FantLab ru

Кир Булычев «Тринадцать лет пути»

Тринадцать лет пути

Другие названия: Тринадцать лет полета

Повесть, год; цикл «Павлыш»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 100

 Рейтинг
Средняя оценка:8.15
Голосов:745
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Сто шесть лет назад корабль «Антей» покинул Землю. Он летит к планете у Альфа Лебедя. Экипаж корабля сменяется каждый год с помощью телепортации, но во время очередной смены экипажа связь с Землёй прерывается. На борту корабля 34 человека и перед ними встаёт выбор: повернуть назад или продолжить путь, ведь до цели осталось совсем немного — тринадцать лет пути...

© asb

Примечание:


Авторами указаны: Игорь Можейко, Кир Булычев. Повесть публиковалась в журнале «Изобретатель и рационализатор» ( №№ 1-3 за 1985г) . Что интересно: в №1 повесть шла под названием «Тринадцать лет пути», а в №№ 2 и 3 она стала называться «Тринадцать лет полета».

Изначально повесть не входила в цикл «Доктор Павлыш»: в публикациях ИРа (1985) и НФ-33 (1990) главный герой носит имя Павел Иванов.

Входит в:

— цикл «Павлыш»

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 33», 1990 г.  >  Повести и рассказы

— сборник «Фантастические повести», 1993 г.

— сборник «Закон для дракона», 1992 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 57

Активный словарный запас: очень низкий (2269 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (10)
/языки:
русский (10)
/тип:
книги (10)


В планах издательств:

Тринадцать лет пути
2017 г.

Издания:

 Сборник научной фантастики. Выпуск 33
1990 г.
Закон для дракона
1992 г.
Фантастические повести
1993 г.
Великий дух и беглецы
1993 г.
Великий дух и беглецы
1999 г.
Доктор Павлыш
2002 г.
Поселок
2005 г.
Последняя война
2016 г.
Поселок. Тринадцать лет пути. Великий дух и беглецы. Белое платье Золушки
2017 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2014 г.

В этой повести читатель не найдёт захватывающих приключений. Это эпизод о принятии сложного решения в экстримальной ситуации во имя цели, затраченных усилий, средств и ресурсов, на осуществеление которой ушли десятилетия и которая стоит на грани срыва. Участникам экспедиции необходимо принять решение, которое определит судьбы других людей – ведь тринадцать лет это целый пласт жизни: у кого—то будет ещё много лет впереди после полёта, кто–то уже сейчас находится в том возрасте, для которого эти тринадцать лет окажутся финалом и каждый оставил что–то важное на Земле, частицу себя, свои планы, обещания в уверенности возвращения домой через год. Но за всеми обещаниями и планами стоит большее – проект, важность осуществления которого необходима для будущего человечества. Голосование, котрое проводят командиры – проверка характеров каждого участника полёта, сложная и жёсткая проверка, когда во имя большой цели нужно попустится своими желаниями и своим решением повлиять на решение друг друга.

В такой экстримальной ситуации оказался доктор Павлыш. Да и нет ещё по сути никакого доктора, а есть молодой практикат Славик Павлыш, который осуществил свою мечту и оказался на легендарном корабле ,,Антей''. Поначалу этот персонаж дико раздражал своей импульсивностью, романтическим настроем, назойливостью и юношеским порывом в принятии решения. Но позже, в диалоге с самим собой проявилось понимание и осмысление серьёзности ситуации и его поведение стало понятным – молодость, она может включать в себя разные аспекты жизни и разные оттенки чувств и восприятий, а быть героем не просто даже в юности.

К сожалению, описание ситуации мне показалось сухим, эпизоды коротки и местами похожи на перечисление фактов и декламирование с трибуны. Но сюжет истории интересен своей психолгоичностью и наблюдать за проявлением характеров персонажей было интересно, потому что каждый здесь считает себя представителем человечества, а не только отдельно взятой личностью – и это тяжкий груз, выдержать который может не каждый, поэтому там оказываются самые лучшие.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2008 г.

Замечательная книга. Когда брался за Булычёва, боялся, что беру в руки детского писателя, которого прочитаешь, улыбнёшься и забудешь. Но книга оказалась потрясающей. Вроде небольшое произведение (страниц 60), а как много проблем поднято (проблема выбора, любви и много другого), и каким интересным языком!!! Одним словом, теперь я поклонник Булычёва.:lol:

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2015 г.

Сразу был неприятно удивлён.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
траектория полета которой соединяет уже неразличимую даже в самый мощный телескоп Землю и Альфу Лебедя, путь займет в общей сложности сто девятнадцать земных лет.

Расстояние до Денеба (альфа Лебедя) свыше 1500 световых лет. В рассказе есть пометка, что лететь со скоростью выше световой нельзя, то есть выбор звезды полёта — вопиющая небрежность автора. Лень было зайти к знакомому астроному? Полистать справочник? Очень-очень огорчён таким отношением автора к читателям. И редакторов. Ладно, спишем на мелкую мелочь. Пусть будет альфа Центавра.

Но таких мелочей по тексту — вагон и маленькая тележка. Металлические предметы нельзя телепортировать вместе с человеком — почему? Ряддом их прекрасно телепортируют в грузовом контейнере. Который, кстати, куб. Так зачем человека раздевать и помещать в ванну, если можно запихнуть его в скафандре в куб, запаять и отправить так?

Пустующие отсеки. Это вообще фигня какая-то. А если пожар? Неиспользуемые помещения должны быть очищены и изолированы. Хоть оранжерея, которая (внезапно!) имеет выход на общую систему вентиляции, где бродят непривитые кошки, где гниёт хрен знает какая органика много лет, мутируют вирусы и бактерии. Ну что это такое?

Микрофильмы в неиспользуемой библиотеке — да это же источник пожара ого-го какой. Как можно такие материалы бросить без надзора?

Бассейн, где воду меняли лет сто назад. Короче, это полный кошмар. Декорации не удались от слова совсем.

Ладно, проехали. В повести две темы: выбор и любовь.

Начну с выбора. Совершенно не понял терзаний и переживаний героев вот по какой причине. Булычёв почему-то не показывает третий, самый логичный вариант выбора: затормозить перед пределом (вернуться к пределу) и оставить корабль как промежуточную базу для дальнейшей экспансии человечества. Приводили пример полярников. Ну так нелишне будет напомнить, что Амундсен не рывком достиг Южного полюса. Он высадился, основал лагерь, затем «Последующие походы группы Амундсена на юг базировались на лагере 80-й широты. Дорога размечалась бамбуковыми вехами с чёрными флагами; когда вехи закончились, их отлично заменила сушёная треска. Остававшиеся на базе люди заготовили более 60 т тюленины. В результате трёх походов (до 11 апреля) были заложены склады вплоть до 82° ю. ш., куда были свезены свыше 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины, и горючего.» Затем был рывок, но при этом «9 ноября команда достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути.» «30-дневный запас оставался на складе 84° ю. ш.», «Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: экспедиция достигла 85° 36’ ю. ш».

То есть наличие промежуточных лагерей — это норма хоть полярников, хоть альпинистов. Ну стал бы корабль такой промежуточной базой. Какие проблемы?

И опытные взрослые люди до такого не додумались? Не верю.

Поэтому приходится выбрасывать 3/5 текста, чтобы выжать из этого то зерно, о котором идёт речь. Допустим невероятное: мощнейшая земная цивилизация не нашла ничего лучше, чем запулить корабль в другую звёздную систему (хотя, повторяю, ничто не мешало поставить цепочку баз в межзвёздном пространстве). Инструкции нарушены. Приказано вернуться, но из ложной гордости и желания прославиться экипаж несётся вперёд. А смысл? Что в конце пути? Жратвы там нет, кислорода — может, да, а может, тоже нет. Есть ли там вообще планета, на которую можно высадиться? Неужели такой случай не предусмотрели разработчики? Наверняка предусмотрели. Значит, возвращаясь к промежуточной базе, прилетевший к альфа Центавра корабль рассчитан на то, чтобы просто болтаться в системе на орбите вокруг звезды. И как они собирались вернуться тогда? Или корабль может сбросить «кабину» и улететь? Тогда, опять-таки, что мешает сбросить «кабину» около предела дальности?

Так, одна тема — полный провал. Одни дети, думают как дети, поступают как дети, — детский сад.

Но и вторая тема, любовь, такой же детский сад.

Влюбился, ухаживать не умеет, ничего не умеет, стоит как щеночек под дверью и жалобно тявкает. Итога скулежа в повести нет. Всё наладилось и призрачная жена упорхнула домой. Диалоги лаконичны до уровня всё того же детсада.

Единственная более-менее сильная сцена в повести — попытка самоубийства. Хотя мотивы снова детские.

одним словом, лучше бы и не читал. А ведь эта повесть написана позже почти всех остальных произведений цикла. С ужасом ожидаю мучительного чтения.

И топливо можно телепортировать в любых количествах вместо нижнего белья и мыла. Нет, не вижу проблемы.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2009 г.

Наивный в своей простоте юношеский рассказ. Но как раз за такой простотой скрывается истина. Булычёв по праву входит в число лучших русских классиков-фантастов. Интересно, что моя оценка в процессе чтения изменилась от «детский лепет» до «побольше бы сейчас писали такой прозы».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2016 г.

Каждому из нас за время жизни хотя бы раз приходится делать судьбоносный выбор, и осуществить это, как правило, очень непросто. Повесть К. Булычева «Тринадцать лет пути», открывающая цикл, посвященный доктору Славе Павлышу, затрагивает именно эту проблему — ставит героев перед необходимостью принимать важное решение, заставляя реализовывать свое право решать. Космические декорации, огромный «корабль поколений», окруженный холодным пространством бесконечности — всё это просто вспомогательные декорации, в первую очередь автора интересуют человеческие характеры, различное поведение и реакции на критическую ситуацию. Несмотря на небольшой объем произведения, автору удалось показать напряжение и психологизм, затронуть философские вопросы, добавить нотки лиризма и меланхолии, ну и, конечно, дело не обошлось без Любви.

На протяжении вот уже 106-и лет огромный корабль «Антей» летит по направлению к Альфе Лебедя. Этот грандиозный проект может даровать всему человечеству дорогу к звёздам, открыть дальний космос. Несмотря на все ухищрения, людям не удалось преодолеть барьер скорости света, поэтому путешествия к дальним мирам занимают значительное время. Автор предложил своё решение проблемы звёздного ковчега. Как правило, в фантастике описываются два варианта этой схемы — либо астронавты погружаются в анабиоз на все время полета, либо корабль превращается в замкнутый социум, где за время полета рождается и умирает не один десяток поколений. К. Булычев предложил более гуманный способ — с помощью передатчика материи между Землей и «Антеем» налажена связь, и экипаж постоянно меняется, вместо одной вахты приходит следующая и так много лет.

В конечной точке полета будет установлен экран передатчика, который станет окном в далёкий космос. Красивая схема, но авторское фантдопущение содержит явный изъян — по мере удаления от Земли количество энергии для передачи материи увеличивается и представляется сомнительным, что в конечной точке ресурсов всей Земли хватит, чтобы построить планетарную базу — это будет экономически невозможно, проще говоря — ведь даже передача небольшой гравиграммы оказывается крайне накладной, что уж говорить о массе техники и стройматериалов, которые нужно будет перебросить сквозь «игольное ушко» передатчика в завершении миссии «Антея». Хотя не нужно слишком строго относиться к технической стороне вопроса, автора волнуют совершенно иные проблемы — в центре внимания писателя — человек, а сверхзадача, которая перед ним ставится не так важна.

Команда «Антея» предельно интернациональна, здесь можно найти специалистов и учёных из многих стран, но главный героем стал молодой доктор Слава Павлыш, которому вместе со своими коллегами предстоит провести на вахте один год. Помимо самого Павлыша раскрыть получилось только двух персонажей — девушек из предыдущей смены — Гражину и Армине. Несмотря на то, что они считаются подругами, эти девушки являют собой полную противоположность друг другу. Гражина — волевая, язвительная красавица со сложным характером, Армине же напротив — чувствительная, робкая и очень ранимая натура. Кроме этих троих больше из экипажа никто не запоминается, но для небольшого формата повести большего не нужно. На примере этих трёх молодых людей автор и раскрывает различные модели поведения в критической ситуации, заставляет их выбирать.

Не столь очевидной является метафорическая линия повести, «Антей» — аллегория великой страны, идущей к светлому будущему. На этом пути некогда передовой корабль постепенно устаревает, ветшает, закрываются исчерпавшие себя отсеки. Какой же выбор примут люди в период идеологического кризиса — продолжать движение к великой цели или же остановиться и крепче держать оставшуюся в руках синицу? Авторское определение демократии выглядит довольно спорно, скорее здесь имеет место маскировка привычного коллективизма демократическим фантомом, но не надо забывать про год написания повести. Романтическая линия строится по классической схеме «от ненависти до любви» и выглядит вторичной, несколько непроработанной. Финал произведения скомканный, но для «открывашки» цикла такое простительно — ведь приключения Павлыша только начинаются и мы, наверняка, еще узнаем, чем закончилась история Славика и Гражины. Несмотря на минусы, повесть вполне читабельна, в общем, для начала годится.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2016 г.

Эту повесть я прочитала сразу после «Посёлка», тк совсем не хотелось расставаться с героями книги. И настрой был на такой же закрученный сюжет и «тринадцать лет пути», тем более читала книгу я онлайн и объёмов её сразу не поняла. Какого же было моё разочарование, когда она вдруг закончилась, как мне показалось оборвалась. А где же описание долгой дороги, освоения планеты?. Но потом я поняла, эта повесть была про определённый момент в жизни героев, про совершение ими выбора, выбора всей их жизни, это книга про то, что герои — это обычные люди, герои среди нас. И сразу разочарование прошло. И ещё очень понравилось описание влюбленности, получается у Булычева передавать чувства между его персонажами будь то любовь, дружба, соперничество. Продолжу читать цикл «Павлыш».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2016 г.

Эталонная повесть семидесятнической советской НФ. То, что она опубликована в середине 80-х, только подчёркивает её «итоговость» и «закруглённость» для целого направления советской литературы. Конечно, это не литературный шедевр (у Кира Булычева есть вещи более сильные), но это замечательная повесть, заслуживающая похвал с любых возможных точек зрения. «Тринадцать лет пути» виртуозно написана и замечательная скомпонована. Финальный хэппи-энд откровенно ироничен. Герои замечательно убедительны в самых мелких своих реакциях на происходящее.

Конечно, есть люди, которых эта повесть чем-то неуловимо раздражает. Они подыскивают вымученные псевдоаргументы для своего раздражения, лишь бы не выражаться прямо — кстати, и это тоже черта советской литературы семидесятых годов, критиковать «неправильные», раздражающие книги и фильмы не за то, что в них кажется неправильным, а за неверно завязанные шнурки на ботинках героя.

В сущности, «Тринадцать лет пути» — метафора семидесятых годов. Люди вышли в путь, имея в виду быстро-быстро построить коммунизм и жить счастливо и весело. Но вдруг выяснилось, что коммунизма не будет, коммунизм отменён, вместо него длинная скучная жизнь с унылой, нетрудной и скучной работой в замкнутом мирке, в окружении осточертевших знакомых лиц. И — инфантильная реакция людей на подобный поворот. Такая ситуация чуть-чуть прикрыта, примаскирована в характерном для семидесятых годов стиле «фиги в кармане», но обмануться при прочтении может только тот, кто хочет обмануться.

Можно сказать, что «Тринадцать лет пути» — своего рода семидесятническая инверсия шестидесятнической «Далёкой Радуги» Стругацких. Кир Булычев любил подобные скрытые полемики и всегда очень обаятельно возражал тем, кому хотел возразить.

Мне эта повесть очень нравится не только потому что она попросту хорошо написана, но и из-за точно затронутого нерва времени. Читая её, я мысленно погрузился в эпоху 1979 года — как на машине времени, честное слово! Я вспомнил себя и книги и мир тех времён с поразительной отчётливостью, и я благодарен Киру Булычеву эа этот эффект.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2010 г.

Чисто психологическая вещь. Суть не в космическом полете и нуль-транспортировке. Это повесть о людях, принимающих решение в экстремальной ситуации. Когда твое решение определяет очень многое, а главное — определяет и судьбы других людей. И это — необратимо. Очень жесткая и очень качественная проверка характера. И не только характера. Вообще, качеств личности.

По сути, каждый из находившихся на борту должен был ощущать себя не просто отдельно взятым человеком, но — представителем человечества. Выдержать такое — ох, не знаю, многим ли по силам! Конечно, присутствует здесь некоторый оттенок идеологический, но он абсолютно не портит впечатления. Все же вполне логично, что в такую экспедицию должны отбирать лучших...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 сентября 2015 г.

Решил познакомиться с циклом о докторе Павлыше после прочтения романа «Поселок»

Расстроила ли меня первая книга после замечательного «Поселка»? Нет! Владислав юный, наивный, совсем еще зеленый...и это прекрасный период жизни! А чувство юношеской влюбленности? Эх, приятно было это почувствовать! И, конечно, радует, что в такой сложной ситуации люди ставят долг превыше всего, забывая про эгоизм.

Да, динамики не много, но эмоциональная составляющая повести, на мой взгляд, на высоте

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 декабря 2007 г.

да вот таким было начало доктора Павлышева.... но к сожалению я с ним познакомилась после прочтения более поздних его приключений :frown: наверно по этому мне больше нравиться зрелый доктор...:biggrin:

но не смотря на это мне очень понравилось побывать на этом древнем корабле. Очень интересно продумана научная часть и чудные добрые традиции

за смелость и упорство достижения целей всему экипажу +8)))

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2017 г.

Восхитительная повесть! Она обволакивает как августовская солнечная дымка — на душе становится тепло, хорошо и спокойно. А чтение после тяжелейшего лемовского «Осмотра на месте» лишь усилило это блаженство и превратило для меня «Тринадцать лет пути» в настоящую долгожданную усладу — мой мозг отдыхал после изнасилования интеллектуальной прозой.

Итак, первый земной звездолет «Антей» в пути на Альфу Лебедя. Полет длится уже 106-й год. Очень изящная идея: смены экипажа, которые прибывают и убывают через телепортационные кабины! Это в определенной мере исключает из повествования некоторую безысходность. Но даже, когда предсказанный когда-то ученым-провидцем Домбровским предел энергетических мощностей для телепортации начинает сбываться, экипаж стоек и непреклонен в своем желании достичь цели и исполнить мечту человечества, даже и тогда повествование вовсе не становится мрачным, по-прежнему сияя теплотой, оптимизмом и душевностью. Никакой трагедии не произошло, ведь корабль еще мог сделать разворот и вернуться. У каждого были свои причины вернуться, свои сомнения, свои слабости. Тем не менее, экипаж единогласно голосует: «Летим дальше». Но теперь уже, понятно, без ежегодных смен экипажа. Цена вопроса – 13 лет до цели и столько же – обратно. Это то, что касается глобальной линии сюжета.

Не менее глобальна и личная линия. Главный герой, студент Слава Павлыш, прибывший на корабль в качестве практиканта, сразу влюбляется в девушку из предыдущей смены Гражину, и, соответственно, все его мысли вне работы — только о ней. Та, похоже, совершенно равнодушна к воздыхателю (хотя, кто их разберет, этих женщин!). Во многом эта повесть — история взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Почти не воспринимаемый девушкой всерьез, ни как человек, ни как мужчина, Павлыш совершает Поступок (хотя и не связанный с Гражиной), где он сам мог запросто погибнуть (кстати, здесь у Булычева метко сказано: «Поступки лучше совершать тогда, когда есть кому оценить их благородство»). Так вот, совершенный поступок, основательно меняет ее к нему отношение, по крайней мере «нет» она уже не говорит, но и ничего конкретного не обещает. Что ж, она вернется к своему мужчине на Землю, с которым тоже не все так просто, а Слава Павлыш будет держаться на заметке в качестве запасного варианта, ведь как настоящий мужик он уже себя проявил и главное — видно, что основательно влюблен в нее!

Но странное дело, экипаж голосует за неизвестность и, фактически, за приговор на долгое заточение, но Павлыш рад, ибо это шанс завоевать сердце Гражины. И вроде вырисовывается новая жизнь, хоть и трудная, но сулящая нечто будоражащее и заманчивое. И все уже приготовились к этой новой жизни – экономия во всем... Но тут – словно обухом по голове! — гравиграмма с Земли «Ждите переброски»! В общем все налаживается и приходит на круги своя. Оказывается, что «предел» Домбровского был вовсе не пределом, а лишь порогом с временными помехами. На Земле спешно модернизировали оборудование, скорректировали подачу энергии и решили проблему. А весь экипаж «Антея» оказался в героях, хотя никто себя таковым не чувствал, так сказать, все геройство — в рабочем порядке. Гражина, завершив свою смену, покинула звездолет, а Павлыш остался «наедине» со своими пылкими мечтами и более прозаичной действительностью.

По вышесказанному можно подумать, что это какая-то мелодрама, действие которой перенесено, скажем, из загородного особняка в пространство космического корабля. Совсем нет. Тонкие наблюдения, замечательный добрый юмор и знание человеческой природы и характеров, простая, доходчивая и изящная подача плюс романтика звездных странствий делают повесть качественным образцом фантастической литературы, что, в общем-то, свойственно многим и многим произведениям Булычева.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2016 г.

Учитывая все предыдущие отзывы, я пожалуй, соглашусь, что повесть сюжетно вторично и, наверное, содержит кучу логических ошибок. Только я не чувствую себя обманутым или разочарованным. Сколько есть других произведений, сюжет которых вдохновлялся и калькировался с другого, а также не выдерживал въедливой критики, но при этом получавший признание (например, 1984).

И в общем, я и не вижу смысла для себя искать эти самые логические нестыковки, кроме как поворчать как один из персонажей, а потом такой «да, конечно, я хочу полететь к звёздам». Потому что я хочу, правда, хочу, я не меньше хочу сидеть дома с родными и друзьями, но это не помешает мне помешать остальным долететь до звёзд, каким бы я слабохарактерным не был. И я даже думать не хочу ни о каких полумерах. Не настолько возмудел и похужал, чтобы перестать быть максималистом, и начать видеть то, что смысла лететь непонятно куда и тратить сотни нефти нет, что весь этот героический выбор полностью экзистенциален, а любовная линия слабее, чем у одиннадцатого «б». Детали слабы, а гештальт... воспринят.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2008 г.

:rev: Первая повесть о докторе Владиславе Павлыше. Так сказать его дебют. Здесь он еще зеленый студент.

Необычная ситуация и тяжкий момент выбора. Обычное космическое приключение обернулось психологическим этюдом. Поневоле примеряешь ситуацию на себя — а я бы решилась лететь дальше и потерять двадцать шесть лет жизни, практически все активный период или вернуться на Землю. Земля добрая, она поймет и не осудит, но труд нескольких поколений пропадет и все придется начинать сначала , но не всем же быть героями...

Герои повести с честью вышли из трудной ситуации и им просто повезло, что все оказалось не так трагично.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2015 г.

Прочитал «Тринадцать лет пути» только сейчас. После «Поселка», «Половины жизни» и даже «Спонсоров» эта повесть Булычева выглядит достаточно слабо. Про массу фактических неточностей уже в отзывах упоминали, поэтому я не о них. Имхо, достаточно заурядный сюжет, довольно поверхностно выписанные характеры героев... Не все в творчестве Кира Булычева равнозначно, бывают, как видим, и достаточно проходные вещи, что, впрочем, не мешает этой повести послужить своеобразным приквелом к отличному, в целом, циклу о Павлыше.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2014 г.

Неплохо, но не более того. Между «удовлетворительно» и хорошо. Сюжет, как отметил zver1508, заимствован у Пола Андерсона — но он служит только фоном, так что это можно простить. А вот что простить нельзя, так это крайнюю неуклюжесть и наивность некоторых важнейших элементов рассказа.

Попытка поставить совсем обычных людей перед обязательным решением: «Надо совершить подвиг!» выглядит не просто искусственно, а даже преступно. Как и очень любимый Булычевым мотив: «Космонавты всегда должны нарушать инструкции и приказы, особенно жёсткие и однозначные». Этот момент меня и в романе «Поселок» коробил, и в данном рассказе. Так и хочется сказать про психологические образы людей: «Не верю!» То, что создавало колорит Великому Гусляру, делает мир серьёзной космической фантастики картонным. Люди живые, а вот мир, в который их перенёс автор, им совсем не подходит. В детской и юмористической фантастике этот мир героям подходил, а при переходе на взрослую фантастику возникли проблемы, из-за которых хорошие артисты играют спектакль при фанерных декорациях. Когда дело касается личных отношений, всё хорошо и психологично. Но как только мы пытаемся представить этих людей как космонавтов, всё очарование теряется, и становится ясно, что это спектакль, в котором актёров пригласили играть не свои роли.

Впрочем, в дальнейших произведениях про Павлыша (за исключением «Поселка») Булычев этот недостаток исправил.

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу