Мариша Пессл «Проснись в Никогда»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Детектив | Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Обучение в школе/академии/ВУЗе | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература | Для взрослых
Беатрис Хартли, недавняя выпускница престижной частной школы, тяжело переживает гибель возлюбленного, с которым они вместе учились. Несмотря на то, что прошел уже год, причина его смерти так и осталась нераскрытой. По официальной версии, Джим, талантливый поэт, музыкант, гордость школы и душа компании, покончил с собой буквально накануне выпускных экзаменов. Беатрис не может поверить в это. Желание докопаться добраться до истины приводит ее на день рождения некогда лучшей подруги, отношения с которой — впрочем, как и с остальными школьными друзьями — сошли на нет. Воссоединение бывших друзей и так проходит не слишком гладко, а тут еще масла в огонь подливает появившийся ниоткуда странный старик. Ни с того ни с сего он заявляет, что все присутствующие мертвы, вернее, застряли в изломе времени за мгновение до собственной гибели. И остаться в живых суждено лишь одному из них, а вот кому именно – предстоит решать им самим…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 9 апреля 2022 г.
День Сурка для дружеской компании
«Каждый из вас в настоящий момент лежит мертвым на обочине прибрежной дороги. Время стоит на месте. Оно заключено в одной восьмой секунды, как мотылек в банке.»
Их пятеро и год назад, оканчивая школу, они были компанией лучших друзей. Только тогда их было шестеро и жизнь казалась потрясающим приключением, а впереди все обещало быть еще лучше. Тогда с ними был Джим: красавчик Джим, умница Джим, Джим спешит на помощь, Джим спортсмен, Джим поэт — воплощение всех возможных достоинств и наследник мегакорпорации.
Сейчас он мертв, никто в точности не знает, что послужило причиной смерти, хотя полицейское расследование прекращено и дело, признанное самоубийством, закрыто. Беатрис, девушка Джима, покинула круг друзей, не имея сил пережить потрясение от смерти любимого. Позже пришла понемногу в себя, но назвать ее сегодняшнее существование жизнью было бы слишком оптимистично. Блестящие перспективы, которые сулило окончание престижной школы, схлопнулись, она работает в родительском кафе и живет как во сне.
Для того, чтобы выбраться наконец из липкой паутины безвременья, Беатрис соглашается встретиться с друзьями в день рождения Уитли, в прошлом своей лучшей подруги. Поначалу между ней и прежними друзьями, словно бы, стена, но после, изрядно надравшись в пабе (алкоголь недурной стимулятор общения), все понемногу оттаивают. А происшествие на обратном пути, в дом Уитли, когда отчасти из-за ливня, плохой видимости и крыши кабриолета, которую заклинило, и все они мокры, но главным образом потому что пьяны, едва не погибают в аварии — это происшествие окончательно ломает лед между ними. Все пятеро снова одно целое.
И все пятеро, как выясняется очень скоро, погибли в той аварии. То есть? Ну, Мариша Пессл автор, тяготеющий к использованию в своих книгах не просто фантастических допущений, но наукоемких понятий, постичь которые непросто. Подозреваю, что эта ситуация могла бы профанно иллюстрировать какой-то из постулатов теории вероятности или теории катастроф. Для людей, далеких от физики частиц — они застряли во временном пузыре, в секунде, которая длится бесконечно, не живые, не мертвые, такие себе коты Шредингера.
Для мира они не существуют. Вернее, не совсем так. День, ставший последним в их жизни, будет повторяться бессчетное множество раз. Но сдвинуть время с мертвой точки они не смогут. Пока не выберут одного из пятерых, кто останется жить. Правильно, в то время, как остальные четверо умрут. Инструмент выбора голосование, за свою кандидатуру голосовать нельзя.
Фигассе, условьице. Какое уж есть. А только выполнить его, рано или поздно, придется, потому что Никогда, в котором оказались герои, далеко не Нарния. Скорее чистилище. И с каждым прожитым днем оставаться в нем все труднее. Я не разделяю читательского скепсиса в отношении «Проснись в Никогда». Книга умная, непростая и захватывающе интересная.
А кроме того, не перегруженная постмодернистскими цитатами, как это было с «Некоторыми вопросами Теории катастроф» и почти втрое меньше объемом. С сюжетом тут тоже много лучше.
Deliann, 11 ноября 2018 г.
Мариша Пессл относится к той категории писателей, с которыми мне, как читателю, приятно вести диалог. И «Некоторые вопросы теории катастроф», и «Ночное кино» являются для меня теми историями, к которым хочется возвращаться, которые хочется разгадывать, и которые хочется, не побоюсь этого слово, переживать.
Когда я увидел анонс «Проснись в Никогда», я даже не стал читать аннотацию, а дождавшись книги заказал ее не глядя. Настолько велик лимит доверия автору. Но когда книга приехала, меня начал грызть червячок сомнения: во-первых, роман вдвое меньше любого из предыдущих произведений автора; во-вторых, книга позиционируется как подростковая. Но это все, конечно, не помешало мне при первой же возможности взяться за чтение.
Сюжет напоминает смесь «Дня сурка» и «Рикера». Компания друзей-подростков попадает в аварию и оказывается в петле времени. Они вынуждены переживать один и тот же день снова и снова, до тех пока не придут к единому мнению насчет того, кто из них достоин жить дальше. Дополнительно к этому прикручивается еще и детективный сюжет касательно парня главной героини, который погиб за год до описываемых событий.
Ну и теперь давайте сразу про плохое. «Проснись в Никогда» очень сильно напоминает «Некоторые вопросы теории катастроф», в первую очередь характерами персонажей и их взаимоотношениями. В обоих случаях в центре повествования девушка, которая является ненадежным рассказчиком и большую часть времени занимает пассивную позицию. В обоих случаях окружение девушки получается ярче ее, интереснее, и относится к ней не очень хорошо, если не сказать по-свински. Второй негативный момент – нестыковки. Простой пример: на странице 79 указано, что один из персонажей попробовал повеситься, чтоб выбраться из петли времени. Остальные персонажи в курсе произошедшего, но когда спустя 130 страниц у них спрашивают, были ли попытки суицида у кого-то, они дружно отвечать отрицательно и даже не вспоминают, что на самом деле попытки то были. Нестыковкам можно найти объяснения, но мне кажется, что это как прикручивать к книге лишние костыли.
Теперь о хорошем: не смотря на все сказанное выше, книгу интересно читать. У Мариши Пессл большой талант рассказчика и эта история получилась у нее очень хорошей. Мне было интересно, я переживал за персонажей, я буквально запоем прочитал все и остался доволен прочитанным. Да, есть огрехи, да книга легковесна из-за ориентации на подростков, но мне это оказалось не важно. Самое главное, что история меня тронула.
Рекомендую книгу всем любителям петель времени с налетом детектива и подросткового чтива.
tapok, 13 апреля 2020 г.
Очередная временная петля
***
Кажется, что временная петля – это один из самых популярных штампов. Причем даже этот штамп уже успел обрасти штампами. И надо сказать, что что-то новое в него привнести становится сложнее с каждым новым произведением. Последнее, что точно выделяется из общей массы – это книга «Семь смертей эвелины Хардкасл». Вот там фантазия автора разыгралась на все сто. А что же может предложить Мариша Пессл – автор нашумевшего триллера «Ночное кино»?
«Проснись в Никогда» — очередной YA. Эта форма пролезла уже во все жанры. Где-то это идет на пользу (редко), где-то подобной формой авторы губят шикарные идеи (часто). Для Пессл это эксперимент, поскольку две другие ее работы рассчитаны на взрослую аудиторию. Ход странный, но автор – это творец, а значит и все козыри у него.
Итак, главная героиня – Би (она же Беатрис, она же Бамблби). Она порвала с компанией своих друзей после трагичных событий. Конкретнее – год назад при странных обстоятельствах умер Джим – парень Би. Джим – поэт, музыкант, талант и душа компании. Его смерть вызвала, с одной стороны, шок и фурор, с другой стороны – вопросы и недоумения. Однажды Би получает приглашение от давней подруги – Уитни – посетить ее день рождения. Будет вся их компания. Би решается на это с трудом. Это и становится отправной точкой приключений для пятерки друзей. Они попадают во временную петлю, выбраться из которой сможет лишь один из них. И выбрать его должны сами «участники» петли. Ход небанальный, что уже радует. Обычно во временных петлях один главный герой, который осознает происходящее. Либо два героя («Грань будущего»). Либо как было в «Семи смертях», но там вообще отдельный случай. Дальше сюжет набирает стремительный ход, раскрывать который – чистый спойлер. Поэтому перейдем в разбору составных частей романа.
Главные герои. Их пятеро. Би, Уитни, Кип, Марта и Кэннон. Честно говоря, персонажи у Пессл получились достаточно хорошо. Они потеряются на фоне крутых образов (Глокта, Тирион и так далее), но они хотя бы отличаются от безликого картона. Би – закомплексованная девушка, она довольно умна и находчива, но обычно остается в стороне от основных событий. Уитни – представитель богатой элиты, красавица, у нее была хорошая успеваемость (хотя ведет себя вопреки этому факту). При образец «красавицы-умницы» она – тот человек, который готов творить всякую дичь (объективно). Кип (Киплинг) – гей, весельчик и повеса. Кэннон – гик, когда-то он встречался с Уитни. Это был термоядерный тандем. Вместе с тем в нем ощущается грубокая невротичность. Наконец, Марта. Серая мышка, которая хранит кучу тайн. И…единственный герой, который в итоге не вызывает отторжения.
Претензии. Претензия №1 к динамике романа. Первую треть книги происходит то, что написано в аннотации. В итоге первая треть – скука, скука и еще раз скука. Пессл очень медленно открывает тайны (ощущается ведь, что ей хочется рассказать о смерти Джимми, при этом подробности автор выдает настолько сжато и сухо, что это выглядит странно). Претензия №2 – к логике. Сказать, что ее тут практически нет – это не сказать ничего. Например, почему
Что в книге действительно хорошо, это интрига. Детективная составляющая действительно интересная. Плюс, как было озвучено выше, персонажи. Они мало вызывают сочувствия, но они хотя бы более-менее живые. Оригинально вплетено несуществующее фант-произведение, которое помогает ответить на некоторые вопросы. Подобный ход – это круто, но хотелось бы больше развития этой темы.
Заключение: это неплохой роман, который сплетен из оригинальных моментов и жуткой логики происходящего и малоадекватных действий персонажей. Читается легко и интересно, но форма YA – зло для работы Пессл. Можно было бы перенести время действия на десяток лет, убрать все эти ярлыки янг-эдалт формы, от этого произведение бы выиграло в глубине и посыле. Времени потраченного не жаль, но перечитывать не затянет.
PS: маленький бонус – в романе полно отсылок на современную культуру. Приятная мелочь.
7 Никогда из 10.