FantLab ru

Клайв Стейплз Льюис «Космическая трилогия»

Космическая трилогия

Space trilogy

Цикл

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:7.60
Голосов:172
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Цикл романов, объединивший фантастику и христианство. Здесь и полеты на другие планеты, и общение с иными цивилизациями (как похожими на человеческую, так и не очень), и удивительные высшие существа, называемые «эльдилами», и новый и необычный взгляд на «ангелов», на «грехопадение», на «дьявола», на битву «добра и зла» и многое другое.

Содержание цикла:

7.16 (267)
-
16 отз.
7.00 (2)
-
7.43 (225)
-
12 отз.
7.43 (223)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (3)

Космическая трилогия
1993 г.
Космическая трилогия
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Космічна трилогія: За межі мовчазної планети. Переландра
2010 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2015 г.

Льюис был плохим писателем и отличным рассказчиком. Это не такой уж частый дар. Он умеет обратиться напрямую к читателю, как если бы тот был слушателем, а то и собеседником. Его «Космическая трилогия» — это Нарния для взрослых. И она уступает Нарнии для детей — в цельности, в нерукотворности. Та история спета, эта — спроектирована как собор, с какой-то средневековой тщательностью и средневековым же вкусом к систематизации и прихотливому абсурду бестиариев. Получается и возвышенно, и диковато. Действительно как в готическом соборе — где статуи строгих святых, и грозных ангелов, и прекрасных королев с королями, и уродливых химер. Только тут еще и звери, и разумные расы, и лики планет, идущих волей Творца по им же расчисленным орбитам в живом, нехаотическом космосе. В общем, чувствуется, что Льюис был медиевистом. Это не сай-фай (пусть даже наивный), не космоопера, не фантастика вообще. Это такое межпланетное «Плавание Брендана». Только Рэнсом — не просто паломник, он прямой участник действа.

«За пределы безмолвной планеты» еще кое-как притворяется фантастикой. Не сразу становится ясно, что это — христианское мистическое фэнтези: разумные (не)гуманоиды, обитаемые зоны в том, что мы называем марсианскими каналами, капелька занятной инопланетной этнографии... Но Уарса, но ангелические силы, Божьим повелением хранящие планеты и их обитателей, но Безмолвная Планета, у которой хранитель — падший... догадываетесь, что за планета? Подсказка: третья от Солнца.

«Переландра» еще более, чем первый роман, заставляет заподозрить автора в визионерстве. Там речь идет о об искушении в райском саду, и рай этот действительно похож на рай, на землю-до-падения. Чтобы описать рай, нужно одно: поймать и передать ощущение забытого, утраченного блага, красоты, полной смысла. Это чувство, мне кажется, знакомо всем. Но выразить его не так-то просто. Льюису подчас удается. Удается ему и ад описывать так, что страшно. Зло в «Переландре» говорит мудрые вещи, но умом — как и всеми прочими вещами — пользуется без всякой радости и отбрасывает его в те моменты, когда он не нужен. Крайний утилитаризм, полная пустота, отсутствие любви к чему бы то ни было, включая люциферианский «свет разума». В общем, Переландра — это рай, в который ад проникает нагло, грубо, и так же грубо, чисто по-человечески борется с ним человек, и побеждает. Смешанное чувство остается от этой борьбы. Но история все-таки завораживает — там, где переходит в чистую мифологию.

«Мерзейшая мощь» — уже окончательный миф, без камуфляжа. Вот где ада-то — и бюрократического (ад обтекаемых фраз и бесчестного карьеризма), и научно-атеистического (ад говорящих голов и прогресса ради прогресса), и мистического (ад одержимых), и тоталитарного (ад всесильной полиции и вырубленных садиков). А противостоит всем этим разнообразным адам и адикам, как водится, небольшая группка верных. При поддержке высших сил. Там еще прилично всеми любимой артурианской мифологии — и Пендрагон, и Логрис, и Мерлин есть, причем Мерлин весьма удачный. И я, наверное, удивлю нечитавших, если скажу, что это роман о семейной жизни и любви в браке. Но она, тем не менее, об этом. В том числе.

Несовершенная книга — видно, из чего сделана, видно, как сделана, убеждения автора торчат как заячьи ушки. Но если вам хочется поговорить с человеком, бесстрашным в своей открытости, одновременно мудрым и страстным, умеющим верить так же безупречно, как выстраивать логические конструкции, то вы по адресу. Льюис, как я уже сказала, хороший собеседник. И правдивый.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2009 г.

В целом романы «Космической трилогии» очень разнородные. Складывается впечатление, что Льюис хотел одновременно убить нескольких зайцев. С одной стороны, написать фантастику. С другой, написать про недостатки и пороки современного общества. С третьей, проповедовать столь любимую им христианскую мораль. В первом романе больше фантастики, во втором — притч, в третьем — порицания в сторону нашей действительности. Притом ни чистой фантастикой, ни чистой притчей ни одно из произведений назвать нельзя. На мой взгляд, такое смешение тем и жанров — весьма неудачно. Начнем с того, что использовать фантастику как трибуну для провозглашения своих религиозных взглядов — это немного обман читателей, потому что хотели бы про религию — читали бы Бультмана. Не говоря уж и о том, что фантастическая часть очень сильно страдает, так как оказывается полностью подчинена тому, что читатель в конце должен вынести некий моральный урок, плохие должы быть наказаны, хорошие награждены.

По сути, в «Нарнии» происходит то же самое смешение, сказка+мораль, но в «Нарнии» оно удалось куда лучше. Прежде всего потому, что детям вроде как не стыдно читать мораль, да и в формат сказки она куда лучше вписывается, потому что сказка сама по себе куда проще.

Вообще чем дальше в лес, тем больше мне кажется, что ни в коем случае не стоит смешивать художественную и не-художественную литературу. В смысле, пытаться в рамках фантастики изложить детально свои взгляды на политику и религию — выходит ни рыба, ни мясо. В том числе потому, что художественная литература предполагает существование какого-никакого сюжета, а сюжеты притч в ней смотрятся очень уж куцо и жалко. Нельзя взять историю о первородном грехе и растянуть ее на двести страниц приключенческого романа (а вот пятьдесят страниц детской сказки-притчи — пожалуй) — что нисколько не помешает написать на ту же тему прекрасную публицистическую книгу, скажем. Но за счет того, что Льюис попытался сделать все одновременно — на мой взгляд, трилогия не удалась ни как фантастика, ни как религиозная вещь. Я не имею ничего против рассуждений на религиозные темы, но здесь их явственно *не хватает*, если уж на то пошло, им не хватает глубины (которая в фантастический роман вообще бы не вписалась, естественно).

Так что трилогия — очень на любителя. Я предпочитаю читать эти жанры по отдельности, пожалуй.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2014 г.

Первая книга понравилась. Взаимоотношение между марсианскими расами, составляющие своего рода социальный симбиоз были достаточно любопытны. А вот вторая и третья... Этическая парадигма автора совершенно не совпадает с моей. Автор считает что надо слушаться совершенно бессмысленных запретов, если они освящены высшей силой. Это просто бог проверяет любишь ты его или нет. Решит что нет, так он тебе такое сделает, на сотни поколений хватит. Как-то недостойно такое поведение создателя. Лучше уж «Дело о неприкаянной душе» (другоое название «Адская практика») перечитать, там дана совершенно другая версия грехопадения перво людей.

Но меня больше всего заинтересовало другое. У автора все положительные персоонажи исключительно гуманитарии. А вот естественники, всякие там физики, у Льюиса только и мечтают как продаться дьяволу. Ни одного положительного персоонажи посветившего жизнь точным наукам в трилогии нет. В третьей части правда появился некий «гордый атеист», но его прикончили на первых же страницах. Надо полагать, что бы его путь не смущал читателя. Точно так же Толкиен расправился с сомневающимся Боромиром. Всем ведь «ясно» что бороться со злом могут только безупречные верующие.

Похоже автор просто откровенно боится точной науки. Ну ещё бы, вдруг разрушит слепую веру.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2015 г.

Абсолютно разные романы, посвящённые абсолютно разным аспектам бытия. Читать можно в любом порядке или вообще читать выборочно. Мне первая и вторая части показались вымученными попытками совместить религиозную доктрину и научные представления о вселенной, в итоге какая-то белиберда про разные планеты, где Бог проводит социальные эксперименты: там Эдем ещё есть, тут Эдем уже не нужен и т.п.

Всё это наивно, притянуто за уши и не выдерживает серьёзного анализа.

А вот третья часть «Мерзейшая мощь» — это про нас. Про науку, холодную и расчётливую, которой так легко воспользоваться силам зла, чтобы то ли вообще уничтожить человечество, то ли совершить революцию и изменить людей так, что мама не узнает. И логика противостояния понравилась (зло наказывает само себя, по сути).

Стоило или не стоило объединять эти романы в цикл — не знаю. Но даже по времени написания видно, что они написаны в совершенно разных мирах (довоенном, военном, и послевоенном) и о разном.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2010 г.

Несомненно, книга один из бриллиантов «викторианской» фантастики. Дух Уэллсовских произведений действительно витает чуть ли не в каждом абзаце посвящённом ксенографии. На мой взгляд трилогия слишком христианизирована и лично меня это отталкивало. По-настоящему интересна только первая книга, так как атмосфера биологического разнообразия становится пресной и даже немного предсказуемой.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2010 г.

Гм... Предоставим слово Мэтру :wink::

«Космическая тема не прошла мимо попов и ханжей. Некий мистер Люис написал трилогию: «Вне молчаливой планеты», «Перельяндра» и «Это странная мощь». Доктор Ренсон попадает на Марс, счастливую планету, населенную полупризраками, полулюдьми. Все там чудесно, потому что не было, оказывается, грехопадения, которое проклятием легло на Землю... И на Венере, как выясняется, грехопадения тоже еще не было. Дьявол запоздал соблазнить венерианскую Еву, видимо, слишком занятый на Земле... Во втором томе доктор Ренсон послан высшими силами на Венеру, где он встречает прекрасную нагую женщину Перельяндру, тамошнюю Еву. Другой герой романа — черт сидел в его теле — искушает венерианскую Еву. Доктор Ренсон спасает ее от грехопадения. Ну, а вернувшись на Землю в третьем томе, доктор Ренсон, умудренный на Марсе и Венере, борется с темными силами и с самим дьяволом на Земле.»

(А. Казанцев «В джунглях фантастики») :smile:

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2008 г.

Произведение крайне серьёзное, умное и философское (во второй части настолько велико идейное наполнение, что просто физически трудно читать — приходится осмыслять чуть ли не каждое слово, и при этом строку (фразу... абзац...) в целом, т.е., работать, и над книгой, и над собой-читателем, по-настоящему). Обидно, что сейчас Льюиса знают практически только как автора «Нарнии», а эту вещь не хотят переиздавать...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2012 г.

Когда подруга посоветовала прочитать научно-фантастическую книгу, написанную в конце 30-х годов, да еще автором «Хроник Нарнии», признаюсь, отнесся к произведению со скепсисом. Но всё же, поддавшись ее настойчивым убеждениям (за что очень ей благодарен), прочитал первую часть трилогии. И не пожалел. Оригинальная, необычная вселенная, созданная Льюисом, потрясает своей естественностью. В произведении есть все: и динамичный сюжет, и глубокая морально-этическая и философская подоплека, и многогранный, тщательно проработанный вымышленный мир. Рекомендую к прочтению всем любителям НФ.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2017 г.

Трилогия была прочитана с большим старанием и трудом, но никакого впечатления не оставила. Главный, так сказать, герой занимается не своим делом, и занимается им весьма плохо. Его приключения весьма скучны, его борения со злом вызывают зевоту, его подвиги не вызывают уважения. Автор старательно пытается показать нам, как может выглядеть Зло, но эти попытки следует признать в целом неудачными. Особенно тягостно и скучно читать третью часть. Буря в стакане воды, апокалипсис в библиотеке.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2008 г.

Рад, что читал «Космическую трилогию». Льюис — большой художник и глубокий мыслитель, что не помешало ему создать потрясающе интересное фантастико-приключенческое повествование, которое на долгие вечера обеспечивает прекрасное чтение.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2006 г.

Я думала, что только на меня эта трилогия так подействовала! Сильнейшие книги! Оосбенно первая и третья части. Пришествие проснувшегося Мерлина — это впечатляет.

И очень милый мистер Балтитьюд. :smile:

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2006 г.

Издательство «Северо-Запад», активно издававшееся в 93-4г.г., выпустила серию романов, произведших на меня сильное впечатление, обыгрывавших библейскую тему создания мира и пришествия Христа, на других планетах (Льюис «Космическая трилогия», Ежи Жулавский «Лунная трилогия») и на Земле (Р.Хайнлайн «Пришелец в земле чужой»). Если кто читал одно и остался доволен, может смело браться за другое — должно понравиться.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2005 г.

Неизгладимое впечатление!!!!!! Два раза читал печатный вариант, причем в разных изданиях. Сейчас ищу электронную версию,...хочу ещё раз перечитать. Глубокое, очень глубокое произведение, и интересное

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2008 г.

Согласен с высказанными мнениями о том, что произведения цикла производят сильное впечатление!

Но не рекомендую их тем, кто ищет для прочтения книги легкого, бездумно-боевого или сатиричного-юмористического направления.

А еще хочу заметить, что несмотря на дружбу автора с почитаемым многими великим Дж.Р.Р.Толкиеном, его (автора) произведения носят более оригинальный взгляд на такие, казалось бы, давно избитые прописные истины, как основы христианской этики и библейскую историю мира (ведь и у Толкиена история Средиземья начинается с «Сильмариллиона» в котором иносказательно описывается библейская история создания мира, падения и возрождения Добра).

ИМХО По прочтению возникают почему-то ассоциации с «Войной миров» и Честертоном, как если бы их совместили в детском калейдоскопе. :)

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу