в сюжете, автором которого она, собственно, и является. Попробую угадать авторское отношение к этой истории.

Само название рассказа так и просит закончить строчку словами: «…ты меня замучило». Кто, кого и чем? Муж, жену, компьютерными играми, сильнее тяги к которым только желание секса. Ну, есть такой грешок у современных представителей сильного пола, каюсь. Дорогая, зато я почти не пью и всегда дома, а не шляюсь по гаражам, кабакам и бабам! Что, тоже не прокатило?.. Вот и Кирилла от монитора оторвали. Зомбей бьёшь, смелый? А сходи-ка ты в подвал. Темноты и в детстве не боялся? Держи тогда чуть живой фонарик, да гляди, лицо не потеряй. Устрою я тебе маппет-шоу из мохнатой драной варежки! Считали, сколько раз герой получил по голове и мокрой попе за время блужданий? Много, и всё это явно неспроста. Был пацан пацаном, зато наружу вышел, как заново родился – другим человеком. Играть если во что и будет, то исключительно в поддавки (лишь бы поддавать не начал). Заодно и квартиру сменили, а там, глядишь, и дети заведутся.

Смысл иронии в сокрытии истинного смысла, и Елене Щетининой, по моему скромному мнению, удалось-таки подсадить жёлтенького пластмассового утёночка в стаю диких уток, всего лишь выкрасив его в чёрный цвет. Вот вам «комедия ужасов», или иронический хоррор! Женское коварство неподражаемо!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ Елены Щетининой (лично для меня) представляет собой идеальный образчик отечественного хоррора. В нём буквально всё находится на должном уровне и всё призвано этот самый уровень подчеркнуть. Смотрите сами:

1. У нас в наличии наиболее привычный для большинства читателей сеттинг. Т.е. это наши дни, современность, средних размеров многоэтажка и территория близ нее. Что может быть проще и понятнее для восприятия, чем знакомая всем обыденность, не правда ли?

2. Далее, используя знакомое нам окружение, автор подбрасывает и знакомую ситуацию, тем самым заставляя читателей ещё сильнее вжиться в шкуру глав.героя и начать по максимуму ему сопереживать. И знаете, что? У Елены Щетининой это блестяще получается.

3. Отдельно хочется отметить и мотивацию персонажей, потому как в жанре ужасов у глав.героев с ней зачастую случаются весьма досадные проблемы. Уверен, и у вас есть масса забавных примеров, когда вырывая последние остатки волос, буквально умоляешь одного из основных персонажей не идти по кровавому следу, что ведёт в тёмный подвал, из которого время от времени издаются по-настоящему адские крики. Знакомо? Так вот, ни одного маломальски подобного момента в данном рассказе вы не увидите — все персонажи ведут себя адекватно, максимально логично и во всех смыслах правильно.

4. Далее, что касается непосредственно хоррора и отношении данного рассказа к жанру ужасов. Если говорить без спойлеров и максимально кратко, то «Чучело-Мяучело» пугает. И пусть вас не смущает забавное название — я тоже вначале на него повёлся и воспринял, если не серьёзно, то по крайней мере с изрядной доли скепсиса. А зря, сейчас же название рассказа Елены Щетининой смешным мне совсем не кажется.

Я бы и хотел рассказать вам побольше и поделиться всеми подробностями касательно сюжета, но вы и сами понимаете, что любые подробности сверх озвученных будут лишними. А самым вкусным и интересным я по традиции предлагаю вам ознакомиться самостоятельно. Приятного чтения.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чучело-мяучело» Елены Щетининой вызвало смешанные впечатления. Признаюсь, что само название рассказа навеяло мне мысль о возможном имени автора. Но, при чтении, догадка, что рассказ написала Елена пропала: возможно потому, что ожидал от неё большего. Я давно слежу за творчеством Щетининой и рассказы типа «Царского гостинца» считаю высшим образцом стиля среди русскоязычных авторов жанра. Только в этот раз что-то пошло не так...

Открывая книгу, тематически завязанную на ужасах, мистике, триллере и других тёмных жанрах, ожидаешь получить чего-то мрачного. А нарываешься на рассказ, первая половина которого вообще не темная и где-то даже подана в светлых тонах. На фоне этого, «пугливые» впечатления героя от спуска в подвал, где обитает неизвестная тварь, заметно диссонируют. Они не могут не диссонировать, ведь начало подано светлым, «не предвещающим беды». И тут, резко — темнота, Кириллу стало страшно. К сожалению, мне не стало страшно вообще. Ситуация, когда герой испытывает страх, а читатель — нет, оставляет желать лучшего. Но хуже, когда герою страшно, а читателю смешно — как было и у меня, на середине рассказа. Так получилось потому, что страх гл. героя, на мой взгляд, преувеличен и и, поначалу, не соответствует обстоятельствам. Причина: всё то же «светлое» начало, так как атмосфера в нём нагнетена не была и надвигающаяся угроза даже не ощущалась.

Ближе к концу страх героя выглядит оправданным (позади ведь та самая тварь). Более тому, ему начинаешь сопереживать. Но, сожалению, не знаешь, как сопереживать, потому что не понимаешь, кто перед тобой: взрослый парень-мужчина или пацан 17-18 лет? Потому что, представляя зрелого человека, сопереживаешь ему по-другому: ожидаешь конкретных шагов в преодолении им опасности. Когда перед тобой ребёнок, всё проще: ожидаешь, что сейчас будут бежать. То есть, понимая (хотя бы приближённо!) возраст героя, можешь оценить, логичны ли его действия. А когда даже не догадываешься, что Кирилл из себя представляет, оценить его трудно. Образ смазывается и, соответственно, становится картонным. Жаль, ведь писала это Сама...

Но следует отдать должное: монстр получился неплохим. Хоть и не была объяснена его природа. К сожалению, тварь, просто живущая в подвале дома, меня заинтересовать не смогла. Потому что, если не знаешь, как она там оказалась, можно подумать, что её поместили туда «искусственно». Такой себе deus ex mashina, или «монстр из пробирки», что ещё хуже, ибо веет Кингом. А Кинга я не люблю. В отличие от творчества Елены.

Я уверен, что «Чучело-мяучело» было просто не доработано и отправлено на отбор впопыхах. Потому, что Елена может писать отлично — и пишет отлично. Если бы только не такие чучелы....

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Елена Щетинина уже давно стоит в рядах любимых авторов серии ССК. Ее рассказы хороши, как не посмотри, но что же пошло не так на этот раз?

Чучело-мяучело — классический рассказ про подвального монстра. Он как кашка малашка — вроде вкусно, но непрезентабельно.

В подвале завелся котенок который жалобно мяучит. Добрая женская душа отправляет на его поиски мужа. Выбора у него особого нет, так что он лезет. Даже если вы не боитесь подвала, то от этого точно пойдут мурашки. Мне он представился в виде минотавровского лабиринта, где за углом притаилось зло...

Хорошо написано, но этого оказалось недостаточно чтобы испугать. Надеюсь другой рассказ из сборника будет лучше.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус — безупречный хоррор. Десять баллов, без раздумий.

Сюжет — проще некуда.

А реализация, на мой взгляд, безупречная.

Атмосферность — нереальная. У самого был подвал под домом, хорошо, хоть продал, а то, после таких историй, идти туда не очень приятно.

Один герой. (вернее, два, но, второй — только мяукает!) Но, как мастерски Е. Щетинина сумела передать его чувства, мысли и эмоции!

Очень динамично, напряжённо.

Жутко.

Да, история очень проста, без интриг.

Но, именно по этому, она и яркая. (хотя, в основном, все происходит во тьме).

Ничего лишнего.

И монстр, выведи автор его на свет, начни подробно описывать, рассуждать о его природе, потерял бы свою «привлекательность».

Любителям сложных хорроров, с психоделический составляющей, сюрреализмом и социально-психологическим уклоном, вряд ли, понравится. Скажут, детские страшилки.

А я, люблю такую простую классику ужасов.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх