fantlab ru

Игорь Вардунас «Метро 2033: Слепая тропа»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.93
Оценок:
14
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Слепая тропа

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

Желая найти пропавших родителей, Лера бежала в Антарктику на борту атомохода «Иван Грозный», отплывшего в поисках панацеи для человечества. Длинный, полный опасностей путь привел Леру и команду судна на Фарерские острова, казалось бы, не тронутые Войной и чадом пожарища, окутавшего планету.

Но радость была недолгой. Таившаяся на чужой земле беда подкралась откуда не ждали: зло — жестокое, непредсказуемое и невидимое. Лера оказывается перед выбором: собственное счастье или жизнь друзей. Время уходит, но любовь слепа, как и новая тропа, по которой ей предстоит пройти.

Для этого произведения есть карта:

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 241

Активный словарный запас: очень высокий (3294 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 55%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2019 // Ржавый Артём. Лучшее описание мира. Фарерские острова

лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2019 // 1 место


Издания: ВСЕ (2)

Слепая тропа
2019 г.

Аудиокниги:

Слепая тропа
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не сразу узнал, что у трилогии есть продолжение, а когда узнал, то решил прочитать. В целом Атлантическая одиссея мне категорически не понравилась. Годный сюжет испортили глупостью и штампами. Но если штампы ещё можно простить, то абсолютную нелогичность, рояли в кустах и прочие совпадения в угоду сюжета — это уже просто неуважение к читателю. То, что было простительно для А. Дюма или Э. Берроуза, хотя и тогда смотрелось довольно неестественно, для писателя двадцать первого века- это пошлый и нелепый китч.

В целом о последнем романе могу сказать, что он получился лучше, чем третий, но всё же вызвал неприязнь. Лерка- всё такая же капризная эгоистичная мразь, как и в предыдущих книгах. Даже то, что она пытаться спасти Мигеля, не поправляет ситуацию. Она хамит, дерзит и угрожает ударить своего деда в ответ на справедливую критику. Ну это уже стандартная ситуация для всей серии. Героям читатель должен сопереживать, а не ненавидеть и испытывать к ним брезгливое отвращение, если это только не антагонисты. У Вардунаса я не могу посочувствовать никому, потому что практически все важные для сюжета люди показали себя как идиоты, жлобы, позеры. Но омерзительнее всех выглядит, разумеется, Лерка. И опять же, тут не обошлось без роялей в кустах и сценарных костылей. Приплыла американская субмарина. По сюжету она не нужна вообще. Ведь герои могли бы воспользоваться Иваном Грозным. Зачем вводить ещё одну подводную лодку, если она не играет никакой ключевой роли, а её экипаж практически не появляется на сцене. Да и вообще, самом этот иностранный экипаж почти не описывается. Плюс ко всему, когда автор всё же решил посвятить ему пару строчек, он просто сразу же сел в лужу. Ведь сначала американцы говорят, что заражены неким вирусом, и из за них погибли несколько общин, давших приют этим морякам. А буквально на следующей странице жители Фарер уже решают пустить их к себе пожить. Вобщем, глупость, нелепость, графоманство. И Лерка опять косплеит Сойку-пересмешницу, и Мигель опять играет роль похищенной принцессы, и про биолаборатории ничего конкретного не рассказывают. И вообще, весь роман -это халтура. Взять хотя бы эпизод, где Лерка пытается утешить и отвлечь дочь того пастора-перебежчика, давая ей в руки свою мышь. Для справки: его дети описаны в прологе, им на момент катастрофы было лет по пять-шесть, самое меньше- четыре года. Значит, на момент действия романа дочери как минимум двадцать четыре года. И вот ей, как маленькому ребёнку дают ручную мышку и она ей очень радуется и сразу же начинает с ней играть, отвлекается от своих переживаний. Ну это как вообще понимать? Или автор забыл по ходу написания, сколько лет детям одного из героев? Так что читать эту писанину я вам не рекомендую.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чужой дом»

Рецензия на «Метро 2033: Слепая тропа» Игоря Вардунаса

Давайте поговорим о магических числах. Одно из самых распространённых — три. Оно кажется устойчивым, к нему часто обращаются в священных текстах, магических ритуалах, суевериях и традициях. Геометрия тоже на стороне тройки: по трём точкам можно однозначно задать плоскость, поэтому стул на трёх ножках окажется устойчивее, чем на четырёх, у которого одна короче остальных.

В литературе три тоже имеет своё отражение — я имею в виду популярность таких циклов, как трилогии. Автор, написавший трёхкнижие, может собой гордиться: он рассказал определённую историю в трёх томах и может штурмовать новые вершины. Вот только не всегда история умещается в три части, герои начинают жить своей жизнью и требовать к себе больше внимания. Да и читатели, если трилогия снискала популярность, желают вновь окунуться в тот же мир, хотя сколь часто оказывается, что продолжение получается хуже оригиналов, а новый финал перечёркивает достижения предыдущего. После четвёртой и последующих частей мир никогда не будет прежним, а самому автору надо раз за разом учитывать всё больше им же введённых реалий и подчёркивать новые и интересные факты, чтобы не потерять интерес своей аудитории.

О «четвёртых частях трилогий» во «Вселенной Метро» говорят не первый год. Я сейчас не беру в расчёт вторые трилогии Сергея Антонова, Анны Калинкиной и Андрея Буторина (у последнего они и вовсе не имеют каких бы то ни было значительных связей), а также второй цикл Дмитрия Манасыпова и соавторские проекты Ольги Швецовой. Речь именно о расширении цикла с «устойчивым» числом и уже ясным финалом. Тут я, впрочем, немного лукавлю. Не всегда авторы «закрывают» третьим романом задуманную историю, оставляют место для новых идей. Кажется, первым заговорил о возможном продолжении Андрей Дьяков, любимец метро-публики и автор трилогии «Тени Пост-Петербурга». К сожалению или счастью, он до сих пор не взялся за написание романа «Домой», и цикл новым романом не дополнил. Дальше был Денис Шабалов, и вот он как раз довёл дело до печатного конца. С одной лишь оговоркой: «Без права на ошибку» он издал сам, без посредничества официальных издательств. Позже Туллио Аволедо заговорил о возможном спин-оффе о Патриархе Марко, но можно ли его будет расценивать именно как четвёртую часть и будет ли она вообще, время покажет.

Наконец мы приходим к предмету обсуждения. Как все уже поняли, Игорь Вардунас всё-таки решился на полновесное продолжение о своих героях в рамках классической «Вселенной Метро 2033». Мы узнаём, как обосновывается на новом месте, на чужой земле, между прочим, русская община, как относятся к этому знакомые и незнакомые местные жители и какие опасности подстерегают людей на архипелаге. Возникает закономерный вопрос: нужно ли было нам всё это узнавать? Что ж, с одной стороны, да, мы избавились от приторно-сказочной неопределённости в конце экс-трилогии, с другой же стороны, мы могли ограничиться тем оптимистичным финалом и надеяться, что больше никто этих многострадальных путешественников не потревожит.

Часто авторы отказываются плодить сиквелы, а читатели, в противном случае, отказываются читать написанные продолжения, утверждая, мол, дальше надо додумывать самим читающим, что там с героями будет. Однако, если закрыть глаза на пару персонажей, чья история подошла в «Слепой тропе» к концу, фантазировать о судьбе героев можно и дальше, просто теперь не на весь 2034 год, а на его половину и далее, далее, далее.

Вместе с тем роман всё равно стоит особняком от остальной трилогии. Да, между выходом первой и второй частей прошло около пяти лет, а между третьей и четвёртой — порядка трёх, стиль написания и характер изложения изменились кардинально. Во многом иные характеристики обязаны самому месту действия: раньше мы вместе с героями рассекали океаны и моря, теперь же медленно продвигаемся с острова на другой остров. И, хотя времени между событиями прошло всего ничего, все герои как будто подросли. Лера теперь законная жена Мигеля, Батон пытается вернуться к охоте на монстров, Паштет и Треска поражаются окружающему, а жители Пионерска и Фарер присматриваются друг к другу. Я бы даже сказал — учитывают друг друга, потому что многие действия теперь оцениваются чуждыми людьми, и важно избежать ссор и более серьёзных конфликтов.

Местами события напоминают «Край земли» Сурена Цормудяна (любопытно, что к предшествующим его книгам для «Вселенной Метро 2033» наведены отсылки), только событий, пожалуй, всё же поменьше. Мы узнаём героев с новых сторон, да и знакомые черты смотрятся как-то иначе. Особенно это касается Птаха, который из эпизодического юродивого превратился чуть ли не в одного из важнейших персонажей романа. И да, как иначе узнать героев, кроме как не бросив их в гущу событий, к которым они были не то что не готовы, но не ждали, что они стрясутся. Жаль только, что второстепенных персонажей Игорь раскрывает совсем немного. То ли старался не сделать их чересчур гротескными (ведь большинство добавившихся лиц — иностранцы), то ли… хочется сказать, что готовил на убой, но тут меня автор одурачил.

Почему-то послевкусие от романа меня не захватило так, как от третьей и особенно первой части. Наверное, я больше люблю простор. А может, я не поспел за изменившимся стилем автора. Так или иначе, «Слепая тропа» имеет ряд своих преимуществ, есть и определённые недостатки, но всё это дело вкуса. Главное, что Чучундра — хвостатый талисман цикла — всё также радует!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх