Тилли Уолден, Тилли Уолден «Пируэт»
«Пируэт» — графические мемуары 22-летней американской художницы комиксов, в прошлом профессиональной фигуристки Тилли Уолден. С раннего детства она занималась фигурным катанием, но изматывающий режим, издевательства в школе, сложности в общении с родителями и трудности сексуального самоопределения вынудили 15-летнего подростка отважиться на кардинальные перемены.
В 2018 году «Пируэт» был удостоен премии имени Уилла Айснера, что позволило Тилли стать самой молодой обладательницей этой престижной награды. «Пируэт» — прежде всего подростковый комикс. Пусть вас не вводит в заблуждение маркировка «18+», с которой книга будет выпущена в свет: она присвоена лишь потому, что в комиксе поднимается тема ЛГБТ-отношений.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Айснера / Eisner Award, 2018 // Лучшая работа, основанная на реальных событиях (Best Reality-Based Work) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Айснера / Eisner Award, 2018 // Лучший комикс для подростков (Best Publication for Teens (ages 13-17)) | |
номинант |
Премия Харви / Harvey Award, 2018 // Книга года | |
номинант |
Премия Харви / Harvey Award, 2018 // Лучшая книга для детей или подростков |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mak-grou, 5 июля 2021 г.
Почему мемуары на сайте Фантлаба относят к жанру фантастики, я без понятия. Возможно потому, что там, как и везде, полно выдумки, а возможно, все комиксы здесь априори попадают в этот жанр. Но факт остаётся фактом – это автобиографические воспоминания молодой (на момент издания книги 22 года) и способной фигуристки, которая потерпев неудачу на чемпионате мира резко бросила каток (психанула!) и чтобы хоть как-то оправдать себя в глазах остального мира, решила придумать басню о том, что она всю сознательную жизнь ненавидела фигурное катание, а потому её провал на чемпионате мира был не просто неудачей, а, так сказать, осознанным подведением некой черты.
Ну, это я так считаю, но имею на это все основания!
Ибо вот вы, например, поверите в то, что совсем ещё молодая девочка (а на тот момент ей было гораздо меньше 20-ти) могла понимать что-то серьёзное в жизни? Это вряд ли. Ей бы радоваться жизни, а она уже мемуары пишет.
О том, что девочка далеко не гений, говорит и её рисунок — очень уж простенький, скучный и однотипный, лишённый каких-либо запоминающихся черт. Ну разве что иногда чёрно-белая с оттенком синего палитра разбавляется жёлтым цветом, символизирующим электрическое освещение.
Но это же фигурное катание, скажете вы, а значит девочки и девушки в книге должны быть привлекательными! Отнюдь, все лица какие-то постные, а фигуры слишком заурядные.
Да чего уж там, даже себя девочка не смогла нормально изобразить — судя по фотографии в конце книги, в детстве она была гораздо стройней и привлекательней, чем на своих кривоватых рисунках. Кто-то может предположить, что это, наверное, её такое видение себя и окружающих и небрежностью рисунка она хотела подчеркнуть нечто сокрытое глубоко внутри, но знаете, для такого молодого возраста как у неё, это прозвучит слишком неубедительно.
Но, возразите вы, наверняка есть что-то гениальное в сюжете, перед нами раскроются подпольные тайны об изнанке фигурного катания? Как бы ни так! Да, жизнь фигуристок тяжела: рано просыпаться и ехать на тренировку, потом школа и снова тренировка, но ничего ужасного и сенсационного вы тут не найдёте — обычные будни большинства наших школьников. Сам помню, в какую рань я вставал в том возрасте и сколько кружков посещал, но как-то не разочаровался в жизни.
Единственно, что я узнал для себя нового из книги, так это то, что у фигуристок, оказывается, имеются такие же, как, например, у хоккеистов, рисованные схемы движения по льду и они их постоянно зубрят. Не скажу, что для меня это полезная информация, просто интересный факт.
Так за что же девочке досталась самая престижная премия в мире комиксов – премия Айснера? Естественно, за каминг-аут! Да, с каких-то пор на западе стало дурной привычкой в открытую заявлять о своих тайных пороках (в данном случае – лесбийстве), ведь иначе не выделиться и не продаться — и тебя тут же заметят, признают гением, а твоё произведение осыпят самыми высокими почестями и наградами, что, собственно в данном случае и произошло. А если ещё добавить толику харассмента — вообще хорошо пойдёт! Попробуйте выкинуть все эти сцены из книги и сюжет тут же развалится, поскольку всё писалось ради этого и ничего более интересного в однотипные серые будни автор не привнесла.
Кстати, сама Тилли Уолден в послесловии рассыпается в благодарностях различным личностям «за превращение воспоминаний в последовательную историю» и «за помощь в работе над этой чёртовой книгой», что лично у меня вызывает подозрения о том, что значительная часть работы над книгой была проделана не ею.
Моя оценка 4/10, абсолютно не выдающееся произведение, хотя вполне годное для коллекционеров автобиографических историй и романов взросления в комиксах, а также любителей каминг-аутов и нетрадиционных отношений (хотя каких-то рисованных откровений, окромя целующихся некрасивых детей, не ждите). Моя главная претензия — для такого внушительного объёма (400 стр.) история слишком пуста и однообразна, на повторное перечитывание не тянет.
P.S.: Расширенная версия этого отзыва и другие обзоры книг в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog