Элберт Карр «Это не моя вина»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Философское | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Человек по имени Смит умирает от болезни, полностью заброшенный и лишенный внимания и помощи. Всевидящий Бог поручает своему ангелу разобраться в этом деле и посылает его на Землю, чтобы найти виновного. Что же делать посланцу всевышнего, когда он раз за разом узнает, что все виновные в смерти Смита находились под воздействием неодолимой силы и не были свободны в своих действиях...
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, July 1960», 1960 г.
— антологию «Иные миры, иные времена», 1990 г.
— антологию «Иные миры, иные времена», 1991 г.
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1)
- /перевод:
- В. Кан (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gluckar, 30 июля 2023 г.
Все авраамические религии прямо или косвенно отказываются от решения вопроса о свободе воли. Или разводят словоблудие в духе «Да, Бог видит всё, но человек свободен в своём выборе и только один несёт за него ответственность» — как если бы слова эти что-то значили. Или приводят аналогии с параллельными линиями — «Понимаете, божье всемогущество так, а человеческая свобода воли эдак. Не нам с нашим человеческим умом понимать это».
Самые честные из теологов-богословов признают, что это — баг. Дыра в логике. Но считают, что это так из-за ограниченности нашего интеллекта и что мы должны принять это. Пытаются выдать баг за фичу.
Если же не согласиться принять этот баг? Не согласиться принять странные, противоречащие себе, рассуждения о свободе воли?
Тогда мы неизбежно приходим к мрачному финалу рассказа.
Замечу, что финал этот мог бы быть ещё мрачнее, если попытаться рассмотреть самого Бога как часть системы. Да, обычно к Первопричине не применяют такие понятия, её считают «ничем не обусловленной». Но «первопричина», «необусловленность» — лишь слова. Любое явление либо закономерно, либо случайно. И оба варианта — закономерность и случайность — ставили бы Бога в положение немногим лучше того, в котором находимся мы.
Alexandre, 22 февраля 2009 г.
У многих народов мира есть такие сказки — «Кувшин, ты упал на голову моего мужа и убил его!» — «Нет, я не виноват, это ветер сбросил меня с крыши!» «Ветер, ветер, ты сбросил с крыши кувшин...» — и так далее, виновным все время оказывается кто-то другой и так до бесконечности, или пока не надоест автору.
Здесь в рассказе то же самое, только затрагиваются различные стороны жизни общества, довольно поверхностно и легкомысленно рассматриваются, но следствие все длится и длится, переходя от одного обвиняемого к другому и наконец находит главного виновника всех бед. И как вы думаете, кто им оказывается?