Олег Курылев «Руна смерти»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Наш современник, случайно попавший в фашистскую Германию, способен на многое. Особенно если он учитель немецкого языка и увлекается изучением истории Третьего Рейха, как Антон Дворжак.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 485
Активный словарный запас: средний (2909 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 71 знак, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VAI, 13 октября 2008 г.
Необычная книга. Во-первых, необычный выбор времени и места действия — Третий Рейх в последние месяцы своего существования показан изнутри, из тихого провинциального городка, и герои книги — не только наш современник, пришелец из будущего, но и офицеры СС, в судьбу которых он невольно вмешался. Во-вторых — необычная теория вмешательства в ход времени, когда попавший в прошлое субьект или предмет, подобно брошенному в пруд камню, поднимает волны, направленные не только в будущее, но и в прошлое. Это приводит к жутковатым явлениям, достаточно подробно описанным в романе.
Героев в романе много. И про всех рассказано подробно, чуть ли не с рождения. Поначалу это кажется излишеством, затягивающим повествование, но потом все эти герои и их судьбы переплетаются в странный узел, при попытке распутать который мы и присутствуем.
Мистики в романе нет. Название, видимо, призванное привлечь внимание к книге именно любителей мистики, нацелено не на тех, на кого следовало. Махинации вокруг мистических предметов — есть, но это же совсем другое дело!
Автор блестяще знает историю Германии, хитросплетения отношений в гитлеровской верхушке, отношения между службами, войсками, организациями того времени. Знание наград, оружия, одежды офицеов буквально выпячивается в каждом портрете — от рядовых до лидеров: ну непременно — в чем герой был одет, да что у него на груди висело, да что на рукаве, какого цвета и размера. Это несколько мешает, впрочем — на любителя. С другой стороны, если автор слабо представляет себе, допустим, бытовые особенности тогдашней жизни, то и не заостряет на них внимания, а то и просто опускает. Что, напротив, нисколько не мешает — ведь важнее всего психология героев, а она передана вполне достоверно. Офицеры СС — очень неоднозначны, и, наверно, поэтому очень реальстичны. С горечью соглашаешься с мыслью героя о том, что конец войны ему легче, да и безопаснее было бы встретить в Германии, а не в СССР.
Потрясающе описана бомбардировка Дрездена. Почему-то этому факту не так много уделяли у нас внимания, а ведь это похуже Хиросимы! И действительно, неужели не было военных преступлений со стороны СССР и союзников? И почему же за них никто не понес наказания?
Похоже, что эта книга — из тех, которые со временем стоит перечитать еще раз, что можно сказать только об очень немногих книгах...
Резиновый Лев, 12 января 2015 г.
На днях прочитал роман «Руна смерти» Олега Курылева. Теперь можно с гордостью сказать, что прочитаны все его романы. Можно делать некоторые выводы. Например, что в литературу человека привело увлечение, бесконечно далёкое от неё. Или что из трёх романов, относимых к НФ, по-настоящему фантастический, где фант. идея сюжетообразующая, один — «Убить фюрера». Или что «Руна смерти» и «Шестая книга судьбы» (особенно эта), вполне вероятно, замышлялись как реалистические, многоплановые и многофигурные романы о Германии 30-40-х, но издательские реалии заставили перетёсывать их, чтобы втиснуть в серию фантастики. Когда же необходимость вписывать попаданцев и торопливо подыскивать причины их появления отпала, появился уже по-настоящему реалистический роман-дилогия «Предатель». Или что когда германофил Курылев с симпатией описывает офицеров рейхсвера, люфтваффе и тем более СС, хош-не-хош видишь в этом любование нацизмом, и лишь потом приходишь к мысли, что ведь нам всё-таки не исчадья ада в основном противостояли, а вполне обыкновенные люди, только одурманенные иной идеологией. И, возможно, это уже новое слово в русской литературе (господи, прости такие громкие слова, особенно когда они проистекают от неначитанности) — не ирод и каратель с той, фашистской стороны, а обыкновенный взводный Фриц, у которого мама и папа, и сын, и раны точно так же болят, и на душе неспокойно от происходящего. Просмотрев отзывы, понял, что многим к такой мысли пока трудно привыкнуть.
Жаль только, что пишет автор как-то совсем обыкновенно. Работай он со словом интереснее, может, и прозвучал бы громче. А так разве что Данилкин да ещё пара человек и замечает его. Но многие ли слушают Данилкина, когда ему одинаково любезны что Курылев, что Проханов?
ivanov, 4 апреля 2009 г.
Редкостная дрянь. Лайковый россиянский интеллигент попадает в нацистскую Германию и пытается предотвратить величайшую трагедию — потопление русскими варварами арийского корабля 'Вильгельм Густлов'. Попутно автор раскрывает тонкую душевную организацию милых охранников концлагерей и прочих подобных персонажей, вынужденных иногда перегибать палку, но в целом, несомненно, добрых и хороших людей. И в красивой чОрной форме с лайковыми перчатками, естественно.
Художественные достоинства соответствуют среднему уровню писанины класса 'наши в прошлом'.
MarchingCat, 28 февраля 2018 г.
Необычно. Реалистично. С сильными моментами. В тугую сеть сплелись парадоксы времени, интриги руководства погибающего Рейха, функционеров среднего звена, чуток оккультистики и судьба попаданца.
Причём, попаданца из всего названного, в книге, собственно — меньше всего. Так что, по-своему, уникальный роман про попаданца.
По началу романа в минус хотелось отнести биографии персонажей, но затем выяснилось, зачем они были нужны. Да, несколько сбавляли динамику, но способствовали пониманию возникающих парадоксов.
«Густлов» и Дрезден — выше всяких похвал.
Собственно, роман стОит читать лишь настроившись именно на фантастику как литературу, но никак не в качестве с собой в дорогу.
Крепкий и необычный роман, чем очень выигрывает.
ksaltuton, 30 июня 2012 г.
Автору респект и за «Руна» смерти и за шикарное издание «Энциклопедия символов Третьего рейха».
Появление во Фленсбурге героя-современника из Росии заинтриговывает указывая но добротно закрученный сюжет. Живописное описание архитектуры, униформы и истории придает вес и реалистичность данному произведению.
Но не без капли дегтя в адрес автора. Подробные биографии героев, пусть даже выдуманных, и отдельных исторических событий и униформы более характерны для документальной литературы, поэтому, если автор хотел придерживаться «исторической правдивости» делать это надо было в сносках произведения. Написанное все общим чохом прерывает напряжение сюжет и местами наскучивает.
Понятно, что герой романа Антон хочет знать причины своего появления в этом месте в это время. Сложная конструкция возмущений и переноса во времени выстроенная автором тяжеловесна. Единожды высказаное мнение героя об этом подкрепленное выводами автора книги было бы достаточно. И чем прозрачнее и проще тем лучше, что автором не было сделано.
В всем остальном и в частности концовка произведения написано отменно. Трагедия с Вильгельм Густловом почти как в фильме «Пункт назначения», бомбардировка Дрездена и конечная развязка написано занимательно, напряженно, реалистично. Так что ждем продолжения произведения.
lemur, 20 июля 2010 г.
В целом — книга интересная. Необычная (скорее — непривычная) подача материала «с другой стороны», чувствуется увлечение автора Германией и «тем самым» периодом её истории...
Встречаются некоторые исторические ляпы. Например, в принципе нацисты за готический шрифт не так уж и держались, и Гитлер сам высказывался за его отмену, чтобы упростить
распространение немецкого языка на завоёванных территориях. И по поводу пенсионера с личной машиной — не очень правдоподобно, т.к. во-первых в то время машину точно бы
реквизировали для нужд армии, а во-вторых, где он брал бензин? Тогда даже СС не хватало горючего (о чём, кстати, в романе упоминается). Однако, в общем, роман достаточно хорошо продуман и сюжет постоен увлекательно.
ведь сохранилась же неопределённость как Антон попал туда и обратно...