Виктор Пелевин «Кормление крокодила Хуфу»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское | Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Франция. Трое русских туристов отправляются в небольшой городок, чтобы насладиться искусством местного фокусника. Но его трюки выглядят так убого, что смотреть их не очень интересно. Что же: в запасе у фокусника есть еще номер «Кормление крокодила Хуфу».
Входит в:
— сборник «П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана», 2008 г.
- /языки:
- русский (10), венгерский (1)
- /тип:
- книги (10), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Й. Горетить (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lex_art, 26 ноября 2020 г.
Рассказ, который напоминает очередную песню «Короля и Шута» (а весь сборник «П5», если честно, напоминает очередной альбом «Короля и Шута» + фирменный пелевинский стиль в описании жизни и приключений современных хозяев жизни).
До меня не сразу дошел пелевинский юмор в этом рассказе, но в конце концов картинка сложилась. Очевидно, что реакция зрителей обидела фокусника и он их наказал. Но почему именно таким образом? Мне кажется, что все дело в формулировке, с которой троица нуворишей отказалась заплатить за представление. «— Жизнь — это выживание сильнейших, — отрезала Танюша. — Придет на его место другой фокусник и покажет людям фокусы лучше». Вот вам и выживание сильнейших, и фокусы получше. Получите, пожалуйста. Вы считаете себя успешными хозяевами жизни, которые победили в эволюционном отборе? Но вы забыли, что любая сила действует в каком-то поле. Ничто не есть сила и успех сами по себе. Шутка клоуна в том, что он в корне меняет обстоятельства, в которых обитают герои. У нас весь сборник «П5» про то, что бытие определяет сознание. Следовательно, если хорошенько изменить бытие, то и сознание тоже изменится сильно. А что есть кара вообще, если не принудительное изменение бытия по воле человека, обладающего властью?
martinthegod9, 30 марта 2016 г.
Представления, которые демонстрирует фокусник трем главным героям, вроде бы ничем особенным не выделяются, обычные трюки, фокусы. Но как же приятно это описано.. Особенно реакция бывалого Алексея Ивановича, комментирующего каждый фокус: то второй платок, то второй свиток, то на леске подвешена кукла, и пр. Тем забавнее выглядит эпизод с часами Алексея Ивановича:) Довыпендривался, что называется.
С точки зрения глубины, в рассказе есть над чем задуматься. Например, о лимите чудесного для каждого человека. Что у каждого человека есть свой предел видимых чудес, после которого его уже не удивишь и не поразишь. Или, например, о фокусниках. Вот вам кажется, что вы уже разгадали все фокусы, всё знаете, так сказать, просекли всю фишку... А вам не приходило в голову, что вас специально вели за нос, дабы создать у вас ощущение ликования и замыливания внимания? С фокусниками надо быть внимательным, да и не только с ними, конечно же.
Финал стандартен для автора. Двойственность бытия, много раз использованная Пелевиным в ранних работах возвращается. Для недавнего читателя — это здорово, для уже знакомого с автором — как само собой разумеющееся.
Тимолеонт, 4 ноября 2016 г.
Здесь уже аж кинговские какие-то мотивы, но с примесью авторской философии и абсурда. «Кормление крокодила Хуфу» — из тех историй, в которых чуть ли не каждый видит своё. Лично я умудрился разглядеть иронию над нашим отношением к жизни и превратностями судьбы. Мол, люди сами часто не замечают, как кардинально меняются их жизни. Но как бы не восприняли смысл рассказа, в любом случае он остаётся интересной историей, написанной лёгким языком с хорошими диалогами.
Тиань, 3 марта 2017 г.
У Пелевина получился очень простой, легкий по стилистике и слегка безумный текст с ускользающим смыслом. Казалось бы, всё просто: крокодил Хуфу олицетворяет тень страхов, желаний, представлений человеческих. И эти тени люди неустанно подкармливают, доводя изначально иллюзорные сущности почти до овеществленности. На этом строится любой религиозный культ или суеверие.
Но в то же время, и не так всё просто: ведь результаты кормлений иллюзорных крокодилов часто сохраняются в веках и становятся наиболее значимыми памятниками истории стран и народов. Если крокодил принадлежит Хуфу, конечно. Овеществленность иллюзии прямо пропорционально концентрации власти в руках ее носителя.
Пелевин стирает грань между миром реальным и миром теней, из которого появляются крокодилы. И непонятно, где же проходит разрушенная граница: в реальной Франции, принадлежащей определенному пространству и времени, или только в головах зачарованных иллюзионистом героев.
Причем для самих героев это неважно, ведь разрушение границы в голове воспринимается ими как факт реальности. А сторонних наблюдателей в рассказе нет. Есть только люди, иллюзионист и теневой крокодил, внезапно впущенный в реальность человеческого сознания. Или в объективную реальность, если рассматривать сюжет как перемещение во времени.
А что там на самом деле, никто никогда не узнает: степень иллюзорности мира и грань между реально существующим и воображаемым объективной оценке не поддается. Такова основная мысль рассказа, насколько я смогла ее понять. Или не понять, что совершенно неважно для существа, постоянно балансирующего на грани синтеза информации извне и изнутри. Внутренняя Монголия всегда с нами, даже если притворяется крокодилом.
Yazewa, 14 февраля 2017 г.
Очень нравятся мне подобные штучки. Как лента Мёбиуса: раз — и ты уже на какой-то другой стороне. И безо всякого головокружения. А границы между фокусом и чудом вовсе нет.
Vizioner, 18 ноября 2010 г.
Рассказ очень предсказуем. Наверное как пришло в голову — так и записал.
Зато какое веселое и реалистичное содержание :lol: Написано просто, без претензий, что редко для Пелевина, но оттого и более ценно:smile:
vsvld, 19 октября 2008 г.
Немного вторичный (на взгляд знакомых с ранним творчеством ПВО) рассказ. Хорошо же в нем то, что, по сути, автор метафоризировал в нем свои отношения с миром. Мир, читая новые его вещи, отчетливо видит (уже научился видеть), где пыльные декорации, кулисы, где ниточки... не видит только, зачем все это делается. Ведь наличие кулис не отменяет чуда, а чудо, как ПВО говорил в разных своих произведениях раз 10, если не больше, происходит в сознании. Лучшее в этом рассказе — вставная новелла про фараона.
Vendorf, 10 ноября 2008 г.
Очень предсказуемая разваязка, если вы знакомы хорошо с творчеством автора. Что-то где- то было. Почерк видимо уникален и с этим ничего не поделаешь...