FantLab ru

Клайв Стейплз Льюис «Переландра»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Голосов:
250
Моя оценка:
-

подробнее

Переландра

Perelandra

Роман, год; цикл «Космическая трилогия»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Герой предыдущей части трилогии — филолог Ренсом получает от высших сил, управляющих мирами, задание -полететь на Венеру и противостоять надвигающемуся на эту планету злу.

Филолог переносится на Венеру, которую на древнем языке жителей солнечной системы называют Переландра.

Он оказывается в удивительном райском мире, где все наполненно первозданной чистотой, где звери не боятся людей, где на каждом дереве растут съедобные плоды, вкус которых не сравниться ни с чем на земле. И только в сознании героя возникают аналогии с библейским раем, как появляется и местная Ева — Королева. Это душевно молодое, нравственно чистое существо. Рэнсом пытается наладить с ней контакт, при этом не только пытаясь выяснить о своей задаче, но и познать многие тайны бытия, узнать о роли человечества Земли в мироздании.

Но вскоре после Рэнсома на Переландру прибывает его старый враг — Уэстон. И этот Уэстон несет в себе воплощение зла.

Входит в:

— антологию «Farewell, Fantastic Venus!», 1968 г.

— антологию «All About Venus», 1968 г.



Космическая трилогия
1993 г.
За пределы безмолвной планеты. Переландра
1993 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1999 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
2003 г.
Космическая трилогия
2011 г.
Космическая трилогия
2018 г.

Аудиокниги:

Космическая трилогия
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Farewell, Fantastic Venus!
1968 г.
(английский)
All About Venus
1968 г.
(английский)
Farewell, Fantastic Venus!
1971 г.
(английский)
Farewell, Fantastic Venus!
1977 г.
(английский)
Perelandra
2005 г.
(английский)
Космічна трилогія: За межі мовчазної планети. Переландра
2010 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2011 г.

Если я начну с того, что эта книга написана в уникальном жанре христианской космической фантастики, то кто нибудь непременно подумает, что эта книга

а) написана классиком,

б) написана горячо верующим человеком

в) написана в 1943 году — следовательно, устарела по части космической фантастики, а по части теологии скучна, скучна, скучна, как рассуждения телепроповедников о грехе.

Так ли это?

Филолог Рэнсом отправляется на планету Венеру — Переландру, и там встречает прекрасную Королеву. На всей планете, кроме него, есть только Король и Королева — их детям еще только предстоит родиться и населить Переландру. И грехопадения еще не было.

Но вместе с Рэнсомом на Переландру попадает Уэстон — крупнейший ученый, который и построил первый космическй корабль. Но на самом деле Уэстона там давно нет — его психика распалась, когда он согласился впустить в себя зло, и теперь от него осталась только оболочка, в которой ходит и говорит Дьявол. Тот самый или один из его помощников, чье имя Легион — не так уж важно. Он уговаривает Королеву нарушить единственный запрет, существующий на Переландре. Ловко, искусно, день за днем он убеждает ее в том, что запрет ей был дан только для того, чтобы она его нарушила. Рэнсом противостоит ему, а Королева слушает их обоих; но Нелюдь не нуждается в сне, ему много веков, он отец лжи — а Рэнсом только человек, пожилой филолог, и постепенно, день за днем им овладевает отчаяние.

Ближайшая ассоциация, которая у меня вонзикла — это адвокатские детективы Гришема и Гарднера. Рассуждения, поиск аргументов, и диалоги в зале суда, за которым следишь, затаив дыхание. Бой словесный получается не хуже боя на мечах, копьях или бластерах с фотонными пушками, и за героев переживаешь ничуть не меньше.

Льюис удивительно правдоподобно описал Дьявола. Можно совсем не верить в Бога, но нельзя не желать Рэнсому победы — до того жутким и мерзким вышел у него Уэстон. Даже ум, с помощью которого он соблазняет Королеву, для него только инструмент, который он сразу отбрасывает в минуты отдыха. Рэнсому страшна даже мысль о том, что Дьявол может прикоснуться к нему рукой с длинными и острыми ногтями, под которыми скопились перья и кровь. И как можно ему противостоять?

Кстати, такой образ Дьявола — хороший ответ на популярную в послднее время тему о привлекательности зла.

А добро у Льюиса соврешенно лишено розовой сентиментальности, это притягательная и одновременно в чем-то грозная сила.

Также нельзя не восхититься фантазией Льюиса в описании Переландры-Венеры — ее цветов, плодов, океана и плавучих островов.

Эту книгу легко читать, она написана живо и увлекательно, но это нисколько не умаляет ее способности «наводить на размышления». А самым удивительным в ней мне кажется то, что книга написана человеком, который видел Первую Мировую из окопов, а создавалась она в разгар Второй мировой, когда «мерзейшая мощь» нависла над всем миром.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2018 г.

Признаться, мне очень понравился дебютный роман в серии — настоящая олдскульная приключенческая фантастика. Хороший язык, хорошо прописанные герои и злодеи, реалистичный живой мир, хорошо выдержанный темп и атмосфера. Роман был очень короткий, поэтому я буквально сразу же накинулся на продолжение. И он доказал, что неоправданные ожидания — не всегда плохо.

Мои ожидания такой же лихо закрученной бодрой истории почти сразу же оказались разбиты. Две книги разделяет пять лет, за которые автор успел кардинально переосмыслить контекст истории. В этой книге радость приключений сменилась тягучей экзистенциальной философией. В романе очень мало собственно действия, весьма немного смены мест (по крайней мере до финальных глав) и крайне ограниченный круг персонажей. Поначалу это меня разочаровало и чуть ли не обидело. Но постепенно я начал постигать, насколько же выросли амбиции автора, насколько грандиозен его замысел. Скудный по сравнению с первой книгой антураж с лихвой компенсируется глубочайшими диалогами, касающимися философии, религии, духовности, человеческих чувств и отношений, смысла жизни и смерти, в конце концов.

Книга очень мрачная и даже депрессивная. Юношеским авантюризмом дебютного романа тут и не пахнет. Роман подчас неподдельно пугает, но никогда не банальным способом. Он поражает масштабом описанных страстей — противоборства Добра и Зла, исследования извечных вопросов бытия и человеческой природы.

Не побоюсь назвать «Переландру» произведением поистине фундаментальным и открывающим глаза, из разряда тех книг, после которых ты уже точно не будешь прежним.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2011 г.

Из трёх книг «космического» эпоса Льюиса, «Переландра» безусловно главная. Это кульминация трилогии. Первая книга всего лишь послужила прологом к ней, сыграла роль своего рода экспозиции. А вот «Переландра» это высшая точка цикла, где прозвучали все самые главные его идеи, то самое послание, ради которого он и написан. Читая эту книгу невольно вспоминаешь «Путешествие к Арктуру» Дэвида Линдсея. «Переландра» как и роман Линдсея тоже является произведением не только литературным, но и глубоко философским, исполненным глубочайшей, сакральной Идеи. Но в отличие от Линдсея, Льюис созидателен, а не деструктивен. Его мир материи не является вместилищем зла и ловушкой духа, как мир Линдсея. Напротив, вселенная Льюиса представляет собой гармонический принцип единства материи и Духа, стремящихся к высочайшей гармонии и нераздельно слитых воедино. Можно было бы сказать, что под этим принципом Клайв Льюис как раз и разумеет Бога, но думаю, это всё же не так. Бог для Льюиса не просто союз материи и духа, но нечто непостижимое и непреходящее, нечто, что пронизывает саму ткань всего сущего.

Воззрения Льюиса уникальны, порой его пантеизм граничит с просвещённым язычеством (вспомним хотя бы короля и королеву; Марс и Венера, они одновременно Адам и Ева). В такой символически многозначной точке зрения нет однако никаких противоречий, напротив, она исключительно логична и последовательна. Льюис не стал опускаться до примитивной, купированной догматики канонического христианства. Его вера в Бога и божественное начало безгранична и даже (да, бывает и такое!) заразительна, а всё потому, что искренна и не запятнана предрассудками.

«Переландра» роман о преоборении первородного греха, того самого, печать которого легла на человечество по вине Евы. Не будучи в силах смыть этот грех с себя, Рэнсом, чья роль выпала ему совершенно случайно, помогает избежать этого другой человеческой цивилизации, только лишь нарождающейся. И вот парадокс: несовершенство человека земного, его вечная приверженность сомнению с одной стороны, но твёрдая, однако не фанатичная вера, помогают ему спасти от грехопадения новую ветвь людского рода. Философия Клайва Льюса очень возвышенна и одухотворена. А самое главное — она человечна. Это отнюдь не холодные рассуждения, не патетическое богословие, а скорее отеческое наставление в Боге, открытое и честное.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2015 г.

Роман разбивается на две части: первая — борьба против змея-искусителя ради сохранения невинности Евы и Адама с соседней планеты, и вторая — описание представлений о мире неверующего учёного (тоненькая сфера в семьдесят лет, бог — снаружи, а мы после смерти погружаемся внутрь и там только тьма и тлен) и литавры Великого Танца верующего героя и, конечно же, самого автора.

По первой части можно сказать немного. Сюжет и вправду избит донельзя, аргументация автором представлена, искушение побеждает. Да-да, побеждает. Герой сдаётся, Ева почти соблазнена, и автору не остаётся ничего другого, как перевести дискуссию в банальную драку. Это, конечно, страшно. Психов, которые слышат голос Господа и готовы с автоматом, ножом, топором, бомбой «изгонять дьявола», и так на Земле дофига, плодить их дополнительно прочтением мути о «высшей справедливости физического уничтожения» из данной книги нет никакого смысла. Ну да ладно. Будем надеяться, что психам не придёт в голову читать Льюиса, в принципе, у них и без этого полно литературы.

По второй части замечу лишь, что лично мне было интересно понаблюдать, как автор вывернется из ловушки «плодитесь и размножайтесь» в безгрешном мире. В своё время, в 1970 году Пьер Буль написал остроумный рассказ «Когда не вышло у змея» https://fantlab.ru/work23751 , где Бог несколько недоволен был перспективой содержать Эдем на миллиарды едоков. Льюис обошёл этот момент диалектически: 1) он наплевал на свой же принцип «один мир только для одного человечества», так сказать «божий запрет космических полётов», и 2) чохом завербовал всё будущее население (безгрешное!) Венеры в Воинство Господне. Через 10 тысяч лет, утверждает Льюис, на Землю восстанавливать вселенскую гармонию прилетят потомки тех самых спасённых от искуса венерианских Адама и Евы, а заодно и ангелы-элендилы. И это будет не конец, а самое что ни на есть начало. Вопрос о том, вернутся ли захватчики обратно или земное человечество будет уничтожено и заменено венерианским, автор стыдливо умалчивает. Вернее, не стыдливо, а пафосно-громогласно, выдав целую серию бессмысленных сентенций, какой-то наркоугар про центр в каждой пылинке, линию, квадратики, кубики, круги и сферы, и прочий псевдо-откровеннический туман.

За всей этой мишурой я уловил только одно: страх автора, растерянность перед масштабом реальной Вселенной, попытку отгородиться от этого, замкнувшись в выстраивании некой уютной «духовной» системы из 3-4 планет. Осознать миллиарды галактик, в каждой из которой миллиарды звёзд, человеку не суждено. Возможно, это так. Но это не повод приписывать эти числа дьяволу. И уж тем более, отворачиваться. Не знаю, можно ли верить в Бога, зная масштабы Вселенной, но уж противопоставлять одно другому — средневековая трусость ограниченного ума.

Надеюсь, автор нашёл ответы на свои вопросы и развеял все сомнения. Мир его праху.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2019 г.

Предыдущая часть трилогии была старомодной, но оригинальной фантастикой с религиозным подтекстом. В данном романе вся научность отошла на второй план.

Непросто понять, как оценивать эту книгу. Если как научную фантастику, то она не выдерживает критики. Если как философское (вернее даже теософское) произведение, то его, наверное, можно признать выдающимся. Льюис в «Переландре» действительно затронул много глубоких религиозных вопросов — борьба добра и зла, искушение, грехопадение, божественный план. Такая книга могла бы иметь все шансы стать священной для какого-нибудь еретического религиозного течения. Вполне можно представить себе секту, восхваляющую Малельдила и венерианских Короля и Королеву. Хотя, Льюис, конечно, не имел ввиду ничего еретического, а просто описал в литературной форме мысли о вопросах веры.

Некоторой придиркой можно считать и тот факт, что главный герой почти весь сюжет ходит без одежды. Автор объясняет это тем, что на Переландре не нужна одежда, но когда мы читаем книгу, мы как бы смотрим в своём воображении фильм; а фильм о приключениях голого филолога выглядел бы несколько странно.

В целом, однозначно необычное, ни на что не похожее произведение, которое даст пищу для размышлений людям с самыми разными взглядами на религию.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2009 г.

«Переландра» — это, по сути, не фантастика вовсе, а фантастическая притча, опять же, религиозного плана. Наш герой попадает на очередную планету, на этот раз нашу Венеру, и встречает там первую местную женщину, аналог Евы. Все происходит в фантастическом антураже, но самому описанию «рая» это фантастичности особенно не прибавляет. Увы, одновременно с героем на ту же планету таинственным образом попадает его знакомец по предыдущему роману, «злобный ученый», и начинает нашу еву соблазнять нарушить единственный данный богом запрет. Герой борется с ним за душу евы, пытаясь спасти не только ее, но и все грядущие поколения, от первородного греха.

Спасает, разумеется, у Льиса иначе не бывает. Вообще история очень сильно напоминает «Нарнию» с ее традиционными поверхностными нравственными метаниями героев, с ее идеями «короля и королевы», первых людей, с ее ручными зверями и прекрасной природой. Сюжет — проще некуда, не просто библейский, а архибиблейский, даже какая-нибудь «лестница Иакова» в переложении на НФ выглядела бы интереснее, увы.

Но есть один совершенно прекрасный момент. Это не очевидно сразу, но постепенно становится все яснее: наш «злобный ученый» — не сам по себе, а совершенно конкретно *одержим* демоном. Это проявляется не только в словах, но и во всех остальных повадках, в том, как он изводит главного героя. И написано это потрясающе, филигранно точно, так что создает вполне реальное впечатление жути и брезгливости одновременно.

Теологи и философы говорят, гораздо проще описать бога через отрицание. Так и у Льюиса: его «ангельские силы» не производят ни малейшего впечатления, зато демонические ему удались отлично, до физического отвращения. Извращенная логика одержимого сильно напоминает о Баламуте, но помимо этого есть и куча откровенных мерзостей другого плана, так что и мне, хоть я трижды агностик, было очень приятно, когда демона наконец победили.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2008 г.

Еще одним интересным моментом мне покался тот факт, что на Переландре трудно «грешить». Ведь Рэнсом не мог говорить неправду, ему сразу становилось плохо, и еще когда он бунтовал мыслями, то тоже ощущал на себе какое-то давление, неудобство.. Это очень показательно, ведь у нас на земле у людей тоже есть нечто подобное — это «совесть». Правда за долгие тысячелетия после грехопадения, она стала совсем уж непрочной, но тем не менее.

Тем, кому может показаться такой «закон» вредным или неправильным, приведу пример. Нам очень сложно себя поранить (физически), например, уколоть себя ножом. И это очень хорошо, ведь нанесение телесных повреждение — это несомненно вред. То же самое можно сказать и про «духовные провреждения», ведь совершая грехи мы тем самым наносим удары ножом нашей душе.. Так что естественное отторжение греха на Венере очень и очень правильно и полезно на мой взгляд..

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2008 г.

Мне кажется, эта книга — предвестник «Хроник Нарнии». Уже здесь используется тот же подход: Библия не догматизируется и не перетолковывается по-своему (и тому, и другому есть множество примеров в религиозной и философской литературе), но скорее переосмысляется. Берется, фактически, тот же сюжет — и как бы проигрывается заново, так что читатель может стать соучастником происходящего (в художественной литературе этого все же проще добиться, чем в мифологии) и сам, в своем сердце, для себя, заново ответить на «вечные» вопросы.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2010 г.

Моя самая самая самая любимая книга!:glasses: И вообще, Космическая Трилогия К.С.Льюиса это гениальные произведения! Обожаю синтез, этакий сплав жанров,в данном случае научной фантастики и фентези! Книга попала ко мне случайно- нашел в старом книжном шкафу.Вчитался и захватило.Очень душевная и ДУХОВНАЯ книга.Все книги лучше читать по порядку,начиная с Безмолвной планеты.ВСЕМ СОВЕТУЮ!Не пожалеете.:beer:

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2008 г.

Замечательное и интересное произведение!

Очень красиво и интересно получилось у Льюиса передать уютность и дружелюбность планеты Венера, которую по праву можно назвать «Эдемским садом» (для венерян, конечно, хотя и для землян она оказалась бы не менее уютной, разве что очень не привычной). Плавучие острова, диковинные и удивительные плоды, множество дружелюбных животных, прекрасная планета!

Как красиво и поразительно показана Королева, которая встретилась Рэнсому. Чистые, незамутненные, невинные помыслы. Не зря она так долго сопротивлялась Врагу в его попытках искусить ее и заставить преступить заповедь.

Кстати, и сама заповедь выбрана очень удачно и показательно, становится более понятной наша заповедь и ее назначения для наших Адама и Евы..

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 января 2009 г.

Несомненный лидер всей трилогии! Оставляет глубокий след в душе навсегда.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2008 г.

Вторая часть показалось ярче и интереснее первой. Описание неудавшегося грехопадения у Льюиса получилось:smile:. Дьявол получился весьма реалистическим. Финал очень красив.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2007 г.

Книга неодназначная, многое понравилось, многое нет.

Итак понравилось:

1) Интереснейшая задумка — синтез библии и фантастики

2) Глобальность и глубина мысли автора

Не понравилось:

1) Ожидал от книги продолжения «за пределы безмолвной планеты», а получил нечто иное

2) Некоторая затянутость и непоследовательность, которая по видимому обусловлена тем что автор очень эмоционально воспринимает материал, от чего возникают некотороые несостыковки.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2006 г.

нравится!!

правда, в той книге, чо я читала, это называлось «Плавучие острова Переландры».

Переландра — так называется Венера.

читала книгу оч давно, насколько я помню, сюжет сильно смахивает на библейский (Льюис все же...).

есть первый Мужчина, есть первая Женщина, есть Запрет, есть Искуситель.

только добавляется еще и главный герой, который побеждает Искусителя и спасает Венеру от участи Земли...

Очень милая книга!)

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх