Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Философское | Психологическое
- Место действия: Загробный мир
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Сон, в котором автор, как Данте, посещает ад и рай.
- /языки:
- русский (12)
- /тип:
- книги (10), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Трауберг (9)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lubar, 12 марта 2013 г.
В целом книга добрая и светлая и потому достойна того, что бы ее прочитали.
Воинствующему атеисту понравилось :)
Блейка к сожалению не читал и с Данте пока полностью не справился :(
Но зато начало мне очень напомнило атмосферу в Град обрече́нный Стругацких.
Серый Город, мне показался не всем адом, а скорее одним из городов ада. Иначе придется признать, что Склочность главный грех и отличительная особенность всех попавших в чистилище-ад. Наличие трещин в Раю, в который помещается ад, подтверждает, что этих самых адов достаточно много.
Читал сразу после Братьев Карамазовых, что-то неуловимое их объединяет. Хотя например ад старца Зосимы, совсем другой, там главное угрызение совести, здесь же главное отсутствие в аду этих угрызений. Никто из отказавшихся от Рая вообще не признавал себя в чем-то виноватым.
Большое количество путешественников из ада в Рай отличаются крайней нетерпимостью к окружающим. Кстати автор тоже не исключение, он конечно вроде бы объективно передает то, что видит, но большой любви к окружающим пассажирам автобуса не испытывает. Но это пока они абстрактные попутчики. А вот как только душам из-за «ерунды» отказывают во входе в рай, то тут автор за них вступается.
Сотрудник, посоветовавший эту книгу, просил ответить на вопрос что это?. В смысле классификации произведения. Кто-то ему сказал, что это классное фэнтези. Мы сошлись на том, что это притча. Но, дочитав, я нашел в произведении и элементы утопии/антиутопии. При этом мне пришло в голову смелое название для книги «Откровение от Клайва Льюиса».
Моей жене тоже очень понравилась книга. Один из вопросов, который у нее возник, кто был водителем автобуса. Удивительно, что многие читавшие книгу, таким вопросом не задались. Ответ для меня показался при этом вполне очевидным.
Четко читаются утверждение, что оценка святой/грешник в Раю оказалась совсем не такой, как многим казалось на Земле.
Очень яркой получилась фигура фирмача, который «Свое требовал». Потрясающая женщина угробившая мужа, но уверенная, что даже в Раю без нее он пропадет. А женщина, у которой умер сын Майкл — пример так хороше высмеянного в последнее время термина «удушающая материнская любовь».
Модель получилась не однозначная. Но вполне приемлемая для восприятия. Но Клайв Льюс не остановился на ней и в конце книги начал описывать реальность на достаточно сложном трансцендентном уровне. Все-таки оказалось важным показать, что эта модель примитивна, что бы никто, не захотел рассматривать ее как стопроцентную Истину.
Цель, заявленная в предисловии, вполне достигнута. Показана несовместимость модельных ада и Рая. Это несовместимость оттолкнула от Рая многих героев книги и что интереснее, скорее всего, оттолкнула и некоторых читателей. Что мне показалось важным, что попадание в Рай требует пройти через боль, но основная масса жителей чистилища отказывается от Рая далеко не из-за боли. Я скорее готов примирится с таким Раем, по мне он лучше модельного ада. Но «Раем» он мне не показался.
upd 09.08.2015
Перечитали с женой. Не уверен , что мысли оказались глубже.Скорее поверхностные. Преддверие рая напоминает психиатрическую больницу. Где у больных преимущественно можно диагностировать навязчивую идею. А ангелы-психиатры к сожалению начинающие и не всегда удачные доктора, которые сами недавно излечились.
То есть в этот раз мы больше обратили внимание на поведение принимающей стороны. К сожалению у них получается плохо с аргументацией. Вновь прибывшие должны научится не судить, но ведь принимающие то их судят и говорят им в чём те не правы. В условия такого неравенства очень сложно не взбунтоваться.
С другой стороны эти встречи как видно урок и для прибывших и для принимающих. Так что развитие продолжается.
Ещё интересно, что в этом мире, как в аду, так и в раю, люди живут не рядом с родственниками-друзьями, а в точке , которая соответствует их сегодняшнему уровню.
Грант, 31 августа 2012 г.
«Расторжение брака», как мне кажется, стилистически очень ранняя вещь, и неподготовленному читателю может показаться, что Льюис слегка ударился в эзотерику. А с точки зрения православного христианина, особенно строго придерживающегося уставов Церкви, особенно подверженного ортодоксальному мышлению — здесь невероятное количество ереси. Однако Льюис, отбросив сомнения, напрямую вещает о встрече многих людей «за порогом», и этот прием в книге, пожалуй, лучший. Дело в том, что изложение Льюиса помогает лучше понять идею Бога и приблизиться к Нему. И даже более того — расправить, так сказать, складки на душе. А порой встречаются вставки очень серьезного текста, который приходится переосмысливать и перечитывать, и понимать и принимать на духовном уровне. Так что книга серьёзная. Но подойдет тем, кто желает, опять-таки, христианства «для чайников».
Есть совершенно потрясающие цитаты, например:
«Похоть жалка и худосочна перед силой и радостью желания, которое встанет из ее праха».
А имя Марджори Бэнкс, кстати, перекочевало в «Нарнию» потом.
irish, 20 марта 2010 г.
У меня сегодня было хмуро на душе, пока я не нашла томик К.С. Льюиса и не перечитала «Расторжение брака». Надеюсь, когда-нибудь мы встретимся с ним в раю, как герой повести с духом Джорджа Макдональда, и я лично скажу Льюису спасибо за утешение и наставление. :)
Gilda, 24 января 2010 г.
Казалось бы, чего стоило автору произведения об аде и рае изобразить ад пострашнее, с озёрами кипящей смолы, жуткими орудиями пыток и орущими грешниками, присовокупив к сему мораль: будете грешить, навсегда останетесь здесь! Но... ада в произведении нет. Как нет и рая — есть предверие того и другого. Есть ослепительная, сияющая красота входа в рай, и каждый герой в состоянии выбрать её радостное величие. Надо только, пересилив себя, захотеть остаться здесь. Захотеть по-настоящему. И тогда ты будешь одним из тех, для кого взойдет солнце.
horseman, 19 сентября 2010 г.
Снизил оценку на балл за полемику с Блейком. Не поняв смысла блейковского образа «Бракосочетания Рая и Ада», Льюис трактует его буквально, выказав здесь некоторую христианскую твердолобость, которая, к счастью, не так уж часто в нём проявлялась. Впрочем, очень скоро становится ясно, что он имеет в виду, и читатель освобождается от блейковских аллюзий — и дальше это действительно один из прекраснейших образцов льюисовской дидактики и христианской литературы в целом.
Vitalik, 19 января 2008 г.
Действительно очень наглядно получилось у Льюиса разрешить различные нравственные вопросы и проблемы по поводу существования ада.
Казалось бы, как может человек по собственному желанию остаться в аду? Ведь нонсенс? Оказывается нет. Двери ада закрыты изнутри. Весьма наглядны и показательны примеры, и очень удачно подобраны.
Еще меня очень поразила в своё время мысль (образ, раскрывшийся в конце повествования) о том, почему же ад по сути своей получается мал, и почему не в состоянии причинить раю никакого вреда :) Естественно это только «сон» и образ является лишь образом, но всё равно мысль получилась очень интересна и познавательна.
Не поленитесь — прочитайте это произведение! Не пожалеете :)
Ксенька, 2 февраля 2010 г.
Очень хорошая повесть.Во многих героях узнаешь отчасти себя и окружающих тебя людей.
duke, 30 октября 2008 г.
Великолепное произведение. И сильное не только нравственным посылом (воинствующим атеистам может не понравиться), но и художественными образами, оригинальнейшими идеями, языком. Иногда попадались в повествовании такие места, которые просто поражали тем действием, что они на меня оказывали. Я, в удивлении, их перечитывал, пытаясь понять, где, в каком месте и каким образом за этими простыми буквами/словами/предложениями скрыта магия льюисовского текста? Не находил...
ZF, 24 января 2009 г.
Как точно замечено в аннотации, как Данте. Эта небольшая повесть просто наполнена явными и косвенными аллюзиями на Комедию Данте. Что не лишает ее оригинальности и глубины. Льюис, как и Чарльз Уильямс, отдали должное великому поэту средневековья.
Veronika, 12 января 2008 г.
Очень наглядная и изящная притча. Хорошо объясняет христианское понимание Рая и ада. Замечательный анализ «плавной дороги» в ад, без эксцессов, тихо, мирно, прилично... Особая благодарность — за «пиар» Джорджа Макдональда:smile:.