FantLab ru

Антон Первушин «12 мифов о советской фантастике»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Голосов:
6
Моя оценка:
-

подробнее

12 мифов о советской фантастике

Сборник, год

Аннотация:

Четвертая книга серии «Лезвие бритвы». Представляет собой дополненную и доработанную версию сборника этого же автора, известного российского фантастиковеда, выходившего в 2013 году. В данном издании добавлены два «мифа», а также большой объем приложений, которые заняли около половины объема книги.

Автор разрушает ряд стереотипов и предубеждений, сложившихся вокруг советской фантастики. Для многих читателей, очевидно, станут открытием некоторые названия фантастических произведений советского периода.

Около половины объема издания занимают источники 1930-х — 1970-х годов — критические статьи и рецензии.

Книга информативна в качестве иллюстрации исторического фона, на котором сложился феномен советской фантастики.

В произведение входит:

8.25 (4)
-
8.67 (3)
-
8.11 (35)
-
1 отз.
7.67 (30)
-
7.79 (29)
-
7.83 (29)
-
8.17 (18)
-
8.47 (15)
-
7.74 (19)
-
8.31 (16)
-
8.00 (16)
-
8.33 (3)
-
8.00 (3)
-
8.67 (3)
-
8.00 (2)
-
  • Документ №1. «Конкурсный плагиат» (Всемирный следопыт. 1929. №3)
  • Документ №2. «От редакции» (Всемирный следопыт. 1929. №10)
-
-
  • Документ №5. Рецензия на повесть Я.Л. Ларри «Страна счастливых» (Литературная газета. 1931. №44. 15 августа)
  • Документ №6. Критический отзыв на повесть Я.Л. Ларри «Страна счастливых» (Литературная газета. 1931. №68. 18 декабря)
8.36 (14)
-
9.00 (2)
-
8.25 (41)
-
4 отз.
7.90 (30)
-
2 отз.
  • Фантастика и действительность (Октябрь. 1950. №1) // С. Иванов
  • Документ №12. О фантастике и достоверности (Наука и жизнь. 1951. №10) // Кандидат исторических наук В. Шевченко, инженер В. Струкова, библиограф В. Сериков, библиотекарь М. Иванова
6.00 (1)
-
8.00 (2)
-
3.75 (4)
-
7.20 (5)
-
8.67 (3)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2020 // Премия им. Александра Ройфе

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучшая литературная критика (книги)

номинант
Интерпресскон, 2020 // Критика / публицистика

номинант
АБС-премия, 2020 // Критика и публицистика. Финалист


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

12 мифов о советской фантастике
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга состоит из двух частей. Двести страниц занимают сами «Мифы» и почти столько же, но меньшим шрифтом, — документы эпохи: от статей А. Беляева тридцатых до споров о советской фантастике 60—70-х. Парадоксально, но вторая часть кажется даже интереснее. Вот умели же писать наши классики, если какой-то доклад С. Маршака на съезде писателей в 1934-м, да еще и посвященный детской литературе, читается как настоящее исследование, полное хорошо подобранных примеров, ярких цитат и умных, но вместе с тем простых и понятных обобщений! Ожидаешь скучных и помпезных славословий партии и Сталину за «наше счастливое детство», а тут такое. Чудеса!

Что касается самих мифов, то работа над ними в столь кратком объеме скорее только заявлена, чем проделана. Хоть их и двенадцать, а лернейскую гидру еще рубить и рубить, авгиевы конюшни еще чистить и чистить. В основном Первушин полемизирует с двумя историками советской фантастики — В. Ревичем и К. Булычевым, стараясь снять и/или снизить их слишком задорный пафос отрицателей по отношению к фантастике сталинского периода, молодогвардейским изданиям и т. п. Отчасти это верно — даже в самые темные времена что-то да найдется, кто-то да сверкнет — и Первушин правильно перечисляет множество полу-, а то и полностью забытых имен и названий, но это ведь только полдела. Дело критика — полноценно ввести эти затерянные книги в читательский рацион, если, конечно, они достойны того и издатель не ошибается, не переиздавая их вот уже много десятков лет. Но этого в книге Первушина нет.

Вдобавок лаконичный формат «Мифов» приводит к тому, что уже сам автор начинает создавать свои «мифы». Например, рассматривая фигуру А. Платонова, Первушин вдруг подытоживает, что «Платонов всегда был писателем «ближнего прицела» — никогда он не стремился описывать... процессы овладения тайнами природы, утопическое будущее или какие-то глобальные социальные изменения». Погодите. А как же тогда быть с платоновскими рассказами и повестями двадцатых, в которых человечество изобретало бессмертие и научилось воскрешать мертвых? Хорош «ближний прицел«! Как быть с рассказом «Жажда нищего», где прошли «тысячелетние царства инстинкта, страсти, чувства», так что теперь у людей разрослась голова, а тело и пол отмирали за ненадобностью, и все жили только «мыслью, познанием»? Как быть с рассказом «Сатана мысли», где человечество открыло суперсилу — ультрасвет, решив с его помощью «пересотворить вселенную», для чего «выработало новый, совершенный тип человека — свирепой энергии и озаренной гениальности»? Как быть с рассказом «Потомки Солнца», где земная цивилизация «восстала на вселенную», уничтожила «половую и всякую любовь», создала «машины, гонимые светом» и «переехала с Земли на другую звезду»? Что это, как не самые натуральные «процессы овладения тайнами природы, утопическое будущее и глобальные социальные изменения«! Даже в романе «Счастливая Москва», писавшемся уже в тридцатые и не относящемся на первый взгляд к фантастике, ученый Самбикин «овладевает тайнами природы» тем, что находит в организме человека источник таинственной жизненной силы и желает ее укротить, дабы наполнить «цистерну бессмертия». А мечтать о «будущей бессмертной жизни» и времени, когда «темная судьба человечества будет осенена истиной», герои Платонова не перестанут даже в сугубо реалистических военных рассказах. Так что не хотелось бы, чтобы с легкой руки известного критика миф о Платонове как фантасте «ближнего прицела» ушел в сознание современного читателя. Впрочем, у каждого времени — свои мифы.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая книга серии «Лезвие бритвы», вышедшая в этом году в одном из питерских издательств. Представляет собой дополненную и доработанную версию книги этого же автора, известного российского фантастиковеда, выходившей в 2013 году. В данном издании добавлены два «мифа», а также большой объем приложений, которые заняли около половины книги.

Автор разрушает ряд стереотипов и предубеждений, сложившихся вокруг советской фантастики. Для многих читателей, очевидно, станут открытием некоторые названия фантастических произведений советского периода. Лично для меня такими стали некоторые произведения Александра и Сергея Беляевых.

При изложении материала автор отмечает, что к предмету исследования относится доброжелательно. Однако заметно, что иногда Первушин немного теряет объективность. Особенно это проступает при рассмотрении темы довоенной фантастики. Фантастика 1930-х, наверное, была самым слабым звеном в истории всей фантастической литературы советского периода. Поэтому, несколько искусственными выглядят попытки автора «обелить» этот период в целом, и те цитаты, которые активно подаются, при более детальном рассмотрении (а во второй части книги помещены статьи критиков тех лет) формируют совсем не те выводы, которые хотел бы видеть Первушин. В этой связи еще более странным выглядит «лирическое отступление» о периоде войны, в которой Сталин представлен чуть ли не в роли жертвы.

В сборнике собрано много документов разной степени актуальности. Неожиданностью было то, что в критических рецензиях на повесть «Страна счастливых» наряду с идеологической трескотней много рационального, такого с чем сложно не согласиться. Несмотря на попытки автора затушевать роль цензуры и идеологического диктата, представленные памятники тех лет представляют собой не литературоведческие работы, а прямую указку фантастам — то пишите, а то нет. Интересно было наблюдать эволюцию критики. Судя по приведенным документам идеологический диктат медленно меняется рассмотрением собственно литературного содержания произведений где-то с 1961 года. Немного утомила большая статья о детской литературе Маршака, некий «сказочный ликбез», который немного выходит за рамки фантастиковедческой проблематики.

Несмотря на указанные моменты книга важна как иллюстрация того исторического фона, на котором сложился феномен советской фантастики.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх