Аусиньш Эгерт «Дети серого ветра»
Средневековый маг на сегодняшней улице? Странно и смешно. В магию здесь не верят, хотя любят легенды о городских чудесах. Если магов станет много, мы привыкнем. Санкт-Петербург уже переживал голод, холод, неправые суды и плохие решения властей. Но теперь угадать тут оппозицию невозможно. Разделить настоящее и прошлое, живых и уже умерших горожан нельзя. У граждан одно мнение о том, как жить городу. Приехав покорять этот город, легко оказаться его пленником даже аристократу и бессмертному магу.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Russell D. Jones, 21 октября 2019 г.
Ограничусь списком в стиле «что там есть и мне понра». Для «не понра» пункта не получается: расхождение с авторкой по ряду вопросов не есть недостаток книги (книги, где у меня нет расхождений, я пишу сама), а финал оставляет достаточное чувство насыщения.
Итак:
1. Из пяти главных героев трое — женщины пятидесяти лет. Мужики возрастные. МГС у них нет (не потому что они нетакие, а потому что социализация у них на родине проходит не по гендерному признаку).
1а. Второстепенных персонажей там дофигища. И третьестепенных. И массовка. Причём все типажи, не перепутаешь.
1б. Гендерный баланс там такой, какой он в окружающем нас мире. И не потому, что авторка феминистка, она не феминистка, она всего лишь поёт о том, что видит. А видит, что в одних местах больше женщин, в других больше мужчин, но вообще-то поровну.
1с. Юные люди там тоже есть. И младенцы. И старики. Но вообще роман — о взрослых людях и взрослых проблемах. И вот как раз женских историй там больше.
2. Это региональная фантастика как она есть. Вот как «Цветы корицы» Коростелёвой о Московском университете и Москве (но не только), этот — о Питере (но не только). И те три женщины — из Питера (как сказано про одну: она была создана «путем удачной прививки высшего гуманитарного образования на дичок обычного купчинского гопника женского пола и удобренный всем доступным неформальным мусором, попавшим в радиус досягаемости»). И поскольку такое место, то события, так или иначе, касаются всех ключевых точек истории города, от восстания декабристов до Блокады. И как бы это история развивалось в другом месте, представить невозможно, потому что — ну, вот тут очень многое не просто так. И люди тут особые — питерские, а ещё ленинградские.
2а. Великая Отечественная и Вторая Мировая роляют.
3. БГ. Там не только он, но вот как я начала весной 2018го это читать, так с тех пор переслушиваю и слушаю до сих пор. Местами куски как из него.
3а. Кроме БГ там до фига другого. А ещё военное и послевоенное. И оно там очень роляет. Впрочем, там всё роляет. Как и в жизни, где вроде мелочь, а без неё никак.
4. Танго. Поскольку танго не моё, отмечу лишь, что оно осталось не моим, но как составитель «кросс-арта в аниме» я обязана отметить, что это пример совмещения на уровне лучших анимэх. Танец в тексте, да. Но работает. И роляет (очень).
4а. Кроме танца там есть фехтование. Консультанты поработали.
4б. Кроме фехтования там ещё, например, повседневные моды… Ой, всё.
5. Актуальность у книжки такая, что местами перехватывает дыхание. Да, это альтернативное ближайшее будущее, и в 2014м году произошло не то, что произошло, а другое. Но очень многое сегодня и во вчера становится понятнее — ну, потому что все события там осмысляют с разных точек зрения. Во вчера, кстати, богато — Аргентина, к примеру.
5а. Это политическая фантастика.
5б. Там есть спецслужбы.
6. Жизнь в соцсетях как один из значимых аспектов бытия. И это не только СМИ, хотя и СМИ тоже — это информация, влияющая на людей, а через них на IRL, причём не только факты, но в первую очередь транслируемые точки зрения. Как в жизни, да. И это чертовски интересно написано.
7. Мелочи и телесность. Эта книга написана женщиной. И написана она принципиально мимо типичных, то есть патриархальных представлений о какнада и паприроде. Поэтому местами ощущается как очень радфемовская. Потому что опирается на то же — ну, например, на убеждённость, что «нельзя вымогать то, что даётся даром».
7а. Здесь, кроме женской, мужская контрацепция. И никто не умер. И мужики остались мужиками. Потому что контрацепция — это про ответственность.
7б. Здесь прямо заявляется, что женская и мужская контрацепция и отсутствие репродуктивного рабства даёт на выходе равноправие. И никто не вымер.
8. Я уже отмечала, что это реконструкция попаданчества типа «они к нам». Впрочем, «мы к ним там тоже есть». И это именно реконструкция, потому что вместо шаблонов и фансервиса подробно анализируется всё, от как началось до БП. И как из него выгребсти. Причём, повторяю, без фансервиса во всех смыслах этого слова.
9. Одна из главных героинь — психолог.
9а. Психологии отведено значительное место. Психологии героев и героинь, психосоциологии процессов и психологии как инструменту.
9б. Там прямо сообщается, что депрессию лечат таблетками, и что это опасное заболевание. Кроме того, что такое заболевание вообще есть.
10. Другая главная героиня — правозащитница.
10а. Юристов и экономистов там хватает, и они делают именно то, для чего существуют. И без них не обойтись (это взрослая книга, да). И это не менее увлекательно, чем фехтование.
11. Там есть байкеры.
12. Там есть маги.
12а. И некроманты.
13. Там есть, типа, зомби. И они мне, кстати, нравятся (потому что к ним относятся по-взрослому, ага).
13а. Радиация тоже есть.
14. В этой книге очень много любви. Разной. Она занимает такое место, какое занимает в жизни, ни больше ни меньше. И песня Владимира Семёновича там процитирована — «и чудаки, ещё такие есть, вдыхают полной грудью эту смесь». Но что характерно, там с первой до последней странице выдерживается идея того, что любви без уважения, честности и ответственность не бывает. А ещё это не долг женщины. Это вообще-то работа каждого партнёра.
14а. Брак там тоже есть. Привычный нам и не привычный, которого восемь, кажется, видов.
15. Ещё в этой книге есть наркотики. А также наркоманы и наркоторговцы.
16. И эльфы.
17. Там есть РПЦ, от которого не тошнит. И споры о вере не как на канале «Спас».
18. А ещё в этой книге реализован известный подход рассказчика — только не «недостоверного», отнюдь: профессионал работы с фактами. Книгу эту он написал, чтобы рассказать правду о событиях. И поэтому она такая полифоническая: у каждого своё мнение, своя точка зрения.