FantLab ru

Адам Нэвилл «Багрянец»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.19
Голосов:
54
Моя оценка:
-

подробнее

Багрянец

The Reddening

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Журналистка Кэтрин приезжает на побережье Девоншира, известное своими пляжами и природными красотами. Но когда в Брикбере, городке поблизости, находят доисторические артефакты и огромное количество человеческих останков, жизнь Кэтрин меняется навсегда. Хелен потеряла своего брата 6 лет назад. Незадолго до своего исчезновения он записал странные звуки, которые раздавались из-под земли неподалеку от Брикберских пещер, и эта запись приводит Хелен к месту, где люди убивали друг друга еще в первобытную эпоху, а на стенах до сих пор остались изображения их безымянных богов.

Здесь ходят слухи о появлении мифического красного народа, а любопытные исчезают уже на протяжении многих лет. Здесь не привечают гостей, а местные жители считают, что под землей до сих пор таится зловещая сила, сразиться с которой могут только самые отчаянные, ведь перед багровым приливом первобытной жестокости мало что может устоять.

© издательство

Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2020 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман)

Номинации на премии:


номинант
Премия «Это — хоррор» / This Is Horror Awards, 2019 // Роман года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Голикова (1)

Багрянец
2020 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Среди творчества Адама Нэвилла «Багрянец» можно поставить рядом с «Ритуалом». Во-первых, был схож процесс написания романов, а во-вторых, общими оказались некоторые важные сюжетные элементы. Вообще, берясь за книгу, я ожидал чего-то близкого к фильму «Спуск», но вместо этого получил замысловатую смесь из сектантов-реднеков, реликтовых существ, фонового сплаттерпанка и привкус «Крыс в стенах» Лавкрафта.

«Багрянец» начинается очень неспешно. На первой трети происходит только экспозиция с минимумом хоррора, читать которую не то чтобы захватывающе, но, в целом, интересно. Хотя поначалу даже не понятно: кто тут главный герой и чего вообще ждать от истории. Сюжет разворачивается вокруг неких пещер в английском захолустье, внутри которых обнаружились сенсационные следы жизнедеятельности человеческих предков и не только. И пока ученые узнают все больше подробностей о жутком прошлом этого места, местные жители всё глубже погружаются в пучину страха. Некий Красный Народец терроризирует округу, в глубине пещер как будто живёт древнее нечто, а столкнутся со всем этим две женщины, каждая из которых уже слегка психологически надломлена.

Нэвилл немного отошел от своих привычных пугалок, и вместо непонятных звуков и силуэтов в темноте читателя ждут вполне определенные и материальные враги. Ну а помимо кровожадных красных людей текст будет кошмарить вас отвратительной погодой, постоянными неудобствами, дискомфортом от психологического состояния основных персонажей и ожиданием появления чего-то сверхъестественного. Читается книга бодро, последняя треть вообще пролетает на одном дыхании, финал получился логичным и, по-своему, впечатляющим.

Российское издание выглядит отлично, от иллюстрации на обложке становится немного не по себе. Перевод выглядит несколько небрежным, но ощущается получше, чем в «Никто не уйдёт живым».

Кровавый напряженный хоррор. Следующей книгой в «Мастерах ужасов» будет сборник Нейтана Баллингруда. Автор этот мне не известен, так что будет интересно познакомиться.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любая впервые издаваемая книга Нэвилла для меня обязательна к прочтению. Нэвилл, на мой взгляд, задал очень высокую планку для жанра ужасов. Я имею в виду его книги «Ритуал» и «Судные дни», в которых он действительно сумел создать прекрасную атмосферу ужаса, способную реально напугать читателя. А первая половина «Ритуала» – вообще безусловный шедевр жанра ужасов. С другой стороны, его книга «Дом малых теней» (равно как и «Номер 16») это крайне скучное, занудное и неинтересное чтиво, эдакая сюрреалистическая шизофрения с вердиктом по прочтении: «жалко потраченного времени». Тем не менее, изданную позже «Никто не уйдет живым» прочитал с удовольствием, несмотря на крайне затянутую вторую половину книги (Нэвилл вообще мастер сливать концовки, тут уж ему не откажешь в этом умении).

Последний нэвилловский роман «Багрянец» ожидал с нетерпением. Тем более, что аннотация была весьма многообещающей – побережье Англии, старинные пещеры, древние обряды, старые божества…

Что же, аннотация не обманула – есть и побережье Англии, и пешеры, и обряды, и подземные существа, и загадочный «красный народец», и каннибализм. Однако, несмотря на все эти интересные фишки, книга у Нэвилла получилась скучная и малоинтересная. Совершенно нет атмосферы ужаса и драйва, которые были в «Ритуале» и «Судных днях». Довольно неплохое начало книги, потом идет жуткое провисание сюжета, практически никакой движухи, т.е. на мой взгляд автор полностью слил первую половину книги. Да и концовка показалась какой-то сумбурной и скомканной.

Ну и надо отметить очень плохой перевод книги, корявый и трудночитаемый, который только ухудшил впечатление от и так не самой лучшей книги.

По итогу: «Багрянец» это бледная копия того Нэвилла, который написал «Ритуал» и «Судные дни». Средненький триллер, изувеченный кривым переводом. Очень жаль.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной раз убедился, что аннотация — это некая реклама, созданная для завлечения потенциальных покупателей книги, а не краткая характеристика того, о чем это произведение.

Конечно, все ждут от Нэвилла очередного «Ритуала»! Ага, «безымянные боги», «доисторические артефакты», «странные звуки» и «зловещая сила». Плюс — обложка многообещающая. Понятно, читатель надеется встретить реликтовых монстров, древних каннибалов, и, этих самых «безымянных богов».

Но, роман вовсе не об этом.

Книга, (да, впрочем, как и «Ритуал»!) о фолк-музыке, сектах, ритуалах и наркоторговцах.

А, по-большому счету, произведение ( опять же, как и «Ритуал»), о герое (вернее, двух женщинах-героинях), которые живут в состоянии депрессии. Проблемы, неудавшаяся личная жизнь, кризис среднего возраста. Семья, работа. И, большую часть книги занимают психологические самокопания двух дам.

Сказать что книга плохо написана я не могу:

— Интересные главные герои. Детально прописанные, живые и разные.

— Отличные пейзажи Девоншира. Море, скалы, вересковые пустоши.

— Кульминационные моменты и сцены отлично проработаны.

А в остальном — я разочаровался. Ждал «древних богов», реликтовых тварей, каких-нибудь, не совсем вымерших троглодитов. Хотелось мистического хоррора, жуткого и таинственного. Думал, будут «лавкрафтианские мотивы». Не дождался.

Мистики в романе совсем чуть-чуть. На уровне наркотического бреда. Смутные видения, страшные сны. Все кто видит и слышит сверхъестественные образы и звуки — обкурившиеся в хлам люди.

В реальности — секта наркодиллеров, марихуана и человеческие жертвоприношения. Под dark folk музыку. Да-да, как и финальной части «Ритуала».

Красивая обложка и интригующая аннотация.

Не знаю, просто Нэвилл «выстрелил» одним бестселлером, теперь все ждут от него повторения. А этот роман, на мой взгляд, абсолютно проходной. Да, ещё и перевод «так себе». Нет, все читабельно, но, есть и неудачные места.

Хоррор? Да, есть страшные моменты, «расчлененка» присутствует, много крови. Саспенс? Мне кажется, тоже есть, особенно, в первой части. Кошмарные находки в пещерах, ожидание пробуждения чего-то древнего, ужасного.

Жаль вот, эти ожидания так и не оправдались...

Нет, не полный провал, но, вот в целом, мне книга не понравилась. Хотелось совсем другого.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ужас из глубин земли

***

Адам Нэвилл – хедлайнер хоррор-романов последних лет. Автор пишет достаточно атмосферно, не скатывается в сплаттерпанк (сплаттер сам по себе – это хороший подвид хоррора, но всё-таки достаточно простенький). При этом Нэвилл не использует одну и ту же заезженную схему. У него есть готические романы («Номер 16» и отчасти «Дом малых теней»), есть фолк-роман («Ритуал»), есть хоррор, который близок к лавкрафтовскому («Судные дни»), причем с интересной тематикой сект. В этом отношении «Багрянец» стал сплавом «Судных дней» и «Ритуала», но с уклоном в реалистичность. Что, опять же, необычно для Адама.

…сюжет отправляет читателя в Южный Девон, в Англию. Неподалеку от маленького городка Брикбер найдены пещеры, а в пещерах найдены останки древних людей. Исследователи устремляются на изучение наших предков, делая необычные открытия. Вместе с тем журналистка Кэт знакомится с женщиной по имени Хелен, у которой несколько лет назад случилось горе – ее брат, он же исследователь подземных звуков, совершил самоубийство. Без каких-либо явных причин и без записки. Обе женщины оказываются в водовороте событий из убийств, хищений людей, наркотического трипа, фантастических тварей и так далее.

Композиция романа довольно проста. Есть две основные сюжетные линии. Это линия Хелен (мать, сестра самоубийцы) и линия Кэт (журналистка, встречается со Стивом, бездетна, страдает от мук былой любви). Побочные сюжетки коротки по количеству страниц, поэтому они лишь дополняют общую историю. Первая треть романа – это лишь расстановка сил на поле боя. Адам очень методично расписывает Хелен и Кэт, обрисовывая их внутренних демонов, их мотивации и желания. Нельзя сказать, что Адам делает это скучно, но любители термоядерного хоррора останутся недовольны. Первая треть течет медленно. Вторая треть романа – чистый конфликт. Нэвилл резко повышает градус действия, мы углубляемся в хоррорную составляющую. Ну и третья часть книги – эскалация конфликта и завершение. Здесь Адам вскрывает всю подноготную багровых людей и фантастических существ.

Что сказать о плюсах романа? У Нэвилла всегда есть методичный подход. Подобному тому, как он раскрывал «Судные дни», так и тут Адам придумывает фолк-музыканта, на котором строится большая часть сюжета. И пусть это выдумка, Нэвилл пишет так, будто музыкант существовал. Еще один плюс – фолк-составляющая. Городская легенда – прием простой. Но раскрутить его тоже надо уметь. Автор умеет, это факт. Еще один плюс – лавкрафтовская составляющая. Она действительно присутствует, пусть ее и немного. Зло здесь до последнего остается тайной, его космогония чужда для шаблонного креацинизма. И это отдаляет зло, делает его лавкрафтовским, пусть и отчасти. Плюс сама природа зла, чуждая для человека. Наконец, нэвилловские приемы по созданию атмосферы и сама атмосфера. Адам делает текст густым, описывая детали обстановки, звуки происходящего, даже запахи. Нэвилл не стесняется углубиться в текст, не боится того, что нерадивый читатель назовет водой. Потому что искушенный читатель назовет это смачной атмосферой мрака, ужаса и безысходности, где пугают даже те самые звуки, записанные под землей.

Что касается минусов. Тут некоторая вторичность (снова секты, снова фолк, но раньше это шло по отдельности, а тут рядом). Наркотические трипы. Честно говоря, сама тема наркотиков выглядит как-то пошло в исполнении Нэвилла. Ну и, наконец, мотивация сектантов в их поклонении – странное дело.

Заключение: это не лучший роман Нэвилла, который объективно выстрелил в «Ритуале» и «Судных днях», был очень хорош в «Номере 16». С другой стороны, роман показался интереснее «Дома малых теней». Роман читается легко и интересно. Пугать у него не получается. Но он мрачный, атмосферный и густой. Даже с «Багрянцев» Нэвилл остается на вершине горы современных хоррор-авторов.

8 багровых людей из 10.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сам не знаю почему, но читая последние переведенные на русский язык романы Адама Нэвилла, я каждый раз испытывал легкий диссонанс между тем, что было заявлено в их кратких аннотациях, и тем, чем оказались изданные тексты в итоге. Конечно, мои ожидания — мои проблемы, но думаю, многие согласятся, что в «Доме малых теней» этих самых теней было с гулькин нос (при том, что тема наделенных сознанием кукол обладала огромным потенциалом), а в «Никто не уйдёт живым» вся мистика служила лишь фоном для развития чисто криминальной истории (хотя в распоряжении автора был отличный хоррор-элемент в лице Черной Мэг, которую он по какой-то причине постеснялся использовать на полную катушку).

Вот и свежая книга писателя «Багрянец» вызвала у меня противоречивые чувства. Роман повествует об обнаружении на побережье Южного Девона сети подземных комнат, где на протяжении тысячелетий обитали первобытные люди. Найденные там артефакты привлекают внимание как научной общественности и журналистов, так и простых людей, интересующихся древностью. Однако никто из них не догадывается, что Брикберские пещеры не настолько пусты, как кажется на первый взгляд. В них до сих пор обитает нечто ужасное. Нечто, способное свести с ума одним лишь своим видом. Нечто, что не стоило раскапывать...

Чтобы долго не ходить вокруг да около, начну с того, что мне не понравилось в «Багрянце». Во-первых, это его неприлично затянутая экспозиция. Я понимаю, что Адам стремился как можно подробнее рассказать о месте, где будет разворачиваться сюжет, и о персонажах, которые примут в нем участие, но мне кажется, что тратить на это почти две сотни страниц текста, право слово, не стоило (тем более, что вся матчасть свелась к пережевыванию одних и тех же не слишком-то будоражащих воображение фактов). Да, кое-какой пугающий экшен в первой трети книги все же есть, но его настолько мало, что особого эффекта он не производит.

В общем, только ближе к середине роман разгоняется и перестает навевать сон, однако делает он это не в том ключе, в каком хотелось бы (по моему скромному мнению, естественно). Суть в том, что львиную долю внимания автор уделяет, скажем так, защитникам Брикбера, которые свято чтут его жуткие тайны и готовы расправиться с каждым, кто захочет поведать о них миру. В целом, мне было любопытно читать о них и об их жестоких ритуалах. Но печалит то, что сами мерзкие существа, населяющие подземелье, остались где-то на заднем плане. Выглядит это так, как если бы в фильме «Спуск» (The Descent, 2005) героини большую часть хронометража беззаботно гуляли по пещерам, и только за двадцать минут до финала натыкались бы на слепых монстров, жаждущих их теплой человеческой крови. Короче, если вы надеетесь на какой-то крутой сплаттер с первобытными чудовищами во главе угла, то искать его в «Багрянце» нет никакого смысла.

А теперь о плюсах книги. Прежде всего, это мрачная давящая атмосфера Южного Девона, где определенно не стоит гулять в одиночестве. Причем, абсолютно в любое время суток! Иными словами, Нэвиллу удалось очень ярко изобразить захолустье родной Англии, мало изменившееся после завершения очередного ледникового периода.

Отдельной похвалы писатель заслужил за цепляющую и довольно правдоподобную историю Красного народа. Мне всегда нравились сюжеты, в которых присутствуют деятели культуры, ушедшие на покой и занимающиеся в уединении некими темными делами. Поэтому я был рад познакомиться с бывшим фолк-музыкантом Тони Уиллоузом и его общиной, скрывающейся на пришедшей в упадок ферме Редстоун-Кросс.

Ну и еще один приятный момент — наличие отсылки к роману «Никто не уйдёт живым». Все-таки здорово, что Адам пытается выстраивать свою литературную вселенную. Это придает дополнительный вес и глубину его работам. Расширяет границы иррационального, всегда незримо окружающего нас.

Сейчас весьма модно составлять личные рейтинги произведений тех или иных авторов. Если говорить о Нэвилле, то его последняя на сегодняшний день книга не смогла пробиться на первую строчку в моем топе, которую похоже навсегда заняли «Судные дни». Да и «Ритуал», если честно, был получше и пострашнее Брикберских ужасов. А вот третьего места «Багрянец» вполне достоин. Хороший хоррор, хоть и не без недостатков.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неужели Адам Нэвилл сдулся?

С трудом дочитал сие творение и могу с уверенностью заявить: мягко говоря не впечатлило. А жаль, потому что я с таким предвкушением начинал знакомство с романом, думая с головой окунуться в очередной шедевр автора, но... Как оказалось, зря надеялся. Ведь сюжет не цепляет, от слова совсем; персонажам не сопереживаешь, они будто из картона и концовка как всегда скомканная.

Что могу подитожить: Багрянец- первая книга автора, которая точно не будет стоять на моей книжной полке.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про Адама Нэвилла и его творчество ходит сейчас довольно много противоположных мнений и пересудов. Большинство хвалит его книги, особенно: «Судные дни«и «Ритуал». Есть и такие, кто считает, будто произведения Нэвилла слишком переоценены в современной литературе ужасов. И вот вышел «Багрянец»...

В аннотации издательства, я заметил ключевую фразу: «пожалуй, самый экстремальный роман Нэвилла на сегодняшний день». Признаюсь, был довольно заинтригован подобным заявлением, особенно если учесть, что после «Ритуала» стало понятно, что автор может работать в кровавой манере, не теряя атмосферности произведения.

Сразу оговорюсь, я не буду использовать сюжетные линии и имена персонажей в своей рецензии, а постараюсь изложить все для тех, кто, как и я, раздумывает о том, а следует ли вообще читать данную книгу. Опираться я буду на несколько базовых тезисов, которые знакомы всем. Итак:

— Идея — В книге она представлена достаточно интересно. Очень много схожих моментов с Ритуалом, однако, они скорее идейные нежели сворованные сами у себя. Очень необычно было читать, как автор рассказывает историческую подоплеку, которая русскому читателю навряд ли смогла бы прийти в голову. Большое количество географических терминов и деталей не отпугивало, хотя кого-то вполне может. Но в целом — идея интересная и не избитая. Поэтому за идею 8 из 10..

— Сюжет — Несмотря на то, что сюжет не зациклен на ком-то конкретном, он хорошо разбит по страницам. Не успеваешь заскучать на главе с кучей описаний и рассуждений. Динамика, на мой взгляд, вполне себе хорошая.Сюжетные ходы и повороты хоть и могут показаться предсказуемыми в некоторых моментах, все равно не испортили мне удовольствия от прочтения данной книги, поэтому за сюжет я поставлю 8 из 10.

— Персонажи — Им можно сопереживать, особенно если настроиться на нужную волну и представить себя в ситуации этих героев. Истории жизни персонажей показаны достаточно детально, но, опять же, без лишних нагромождений слов и букв. Было интересно следить за их историями, а потому я с уверенностью поставлю 8 из 10.

— Атмосфера и погружение — Мое вливание в книгу происходило в достаточно-среднем темпе. Но это не значит, что следует бросать книгу после первых 100 страниц. Книга раскрывает себя неспешно, но захватывает ближе к середине своим драйвом и напряжением. Признаюсь, ближе к концу книги, уже не терпелось узнать, как все закончится и что будет с героями. Атмосфера книги тоже располагала не только описанием событий, но и некоей неспешностью, может даже расчетливостью на читательский разум. Поэтому уверено поставлю 8 из 10.

— Жестокость и другие неординарности — Здесь следует обязательно отметить, что книге есть чем Вас удивить. Но, как по мне, ожидать чего-то сплаттерпанковского не стоит. Есть жестокие и неприятные сцены, но они больше выглядят, как дополнительные эффекты. По сравнению с идейным братом « Ритуалом», книга не так щедра на подобные сцены, но все-таки это немного не то, что я ожидал. Возможно я слишком опирался на слово «экстремальный» в анонсе.. 6 из 10.

Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что Нэвилл очень талантливый и необычный писатель. Каждую свою книгу, он продумывает во многих аспектах и «Багрянец» не стал исключением. Вас ожидает путешествие полное боли, переживаний и неизвестности. Все зависит лишь от того, захотите ли Вы этого сами или бросите то, что начали. «Багрянец» — это книга, которая может раскрыть не только страшные моменты из жизни обычных людей, но и показывает, что каждый из нас может сам стать тем чудовищем, против которого борется.

Спасибо за внимание..

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока что Нэвиллу не удается вернуться на олимп, который он сам и создал Судными днями и Ритуалом.

Не скажу, что книга проходная, просто учитывая потенциал вначале, он мог значительно сильнее закрутить вторую половину и конец. Конец уложился буквально в 30 страниц, скомкан и не внятен.

Немного жаль, что намеки на шедевр в первой половине книги перетекли в триллер с «додумай сам».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх