Виктор Пелевин «Иакинф»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Античной ) | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Культы | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Четвёрка молодых друзей приезжает из Москвы в Долину Нарзанов, чтобы побродить по горам. Их проводник — человек необычной судьбы, бывший врач и экстрасенс. Вечерами у костра он рассказывает молодым туристам историю своей жизни, похожую на страшную сказку. Много лет назад он повстречался здесь, на Кавказе, с древним могущественным богом...
Входит в:
— сборник «Искусство лёгких касаний», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
razrub, 25 августа 2019 г.
Я бы охарактеризовал эту небольшую пелевинскую повесть, как мистический триллер. По крайней мере, именно так выглядит повесть на первый взгляд.
Четверо московских друзей-туристов на Северном Кавказе, странный проводник, рассказывающий по вечерам странную историю о своей жизни в 90-х годах, о древних богах и о человеческих жертвоприношениях.
Вряд ли этой повести суждено стать классикой хоррор-литературы. Нет, текст очень даже хорошо написан, повесть интересно читать, но всё-же нынешнего любителя страшилок трудновато увлечь этим текстом, по-моему. Я, например, даже не будучи большим поклонником мистики и заядлым читателем хоррора, ещё задолго до финала понял, какой будет концовка. То есть, внешне — всё довольно предсказуемо.
Впрочем, хоррор — это только первый слой. Вчитавшись в текст тщательнее, видишь, что это типичный пелевинский постмодернистский текст с множеством скрытых цитат, аллюзий и отсылок. Опять Пелевин играет с читателем в «угадайку». И на этот раз объектом творческого переосмысления стали в первую очередь книги
(Далее последует один большой скрытый спойлер. Ежели кто хочет поискать эти аллюзии и отсылки, то скрытый текст читать не следует. А я же изложу, что там получилось отыскать. А уж что хотел автор этими отсылками сказать... Тут вариантов ответа много, целый «сад расходящихся Петек». Ибо Пелевин же.)
Вначале обращаешь внимание вот на эту цитату:
« ... Экстрасенс из меня вышел так себе, районного масштаба. В Москве или Петербурге такому делать было нечего – актерский уровень не катил. В столицах народ вострый. А на провинцию таланта хватало. И потянулись передо мной, как сказал древний поэт, глухие, кривые, окольные тропы...
– Откуда это? – спросил Тимофей. – Что-то знакомое.
– В какой-то фантастике было, не помню».
Ну, герой может и не помнить, но читатели-то сразу узнают. Братья Стругацкие, повесть «За миллиард лет до конца света». Вернее, авторы цитируют в повести стихотворение «Трусость» японской поэтессы Ёсано Акико. Кстати, поэтесса не такая уж и древняя, годы её жизни — 1878-1942.
Да и главный герой, проводник и туристический гид Акинфий Иванович, уж чем-то больно знаком... Седая борода... Похож на Гэндальфа... Впрочем, это сейчас борода седая, а в 90-е была «пегая бородка». И был он тогда «дипломированным экстрасенсом» с научным уклоном, то есть, шарлатаном. Да и имя это — Акинфий...
Ба! Да это же старый знакомый! Амвросий Амбруазович Выбегалло собственной персоной. Повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке».
Иногда Акинфий Иванович называет себя не Акинфием, а на греческий манер, Иакинфом. А ведь это тоже отсылка к Выбегалло, только хорошо замаскированная. Тут надо вспомнить, что одним из прототипов Выбегалло был академик Лысенко. И также Лысенко был выведен в романе В. Дудинцева «Белые одежды» под именем академика Кассиана Дамиановича Рядно. От рождения бывшего Касьяном Демьяновичем, но обожавшего такое «греческое» имяречение.
А ещё Акинфий Иванович ездит на велосипеде. И по роду своей службы (магической службы) тесно связан с... мнэ-э... скажем, с богом Времени. А теперь вспомните машину времени на велосипедной тяге из «Понедельника...»
Впрочем, Акинфий Иванович — это ещё немного и Рэд Шухарт из повести «Пикник на обочине». Проводник, водит туристов по горам. Фактически, сталкер. А помните, зачем Рэд брал с собой в Зону Арчи? Да, именно смерть Арчи открывала Рэду Шухарту дорогу к Золотому Шару. То есть, Арчи был принесён в жертву. Вот и Акинфий Иванович... Но стоп, не буду раскрывать сюжет повести Пелевина.
В финале повести — ещё одна отсылка к «Пикнику...»:
« – Счастье, – сказал Валентин, – счастье. Никаких других слов не надо… Даже этих не надо».
Другие слова там, кроме «счастья», вспомните? Ага, «счастье для всех даром...» и так далее, конечно же...
А вот ещё из финала цитата:
«По дороге шли дети. Они были одеты бедно и просто – чаще всего завернуты в кусок ткани в виде набедренной повязки или накидки. У них в руках были сладости, куклы, сделанные из травы и веток флажки. Некоторые пели, другие брели молча. Никто не казался испуганным – наоборот, они выглядели довольными и улыбались. У многих лица были раскрашены белой и синей краской, из-за чего они походили на футбольных болельщиков – но это, конечно, было сравнение из совсем другого времени».
Тоже легко узнать. Аллюзия на исход детей в повести «Гадкие лебеди».
И ещё несколько цитат «с последующим разоблачением»:
« – Всегда пропасть и стена, – сказал Андрон. – Или с правой стороны стена, а с левой пропасть. Или наоборот.» (роман «Град обреченный», понятное дело).
«Он подошел к росшему на краю обрыва кусту, присел рядом...» (а это уже повести «Улитка на склоне» / «Беспокойство»).
«В самом центре культа Баала стояла группа людей, которые давно такой обмен наладили. Они фактически приобрели бессмертие и жили с незапамятных времен. Их называли темными бессмертными...» (сценарий «Пять ложек эликсира» и эпизод из романа «Хромая судьба»).
И ещё один источник вдохновения Виктора Олеговича — рассказ АБС «К вопросу о циклотации». Северный Кавказ, горы, палатка, явление... мнэ-э.. скажем, древнего бога. Всё сходится.
И если уж по повести разбросано столько отсылок, то может и четвёрка друзей-туристов — это намёк на «аньюдинскую четверку» из повести «Полдень, XXII век»? Оно конечно, отсылка не очень явная, но по-моему, именно так и есть.
Итого обнаружено: «За миллиард лет до конца света», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Гадкие лебеди», «Град обреченный», «Улитка на склоне»/«Беспокойство», «Пять ложек эликсира»/«Хромая судьба», «К вопросу о циклотации», «Полдень, XXII век».
Может, и ещё что есть, да я упустил и не заметил... Хорошая выборка из Стругацких получается!
Впрочем, в этой повести найдутся отсылки не только на творчество АБС. Есть и пара отсылок на Хорхе Луиса Борхеса.
Но это уже совсем другая история...
пан Туман, 27 октября 2019 г.
История простая, если не сказать незамысловатая — четверо друзей меряют горы шагами, любуются видами, а по вечерам, когда виды скрывает сумрак и приходится киснуть в палатке, допытываются у проводника его истории, которая для них заканчивается в соответствии с немудреной житейской максимой: «Кто ищет, откуда ноги растут — там и оказывается». При этом ценность её даже не в том, что Пелевин как в лаваш заворачивает в классическую схему жанрового ужастика категории «Бе-е!» свои рассуждения о времени, его природе и носителях, а в том, что парадоксальный его взгляд на привычное делается всё более логичным, и читатель, которому поначалу приходилось неудобно кривить шею, чтобы смотреть с того же угла, что и автор, потом и не пытаясь выпрямиться... пока не ударится об концовку, как об косяк. Могла быть и поинтересней.
Теперь дико хочу социальный хоррор, где “говорящая голова”, биржевой брокер, очковтиратель из “Шаркона” и философ-социалист заперты с маньяком.
URRRiy, 24 августа 2019 г.
Доступно изложенная небольшая повесть с мифологическим уклоном в условиях горной местности. Интрига несложная, разгадывается быстро, но это не убавляет интереса, поскольку текст без зауми, с юмором, плюс мрачно-мистический настрой, плюс прямое и последующее разоблачение сеансов экстрасенсорики и ещё немало плюсов. Из минусов разве что логическая закавыка, связанная с именем рассказчика и обстоятельствами, при которых он стал рассказчиком. Слишком просто и вызывает некоторое недоверие
В целом хороший вариант для интеллектуального отдыха.
Тимолеонт, 22 апреля 2020 г.
Не хочу даже докапываться до глубинного смысла «Иакинфа» — мне пофиг, для меня это просто очень хорошая, интересная и атмосферная история в истории. Даже не знаю, что захватило больше — горный поход незадачливых туристов или «восхождение к богу» Иакинфа. И то и другое интригует и кажется крайне оригинальным и остроумным. Конечно же, здесь есть неизбежные для Пелевина выпады в сторону современного общества, но в этот раз эти подколы выглядит почти что безобидными и формальными. Иначе бы никто и не поверил в авторство.
Magistrsan, 21 сентября 2019 г.
В первую очередь хочется сказать, что связи между произведениями под общей обложкой «Искусства легких касаний» я не нахожу. Это всего лишь домыслы, но я вижу здесь явную практическую подоплеку (роман продается лучше, чем сборник рассказов, да и Эксмо от Пелевина ежегодно ждет именно роман).
А если говорить отдельно о повести Иакинф, то она в целом хороша. С первых страниц ощущается тот самый Пелевин, который писал свои гениальные рассказы еще в начале девяностых. Очень органично повесть вписалась бы в сборник «Синий фонарь». Произведение легко читается, у него не замысловатый сюжет, с угадываемой концовкой. В нем нет мозговыносящей и занудной философии и мистики, которой Пелевин захламляет последние годы все свои творения. Конечно совсем без мистики Пелевина почти невозможно представить, но здесь же она подана не в виде потоков мысли или монологом, а в форме истории, рассказанной проводником четверым туристам. Атмосфера турпохода, гор Кавказа присутствует.
Manowar76, 28 августа 2019 г.
Почему решил прочитать: моя ежегодная порция Пелевина! С пылу с жару!
В итоге: впервые за долгое время чувствую некоторую растерянность перед написанием отзыва… За пять дней с начала продаж книги вышло уже столько рецензий на томик, что сказать что-то новое очень сложно и почему-то даже не очень хочется.
Три повести, мало связанные друг с другом. Суммарно похоже на «П5 (Пэ в пятой)» и в чуть меньшей степени на «Ананасную воду для прекрасной дамы ». Но при этом все повести, особенно центральная, увязаны в пространстве PelevinVerse, общей для большинства произведений Виктора Олеговича.
«Иакинф» лично мне напомнил, как и некоторым другим рецензентам, «Кормление крокодила Хуфу». Почему-то светлый по настроению и очень несложный триллер-страшилка, развязка которого становится ясна практически сразу, даже если не задаёшься целью разгадать манёвр автора.
Главный конспирологический элемент – божество Сатурн/Кронос/Время и поклоняющиеся ему долгоживущие жрецы.
Хлёсткие, злободневные, но при этом какие-то ленивые афоризмы, высмеивающие общество потребления, прилагаются.
Что смутило — человек, бывший юношей в девяностые, спрашивает у четырёх 20-30-летних друзей, знают ли они, кто такие экстрасенсы... Вся четвёрка, в принципе достаточно образованная, в один голос уверяет, что им это слово незнакомо... Да ладно!? Не верю, Виктор Олегович! Страшно далеки вы от народа! Сейчас, как минимум, существует заслуживающий внимания феномен многосезонного реалити «Битва экстрасенсов».
«ИЛК» — наконец-то Пелевин отдал должное «дэнбраунщине». Дмитрий Быков ещё в 2006 изящно поупражнялся в этом жанре в «Коде Онегина».
Некий Голгофский проводит расследование, посвящённое гаргойлям, химерам, ноофрескам и, в конечном счёте, властью над миром.
Конспирологическая картина мира – спецслужбы, манипулирование с помощью СМИ и Интернета, Разум как божественная сущность. В эпизодах – масоны, бывшие нацисты, двинутые египтологи и французские интеллектуалы, начиная с Руссо и де Сада.
Актуальная повестка последнего года отработана на ять: жёлтые жилеты, пожар в Нотр-Дам, дело Скрипалей. Причём всё это достаточно слабо увязано с магистральным расследованием главного героя.
ПВО опять, не стесняясь, ругает литературных критиков, в какие-то моменты практически напрямую полемизируя с рецензией Юзефович на прошлогодний роман.
«столыпин» – эпилог к прошлогодней «Тайные виды на гору Фудзи» . Страшный, зверино-серьёзный мир зэков, оттеняющий своим ужасом потребительский рай олигархов. Мощно. Предельно цинично и издевательски, но при этом максимально правдиво.
Спасибо другим рецензентам за расширение контекста! Разве я мог знать, что египтолог Солкинд — это пародия на реально существующего альтернативного учёного Солкина, а Голгофский — это якобы некий реальный писатель Галковский. Разве не прочитав ещё «Венерин волос» Шишкина я мог бы понять, что лодка, нарисованная над шконкой – это не просто так, а кивок Шишкину. По мнению Галины Юзефович в «ИЛК» есть отсылки и к «Седьмой функции языка» Лорана Бине. Но я, дочитав «Седьмую функцию» на данный момент до середины, особых параллелей, кроме условностей «дэнбраунщины», не заметил.
Выше? Ниже? Лучше, хуже других произведений? Примерно на одном уровне. Может, не так ярко и необычно, как романы, действие которых происходит в будущем/прошлом или странных мирах («S.N.U.F.F.», «t» «Смотритель», «iPhuck 10»), но вполне сравнимо с вещами, разворачивающимися в условно нашем мире («Empire V», «Бэтман Аполло», «Тайные виды»).
9 (ОТЛИЧНО)
Fadeaway Evanesc, 7 сентября 2019 г.
Очередной яркий образец постмодернизма. Триптих от Автора.
Первая часть — сложно оторваться, затягивает в пучину поиска ответов на не произнесённые вопросы.
Концовка — грустная, но сюжетно ожидаемая.
Понравились следующие мысли :
Два сюжета (человека убивают из-за денег и приносят в жертву) — отличный вывод о сути ловушек для обманутых.