fantlab ru

Олег Кожин «Рассвет»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.28
Оценок:
57
Моя оценка:
-

подробнее

Рассвет

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Чего вы боитесь?

Замкнутого пространства? Смерти?

Или жизни, которая проходит мимо вас?..

Загляните внутрь своей тьмы. Признайте своих демонов.

Лишь в этом случае вы увидите рассвет...

Книга, во время чтения которой вам точно не захочется спать.

Редакция «Астрель-Спб» и Horror Web представляют: официальная новеллизация нашумевшего хоррора «Рассвет» от создателей хитов «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста» — и от писателя Олега Кожина, одного из лучших рассказчиков страшных историй в нашей стране.

У главной героини при загадочных обстоятельствах погибает брат. Девушку начинают преследовать реалистичные кошмары, и она отправляется в институт сомнологии, где ее вместе с другими пациентами погружают в совместное осознанное сновидение. Но после наступления рассвета они проснутся совсем в другой реальности.

Реальности, которая страшнее любого кошмара...

NOTA BENE: Без спойлеров! Сюжеты фильма и книги, следуя общей канве, значительно отличаются, так что не бойтесь читать книгу, если уже посмотрели фильм — и не бойтесь смотреть фильм, если прочтете книгу.

Бойтесь иного.

Бойтесь Безликого.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 208

Активный словарный запас: высокий (3211 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Является новеллизацией:

«Рассвет» 2019, Россия, реж. Павел Сидоров




Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Рассвет
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

И был Баркер и были слова его: «Самая страшная книга — это лучшее что было в русском хорроре».

И были 90-е, и была серия книг «Бестселлеры Голливуда», и был книжный голод, и насытили всех эти книги.

И был канал ТНТ и шоу «Comedy Club» — и был у них симбиоз и питали они друг друга.

И был хитрый продюсер Владислав Северцев, и очень средненький сценарист Евгений Колядинцев (все фильмы по его сценарию имеют средний рейтинг 4/10 по статистике «Кинопоиска»), и был в принципе неплохой, но всё же очень средний писатель Олег Кожин, а также любитель шапок и свитеров — Всея Руси идеолог русского хоррора М. Парфёнов. И прочитав пару книг издательства «Манн, Иванов и Фербер» решили они сделать деньги, и помочь друг другу — аки тнт и туалетокомеди.

Вот из всех этих нехитрых составляющих и получился роман — новеллизация «Рассвет», выпущенный тиражом 2500 экземпляров в конце января 2019 года. (Аннотация говорит нам что этот роман, написан по сценарию НАШУМЕВШЕГО фильма. Книга вышла 26 января, фильм только 31 января, и на момент написания данной рецензии фильм всё ещё идёт в прокате. Как издатели до премьеры на широком экране смогли узнать, что фильм будет «нашумевшим» — тайна сия великая есть).

Теперь по — порядку. Скажу сразу — фильм я не смотрел. В процессе чтения, ближе к концу романа, я всё же решил посмотреть трейлер фильма — увидел Акиньшину в пластиковых сланцах – вьетнамках из Ашана, всех этих юных малоталантливых актёров с аккаунтами в инстаграм и завышенным чсв — после этого пошёл и помыл глаза с мылом на два раза. Т.е. о книге я могу судить без оглядки на фильм, для меня это отдельное, автономное произведение.

Что касается книги. В своё время мне понравился роман Максима Кабира «Скелеты» — сюжет, герои, стиль, юмор, оформление, лёгкость — всё это в романе есть. Серии (скажем честно, что бы не говорил М. Парфенов, достаточно посредственной) «ССК» была задана определённая планка, и планка достаточно высокая. У меня, как у потребителя и читателя появился некий кредит доверия и к серии, и к авторам (до этого, летом я прочел сборник Кожина «Большая книга ужасов», и мне он тоже очень понравился), по — этому я не скачал книгу с «флибусты», а пошёл и купил её на бумажном носителе (так было и со «скелетами», так было и с Рассветом).

И вот тот кредит доверия к серии и к авторам, который был у меня благодаря Максиму Кабиру, после прочтения «Рассвета» пропал.

Почему? Отвечаю:

Оформление: У книги кинообложка. Неплохая, но всё же это кинообложка. У книги очень плохая бумага (я в принципе люблю именно газетную бумагу, и скажем выбирая между сериями Кинга «ТБ» и «КНВВ» я покупаю именно вторую по причине не мелованной бумаги, а именно газетной) — серая, толстая, моментально идущая волнами от прикосновения пальцев, с не очень приятным запахом, с плохой типографской краской. Т.е. это очень бюджетно изданная книга.

Состав книги: Помимо самого романа «Рассвет», в книге присутствует предисловие М. Парфенова и послесловие в виде интервью с продюсером фильма, его сценаристом и новеллизатором Кожиным. Скажу сразу — все эти предисловия и послесловия из разряда — сам себя не похвалишь никто не похвалит. Не несут никакой смысловой и информативной нагрузки, единственная мысль, которую они пытаются донести до читателя (эта мысль уже озвучена на обложке книги) — роман «Рассвет» и фильм «Рассвет» — это абсолютно разные произведения, и даже если вы посмотрели фильм, то книгу купить и прочесть будет совсем не лишним, ровно, как и наоборот. Ещё очень позабавило Кожинское «вселенная «Рассвета». Олег, вселенная есть и «дюны», «темной башни», «властелина колец», у «рассвета» с тиражом 2500 экз — есть только закладка из туалетной бумаги — намекаю на то что эта книга для чтения на горшке или в транспорте — никакой своей вселенной у книги нет.

Все эти предисловия, послесловия включены в состав книги с маркетинговой целью — увеличить объем книги, покупатель не будет платить за брошюру.

Иллюстрации: в книге есть иллюстрации! Которые на самом деле просто раскадировка фильма. И это не раскадировка «матрицы» — это убогие не детализированные схематичные рисунки, которые к тексту не имеют ни малейшего отношения! скажем рисунок — героини собирают вещи и везут их на другую квартиру — сам текст об этом станице на 35, а рисунок на 290ой странице! И так всю книгу! Рисунки занимают примерно 1/3 страницы и так же добавлены для увеличения объема, но даже здесь халтура — раскиданы по тексту хаотично и не соотносятся с происходящим на данной станице текста.

Сюжет: Про сюжет говорить ничего не буду — спойлер. Но он сырой и непроработанный. Все очень — очень примитивно.

Хромает как логика повествования, так и причинно — следственные связи. Очень бесило то что автор заставляет меня додумывать — допустим: к героине прикрепляют датчики аппаратуры, героиня стоит, а потом оказывается, что она уже сидит.Когда успела — непонятно. Т.е. какие-то мелкие связки важные — чтоб сюжет и действия были целостными — автор пропускает. С сюжетом все очень плохо. Есть две локации. Основная большая — там проходит почти всё действие книги, и есть маленькая — квартира героини.

Очень неуклюжие попытки автора ввести в повествования индуистскую мифологию – без смеха и фейспалмов читать нельзя. Видно, что Кожин в индуистской теме ровным счётом ничего не понимает. И все его знания почерпнуты из статьи известного двухтомника (красно – бордовый такой) по мифологии (составитель С. Аверинцев). Олег, ну не твоё это! Ты хоть и Олег, но не Олегович (Пелевин)! Не надо этого тебе, ты пишешь, а стыдно читателю!

Кожин: Олег гордится тем что написал данный текст за полтора месяца. Ну вот Кинг написал «бегущего человека» за 10 дней — и это очень и очень достойное произведение по объему примерно равное пресловутому «Рассвету». Тут же при наличии готового сценария просто добавить нарратив — 1,5 месяца (при этом он пишет в послесловии — интервью, что спал мало, на улицу не выходил, с детьми не играл) —и что он большой молодец, что он справился с поставленной ему продюсером и издателем задачей, но результат грустный — тут не чем гордиться. Тут стыдно должно быть. Да, Кожин «подмигивает» своему читателю фразами из Кинга — например — «Элли, ты больше не в Канзасе» Спасибо, Олег,приятно, читали, знаем.

Вывод: «Рассвет» сугубо коммерческий проект, при этом реализованный топорно и небрежно: кинообложка — сэкономили на художнике, разбросанные по тексту не соотносящиеся с ним иллюстрации — people схавает, а чё вы хотели за четыре бакса (стоимость книги) — Брейгеля цветного что ле, т.е. всё в книге подчинено одной задаче — срубить бабла с незадачливого читателя/зрителя. Литературная ценность данного произведения — ноль. Тратить деньги на это или нет — решать вам. Но моё мнение — подобного рода книги уничтожают и без того маленький кредит доверия, который был к так называемому «русскому хоррору».

Оценка: 1
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Посмотрел фильм, прочитал книгу. В восторге не пребываю, но и потраченных времени и денег не жалею. Что касается книги: «Рассвет» Олега Кожина не хватает звёзд с неба, но в то же время не является откровенным провалом. Крепкий середнячок, неплохой русский хоррор на пару вечеров, но не более.

Вообще очень люблю тему осознанных сновидений, которая затронута в книге (фильме) «Рассвет». Возможно, только поэтому и не прошёл мимо этого проекта, а так к российскому кинематографу (особенно к хоррору) отношусь очень скептически, к российской хоррор-литературе отношусь чуть лучше, благодаря некоторым, на мой взгляд очень удачным рассказам в серии «ССК», но несколько прочитанных рассказов именно Олега Кожина мне не понравились. Так что, в моём случае, ключевую роль в пользу прочтения этого романа (просмотра фильма) сыграла именно затрагиваемая тема осознанных сновидений. Удалось ли её должным образом реализовать и раскрыть в «Рассвете» — вопрос весьма спорный. Лично я считаю, что не совсем удалось. Есть неплохие удачные моменты (сюжетные ходы), но есть и откровенные «рояли». Пару примеров:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Удачным ходом считаю способ, с помощью которого удалось «обмануть» Безликого, после которого незатейливая игра в «тарантинки» в начале романа обретает очень важную, едва ли не ключевую роль. В фильме, кстати, это никак не обыграно, если не ошибаюсь. Ещё понравилась предыстория подводника-каннибала, хотя, считаю, что не помешало бы раскрыть её чуть больше.

Одним из «роялей», считаю момент когда Света с помощью визуализации во сне полностью и дословно воспроизводит нужные для разгадки то ли книги, то ли статьи. В это как-то не поверил абсолютно, если честно. Сразу вспомнился момент из недавно прочитанного цикла «Владыка ледяного сада» Ярослава Гжендовича когда один из персонажей, получив практически безграничные возможности, пытается полностью визуализировать (воспроизвести) конкретную нужную книгу, которую раньше читал. На выходе же он получает только обложку с пустыми страницами внутри, на которых изредка проскакивают ключевые хорошо запомнившиеся фразы. Суть в том, что для того чтобы что-то воспроизвести, надо хорошо представлять, как это работает, в случае с книгой (статьёй) надо знать её чуть ли не наизусть. Иначе попытка не увенчается успехом. Это, на мой взгляд, больше похоже на «правду».

Что касается персонажей книги (фильма). Главная героиня Света удалась неплохо, я считаю, остальным же персонажам, на мой взгляд, явно не хватает проработки. Кирилл в книге получился каким-то истеричным размазнёй, в фильме он мне таким не показался. Лили и Виталию явно не хватает «экранного времени» чтобы раскрыться по полной. В книге и фильме они «выходят на сцену» примерно с середины произведения и достаточно быстро покидают её. Повторюсь, предыстория Виталия и его персонаж показался мне более интересным и, считаю, что обыграть его историю можно бы было подробнее и поинтереснее.

Главный монстр получился каким-то невзрачным и «беззубым», что ли. Скажем так, ему явно не хватило собственного лица.)

Авторский слог и стиль Олега Кожина, со всеми этими сравнениями неодушевлённого с одушевлённым узнаётся на раз. Похоже, он и в жизни так разговаривает, если интервью в конце книги передано дословно (имею в виду фразу про «тушу Дедлайна с битой в руках»). Лично мне авторский стиль Олега не очень нравится, ещё по рассказам из разных сборников «ССК», но это не в коем случае не минус, а только моё личное субъективное восприятие. В плане литературности повествования у меня претензий нет.

Главная претензия конкретно к изданию романа — это разбросанные, как попало, по тексту небольшие иллюстрации. Не понимаю, неужели нельзя было как-то свести эти картинки с текстом?

В целом же, эксперимент с новеллизацией российского фильма ужасов, считаю, в меру удачным, и думаю, что стоит продолжать подобную практику. Ну а книга, если коротко, очень средненькая, но вполне читаемая. Оценил на 6 баллов по десятибалльной шкале. Фильм, новеллизацией которого является роман, тоже, относительно неплох. Сюжеты книги и фильма, кстати, действительно прилично отличаются, в основном во второй половине романа (фильма).

Всем и каждому рекомендовать «Рассвет» к прочтению (просмотру) не буду, ибо не заслуживает он того, по-моему, но всем неравнодушным к российскому хоррору (как в литературе, так и в кинематографе) предлагаю поддержать этот экспериментальный проект.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, отзыв ниже — это слишком радикально, слишком субъективно. На деле же «Рассвет» — это вполне себе добротный роман по мотивам русского кинохоррора. Особых претензий к новеллизации нет. В конце концов, это же новеллизация! Сам фильм, я так понял, звезд с неба не хватает — добротный середняк. Роман такой же. Завязка, развитие, кульминация — все есть. Равно как есть и сумбур, и скомканность, и ненужная беготня, и шаблоны с роялями. В идеале, конечно, могло быть лучше, интереснее, глубже. Но в тоже время могло быть и много хуже, примеров тому легион. Сенсаций, конечно, не будет, но своего читателя роман найдет.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть — новеллизация фильма, автор, судя по послесловию, работал очень напряжённо, сотворив ее за полтора месяца. При этом спешка явно на пользу книге не пошла. От первых глав впечатление какого-то типичного сериала ниочем, стиля Олега Кожина, как одного из лучших авторов российского хоррора, вообще не наблюдается. Но ближе к середине интрига-таки вспыхивает и интенсивно горит. Появляется «ужасная» составляющая и некое подобие оживления персонажей. В целом, остросюжетность выдерживается до конца книги, хотя вопросы остаются, есть четкое ощущение недоделанности. Есть и откровенные штампы — заимствования из книг или фильмов типа превращения пистолета в руке оппонента в ядовитую змею, но все же признать книгу неудачной нельзя. Читать ее можно, по десятибалльной системе оценок, на мой взгляд, шесть она выбивает. Но не более.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брат Светы, Антон, долгое время мучается загадочными ночными кошмарами. В итоге это приводит его к самоубийству, а ночные кошмары начинают мучить уже Свету. Чтобы от них избавиться, она обращается в институт сомнологии, вот только ситуация лучше не становится и жуть только набирает обороты.

Наконец-то дожил я до «Рассвета» и могу о нем высказаться. Ну и раз уж это новеллизация, то сперва пара слов о фильме. Достаточно средний развлекательный ужастик с посредственной игрой актеров и слабыми визуальными эффектами, но хорошей атмосферой и музыкальным сопровождением. Имея в своей основе занимательную идею, фильм пугает своего зрителя в основном штампами и скримерами. Тем не менее, один раз посмотреть вполне можно, а в веселой компании – даже нужно.

Книге сложно поставить в вину слабую актерскую игру и визуальную составляющую, так что в этом плане новеллизация уже сильнее оригинала. С другой стороны, у книги нет собственного музыкального сопровождения, а внезапные иллюстрации распиханы настолько хаотично, что лучше бы шли отдельным блоком где-нибудь в конце. В сюжетном плане роман оставил более сильное впечатление, подавая историю иным образом, и лучше раскрывая персонажей, временами даже с неожиданной стороны. Ну и главный плюс новеллизации – четкий финал. В фильме ряд сюжетных линий остаются незавершенными, а концовка пытается выехать на неожиданных поворотах, но у получается у нее плохо, в книге же финал явно более связный и органичный.

Но, несмотря на то, что роман написан в целом неплохо, чувствуется, что он сыроват. Зная потенциал автора, невольно жалеешь, что ему не дали побольше времени на работу над книгой. Могло бы получиться нечто более серьезное и самобытное. А так имеем развлекательный ужастик, достаточно интересный, чтоб читать его даже после просмотра фильма, но недостаточно глубокий, чтобы к нему захотелось бы вернуться.

P. S. Ни фильм, ни книга не вызывают чувства настоящего страха, что печально. Даже образ монстра здесь не впечатляет.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новеллизация российского фильма ужасов 2019 года (Режиссер — П. Сидоров).

Легкая и довольно увлекательная книга. Читается влет. Она не без недостатков, к сюжету иногда возникают вопросы из области «почему и как это произошло?..», герои несколько схематичны, напоминают персонажей фильмов-слэшеров. Тем не менее, читать было интересно.

Если вы будете ждать от этой книги глубины и гениальности — можете разочароваться. Если же хотите приятно провести пару вечеров, прочитав неплохую историю, динамичную и не лишенную жутковатых моментов — рекомендую. Меня пробрал финальный момент с клаустрофобией: хоть и не страдаю этим недугом, ситуация жуткая и с моральной, и с физической стороны. Также понравилась история подводника.

После прочтения захотелось посмотреть фильм — считаю это убедительным показателем того, что новеллизация удалась.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Профессиональная авторская работа. Если не считать пары невычитанных багов (типа когда шлепанье босых ног через станицу превращается в цоканье каблучков), написано всё грамотно, зримо, так сказать. Даже не зная, что это новеллизация, прямо-таки визуально ощущаешь всё происходящее в книге.

Если же говорить о романе в целом — не пугает ни капли. А это, по сути, для хоррор-романа, серьёзный недостаток. Для фильма же, который явно малобюджетен, просто катастрофа. Опасаюсь даже представить во что превратятся фантазии Кожина в фильме. В пластилиновых монстров? Не, я гляну. Не убоюсь.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх