Олег Курылев «Убить фюрера»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Центральная Европа | Южная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Два сотрудника российского Института исторических исследований, Савва Каратаев и Вадим Нижегородский, после очередного перемещения в прошлое при помощи машины времени застревают в Европе незадолго до начала Первой мировой войны. Поначалу они пытаются составить капитал, делая крупные ставки на заранее известных им победителей скачек и выигрышные номера в казино, а затем начинают все активнее участвовать в мировой политике и знаменитых исторических событиях. Однако вскоре выясняется, что вмешательство в ткань прошлого может привести к самым катастрофическим последствиям — особенно когда на западе Европы вот-вот начнут маршировать нацистские полчища…
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 486
Активный словарный запас: высокий (3158 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Тита Ливия, 2008 // Роман. 3 место | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшая отечественная фантастика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
webstranger, 14 мая 2024 г.
Соблазнился читать после отзыва на другом сайте
Перечитываю (в который раз) книгу Курылева «Убить фюрера», и подумала, что через какое-то время, вероятно мы сможем прочитать как российские писатели будут отправлять своих «попаданцев» не в Германию, Гитлера заранее нейтрализовывать, а в Ленинград, чтобы свернуть тоненькую шейку одному незаметному мальчику.
в принципе неплохой и своеобразный роман в жанре исторических попаданцев-прогрессоров.
Лично Я предпочитаю именно прогрессорство с коренным изменением истории через ускорение прогресса человечества за счёт послезнания, но тут ГГ «попадание» спланировал с целью пользоваться послезнанием течения истории от войн, катастроф и до выпадения определённого номера на рулетке включительно. Историк запасшийся всеми газетами того региона и периода (в портативном суперкомпьютере) и детальным знанием следующих декад (включая ПМВ) планировал сделать состояние сорвав несколько банков и мультиплицировать его на бирже.. с минимальным влиянием на историю, дабы и дальше пользоваться послезнанием.
НО это была бы довольно скушная попаданческая сага о «знал бы прикуп» — такие как-то выгребают у части читателей ностальгирующей по молодости или фантазиях о золотых временах СССР, но период то — перед ПМВ.. тут автор вводит ГГ №2 — психологически противоположность первому, от сибаритства до авантюрной жилки итп.
Взаимоотношения героев и сами по себе разнообразят повествование и авантюрность ГГ №2 ведёт к приключениям, но первый герой таки умудряется сущетвенную часть книги убедить ГГ №2 от прогрессорства.. в результате этого (а также заявленной «инерционности» истории) события подходят к началу ПМВ с незначительными отклонениями, вот это и используется автором для крещендо прогрессорства... причём без промежуточной башенки и командирского патрона — совсем без технического только на соц.прогрессорстве.
Kelder, 18 сентября 2022 г.
Хорошая книга. Во многом, ее лучше воспринимать как справочник по эпохе, малоизвестной для среднего читателя. Герои с трудом воспринимаются как живые люди, активизация происходит лишь в самой последней части. Вот она действительно самая интересная, спасение эрцгерцога и отмена Первой Мировой войны. Пожалуй, такой способ и в самом деле мог бы сработать. Только вот будущее героев после него очень сомнительно, ведь теперь их начнёт очень интенсивно разыскивать весь мир.
Fiametta, 6 февраля 2016 г.
Если бы меня занесло в 1911 год, я бы постаралась уехать в Австралию, подальше от бурь столетия. Но Каратаев выбирает именно Германию, и его
Автор очень образован, но книга из-за этого иногда превращается в серию лекций — об египтологии, о драгоценных камнях, о винах, об автомобилях, об истории Германии, Австрии, Боснии. Явный сюжет книги возникает только в ее последней части, но этот сюжет поистине захватывает.
Конец книги, может, и правда слишком наивен и прекраснодушен.
Sovoque, 30 декабря 2013 г.
Неплохой легкий роман. Два симпатичных главных героя: деятельный ловелас с аристократическими замашками Нижегородский и Каратаев, интеллектуал-интроверт. Вроде все хорошо, герои мирно обогащаются, никому не принося вреда. Но тем более странно выглядит внезапная озлобленность одного из героев по отношению к 23-летнему Гитлеру, которого он пытается всеми способами извести и изводит-таки. Это вместо того, чтобы принять на вооружение гораздо более гуманный план его товарища, заключающийся в последовательно позитивном влиянии на будущего Фюрера, чтобы уберечь его от совершения одиозных поступков.
Лишней «вставной челюстью» выглядит и вся «египетская» история, от начала и до конца. Введение в книгу третьего персонажа не выглядит оправданным. Да и роман в итоге выглядит оборванным на полуслове. Такое впечатление, что автор не отходя от кассы планировал продолжение, но что-то сорвалось. А зря, я бы с удовольствием почитал бы книгу «Убить Ленина».
sokol-88, 19 августа 2014 г.
«Попаданческая» тема мной до этого произведения была освоена очень незначительно. Знакомством с 2-3 романами, и то в далекой юности. Ознакомившись с данным произведением, которое анонсируется многими фантлабовцами (да и рейтинг не низок) как одно из лучших в поджанре, мне стало понятно что попаданцы — это не мое. При этом книга читалась в основном в дороге и в этой части убить время «Убить Фюрера» поставленные перед ней задачи выполнила на 5 баллов. Книга читается очень легко примерно 3/5 своего объема, после этого появляется стойкое чувство, что все оставшееся и писалось для этого самого объема. Как верно отмечено другими рецензентами линии Египта и 3 «засланца» абсолютно лишние. Авторы с довольно интересного повествования о Европе начала 20 века ближе к концу романа уводят читателя к каким то нелепым сектам, и даже любови немножко приплетают. Все это лишнее, как мне показалось. Половину книги прочитал за сутки, вторую половину за неделю.
Общая конва произведения без изысков. 2 научных сотрудника среднего возраста попадают из 22 в 20 век. Точнее в начало 20 века. Они активно начинают пользоваться своими знаниями (точнее информацией содержащейся в очках и очешнике — стилизованном компьютере 22 века) , потихоньку богатея. При этом если бы не было у них чудо-очков, они забыли бы о богатстве, так как на научных сотрудников оба похожи мало. Мне герои больше напомнили таких искателей приключений с замашками мошенников, а никак не сотрудников НИИ. Вся книга собственно про их приключения и изменение ими истории. Ничего к этому не добавить, ни убавить. Каких то новаторских идей автора в книге не замечено. Герои планомерно «убирают» из истории негативные моменты, довольно простыми, зачастую не лучшими методами.
Плюсы книги: 1 из 2-х ГГ лично мне был симпотичен, этакий Дартаньян и Арамис в одном флаконе. Второй ГГ слишком апатичен, никаких чувств у меня не вызвал.
В книге нет пошлятины и чернухи, что уже не плохо для Русскоговорящих пейсателей современности. Отсутствует любоффь в гигантских размерах.
Минусы: 70 процентов 2 части писалась для объема. Египетская линия не только лишняя, но и банально не интересна.
Слишком все легко получается у героев. Лично мне было непонятно, почему полиция Германии и Австро-Венгрии не обратила внимание на 2-х никому не известных чудиков, которые за год вошли в 100 самых богатых граждан. Не правдоподобно.
Итог: 7 из 10. Для того, чтоб убить время книга подходит. Прочитав ее никто ничего не потеряет. К сожалению и не приобретет.
nikitina123, 28 апреля 2013 г.
Купила книгу просто так, понравилась анотация. И так захватило!!! Для меня -это первая книга про «попаданцев». Понравился юмор героев, экскурс в исторические события, проработанность сюжета. Некоторые места слегка затянуты, но это не портит впечатления.
Идея о
том, как заработать денег, слетав в прошлое. вообще меня потрясла! (нечто подобное есть и в «Назад в будущее»).
Не претендующая на философскую серьезность, но очень интересная книга.
Большое спасибо Автору за его труд!
suhan_ilich, 21 октября 2008 г.
Кто-то сможет сходу назвать номер браунинга, выстрел из которого запустил маховики первой мировой войны? А где в Долине Царей находилась гробница Тутанхамона, и почему же она не была вскрыта расхитителями гробниц? А о том сколько языков знал создатель Ордена Новых Тамплиеров Ланц фон Либенфельса? А о том, какой урожай кларета считается самым лучшим? Думаю немногие... Уж до чего кажется избита тема попадания наших современников в прошлое, а, оказывается, и на этом вроде бы банальном сюжете можно создавать, если не шедевры, то очень и очень качественные книги. Шутя и по-моему не сильно напрягаясь, Олег Курылев вчистую переигрывает российских «маститых» писателей, засылающих людей из XX — XXI веков то в Киевскую Русь, то на фронта Гражданской войны, а то и во времена развитого сталинизма.
Несмотря на название, уничтожение фюрера не является центральным сюжетом романа Олега Курылева. Все начинается вроде бы довольно просто и до боли знакомо. Машина времени — одна штука, исследователь тоже одна штука. Второй пользуется первой, и вместо того чтобы заниматься работой в уничтоженных впоследствие архивах становится невозвращенцем. Автор благоразумно делает его специалистом-историком, прекрасно ориентирующимся в той эпохе, в которой ему предстоит теперь жить, а чтобы уж совсем наверняка тот не запутался, снабжает небольшим компьютером, забитым полезной информацией о будущих и прошлых событиях. Дальше к нему присоединяется случайно оказавшийся там коллега, и пошло поехало. Довольно нестандартно выбрано место действия — Германия в начале XX века не то, чтобы terra incognita, но совершенно явно не тот район, про который написано много книг на русском языке. Что же дальше, а дальше начинается информационное пиршество. Демонстрируя прекрасную эрудицию, Олег Курылев делится всем, что он знает. А знает он, как человек, выпустивший уже не одну научную книгу по истории, очень немало. История алмаза под названием «Хартвордский призрак», особенности виноделия в Эльзасе, как перевербовали иностранных шпионов в Германии, знаменитое дело полковника Ределя — эти и многие другие исторические факты в буквальном смысле теснятся на страницах «Убить фюрера». Временами кажется, что Курылеву просто не хватает места, чтобы рассказать все, что он знает. Но при всем этом книга не становится унылым трактатом, все описанные события «играют» какую-то роль в довольно динамичном сюжете. Приятным дополнением к закрученной интриги являются настоящие детективные вставки, в которых главным героям предстоит решать непростые преступления.
Литературно «Убить фюрера» тоже заметно выделяется на общем фоне подобных вещей. Пусть язык книги и не представляет собой нечто особенное, но словом Курылев владеет довольно уверенно. А вот идея постепенного усложнения текста реализовано просто здорово. Приключения парочки авантюристов, один из которых настроен с самого начала чрезвычайно несерьезно, в поисках способов обогащения, становится все более сложным, а в конце и вовсе изящно ставит знак вопроса. Свое решение того, что же лучше: жить в известном варианте истории, пользуясь всеми благами предсказуемого будущего, или рискнуть что-то изменить в прошлом, чтобы будущее стало хоть немного лучше, Курылев предлагает. Согласятся ли с ним все читатели?
Начинал я книгу с некоторой опаской, смущала аннотация и название, когда я перелистнул последнюю страницу, то хотелось, как Архимеду, громко закричать «Эврика» и побежать всем рассказывать о находке. Спасибо Льву Данилкину за пиар автора. К прочтению строго рекомендуется. И хотелось бы поскорей увидеть книгу-продолжение, которая совершенно очевидно просится. 8/10
darkina, 27 октября 2012 г.
Необычная книга, вызывающая противоречивые чувства. Автор совершенно незнаком с законами драматургии, а, вероятно и психологии. Повествование ведется по принципу «что вижу, то пою», характеры статичны и блеклы. В книге лишь один (!) напряженный момент, зато такой, что я даже в финал заглянула, чтобы успокоить расшалившиеся нервы.
И все же я бы посоветовала прочесть эту книгу абсолютно всем. Это тот редкий случай, когда обширные знания автора перекрыли все остальные недостатки. Это своего рода уникальная энциклопедия. Обычную читать подряд несколько дней невозможно. Эту книгу – запросто. Читать и удивляться: как много, оказывается, интересного происходило в такое «скучное» время, как начало двадцатого века. Как много тайн хранит история, как много открытий нас еще ожидает. Чрезвычайно полезный и увлекательный роман. Рекомендую.
Enciso, 17 сентября 2012 г.
Краткий синопсис: молодой историк из далекого будущего совершает побег в 1911 год, захватив с собой сверхмалый и сверхмощный компьютер, полный всяческих данных об эпохе — газетных заметок, биржевых котировок, просто исторических источников. Вскоре к нему присоединяется еще один невозвращенец, запертый в этой эпохе. Пользуясь своим знанием будущего, они в считанные месяцы сколачивают немалый капитал и оказываются вхожи в высшие круги светского общества. Поначалу они не хотят изменять естественный ход истории, но вскоре оказывается, что некоторые вещи идут совсем не так, как запланировано...
Очень приятная книга. Мне понравился авторский язык: богатый, емкий, совершенно не натужный. Герои прописаны хуже, но в целом, также совсем неплохи. Сюжет развивается медленно, но его и не хочется торопить — до того достоверно и симпатично описаны даже самые мелкие бытовые сцены. Эрудиция Курылева меня удивила — он владеет материалом по Западной Европе начала 20 века на весьма высоком уровне, постоянно имея в запасе какой-нибудь козырь: то к месту сообщает читателю биографию какого-нибудь не самого важного (но не менее от этого интересного) исторического лица, то вспоминает какой-нибудь захватывающий исторический курьез, то пополняет копилку наших знаний какой-нибудь небезынтересной мелочью, типа рассказов о ювелирном или виноградарском деле.
Сладкая жизнь, однако, вскоре осточертевает энергичным героям и они начинают ввязываться во всякие приключения, изменять историю, хотя, казалось бы, сами рвут в клочья свой главный козырь — владение информацией о будущем. Но при чем здесь личное благополучие, если речь идет о такой благородной цели как предотвращение Великой Войны?
БорЧ, 17 ноября 2011 г.
Не люблю читать отзывы перед чтением книги — как-то «убивается» этим сам процесс чтения. Очень часто поэтому читаю всякую «муру», но бывают и такие, не очень (увы!) частые исключения как этот роман. Уже на первых 50-ти страницах я уже был абсолютно уверен, что автор «глубоко в теме» истории Европы накануне Первой мировой войны; а к середине книги я уже перестал лазить перепроверять историчность преподносимых автором эпизодов и просто наслаждался историчностью текста, принимая уже всё сказанное автором «на веру». Удивительное ощущение лёгкости чтения для достаточно ситуационно-сложной истории и при этом — никакой пальбы-стрельбы, а исключительно «добыча денег собственным умом». При этом ещё: деньги для героев — не цель, а средство.
Но тем приятнее, уже прочитав книгу, мне было обнаружить в Фантлабовской библиографии Олега Курылёва его авторство в четырёх серьёзных энциклопедических справочниках по истории Германии первой половины ХХ века. И при этом три из них увидели свет уже после выхода этого романа. Очень хочется верить, что ещё не раз встречусь с высокопрофессиональным творчеством этого автора. Да и «задел» на продолжение — на последних страницах этой книги несомненно присутствует, хотя и увлёкся после неё автор книгами вовсе не фантастическими.
kkk72, 29 октября 2008 г.
Роман оставил весьма противоречивое впечатление. Попытки повлиять на историю исследователями из будущего — не слишком оригинальная идея, но интерес вызывает период, в который происходят события романа — 1911 — 1914 годы. Не так уж часто фантасты интересуются событиями, происходившими перед первой мировой войной. Тем более этот период требует от автора весьма недюжинных познаний в истории. И, надо сказать, автор в изобилии такие познания демонстрирует. Все громкие события передвоенной эпохи — от гибели «Титаника» до убийства в Сараево — так или иначе освещены в романе. Вот только связать в единое целое отдельные эпизоды романа не получается и роман иногда напоминает сборник рассказов.
Очень невнятное впечатление производят герои. Характеры и мотивировка их прописаны очень слабо. То они стремятся к обогащению, пользуясь знаниями реальной истории, то вдруг пытаются перекраивать историю на новый лад. Друг на друга Каратаев и Нижегородский похожи как две капли воды. К чему в романе третий выходец из будущего, неожиданно возникший и так же неожиданно ушедший в сторону — непонятно.
Действие романа напомнило мне прохождение компьютерной игры в режиме бога. Некоторые сложности возникают у героев только в самом начале и в самом конце книги, а на протяжении большей части романа все дается им настолько легко, что читать становится скучновато. Герои выигрывают миллионы на скачках и в казино, легко входят в светские круги, убирают со сцены истории Гитлера и спасают эрцгерцога Фердинанда — чудеса, да и только. Думаю, в реальности, этих подозрительных типов немецкая контрразведка повязала бы очень быстро и обвести ее вокруг пальца так легко, как описано в романе, у героев бы никогда не получилось.
В похожем легком стиле пишет свои романы Свержин, только у него они еще и насыщены юмором, а вот Курылев этим не отличается. После прочтения я осознал, что с интересом прочел бы два других романа автора, но перечитывать его произведения не буду.
Итого — за глубокие познания в истории интересной эпохи — 9 баллов, за литературные достоинства — 5. В среднем — 7 баллов.
vladimir66, 18 мая 2012 г.
Очередные «попаданцы«из нашего времени,вооруженные « воспоминаниями о будущем», орудуют в мирной Европе начала 20 века.Позиция беспроигрышная-у мужиков имеется чудо компьютер ,в базе данных которого информация о всех событиях прошлого и будущего.В начале герои предсказуемы. Они заняты устройством личной жизни, стремительно обогащаются посредством ипподромов,казино и т.д..Но затем, испытывая угрызения совести,решают изменить международную обстановку к лучшему. Среди первых попыток воздействия на реальность-довольно сложная и громоздкая комбинация отправки А.Гитлера на обреченный «Титаник». В конце-концов,вспомнив о «волшебной силе искусства»-создают шедевральную пророческую книгу.Ест-но,ознакомившись с неутешительными прогнозами на грядущие события,сильные мира сего отказываются от своих кровавых планов, и взявшись за руки , решают строить новое светлое будущее.Занималась заря...
Казалось, бы задумка автора банальная,сюжет избитый,концовка наивная .Но ,что удивительно ,получилась КНИГА.Прежде всего привлекает прекрасное знание исторического материала.Как и в прошлых книгах, здесь для Курылева мелочей нет.Каждая деталь выписана подробно,интересно и с любовью. В реальность происходящего верится,несмотря ни на что.Сюжетная линия захватывает,герои как минимум ,симпатичны, им сочувствуешь.Почему?
«Ни одна тема не может быть ужасна,если сама история выглядит правдивой , и если сама проза хорошего качества ...» Эрнест Миллер Хеменгуэй.
Лукавый, 20 марта 2012 г.
Знакомство с книгами Олега Курылева я начал с романа «Шестая книга судьбы». Означенный роман пришлось покупать дважды: когда жена, заинтересовавшись темой Третьего рейха, решила его прочесть, выяснилось, что издание кем-то благополучно и безвозвратно зачитано. «Шестая книга судьбы» оставила по себе благоприятные впечатления, и за новое произведение я брался с оптимизмом.
«Убить фюрера» не про покушение на Адольфа Гитлера и даже не про Третий рейх, как можно было бы подумать. Книга рассказывает о гостях из будущего, которые прибыли в 1911-й год с целью устроения собственного быта среди безмятежной германской действительности. На грядущие мировые войны и кошмар нацизма им было не чтобы плевать, однако спасение Европы они своей целью не ставили. Один из героев даже предусмотрительно организовал себе сертификат с хорошими показателями «арийскости». Тем не менее, широкая русская душа и гуманистическая сущность все же торжествуют, и на выходе читатель получает, в общем, образец утопической прозы.
Должен отметить, что – это характерно, кстати, и для «Шестой книги судьбы» — фантастическая составляющая существует в тексте как бы отдельно. Курылев пишет, строго говоря, не фантастику, а исторический роман. Материала, иллюстрирующего эпоху, в романе огромное, возможно, даже избыточное количество. С другой стороны, обильная детализация позволяет автору уверенно работать на избранном поле – потому что убедительность происходящего за счет этого достигаются весьма высокая.
Выстроена и написана книга ровно, не претендуя в литературном отношении на какие-то прорывы или революции, однако и ниже определенного уровня не опускаясь. Рассказчик Курылев неплохой, куролапства себе не позволяет и не сует витиеватую образность туда, где проку от нее, скорее всего, не будет.
Вообще, для меня романы Олега Курылева носят, скажем так, пропагандистский характер. Пропагандируют они историческое знание и отлично стимулируют стремление к этому знанию приобщиться. В конечном счете книги такого плана позволяют вернуть живой интерес к исторической науке, который я за пять лет обучения по специальности, признаюсь, несколько утратил.
Pupsjara, 15 апреля 2011 г.
Еще одна книга, на которую никогда бы не обратил внимание, если бы не хорошие отзывы от стольких уважаемых фантлабовцев. Десятка от baroni к примеру, она очень многого стоит. Книга была куплена достаточно давно, но только сейчас прочитана, уж очень большая библиотека непрочитанных книг у меня. Десятку автору не поставил, получилась восьмерка, и то с натяжкой. Но давайте будем разбираться, в чем же плюсы и минусы романа.
Завязка романа уже набила оскомину, как говорится «наши в прошлом». Начало XXII века, технический прогресс не стоял на месте, придумали много всяких технических наворотов, а также открыли перемещение во времени. Причем автор не стал затруднять себе жизнь, поэтому изменения в прошлом будущего никак не касается, это уже будет другой параллельный мир. Пока путешествия во времени не сильно развиты и возможны только на несколько часов, затем нужно возвращаться, иначе останешься в прошлом и тебя там никто не сможет найти, то есть клондайк для авантюристов-невозвращенцев. Главный герой романа Савва Каратаев(так и тянется рука написать Караваев:wink:) как раз из таких невозвращенцев, но он очень тщательно подготовился, загрузив себе на компьютер всю необходимую информацию о XX веке, ведь именно туда он и отправляется, в начало XX века — в 1911 год. Одного только не учел Каратаев, что его захотят спасти и направят в прошлое еще одного человека.
Главная претензия к автору: это долгое запрягание, автор завяз вместе с главными героями больше чем на полкниги в зарабатывании денег, а ведь давно нужно было выходить на политическую арену. Затем совершенно ненужная линия с третьим переселенцем, зачем он был нужен, я так и не понял, совершенно тупиковая линия. Ну и конечно удивительная легкость, с какой главные герои зарабатывали деньги, входили в аристократические круги и совершенное игнорирование немецких спецслужб, откуда взялись два таких акробата.
Плюсы конечно тоже есть, во-первых автор отлично разбирается в той эпохе, поэтому роман очень интересно читать. Во-вторых основная интрига, которую закрутил автор, очень красива, да и как главные герои зарабатывали свой капитал, хоть и легко, но различнейшими способами.
В целом наверное один из лучших российских романов про «наших в прошлом», не без минусов, но плюсы все же перевешивают. Но не нужно подходить к чтению романа с завышенными ожиданиями, это не шедевр, а просто хорошая книга!
VAI, 10 октября 2008 г.
Серьезная вещь! Обезопасившись от возможных «петель времени» утверждением, что человек, попавший в прошлое, не меняет собственное будущее, а создает некую альтернативную реальность, не зависимую от настоящей, автор запускает в начало 20-го века двоих людей из, по-видимому, века 22-го. Вся ответственность за сохранение привычного будущего, таким образом, у героев отпадает, и они могут рассматривать риск своих дйствий только в приложении к самим себе и тому миру, в которм теперь вынуждены жить. Это изменяет традиционные моральные аспекты романов о времени — герои решают проблему — что делать, спасать от гибели случайных людей или «Титаник» или весь мир от мировой войны — или заботиться только о собственном благополучии, богатея по мелочам и отстраненно наблюдая за событиями. И эти проблемы они решают — непросто, споря, ссорясь, меняясь ролями в подходе к оценке сбытий, но все же приходя к единому мнению.
Мир 1910-1914 годов описан весьма подробно. Автор имеет либо глубокие знания истории, либо большой фактический материал, относящийся к тому периоду. Иногда это изобилие фактов даже излишне (ну, например, технологические подробности огранки алмазов). Но вот только заметно, что автор описывает не свой родной мир, не прошлое своей страны. В результате нет в книге того ощущения ностальгии, которое почти всегда возникает, когда хороший писатель отправляет своих героев в прошлое своей родины(примеры — Акунин , Логинов, да и Финней со своим «Меж двух времен»).
С другой стороны, все, что касается героев книги, написано очень неплохо, реалистично и интересно, от главных героев до эпизодически появляющихся (например, кайзер...). Все они становятся близкими читателю и по окончании книги жаль расставаться.
Мир 22 века мы видим только через людей, из него пришедших — и не слишком от нас отличающихся. Технически этот мир силен — само перемещение во времени или этот суперкомпьютер (кстати весьма интересная экстраполяция современного развития компьютерной техники — интересно, сбудется ли?). А вот люди — обычные. Да и бардак у них в НИИ — обычный. На поиск исследователя посылают ... хозяйственника, не знающего ничего о той эпохе. Да и сам факт невозвращенца о чем-то говорит. Причем не мир спасать он собирался, просто тихо разбогатеть и издавать под своим именем книги будущего. Второй же оказался опытным картежником и знатоком вин, что на определенном этапе очень пригодилось. И никаких тебе суперпланов. Но когда выбор — менять и улучшать этот мир, при этом теряя собственную информированность или сидеть в тишине и роскоши — встает перед ними во всей своей многогранности, они — не сразу, но определенно становятся на путь изменений. И готовы собой пожертвовать на этом пути.
Много приключений пережили герои и чем дальше, тем эти приключения становятся реальнее, интереснее, увлекательнее для читателя. И когда роман вдруг заканчивается, безумно хочется продолжения! Хотя и понимаешь — задача описать новый мир, в который вошли герои романа, под силам, видимо, только всей литературе этого мира, не меньше.