FantLab ru

Виктор Пелевин «Колдун Игнат и люди»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.12
Голосов:
429
Моя оценка:
-

подробнее

Колдун Игнат и люди

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

4 мая 1912 года к колдуну Игнату пришел протоиерей Арсеникум. Гость долго не хотел закрывать дверь, а потом предложил Игнату прочесть протоиереевы опусы...

© Lucy
Примечание:

Первая публикация: журнал «Наука и религия», 1989 г., №12.


Входит в:

— сборник «Relics. Раннее и неизданное», 2005 г.

— сборник «Все рассказы», 2005 г.

— сборник «Колдун Игнат и люди», 2007 г.


Экранизации:

«Колдун Игнат и люди» 2017, Украина, реж: Максим Фирсенко




Relics. Раннее и неизданное
2005 г.
Все рассказы
2005 г.
Колдун Игнат и люди
2007 г.
Relics. Раннее и неизданное
2010 г.
Все рассказы
2010 г.
Колдун Игнат и люди
2012 г.
Колдун Игнат и люди
2012 г.
Полное собрание сочинений. Том 1. Синий фонарь
2014 г.
Истории и рассказы
2015 г.
Оружие возмездия
2015 г.
Бубен Верхнего Мира
2016 г.
Музыка со столба
2016 г.

Аудиокниги:

Виктор Пелевин. Лучшие романы. Избранная проза. Выпуск 2
2013 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Оправдание Зла» — так можно озаглавить этот рассказ. И, действительно, мораль глазами и устами Колдуна чище, богаче и сердечнее. В этом рассказе Зло нравственно совершеннее Добра. С таким Злом мы хотим быть солидарны, постепенно переходим в сочувственное и согласное взаимодействие с ним. Добрая природа души отвергает символ ханжеской чёрной рясы Инквизиции, а лень и невежество затмевают добросовестный разум. Гостеприимное Зло лукаво и гламурно; оно использует незнание истории, сути понятий и образов в сочетании с жалостью к себе как к гонимой жертве.

На что же похоже в рассказе Добро? Подлый Протоирей, наверное, начитавшийся материалистических книжек о псевдо-истории инквизиции Доминиканского ордена сочинил три иронических притчи. Он не удовольствуется лишь одной целью, его желание это насладиться чувством превосходства над чудо-Колдуном, используя лицемерные притчи он морально глумится над своей жертвой.

Что же хотел сказать Протоирей своими притчами? Давайте переведём на лаконичный и бытовой язык. Получается, Протоирей сказал: «Ты, Колдун — безмозглое, безрассудное и никчемное существо, пришло время четвертовать тебя во имя Христа. И не надейся на прощение – сегодня Бог не примет Спасителя-Заступника». А сам подумал: «Если Бог вообще есть».

Единственный плюс рассказа содержится в русском характере священнослужителя. Как же это «по-нашему», по-русски, начать так, как положено, а закончить «как всегда». В образе священника не чувствуется ненависти к оппоненту, ведь он его так понимает, даже уважает. Протоирей раб долга, крепостной своего Господина, подневольный догм. Славный парень этот Протоирей, заблудившийся невежда, конечно, ему бы уйти из Церкви, аки Иуда; да прийти на приём к чудотворящему Колдуну.

И еще пару слов, о добросердечном Зле. Только задумайтесь, с какой любовью В. Пелевин обращается к Игнату-чародею в сопоставляемых образах: Михаил Иваныч (Именно Иваныч, как же созвучно это с русским! Как приятно слышать такие имена М-и-х-а-и-л И-в-а-н-ы-ч, Иваныч родненький, Михиало Потапыч…, эх!); или этот невинный Жу, беззащитный Жу, малыш Жу! А со стороны Арсеникума — Христос неудачник, непризнанный Богом. Так и хочется спросить: а нашел ли Он Бога? Что затаилось под Его словами «Извините. Ничего не вышло»?

Так уж сложилось, подмена категорий удобна, читабельна, а иногда возбуждающа; ничего не поделаешь, нужно жить с этим и помнить о веке современном, о веке черного пиара, о веке адвоката дьявола, о конце света в ценностях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце рассказа Протоирей словно чужим голосом заключает: «Опять не вышло…»

Так и хочется ответить вопросом: «А могло ли быть по-другому? Кто же написал это рассказ? Кем автор был вдохновлён?»

Сегодня уже Добро нуждается в оправдании…

Оценка: 1
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, как сеанс Кашпировского, или Алана Чумака обеспечивает задор и хорошее настроение. А как оригинально составлен! Жаль только, что он закончился лишь только я в него вчитался и увлекся.

Что хорошо в крупных книжных магазинах, в которых принято самообслуживание, там можно открыть томик в начале, или посередине и надолго зачитаться. Всё таки покупаешь не пачку сигарет и не пакет молока, а Книгу, поэтому хочется, чтобы содержание соответствовало ожиданию. В общем, взял я в руки пелевинский сборник и прочитал несколько штук как на духу. А этот рассказ был первым в списке. Мне так он понравился, что по дороге домой я ещё долго улыбался, вспоминая содержание «Колдуна Игната».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отчасти, конечно, рассказ об инквизиции. А если точнее, об отечественной версии инквизиции, со всеми нашими чертами менталитета, уважением чудес и гуманностью.

Но мне всё-таки приятнее думать, что рассказ больше о нематериальности идеи самой по себе: создавай хоть сотни отрядов, арестовывающих и пр., всё равно идею не искоренить, потому что она нематериальна, она продолжит витать в воздухе.

К слову говоря, дата написания рассказа подталкивает к некоторой аллюзии на тогдашний исторический период.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Когда б вы знали, из какого сора...» Первый рассказик Пелевина... Растрёпанное повествование, байки ни о чём. Обычно такое самопальные авторы выкладывают в интернете и потом гордятся своим писательским статусом. А гордиться-то нечем, как есть пустой рассказ.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: первый [микро]рассказ Пелевина

В итоге: конспект всего будущего творчества на одной странице. Сюрреализм, притчевость, христианство и буддизм, опыт смерти, загробный мир, ирреальность происходящего.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понял, причём здесь отечественная версия инквизиция? Где её вообще нашли? Путают тёплое с мягким... Кто-то про борьбу со злом и добром думает. Ну, может. Хотя по-моему, это ранний, довольно остроумный эксперимент Пелевина на тему солипсизма и иллюзии окружающего мира. Если не оно — то просто забавная история про хитроватого ловкого колдуна и толпу местных суеверных мужиков.

Рассказ очень короток, забавен, оставляет приятные впечатления.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не об инквизиции. Рассказ о людях. И о некоем старике, которого почему-то считают колдуном, хот он мог быть и святым.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее в рассказе — это вставные микроновеллки. Особенно первая.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Круто. И было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Мне показалось, что в своих 3х станичниках Пелевин попытался высмеять отечественную инквизицию – которая в отличии от западно-буржуйской по отношению к колдунам не лютовала. Ведьму – это другое, могли утопить и то если хвост найдут, но что бы колдуна случаи если и были, то единичны. Все как всегда становится ясно из последнего абзаца. И через этот рассказик Пелевин, снова как всегда отображает русский менталитет – в данном случае некоего нежелания и принципа типа «Эх не сегодня так завтра».

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший рассказ с нетривиальным концом, напомнил краткие и блестящие по концовке рассказы Фредерика Брауна. :smile:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх