Алексей Федяров «Сфумато»
«Антиутопия, также дистопия (Dystopia букв. “плохое место” от греч. δυσ «отрицание» + греч. τόπος “место”) и какотопия (Kakotopia от греч. κακός “плохой”) — сообщество или общество, представляющееся нежелательным, отталкивающим или пугающим. Для антиутопий характерны дегуманизация, тоталитарная система правления, экологические катастрофы и другие явления, связанные с упадком общества» («Википедия»).
Страна меняется неизбежно, быстро, акторы изменений суетливы и нерасчетливы. За этим наблюдают те, кто спокоен. Пока наблюдают. Горизонт их планирования далек. Ни первые, ни вторые – не хорошие и не плохие. Все хотят остаться в живых. Все хотят сохранить то, что имеют. И тяжелее всех будет тем, кто хочет сохранить много.
Плохое место. Проклятое место. Здесь живут призраки прошлого, и порой они живее всех живых. Очертания будущего размыты, и мы идем, крепко держа за костлявую руку скелет из нашего общего шкафа.
Эта книга — секретный генеральный план развития страны, случайно попавший в руки автора.
Готовьтесь.
Номинации на премии:
номинант |
Новые горизонты, 2020 // (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 14 марта 2022 г.
«УПБ. Чекисты нашли новое лицо своей службе, дракон бессмертен, подумал Давид Маркович, набрал воздуха, задержал его в лёгких и, непроизвольно напрягая дрожащие пальцы, спросил:
— А по какому поводу?»
Ещё.
"— Вы не оправдали доверия. Вам будет предъявлено обвинение в призывах к пересмотру режима использования ядерного оружия.»
Ещё.
«Анатолий вспомнил, как в начале четвертого президентского срока того, кто, казалось, навсегда, писал очерк о пытках в полиции. Он думал и не находил ответа, зачем надо было пытать этих несчастных, к чему эта сакральная страсть к явке с повинной.»
Ещё.
»...ты же кричал, что взрывать надо было в муку и эту братскую Америку, и этот братский Китай, и Европу, уж её-то, Европу, в первую очередь, зря, что ли, Крым брали и боеголовки там стоят.»
Ещё.
"— Для тех, кто расстреливает, все чуждые. Даже сами себя они расстреливают и ссылают именно поэтому. У них нет народа, они вышли из него. Так говорил мой папа.»
Ещё.
"— Расскажи, как чистили Рублёвку, — заговорил Денис Александрович. — Всё же охрана у всех, оружие. Сколько лет их не трогали, тех, кто сразу не уехал.
— Охрана и вычистила. Сами же говорили: нет лучше свидетеля и качественней исполнителя, чем охранник.»
Еще.
«Отец свалил за кордон давно, Кеше было тогда десять... Тогда просто было уезжать, всех выпускали. Много народу уехало. Ничего здесь не будет больше, так тогда сказал батя, хотел мать с собой забрать, но та упёрлась — не брошу дом, и он уехал сам.»
Ещё.
«Именно это стало последней каплей, которой цивилизация этой части суши не вынесла, — когда опричники и тайный приказ стали управлять казной.»
С неделю назад понял, что у меня идиосинкразия на любой реалистичный сеттинг и что мозг хочет воспринимать только чистый эскапизм. Но после пары романов мой выбор пал на небольшой роман «Сфумато» Федярова, номинант на «Новые горизонты»-2020.
Будущее. Россия вступила в Конвенцию с дорогими китайскими братьями, американцами и европейцами. Везде иероглифы, СССР 2.0 и поселения политических. Чем больше провинился перед Конвенцией, тем северней поедешь.
Цензура, победные реляции и чтение книг по памяти, как у Брэдбери и повсеместное стукачество.
Поначалу кажется, что это какая-то лагерная проза. Фантастика ближнего прицела, так сказать. Солженицын, Шаламов, Федяров. Будут и «исполнения» приговорённых, пытки, психологические ломки.
Но внезапно окажется, что всё это, прямо как у Быкова в «Оправдании» (на которое «Сфумато» очень похоже слогом и посылом), ради важной цели. Такое виктимное оправдание бесчеловечности спецслужб. Но потом сюжет сделает ещё один поворот.
«Совок» только в резервациях-кластерах для русских, а за их пределами — новая страна, успевшая стать третьей экономикой мира. И этой стране тоже нужны спецслужбы.
Первая в этом году книга, которую смело могу занести с свой список «Лучшее-2022».
9(ОТЛИЧНО)
majj-s, 15 марта 2022 г.
Летай иль ползай — конец известен?
«Дать святую цель и извечного врага не так сложно, как кажется. И недорого, уж точно дешевле лагерей. Тогда они всё делают сами. Цели можно менять и врагов тоже. «
Эта книга была номинантом «Новых горизонтов 2020» , тогда я не собралась прочитать. Может отпугнула обложка, на которой запечатлен гротескно увеличенный поцелуй Брежнева с кем? С Хоннекером? То есть, символический акт братания с Западом? Иудин поцелуй в отношении своего народа. который отдают на откуп «братским»?
Я принадлежу к поколению, у которого лобызания генсека не коннотируют с гомоэротиткой, вообще росла в убеждении, что в большой политике так принято, что это неприятная, но неотъемлемая часть международных отношений. Понимаю, у нового времени новые ассоциации и возможно обложка призвана донести до читателя какой-то иной посыл. Тот, например, что с западными (а равно восточными) партнерами сближаться, и уж тем более — доверять им, не стоит.
Потому что в варианте развития событий, предложенном книгой Алексея Федярова, некая международная конвенция 2023 года лишает Россию ее ядерного потенциала и делит на кластеры, наименее пригодные для жизни из которых, в придачу к местному населению, заселяют мигрантами (беженцами, гастарбайтерами) — пусть осваивают недра под контролем братского американского и китайского народов.
После зона вечной мерзлоты пополнится политзаключенными, но это уже не международное сообщество обеспечит, а собственные спецслужбы, вспомнив устройство сталинских лагерей. Зачем? Потому что Они это любят. Стоп, но к 2034, времени начала событий «они» из поколения развитого интернетат. Откуда возьмутся? О, это уж на наших почвах как-то само образуется.
Замечательно в книге то. что дальше она, полностью оправдывая мудреное название (sfumato — *размытый») превращается в повествование о колымском аде, куда загоняют свободно мыслящих, обрекая на смерть или убогое существование под пятой у американских или китайских хозяев, под которыми русский мужик стонет, а русский интеллигент вовсе загибается.
То есть, теперь «Сфумато», если отвлечься от начального посыла о двух союзниках России, можно трактовать как свободолюбивую лирику, направленную против кровавой гэбни. Получается, правда, скорее похоже не на Bella Италию, а на китайский пуховик-перевертыш из начала девяностых, такой прообраз «2 в 1» — хочешь на зеленую сторону носи, хочешь — на цвета детской неожиданности. Все равно, отовсюду лезут перья несчастных кур.
На самом деле, возврат к ГУЛАГу описан сильно. И жена-соглядатай Лида-Иезавель инфернальна. Я только не могу понять смысла. Вот это вот все к чему было? Чтобы Станислав Соколовский («Ты просто космос, Стас!») с подругой Машей попали в некую Спецшколу, обладая высоким градусом «внутреннего противопоставления существующему конвенциональному строю»?
Хотелось бы большей определенности. Понимаю, что действительность не располагает к оптимизму, но рисовать картины, в которых родину при любом развитии событий ожидает крах, как-то не совсем правильно, нет?