fantlab ru

Том Холт «Шестнадцать способов защиты при осаде»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
249
Моя оценка:
-

подробнее

Шестнадцать способов защиты при осаде

Sixteen Ways to Defend a Walled City

Роман, год; цикл «Осада»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Приближается осада, и у города очень мало времени, чтобы приготовиться. Нет еды, нет оружия, а противник поклялся вырезать всех местных жителей.

Чтобы спасти город, нужно чудо, но у него, так получилось, есть только Орхан. Полковник инженерной части, он больше сведущ в постройке мостов, а не в битвах, а ещё он — вор и лжец, к тому же по самым разным причинам не слишком любит собственное командование. В общем, идеальный кандидат для такой работы. Ведь история далеко не всегда плод великих и благородных дел. Иногда приходится тяжело поработать и кое-кого обвести вокруг пальца.

Входит в:

— цикл «Осада»


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Шестнадцать способов защиты при осаде
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Sixteen Ways to Defend a Walled City
2019 г.
(английский)
Sixteen Ways to Defend a Walled City
2019 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе читабельно, но мне не понравилось.

Автор очень любит всё именовать, из-за чего кажется, что ты читаешь книгу так седьмую в цикле, а не первую. Читать очень сложно, пока не привыкнешь пропускать мимо ушей имена персонажей, которые больше никогда не возникнут, и мест, упоминающихся за книгу один раз. Приведу пример: «Итак, на перекрёстке Белого Медведя мы повернули вправо. Налево уходила ведущая в Город главная дорога, а направо -- спуск вдоль реки Сребросвет к побережью. Это глубокая лесистая долина, немного похожая на дорогу через Спендонский лес. Выходит она к Бел-Семплану. Аккурат перед Семпланом -- Водосход: там Иснел впадает в Сребросвет». И какое название повторяется после этого хоть раз? Правильно, «Город».

И одновременно с этим допускаются крайне смешные перлы -- «Если генерал Приск мобилизовал всю стражу, то за Городом следит сейчас только стража» или «много тел при полном вооружении мы нашли запутавшимися в тростниковых зарослях ... Все тела были раздеты до гола».

По сюжету очень серо и скучно. Ни одной запоминающейся сцены, совершенно ни от чего не захватывало дух. И это в описании осады! Возможно, потому что гг даже не сталкивается с проблемами -- как только что-то начинает происходить из ближайшего куста сразу выходит рояль, идеально сам решающий эту проблему. Тема со способами защиты при осаде не раскрыта. Я помню три:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
стрелять из катапульт, поднять старую цепь со дна(не сработало) и иметь главным у осаждающих своего друга.

Персонажи все как один картонные. Второстепенные нужны только чтобы Орхан не разговаривал сам с собой или чтобы каким-то чудом решить нерешаемые проблемы за кадром.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал, соблазнившись названием и не прогадал. Однозначно рекомендуется тем кто думает о римской империи как продолжения Сарантийской мозаики — там про мир, здесь про войну (причём про конкретный её аспект — осаду города).

Что понравилось — у автора индивидуальный постироничный стиль повествования, и за это я ему простил нелепые мерисьюшные эпизоды (глав гадом оказался друг детства главного героя, а все женщины хотят с ним переспать). В стиль автора это вписывается невероятно мило.

Что не понравилось — вопросы к историчности. Полмиллиона мечей неудачной формы пылящиеся на складах — у этого есть исторический аналог, или это какая-то отсылка уже ко дню сегодняшнему? А доспехи из проклеенной ткани? А инженерный батальон в 4 тысячи человек?

В общем, атмосфера, язык и сюжет (помня что это постмодерн) — гуд. Историческая достоверность и логика сюжета (это всё-ткаи постмодерн) — нет.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ваше отношение к этому роману сильно зависит от ожиданий, на него возложенных. Как впрочем, это и относится и ко всему остальному: музыкальным альбомам, фильмам и сериалам. Чем больше ваши высокие ожидания не соотносятся в итоге с финальными впечатлениями, тем ниже оценка, которая обычно занижена и не отражает реального качества произведения. Это я к тому, что поставленных некоторыми читателями колов роман уж точно не заслуживает.

А теперь по существу. Конечно же, я ожидал большего. И потому, что это книга года по версии фантлаба, и потому, что книгу, всё же, в основном хвалят. Нет, это хороший роман. Правда. Паркер пишет историю Орхана так, как мог бы её писать сам Орхан, «не историк», а «простой строитель мостов», волею судеб взявший на себя оборону города. Отсюда и такой стиль повествования, любительский, без излишних подробностей. Тем не менее, эта история мне понравилась, Паркер отвлекается на какие-то второстепенные события, не имеющие отношения к основному сюжету, уделяя много внимания ходу мыслей главного героя, при этом в романе много интересных подробностей, те же Темы, и всё, что с ними связано, прописаны очень интересно. Нет запоминающихся героев? А как же Лисимах? Как же история дружбы Орхана и Огуза?

Труха, Фаустин? Основной сюжет неидеален, но многие ходы по обороне города выглядят вполне оригинально и свежо. Лично мне не хватило какой-то эпической, что ли, победы в конце благодаря невероятной смекалке Орхана, Ожерелье Йовия вполне годилось бы, но, к сожалению, так и не понадобилось, хотя посвящено ему немало страниц. Ну это возвращаюсь к вопросу об ожиданиях.

Таким образом, роман можно рекомендовать к прочтению, не желая обидеть девушек, именно мужской части населения. Как мне кажется, Паркер написал этот роман именно так, как и было задумано: легко, иронично и необычно. А его средняя оценка вполне отражает его реальное качество. Хотел бы я прочитать остальные романы трилогии «Осада»? Конечно, хотел бы. Книга ли это года? Всё-таки, нет. 7 баллов.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая фантазия на тему:« Что делать, если к стенам столицы загнивающей Империи однажды подкралась армия врага? «

Стартовые условия задачи:собственное войско под командованием главного воеводы угодило в засаду и бездарно перебито, столичные чиновники бросились в рассыпную кто-куда, престарелый император — овощ, наследники — дегенераты погибли.

А ты всего-лишь безродный командир стройбата, под чьим командованием не многим больше четырех тысяч условных вояк, да мирное население запертое в стенах города.

Весело? Вот и крутись, как хочешь!

Благо Орхану — главному герою книги смекалки и изворотливости ума не занимать.

Он будет юлить, плутовать, проявит присущую инженерному уму смекалку и будет изо всех сил стараться защитить тех немногих, кто ему по настоящему дорог. Хотя запросто мог бы плюнуть на все и дезертировать из армии, тем более что любить своих господ глав. герою особо не за что. Автор иронично обыграл неприязнь к таким как Орхан, млекокожим, подданным со стороны робуров — синекожего доминирующего этноса в Империи.

Такая вот отсылочка к «негражданам» во времена Римской Империи, кстати и основной конфликт в книге очень сильно напоминает события, повлекшие за собой распад этой самой империи.

По ходу повествования будут часто вспоминать то одного, то другого правителя, приведшего страну к такому бардаку.

Чего не хватает роману- градуса накала страстей при отражения штурма города, Ортхан словно ведет замысловатую партию в настольной игре со старым приятелем (а все так по сути и есть)))

Зато финал книги бьет читателя, привыкшего к героическим концовкам, внезапно, банальной прозой жизни.

Осажденный город, суматоха, shit happens...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю людей, которые пишут восторженные отзывы данной книге, особенно позабавил последний отзыв о профессии-метафоре (чего-чего??????)))))). Такое ощущение, что АСТ не знает как распродать оставшийся тираж и нагоняет восторженные отзывы с невнятными и пространными рассуждениями. Книга сама по себе полнейший мусор, даже не тратьте на нее времени. Сюжет максимально примитивный, главная интрига просчитывается на середине, ни одного запоминающегося персонажа, ни одного сносного сюжетного поворота. Фактура истории вообще провал, что за мир, где происходит действие романа, что творится вокруг, думайте сами! Ниже в одном из отзывово написано что «вместо мира просто набор имен» — это прям в точку!))). У Аберкромби осада Дагоски, которая занимает от силы процентов 30 всей книги, расписана более изобретательно и интересно, чем это «произведение».

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня по-хорошему потряс этот роман. Парадоксальная трагикомедия. Куда ни падает мысль в этой истории — всюду осмысленный, иронический парадокс. Великолепно выстроенное авторское высказывание о том, что жизнь людей ценнее личной логической последовательности, личных взглядов героя и его личных политических обид. Строитель мостов — это профессия-метафора.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иронический производственный роман или инженер-стендапер

Считаю, что заголовок отзыва фрактально исчерпывающ и полностью описывает содержание романа.

Как верно отмечено, автор кайфует от истории и его вымышленный мир — солянка из эпохи Древнего Рима, истории Константинополя и других знаменитых осад. Честно — только троянского коня не хватает.

Полковник Орхан — жуликоватый «млеколицый», представитель нетитульной нации в Империи синекожих робуров. Тема расизма вообще занимает в книге много места.

Волей судьбы именно Орхану выпало возглавить защиту Города, осаждаемого взбунтовавшимися племенами Империи. Сотня тысяч воинов, под предводительством харизматичного полководца, перебившая лучшие легионы империи.

Что противопоставит этому Орхан? Знание инженерного дела и предусмотрительность.

Важное уведомление — в мире книги совсем нет магии, и это оправданно: наличие магии обесценило бы все усилия инженера.

Похоже ли на «Да не опустится тьма» де Кампа? Безусловно, как и на любую другую книгу, где герой шевелит не мускулами, а извилинами.

Про неряшливость автора. При проработанной финансовой системе в середине романа в байке всплывают доллары. Зачем-то упоминается Юпитер, потом второе пришествие.

В целом неплохая легкая книга, особенно зайдёт тем, кому нравятся герои-умники.

Читал непростительно долго: сначала пропал в мобильной игрушке Knighthood, потом аврал на работе, потом начало отпуска.

6(НЕПЛОХО)

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня только один вопрос к старожилам сайта и вообще знатокам: Почему это стало книгой года? Неужели все остальные настолько плохи?

Я прочел за два дня, с удовольствием, но без восторга, хотя обожаю плутов в роли ГГ.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман мог бы носить название «Шестнадцать способов не раскрыть тему». Начинаешь читать, и поначалу вроде бы присутствует все то, что обещалось и ожидалось: фэнтези, война, осада, приключения, ирония... Но ни одна из составляющих не доведена до такого уровня, чтобы роман можно было поставить в один ряд с творениями Сапковского, Аберкромби, Пратчетта, Мартина.

Главный герой — инженер. Хорошая идея. Но его мысли, рассуждения, объяснения, касающиеся обороны города, строительства машин и прочей деятельность на этом поприще, описаны довольно по-дилетантски, без технических деталей и подробностей, как мог бы написать человек, знающий об осадных орудиях и осадах исключительно по псевдоисторическим фильмам и книгам. Может, и не стоило тогда ставить героя во главе целого инженерного полка и постоянно твердить про его инженерные способности и опыт?

В книге вроде как происходят масштабные геополитические события — мятеж и последующая война, охватившая всю Империю. Но большая часть этих военных событий происходит где-то за кадром и объясняется довольно кратко и скупо. Не говоря уж о том, с какой невероятной стремительностью и скрытностью все происходит. Орда варваров-мятежников возникает словно из ниоткуда (полкниги персонажи голову ломают — кто они и чего хотят?) и становится сюрпризом для всех, включая многотысячную имперскую армию, которая выходит из города, попадает в засаду (волшебную, судя по результату) и благополучно гибнет вплоть до последнего человека. Уже в этот момент захотелось разбить лицо фейспалмом.

География, история, геополитика в произведении заслуживают гораздо больше внимания, чем им уделил автор. Мир не вырисовывается, не выглядит цельным, трудно представить что это за Империя такая, какие народы ее населяют, чем живут, и в каких отношениях между собой находятся.

В романе вроде как поднимается тема и проблема расизма, только повернутая с ног на голову — главный герой белокожий, а тут это люди второго сорта. Но и эта тема толком не развита и вообще непонятно зачем нужна. Да, варвары-мятежники собираются истребить имперцев, но акцент делается не столько на расовых разногласиях, сколько на детских обидах и жажде мести предводителя вражеской орды. С тем же успехом это могли быть «бедные» против «богатых».

Отношения между персонажами шаблонные и картонные, личность и характер большинства из них почти не прописаны.

Ирония, юмор, шутки тоже как бы присутствуют. Но в недостаточных объемах, чтобы назвать роман юмористическим или ироническим. Иронично, но у пресловутого Аберкромби в его темном и мрачном фэнтези иронии и черного юмора было больше, и они были более к месту. Пардон за тавтологию.

Военно-политически-техническое фэнтези автору явно не удается. Более легкомысленное иронично-юмористическое фэнтези про войнушку и осадушку — тоже получилось не таким забавным, как могло бы.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неглубокое развлекательное чтиво. Плюсы книги — главный герой, он харизматичен, ироничен, циничен.

Все остальные персонажи пустые картонки на фоне которых полковник инженерных войск Орхан блистает, что немудрено. Понравилась отсылка на фанатов скачек древнего Константинопля.

Мир не прописан, нет ни реализма ни вообще вменяемого понимания абсурдности предлагаемого читателю. Нет понимания стратегии, логистики, политики, отношений между людьми. Произведение претендует на некий масштаб, осада многотысячные войска изощренные тактические замыслы и производство. Но это никак не прописано, потому что у автора нет ни квалификации ни понимания того, что он в действительности описывает. Все скомкано, нет ни деталей ни глубины. Массовая бойня 17 тысячного войска описана так как будто все это произошло на полянке 30 на 40 метров. И разумеется ни единого выжившего, ведь лес это именно то место которое можео полностью деблокировать ни оставив ни одного свидетеля...

Наличие пороха, который никак не влияет на тактику и технику военного дела.

Рядовой потребитель фентези литературы конечно не будет задумываться, как снабжается войско, как оно передвигается, какие политические силы и партии взаимодействуют в столице, как происходит движение кораблей и работа катапульт. Поэтому и ставят высокие балы этой несуразице.

Материализовалась армия, вырезала 17 тыс профессиональных солдат и стражников, (почему стражников?) так же легко как гопник отжимает стипендию у первокурсника. Флот который уплыл и не может вернуться, почему не может? Говорят в этом деле замешан какой то маяк, видимо флот по каким то религиозным причинам не хочет дождаться дневного времени суток и хорошей погоды, что бы отсутствие испускаемого маяком света ему не мешало. Орхан как самый умный решил проверить императора, потому что ни одному другому это в голову не пришло. Недееспособность императора старательно скрывали, кто??? Врач? Зачем ему это? Но даже если так — никто из аристократических кругов не захотел подтвердить полномочия нашего выскочки, как мы поняли сделать это несложно.

Подруга главного героя которую автор представляет как умную и проницательную заставляет делать нелепые и идиотские поступки.

И вот таких нелепиц и несуразностей крайне много. Это не позволяет считать это произведение заслуживающим серьезного внимания.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Согласно книгам (существует обширная литература по вопросу), существует пятнадцать способов защиты при осаде города. […]

В книгах не говорится, что есть шестнадцатый способ. Вы можете использовать его, когда у вас ничего нет: ни вещей, ни людей, ни командиров. Способ из разряда «даже не пытайтесь повторить это в реальных осадных условиях».

Наконец-то руки дошли до свежего и фентезийного. Выбор пал на «Шестнадцать способов защиты при осаде», Книгу года по версии Фантлаба. Много слов сказано и написано об этой книге, самое время и мне что-то да сказать.

Сюжет романа можно вместить в одно предложение – жуликоватый полковник инженерных войск пытается всеми мыслимыми и немыслимыми способами защитить осаждаемый город. Все просто. Есть Город (именно, с заглавной «Г») и есть армия его осаждающая. А еще есть полковник Орхан со своим инженерным полком, внутригородскими разногласиями, «трупом» на троне, и огромнейшим списком других проблем.

«Шестнадцать способов…» это такой авантюрно-приключенческий производственный роман. С авантюрами, без приключений (если не считать таковыми «приключения» внутри Города), и с огромным количеством матчасти — главный герой инженер, не забыли? Поэтому будьте готовы узнать вещи, вроде: чем меч тринадцатой категории отличается от нормального меча; с какой скоростью пиратами загрузят 200 тележек, грабя портовый город; как в сжатые сроки сделать энное количество катапульт и снарядов для них; требушеты – это какой-то миф; как организовать стражу у ворот, чтобы, даже если есть огромное желание, никто не смог улизнуть.

Огромную долю успеха роману приносит сам рассказчик, Орхан. Он ироничен, хитер, удачлив, и чем-то напоминает стереотипного прапорщика из анекдотов. В истории Орхана хватает смешных моментов и шуток, во многом это последствия ироничного слога рассказчика, но чаще это лишь демонстрация того, как работает бюрократическая армейская машина или заскорузлые умы обывателей. Но чем дольше длится осада, чем больше вспоминает свое прошлое Орхан, тем трагичнее, в глазах читателя, становится судьба полковника. Похищенный раб, не храбрец и не силач, он пытается бороться с Империей изнутри, своим способом, постоянно идя на компромиссы с совестью. Забыл сказать – у Охрана другой цвет кожи, что делает его еще большим изгоем. Сегрегация и расизм? Получите, распишитесь.

Но что мешает лгать Орхану в его истории? Ничего. Он лжет многим людям на протяжении осады, может и читателя обмануть. И он это тоже знает, и говорит прямым текстом, мол, это моя история, и я рассказываю ее так, как хочу.

Второстепенных героев не так уж много, но больше всех запоминаются двое – Нико и Лисимах. Оба мощные, сильные, и цвет кожи тот, что надо. Первый — капитан, служащий под началом Орхана, с самого начала чуть ли не единственный его союзник, можно даже сказать друг. Второй – гладиатор, машина для убийств, решивший быть телохранителем Орхана несмотря ни на что. Эпизоды с Лисимахом, кстати, одни из самых смешных в книге.

До максимальной оценки книга чуть-чуть не дотянула. В ней вроде есть все и на нужных местах, но не хватает некого «нерва». Вместе с тем «Шестнадцать способов…» — замечательный роман, с неплохим юмором и харизматичным протагонистом, который любит поднимать неудобные темы.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот хоть убейте, люблю я военное фэнтези, хотя девочке вроде и не полагается. Но тактика и стратегия – моя слабость. На самом деле именно военного фэнтези не так и много, ведь описание логистики, длительных кампаний, маршей и прочих прелестей армейских будней читать не так интересно, как про бодрящие кровь приключения героев, эпичные сражения и воровские налеты.

Пожалуй, это и так, но всё равно вот таких книг, когда сюжет вертится именно вокруг подробных действий во время осады вплоть до копания траншей, подбора правильной формы камней и устройства катапульт – по пальцам можно пересчитать. А если это подано с юмором, то и вообще единицы.

Однако несмотря на несомненные достоинства книги, она у меня не то чтобы в лучшие года (как на фантлабе большинство проголосовало), но и даже в лучшие месяца не попала. Эх, Князь Вольдемар и Свержин с Институтом экспериментальной истории, подпортили же вы мне впечатление от хорошей вещи. Да, именно так, когда уже есть образец безупречно выстроенных стратегий и тактик по схожим вопросам, чуть менее интересная книга идет побоку.

Пожалуй, «16 способов» и могли бы встать в один ряд с поименованными, но увы, тут впридачу к отличной сюжетной канве идет совершенно не мой тип героя, дурацкий твист и слитая концовка. Вкупе же книга хотя и на голову выше большинства всего выходящего в последнее время, но на общем фоне безвозвратно проигрывает очень многим. Времени потраченного точно не жалко, однако и рекомендовать бы стала в первую очередь не ее, а Гудкайнда, Свержина и Садова.

Похвалить книгу однозначно есть за что: суховатый ироничный юмор, действительно продуманная и детально прописанная стратегия обороны одного взятого города, интересный сеттинг. Ну да и еще много чего по мелочи. Никаких особо выпяченных повесток нет, хотя вопросы дискриминации, расовой и половой, поднимаются еще как, однако всё уместно и без перегибов.

Но для меня помимо наличия более сильных произведений в этой же категории самым жирным минусом стал главный герой. Да, среди повальной моды на «неоднозначных», с серой моралью персонажей он еще ничего, не меняет стороны, искренне желает лучшего, достаточно умный и вызывает определенное сочувствие, но вот подключиться к нему у меня не получилось. Он в то же время и слишком трусоватый, вороватый и эгоистичный, чтобы тянуть на полноценного спасителя. Короче, вот вообще не затронул.

Остальные второстепенные персонажи тоже не трогают. Они либо слишком гротескные (благородный великан Нико, дикий гладиатор Лисимах и еще парочка), либо слишком одномерные (сенатор, инженер Труха), либо слишком недалекие (главы Синих и Зеленых), либо слишком эгоистичные (дочь). Про главгада вообще молчу (это что, мотивация, риали?) Редко бывает вот так, чтоб прям ни одного адекватного.

Дальше идет ужасный по бредовости твист в середине книги. До середины я, затаив дыхание, следила за развитием событий. Но потом появился главный злодей, и… это реально курам на смех. Вторую половину уже всерьез воспринимать не получалось в упор.

Ну и слитая концовка. Серьезно? Я читала целую книгу ради вот этого?

Отдельно меня возмутило поведение населения. Ок, я понимаю, паршивые овцы есть всегда и везде, но чтоб затевать такие бестолковые свары перед лицом более серьезного врага? Моя вера в разумность хотя бы половины человечества сильно пошатнулась.

Перевод тоже так себе, в глазах рябило от тавтологий и слов «были», удельный вес которых на одно предложение зашкаливал. Но сейчас хороший перевод вообще редко встретишь, уже вроде как про плохой и говорить не надо – он подразумевается.

В общем, на 4* из 5* пожалуй всё же тянет, плюсы перевешивают, но печально, что я не смогла проникнуться историей так, как она того заслуживает. Идея и до определенного момента воплощение – отличные, молодец, автор. Но не дотянул, эх, не дотянул.

«Существует пятнадцать способов защиты при осаде города. ... Но в книгах не говорится, что есть шестнадцатый способ. Вы можете использовать его, когда у вас ничего нет: ни вещей, ни людей, ни командиров. Способ из разряда «даже не пытайтесь повторить это в реальных осадных условиях». Отлично, подумал я. Давайте попробуем».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С таким автором как К.Дж.Паркер ранее я был не знаком. Как оказалось, К. Дж. Паркер — псевдоним, под которым Том Холт публикует работы в жанре фэнтези, которые в отличие от произведений, выпускаемых под его собственным именем, не являются юмористическими.

К прочтению «Шестнадцати способов защиты при осаде» меня побудила сама тематика книги. Осажденный город, ловкий мошенник, который пытается вопреки всему не сдать его врагам.

В данном романе действие происходит в вымышленном мире в империи, которая очень похожа на Византию. Титульная раса в данной империи принадлежит Робурам, они эту империю построили, и они в ней правят. Единственный фентези элемент книги — это то что Робуры синекожие, аля смурфики, но всё же те же люди.

Главным героем мы имеем обаятельного командира инженерного полка Орхана. Сам Орхан является главным рассказчиком и летописцем данной книги, что приводит к тому что некоторые детали преувеличены или некоторые детали приуменьшены, о чем он сам не забывает иногда упомянуть. Он единственный белый (млеколиций) человек дослужившийся всеми правдами и неправдами до такого чина, по крайней мере я других не заметил. Орхан, когда был ребенком был угнан в рабство, а родная деревня была сожжена теми же Робурами. Однако в рабстве парень преуспел, выучился на плотника, потом на инженера и так далее. Дела ведет обстоятельно, с хитрецой, всегда знает где и как поднять бабла и что бы его полк не посылали туда куда совсем не очень хочется ехать. Знакомство с персонажем идет очень хорошо, житейская мудрость заставляет улыбаться, а некоторые мысли Орхана заставляют задуматься.

Книга наполнена действием, читается легко и быстро, это определенно плюс, но в таком повествовании все же есть и минусы. Начало самой осады происходит очень быстро. Быстро и глупо гибнет главная армия недалеко от города, быстро уплывает флот из порта преследуя пиратов оставляя столицу (!) без охраны как сухопутных войск, так и морских. Орхан со своим полком возвращается, проходя через лес, заваленный трупами бывших имперских солдат у которых сняли всё обмундирование и забрали всё оружие. Враги переодеваются и под видом имперских солдат пытаются войти в город и только чудо в виде, выбежавшего посыльного, который замечает, что у имперских сил цвет кожи то не тот спасает город от сиюминутного падения.

Иногда Орхан впадает в меланхолию вспоминая свое прошлое, читать так же интересно, так как из прошлого появляются некоторые детали мира и жизни самого Орхана, почему он любит ходить именно в определенную таверну и так далее. ГГ часто задается вопросом зачем он всё это делает, ведь варвары, которые столицу осадили-это его народ, а не эти синекожие имперцы, однако продолжает делать свое дело.

Последняя часть романа немного спорная, появление главного антогониста как черта из табакерки немного разочаровывает. Однако возможно это является отсылкой к реальной истории осады Константинополя в 1453 году. Но спойлерить не буду. Так же скомканость последней части и его финал оставляет впечатление что автор не дотянул до конца, хотя возможно так было задумано.

Впечатления самые положительные, я бы поставил оценку 4 из 5 или 7.5 из 10. Читать было интересно и захватывающе.

Запомнился момент книги, когда Орхан уже достаточно давно защищает город и все го знают в лицо. После копания в земле для прокладки труб он весь грязный шел по городу и набрел на фонтан, в котором благодаря ему по сути полилась вода:

«Я вспомнил, зачем я здесь, и принялся смывать грязь с лица и рук. Сделав это, я понял, как сильно хочу пить, поэтому сложил руки чашечкой, чтобы напитаться. Вскоре подошел смотритель парка. Конечно, он не узнал меня-неряшливого и грязного.

-Ты,- сказал он.-Да, ты. Куда прешь? Ты что, грамоте не обучен?

Он указал мне на медную табличку с белыми буквами: «ТОЛЬКО ДЛЯ РОБУРОВ».

Я раскрыл ладони и позволил воде утечь сквозь них, как будто она меня обжигала.

-Мне очень жаль, — сказал я.- Обещаю, это больше не повторится.»

Насчет самого издания, обложка и супер к ней отлично, вот только бумага серая и не очень приятна на ощупь.

Спасибо что дочитали.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, прошло около пяти дней после прочтения романа. Он в голове улёгся, я обработал его с учетом послевкусия и снизил оценку с 8 до 7.

Роман очень прост и прямой как палка, незатейлив и немудрен, но в тех моментах, когда автор пытается осуществить сюжетный кульбит, это всё равно делается при помощи палки, которая, как мы помним, очень проста и пряма.

Поначалу впечатления от романа оптимистичные: пред нами предстает пример хорошего и качественного незатейливого фэнтези, где «незатейливого» не несет негативного оттенка. Сразу приходит на ум «Костяной капеллан» Питера Маклина из этой же серии. Что там, что тут роман — это такая жвачка для мозгов. С оглядкой на главного героя можно даже сказать, что фэнтези сие — харизматичное, близко к плутовскому. Главный герой очень напомнил Никомо Коску из романов Джо Аберкромби.

Крошечное отступление: да, многие рецензенты замечают прямые отсылки и к Константинополю, и к Византийской империи, и к Риму, однако, во-первых, это вообще не влияет на роман и его восприятие, во-вторых, есть желание оценить именно как самостоятельное художественное произведение. Благо, цикл «Осада» состоит из трех самостоятельных романов.

Возвращаемся к «16 способам». Да, роман харизматичен и явно по своему стилю и настроению выбивается не только из серии, но и из привычных фэнтези-работ, однако при имеющихся любопытных и относительно свежих исходных данных на выходе мы получаем простоватенькую историю с очень сказочными развитиями событий.

Здесь всё условно: у Города нет имени, АБСОЛЮТНО ВСЮ армию города перебивают во время ее рейда за пределы, Город стоит на берегу моря, но флот как-то кем-то заблокирован тупейшей отмазкой про маяк, у стен Города вражеское войско в 40 тысяч, но они не нападают и не используют свою мощь, чтобы достичь цели и нахрапом взять населенный пункт.

Вся эта нелепица выстроена ради демонстрации смекалки и гениальности главного героя — полковника инженерных войск Орхана, который строит мосты.

Интересный факт про имя «Орхан»:

Имя Орхан по происхождению является тюркским. Состоит оно из двух частей:

•персидское «оура» — крепость;

•хан – султан, правитель.

То есть, его можно прочитать как «хан войска», или полководец.

Тут нет магии и привычных фэнтези элементов, однако: если бы роман был немного честнее к реалиям, достоверности, тактике, стратегии и иным, более приземленным вещам, читалось бы гораздо спокойнее и интереснее. Ведь у нас главный герой с инженерным складом ума, он знает длины, глубины, стоимости оборудования, количества, шарит за сплавы и в какой пропорции разбавлять золото так, чтобы состряпать больше монет, у него связи, свои ходы и выходы, и это могло бы породить интересный жанр «научного фэнтези», но автор либо поленился, либо решил поломать шаблоны самым нелепым способом, и потому забил на матчасть и достоверность, если даже не сказать АДЕКВАТНОСТЬ.

Здесь есть требушеты, корабли, тут печатают книги, вообще развито производство и мануфактурное дело, но ни разу не было упоминания такой незначительной, но важной детали, как подзорная труба — это я молчу, допустим, про взрывчатые вещества. Почему важна труба? Потому что герой, став своего рода мэром города, отправляет на стены простое население, облаченное в старые доспехи, вооруженное списанными мечами, дабы создать видимости армии. И со стороны врага никто ничего и не замечает и даже ухом не поведет. Это имея факты, что вся армия вырезана.

Очень уж странная осада: войска врага то и дело подходят к городу, не атакуют, огребают и уходят — не строят что-то для осады, не делают что-то в ответ, не адаптируются к условиям; короче, ждут, когда их расфигачат из катапульт. Их предводитель совсем не считается с утраченными впустую и совершенно бездарным образом жизнями, такой-то туповатый завоеватель с манией величия, берущий количеством и бесхитростными лобовыми атаками, уверенный, что рано или поздно охватит своей империей весь мир. И, как мне думается, осаждать маленький городок, ничего не делая, это себе дороже — все-таки армию надо содержать, постоянно должны быть отработаны линии снабжения, ибо войско немалое, трава вокруг быстро придет в негодность, как и живность закончится, так что трат будет ого-го! Поэтому, если углубляться в детали, будет много вопросов, как, допустим, с миром «Убить некроманта» Макса Далина.

Странно, что при такой неэффективной и жизнезатратной системе осады города войско главного врага внутри армии не взбунтовалось и не начало возмущаться, мол, чего это ты впустую тратишь ресурсы и пускаешь чего это ты впустую тратишь ресурсы и пускаешь нас на убой?

Кстати, остального мира как будто бы и не существует. А армия врага всемогуща, способна непонятно как перекрыть морские пути к городу, но свой основной потенциал тратит на лагерную жизнь близ стен.

Стиль повествования честный, без заигрываний, и через героя автор прям не скрывает: да, понимаю, это идиотский подход, но это моё решение, и оно сработает. Или что-то в духе «извините, я разнылся, несу чушь, отвлекся». Такие фразы приятно оживляют повествование и ритмику, но вместе с тем и прикрывают множество провалов как в художественной, так и в матчасти. Словно сама СИТУАЦИЯ автору была важнее, нежели ее ЧЕСТНОЕ решение. При этом я не скажу, что стиль или вот эта ситуация стали совсем уж минусом.

Скажем, Орхан в пылу осады гадает: а где вообще гарнизон? Черт, наверное, это моя работа теперь — вызывать его!

Или диалог, которых несколько по своему типажу, но все они показывают, как Орхан адаптируется к новой должности — владыки города:

— Могу я одолжить это? — спрашивает ГГ об уникальных материалах у архивариуса.

— Выносить любые документы из помещения строго запрещено, — пробухтел он.

— Я буду трактовать это как «да».

Лейтмотивом повторяется через роман фраза Орхана: «Я инженер. Я строю мосты». Мне особенно понравилась вот эта: «Я не солдат. Всё, над чем я когда-либо хотел одержать верх, — это несколько рек».

Иногда он в середине осады вспоминает некие архиважные вещи, о которых должен был бы подумать сразу. Что тоже придает живости и мы видим: ГГ не всегда идеальный и может что-то запамятовать.

Тем не менее, герои неглубоки, даже главный. В его активе только харизма и бойкая речь, но как такового внутреннего мира нет, если не считать клише благородного циничного подонка. Персонажи абсолютно плоские, они функционеры и двигатели сюжета, но если понимать, особенно исходя из названия, что роман про город и решение ситуации, то становится немного легче.

Антагонист вышел необычным и… Пожалуй, это одни из самых странных диалогов между антагонистом и протагонистом. Максимально… Я даже теряюсь. Ну, словно злодей напрочь лишен ума. Детские мотивы, странные заявления, отсутствие внятной позиции. Как в духе Кинговских концовок, когда оказывается, что городом просто играли дети-инопланетяне. И в этом видится не желание сломать шаблон, а некая лень автора продумать что-то посерьезнее. Такой перекос в неадекватность и иронию отбивает желание проникаться сопереживанием и вживаться в происходящее — пред тобой словно предстает комедия, фарс. Особенно на последней сотне, когда от диалога между двумя сторонами ждешь чего-то ядерного, ждешь накала, а встречаешь бредни и монологи не совсем здорового дяденьки с явными комплексами и пеленой странной преданности к… Не скажу, к кому, чтоб не спойлерить.

С позиционированием тоже странно: это не темное фэнтези, это не военное фэнтези, не героическое. Это могло бы быть классным производственным романом, но автор ушел в иронию и КУРЬЁЗЫ, молниеносные решения проблемы, которые главный герой достает из-за пазухи, словно фокусник кролика из шляпы. Не всегда должно быть именно так. Множество ключевых моментов решались в последнюю очередь без предварительной подготовки, что, я считаю, не совсем честно по отношению к читателю, которому не дали верных знаков, дабы прийти к выводу вместе с героем.

Концовка вышла скомканной и невнятной. Вернее, всё там понятно, но то, какое развитие она получила, из каких предшествующих моментов вытекла и к чему привела, предстало совсем неубедительно и нелепо, что больше похоже на слив и непонимание, куда пихать ставшего ненужным главного героя.

Из странного: мелькают в тексте и такие слова, как «доллар», «реплика» в понимании подделки, «фан-клуб», что, на мой взгляд, даже для стебного фэнтези несколько перебор не в лучшую сторону.

Однако есть юмор, и он хорош: «Когда Айхме было четырнадцать, я сказал ей, что на смертном одре ее папа взял с меня обещание позаботиться о ней. Конечно, это была ложь; на деле он сказал что-то вроде «держись подальше от моей дочери, или я оторву тебе голову». Да и никакого смертного одра не было – он истек кровью на песке под одобрительный гвалт и ор семидесяти тысяч стадионных зевак.». Или вот: «Я испортил хороший совет тем, что посмел его дать».

С итогом всё ясно: как у футуристов и постмодернистов — превалирование формы над содержанием. Оттого и оценка снижена по справедливости. Когда некий вау-эффект проходит, осадочек после анализа совсем жиденький. Это больше роман-ситуация, роман-настроение, театр одного актера.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что К.Дж.Паркер — мастер фэнтези без магии, и так известно, но «Шестнадцать способов защиты при осаде» — это такой дистиллированный и чуть упрощенный Паркер, от которого не оторваться. Потерпите первые страниц пять, дальше все заиграет. Тот случай, когда ожидания того стоят. Паркер неординарен, он всегда уделяет время техническим и инженерным вопросам (создание осадных машин, планирование обороны, создание предметов, чеканка монет, строительство), его герои имеют плавающую мораль — но не злодейскую, а цинично житейскую, хотя поступки в итоге могут оказаться чудовищными. Все его конфликты необычны и фокусируются на интеллекте, а осознание полного хаоса и откровенной нелепости как войны, так и жизни, добавляет его текстам потрясающий юмор.

Эта книга, скорее, забавна, но читается влет, очень увлекательно. Сюжет такой: полковник инженерной части Орхан становится свидетелем нападения пиратов на имперский Город. Наглецы крадут и сжигают припасы для флота, и Орхан уверен, что это часть многоходовки, которую городской совет отказывается замечать. В итоге он остается главным должностным лицом во время осады Города огромным войском, из которого все сбежали. Суда застряли у испорченного маяка, под стенами строят осадные машины, а его министр снабжения — владелица баром. Похоже, Орхану придется изрядно постараться, чтобы их не уничтожили за первые несколько часов.

Остроумный, очень паркеровский роман. У других людей герой и злодей руководствовались бы большими идеями, а вот Орхан защищает империю просто потому, что может. Похожий фокус Паркер проворачивал в одном из томов «Трилогии фехтовальщика», но там гораздо более глубокая история, и я предпочитаю ее. Но, возможно, упрощение интриги как раз и сделает Паркера более доступным для читателей. Отличная книга.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх