fantlab ru

Максим Лагно «Шестая сторона света»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Шестая сторона света

Роман, год

Аннотация:

Как сложится жизнь тинейджера в мире, где поступки и судьбы людей регулируются СУДиТРОНами, счётными механизмами, созданными несколько веков назад? В мире, где существует Глобальная Перевозка™ — сеть гиперзвуковых железнодорожных путей, окутывающая планету, а вся информация, от музыки до аниматин, хранится в лабиринтах Информбюро. 18-летний обходчик гиперзвуковых путей Лех Небов уверен, что с ним всё будет хорошо.


Издания: ВСЕ (2)

Шестая сторона света
2017 г.

Электронные издания:

Шестая сторона света
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плотная сетка железнодорожных путей «Глобальной Перевозки™», по которым несутся гиперзвуковые поезда, связала столичные мегаполисы и глухие уголки, сделала мир удобным и безопасным. А Судитроны, куклы на релейных переключателях, обеспечивают автоматическую саморегуляцию общества, защищают его от потрясений и кризисов. Странная социальная система балансирует на грани абсурда, сочетая в себе как утопические, так и антиутопические элементы.

С одной стороны, наблюдается полная регламентация и унификация, одинаковые шестиугольники Дворов-городов, искусственно замороженный научно-технический прогресс — негласный запрет на развитие электроники и цифровых технологий, даже кинематограф здесь урезан до механических аниматин. С другой стороны, все люди обеспечены работой, нормальным жильем и едой, билеты на гиперзвуковые поезда стоят дешево, а влияние финансовой элиты сведено к минимуму. Возникает противоречие — является ли такое устройство общества клеткой, и если да, то на что можно пойти, чтобы сломать ее?

Однако социальная проблематика — это интеллектуальный и внешний пласт книги, а под ней скрывается пылкая и немного наивная эмоциональная сердцевина. История взросления девятнадцатилетнего путевого обходчика Леха Небова. К ней прилагаются все обязательные атрибуты — отчаянная влюбленность, первые попытки самоанализа, поиск смысла жизни и своей личной цели, непрошенная ответственность и первые ответственные решения.

Тональность стиля резко колеблется от почти канцелярских оборотов и философских диспутов до робких признаний. От сдержанной взрослости до пошлой вульгарности. Порой это удачно дополняет сюжет, иногда же выбивает читателя с рельс. В плюс автору можно записать удачные абсурдно-социальные находки и живо переданные производственно-бытовые реалии. Но общая картина все равно ощущается иногда слишком условной, будто нарочитая декорация. Да и большинство персонажей словно механически отыгрывают свою функцию, а затем послушно соскакивают со сцены и замирают.

Итог: симпатичная социально-подростковая вещица в альтернативно-земных декорациях.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало понравилось. Я люблю попадать в действо посреди чего-то обычного для героя, когда мир узнаётся не с пространных описаний и костылей, вставленных автором для подпоры картинки, а напрямую бац и я в деле, выживаю вместе с героем. Ориентируясь в том, что вот прямо сейчас перед глазами. а перед глазами у героя сразу загадка. Для меня загадка, герой-то к этому привык: лежать на крыше в нише. А у меня сразу ворох вопросов и интрига пришла. Автор меня ловко подцепил на крючок и там по ходу разберёмся.

Живут в стоэтажках, но «дворами» и новости бегают читать в лабиринт информационных стендов, где объявления развешуиваются так же вручную. Вроде бы есть продвинутая медицина, могущая без особых последствий сохранить человека парализованным на несколько суток, чтобы он в почтительном ожидании приготовился выслушать просьбу Судитрона, но с потолка годами сыпется штукатурка, народ слушает архаическую музыку в кассетных плеерах... У них нет телефонов! Нет, вы себе только представьте, весь мир разграничен на шестигранники несколькомиллионных секций-дворов, между которыми носятся со субсветовой скоростью панконтинентальные километровые поезда (например, маршрут: Ташкент — Новостбирск — Киев -Варшава — Париж), а если засиделся с друзьями на вечеринке, то надо идти на почту и посылать домой телеграмму, ленточку которой принесёт маме почтальон. И прочие радости невообразимого диссонанса супр-технологии на государственном уровне, но примитивной полукоммальной бытовухи. Плакатные яблони на Марсе и постоянно гаснущие лампочки в подъезде. Государства победившего всего, но ментального и вещного угасания в отдельно взятой кухне.

Эдакий жанр социо-панка.

Написано немного кострбатым стилем, тесно и естественно сидящем на сюжет. Имитацией речи Генсека, горячечного комсомольца времён строительства БАМа и поэзии Маяковского. Герой вроде бы умный, но дурак. Закономерный продукт своего мира. Изъясняющийся и думающий штамповками пропагандистских лозунгов. С невнятно бормочущим политбюро в виде Судитрона, роскошными залами музеев и метрополитенов, газировкой и газетой из автоматов за копейку денег.

Нашла один-единственный минус.

Небрежно забытые очепятки путаются с авторским замыслом оформления и сбивают с панталыков. Вот например такое: Двойточие в одной подглавке, пятёрка начала другой подглавки и нате вам пятая подглавка начинается как будто так и надо.

Подводя итоги, пришёл к таким умозаключениям:

5

Архаичный туннель не соединялся с основными туннелями. Значит, злоумышленники должны были сначала открыть к нему доступ, построить отводную линию монорельса, а непосредственно в самом архаичном туннеле заменить несколько километров старинной железной дороги на гиперзвуковой монорельс.

К тоже местами совершенно дичайшее оформление прямой речи, проклятущие минусы вместо тире, спотыкучие зяпятые и вощем... Лупить автора некому.

*

Общая композиция, сценография и показ — прелесть.

Очень милые концы глав, резюмирующие содержание с тихим самоглумлением героя:

Алтынай уловила моё недовольство тем, что согласилась идти к Вольке. Тогда она приняла такое выражение лица, с каким встретила меня в кабинете Алибека: виноватый вызов. Мол, попробуй мне что-то предъявить. Не имеешь права.

Да, я читал её мысли.

Придумывал и тут же читал.

Вообще, наивно-простоватый, но постоянно мыслящий герой, с душевным и умственным напряжением продирающийся там, где обычные люди просто живут, напоминает такового в «Как я чуть не уничтожил Галактику» и этим симпатичен.

Я продолжал размышлять, что творчество, которое родилось от искренних переживаний, всегда точно передавало потребителю чувства сочинителя. Поэтому не мог читать философские трактаты, которые постоянно подсовывал Лебедев. Того же Цсисека рекомендовал: «Умного врага надо изучать и умнеть». Я не хотел умнеть, я хотел жить. Для этого не нужны никакие объяснения со стороны.

*

У меня тоже была привычка полоскать чайный пакетик, но не хотел быть похожим на Фрунзика. Обмотал пакетик вокруг ложечки и положил на тарелку. Обычно так делал отец, что меня злило. На него тоже не хотел быть похожим.

*

— Просьба Судитрона, будь он неладен.

Солдат протянул бутылку, но я отказался:

— Хочешь сказать, что Судитрон попросил тебя принять участие в похищении поезда?

Солдат снял каску, взъерошил волосы:

— Когда этот чурбан говорил что-либо конкретное? Просто приказал прийти такого-то числа, в такое-то время, в такое-то место. Квартира в индустриальном кольце у пятой стены. Мне выдали снарягу, автомат. Привезли на Вокзал и посадили в этот вагон, мол, стереги контрабанду.

Солдат запрокинул голову и сделал несколько булькающих глотков:

— Когда произошло торможение, всё гадал, что происходит? Прислушивался к голосам за стенами. Не сразу решился выйти и разведать обстановку.

— И что разведал?

— То, что захватчики носят такую же снарягу, что и я. А я что мог поделать? Не мог же я сказать, что не с ними?

— Вообще-то ты с ними, — безжалостно отчеканила Алтынай. — Раз снарягу получал в том же месте, где и заговорщики.

Солдат достал блок сигарет и распотрошил, извлекая пачку:

— Вот в этом и беда, сижу тут как неопределённая величина. Ни туда, ни сюда.

— Ладно, — вмешался я. — Что ты можешь сказать, про захватчиков?

— Когда нас везли на грузовике на Вокзал, я общался с остальными бойцами. Как понял, вся операция контролировалась из правительства или ещё какими-то важными людьми, спецслужбами или чёрт их знает откуда. Ребята гордились, что на таком ответственном задании. Я тоже радовался, что Судитрон дал мне возможность стать кем-то больше, чем был.

— Чего же ты не сбежал?

— Я и группа пассажиров посмелее пытались прорваться. Многих постреляли. Я даже автомат потерял, когда драпали. Поэтому решил, что подожду здесь, пока всё не выясниться. А у вас какой план?

*

Хватит вам цитат. Книга изумительная. Сюжет столь же бредовый, как мир: с путей пропал громаднющий поезд, ездящий с кошмарной скоростью и перевозящий тысячные тысячи людей. Потом выясняется, что поезд свернул в подземелье, а люди, надеявшиеся потрясти этот спокойный мирок таким небывалым событием не только продожают жить «по наезженным рельсам обычной жизни», но и не изменилось вообще ничего. да и пассажиров там было еле-еле пятьсот человек... Потом несколько человек было застрелено, как всегда бывает застрелено при попытке к неважно чему, просто от возникшей суеты. А потом всё наладилось. Оказывается, среднему человеку вообще без разницы где и как жить. Была бы еда, вода и хоть кто-то руководящий. Пускай даже деревянное чучело с заедающими шестерёнками. А яблони на Марсе если и нужны, то только чтобы прикрыть плакатом разбитое окно...

*

Но чтобы человечество не погрязло в бытовухе и рутине, этим же человечеством был изобретен механизм встряски и стимуляции общества:

— Всё, что произносят Судитроны принадлежит обществу, а не отдельным его представителям. Но слова, фразы, а так же набор объяснений и просьб предназначаются для отдельных представителей общества или групп, выбранных согласно алгоритму управления.

То есть де факто то, чем у меня в Империи балуется Джи.

***

Случилось странное. Я не читаю и сюр, ни абсурд. Вроде сюр, абсурд и соц-трэш, написанный сплошными лозунговыми копипастами, к тому же и герой-дебил, но! Огромнейшее «но»: при всей абсурдности исходников, отличная гармония обоснования и изложения, потрясающая реалистичность и логика.

На удивление мастерски написанный сюр победившего социализма, пропитанный духом тупиковых семидесятых и налётом беспредельщины и ровно такой же бессмысленности девяностых. Меня оставило в восхищённом недоумении. Словно нашел где-то в диком лесу живую статую, при ближайшем рассмотрении оказавшуюся собранной «на коленке» из простых камешков, забытых винтиков и алюминиевых ложек. Статуя не просто живая, не просто ходит, дышит и говорит, но при этом потрясающе красива. И недоумение всё от того, что я не понимаю КАК такую красоту можно было сделать на ТАКОМ материале и вроде бы ужаснючими средствами.

Мастерское дело.

Спасибо.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх