fantlab ru

Светлана Алексеевна Кузнецова «Метро 2033: Дворец для рабов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
7
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Дворец для рабов

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

Спокойная жизнь в подмосковном поселке изменилась в одночасье с появлением на болоте кровожадной твари. С ней не могут сравниться даже волкодлаки, время от времени пробирающиеся на территорию поселка. Противостоять зову твари не удается никому.

Но Тимур, кажется, нашел способ.

Взяв с собой двух друзей, он отправляется в Москву, где надеется отыскать помощь.

Для этого произведения есть карта:

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 259

Активный словарный запас: высокий (3127 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 71 знак, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2020 // Ржавый Артём. Лучшая мужская роль второго плана. Олег Немчинов


Издания: ВСЕ (2)

Дворец для рабов
2020 г.

Аудиокниги:

Дворец для рабов
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Болото для господ»

Рецензия на «Метро 2033: Дворец для рабов» Светланы Кузнецовой

Чем хороши приквелы? Если вы начинаете читать с них, ничего плохого не случится. Вы будете понимать сюжет, а все приятные отсылки, которые сделаны к оригиналу, хоть и пройдут мимо вас, но потом заиграют новыми красками, получив объяснение до того, как вы доберётесь до более ранней по выходу книги.

Чем плохи приквелы? Как ни странно, своей несамостоятельностью. Можно написать сколь угодно независимый роман, но если в нём действует хотя бы в виде камео персонаж, играющий важную роль в хронологически более поздней части, автор позволяет себе чуть расслабиться, забить на некоторые черты характера. Читатель же такие слабости заметит, но до прочтения оригинала не поймёт.

Чем полезны приквелы? Айзек Азимов в своё время написал два приквела и два сиквела к трилогии «Академия», и предыстория дала очень много тому огромному миру и замыслу, что показал гениальный писатель-фантаст в основных частях. А главное, они написаны более поздним, более опытным Азимовым, что подняло планку качества на целую ступень.

Чем излишни приквелы? Если история слишком самостоятельна, а все отсылки ограничиваются случайным камео знакомого героя, возникает закономерный вопрос: на кой вообще сдалась читателю эта история?!

Разберёмся в «координатах» нового романа Светланы Кузнецовой. «Дворец для рабов» — безусловно приквел «Уробороса». Здесь действует сталкер Кай, и действует он достаточно много, хотя и далеко не всё время. Главный герой чем-то похож на Владлена Симонова, но гораздо начитаннее, а уровень его наивности то обнуляется, то взлетает до небес. Всё благодаря относительно тепличным условиям, в которых он вырос. Персонаж вышел достаточно эмоциональный, хорошо прописанный. Ещё бы галлюцинаций и снов чуть ли не вещих поменьше — цены ему, как образу, не было бы.

Но вернёмся к роману. Герой новый — значит, и сюжет новый. Кай в нём важен, но замените его — и получится практически всё то же самое (разве что Оккам будет недоволен, но мы ему не скажем!). Узнаём о новом поселении в Подмосковье, кристаллическом чертополохе в перегоне Маяковская — Белорусская и новой трактовке интеллигенции Полиса. Вот последнее позабавило. «Ящик Пандоры» Ольги Швецовой и Шамиля Алтамирова эту сторону сообщества не раскрыл, хоть и сообщал правду о столице Метро. Для «Вселенной» это интересная информация.

Своеобразной отсылкой к «Уроборосу» можно считать описание Добрынинской и сопредельных станций. Кажется, в поиске дела для этого участка кроется намёк на будущую Южную кампанию из предыдущего романа Светланы. В остальном «Дворец для рабов», даже несмотря на Кая и упомянутую им подругу Мару, идёт сам по себе, местами смахивая то на «Сетунь» Анны Калинкиной, то на трилогию «Берилловый город» Марии Стреловой, но если не считать тюрьмы на Марксистской из «Санитаров» Сергея Зайцева, Светлана вновь старается избежать пересечений с чужими героями и сюжетами. С прошлой части пропал всеобщий нейтралитет сталкеров, отчего нестыковок не обнаруживается.

Несколько достоинств, которые делают роман лучше: во-первых, композиция. Ещё по прошлой части я понял, что Светлана умеет хорошо расставить события. И если закрыть глаза на перебор видений, сам сюжет идёт чётко и строго, но в то же время непредсказуемо. Мне кажется, финалом авторесса обыгрывает название всё той же первой части. Второе тоже обыгрывает, но там всё чуть проще.

Во-вторых, меня вновь радуют мысли и маленькие сторонние истории по ходу дела. Тут сыграла свою роль композиция, которая расположила к восприятию дополнительных мотивов. Те же рассуждения о либералах из Полиса не только забавны, но и любопытны. А идея лени и предопределённости воспитания из побочных высказываний расцветают в центральную идею всего «Дворца для рабов».

Есть и в-третьих. В то время как отсылок на другие книги «Вселенной» практически нет, Светлана щедро сдобрила повествование отсылками к классической литературе, будь то Булгаков, Тютчев или Маяковский. Сюда же хочется отнести и попутную информацию о безопасном уровне радиации. Проверять не проверял, но если всё так, то это крайне познавательно для тех, кто увлекается постъядером. То есть «Дворец для рабов» — это не только и не столько приключенческий роман в череде большой серии и не просто приквел со своим сюжетом, а настоящий кладезь цитат из классиков и аллюзий на их произведения.

Роман хорошо написан, читается достаточно быстро, заскучать особо не даёт. В нём хватает полезных фактов, приятных героев и знакомых локаций и позволяет начать знакомство с ним до прочтения более чем сотни других романов серии вообще и «Уробороса» в частности.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх