Кир Булычев «Геркулес и гидра»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Археологи создали новый прибор, будящий у любого обломка вещи память о первоначальном состоянии. Раз и вместо тряпки перед вами прекрасная картина. Но как всегда есть люди, готовые обратить любое открытие во зло.
Первая публикация (1982) — в сокращении, далее — полный вариант без существенных изменений.
Входит в:
— журнал «Юный техник 1982'05», 1982 г.
— журнал «Юный техник 1982'06», 1982 г.
— журнал «Юный техник 1982'07», 1982 г.
— антологию «Черный саквояж. Куклы из космоса», 1991 г.
— антологию «Бесконечная игра», 1992 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Apostrophe, 24 апреля 2021 г.
Археология плюс фантастика — занимательно вдвойне. К тому же в повести Булычева действие разворачивается на южном берегу Меотиды — Азовского моря, в местах древнегреческой колонизации. Однако Булычев приземлил эту романтику, разбавив свой рассказ размышлениями о природе вещизма и сведениями о товарном дефиците в позднем СССР. Подобные бытовые зарисовки, преломлённые в фантастической фабуле, приобретают характер шаржа, т.е. довольно добродушного намека на некоторые, не всегда позитивные, черты изображаемого.
tolstyi1010, 9 августа 2019 г.
Крым, мыс Диамант, деревня Ключи. Именно сюда приезжает экспедиция археологов чтобы начать раскопки. Двое подростков, один из которых любит историю, а другой жить не может без техники, нанимаются к ним. Через некоторое время к археологам привозят экспериментальный прибор, с помощью которого можно вернуть память любой вещи. Тут же находятся желающие воспользоваться им в корыстных целях.
Небольшая фантастическая повесть Кира Булычева, писателя подарившего нам Алису Селезнева. Хотя фантастики тут немного. Больше всего же в данном произведении переживаний главного героя, мальчика Кости. Его нравственные терзания, невозможность принятия постороннего человека, который каждый год появляется у них дома, попытки одной ложью исправит другую. Антагонист повести понятен с самого начала, но лично меня он разочаровал. Я надеялся на что-то значительное в финале, но чем ближе он становился, тем сильнее росло мое недоумение. Неужели автор не смог придумать ничего существенного? Как-то это мелко.
Прочитать стоит, но откровений не ждите.
lammik, 10 марта 2018 г.
Крымская земля... Проносились эпохи, планета делала и делала обороты вокруг Солнца, народы сменяли народы. Сколько их было? Киммерийцы, скифы, сарматы, готы... И только крымская земля хранила и хранит в себе их следы — останки становищ, посёлков и целых городов. Но приходят люди, археологи. Приходят чтобы узнать у земли её тайны. Та бы может и рада их открыть, но безжалостное время с каждым годом стирает всё больше и больше.
Идея рассказа состоит в существовании технологии, способной привести материю к предыдущему состоянии — восстановить статуэтку из осколков, вернуть первоначальный облик повреждённой картине или же восстановить разбитую пластинку. Тут уж у кого на что хватит фантазии. У меня сразу возник вопрос — можно ли воскрешать недавно умерших? В повести Булычев несколько пережал с назидательностью, но читается интересно, так и видишь перед глазами лето, весело бликующее море и песчаный крымский берег с выдающимся в море мысом Диамант.
rrq64k, 5 января 2017 г.
Фантастическая идея хорошая, жаль, что не разработана подробней. Сама повесть (а скорее, рассказ) достаточно слабенькая. Персонажи одноуровневые и довольно плоские.
Что удивило: ГГ при падении разбивает пластинку ансамбля АВВА на множество кусков. Это надо было постараться! Виниловые пластинки 70-х годов, это вам не патефонные пластинки на 75 оборотов, которые разлетались вдребезги от падения на пол. Некоторые из виниловых пластинок можно было даже аккуратно свернуть в трубочку, и то они не ломались! И поверьте, я говорю не о гибких пластинках, а о «дисках-гигантах», как их тогда официально называли. Как только не экспериментировали мы с ребятами над этими пластинками. Нет, за здорово живешь, случайно, расколотить их было практически невозможно. Поцарапать — да, но не уничтожить. Неужели Булычев не знал об этом? Или пренебрёг?
Ну и ремарка ГГ о том, что его, акселерата, совершенно не волнуют вопросы пола. Это в 14-15 лет-то не волнуют?! Ещё как волнуют! Это как раз время первых «очень серьёзных» влюблённостей, пристального взгляда не только на лицо, но и на тело, осознанная и неосознанная тяга к противоположному полу. У нас, помнится, в этом возрасте почти весь класс перевлюблялся! А тут ГГ находится среди студентов и студенток. Юг, море, раскопки, симпатичные девушки в купальниках — сам бог велел! И ведь друг ГГ таки тайно влюбён в его сестру!
Ну и попутно заклеймен «вещизм» в лице Томата. Этот Томат вообще является инородным телом в повести, этакий привет от назидательной литературы о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Слишком уж всё в лоб, слишком прямолинейно и шаблонно.
И опять я не могу поставить высокую оценку, потому что очень средне. Даже с точки зрения школьника тех лет средне.
Bizon, 18 января 2015 г.
Рассказ сугубо психологический, где фантастическая идея служит лишь для подчеркивания и усугубления конфликта, но никак не в центре сюжета. А в подростковой психологии Булычев разбирается на уровне Крапивина, что является высшим знаком качества. Есть и мораль: столкновение двух вариантов лжи — во благо, и ради себя любимого. Вывод кажется очевидным, но в реальности все не так просто.
Успевает автор коснуться и одной из любимых тем: использование изобретений. Это его устами говорит пессимист Манин, рассуждающий, что полезный прибор сразу уйдет в сферы построенные на зарабатывании денег, а наука успеет воспользоваться им лишь во время экспериментов.
Бытовой, психологический рассказ написанный в традиционной манере автора.
god54, 11 октября 2009 г.
Фантастическая идея очень хорошая, да и литературная часть вполне приличная и довольно неплохо передает подростковую психологию, в самый трудный переходный период, когда максимализм бьет через край. Правда концовка могла бы быть и пожестче.
Yazewa, 9 ноября 2010 г.
Вспомнились было «Записки хроноскописта», но там фантастическая составляющая все определяет, а здесь она даже, по сути, не важна. История абсолютно бытовая. Хорошо, живо написанная, потому и читается с увлечением. Герой получился абсолютно реальный, а вот с Томатом, по-моему, некоторый перебор...
КАА, 26 июля 2009 г.
Написана повесть добротно, но сюжетный конфликт в ней совсем простенький. Булычёв-бытописатель здесь в разы сильнее фантаста.
elent, 22 июня 2006 г.
Впервые прочитала в «Юном технике» и загорелась, а вдруг можно создать?