Журнал «Edita № 81, 2020 (совместно с Международным литературным клубом «Astra Nova»)»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— журнал «Edita»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
_Y_, 9 мая 2020 г.
Этого номера Эдиты хватило на месяц – для моей скорости чтения весьма таки быстро. Показалось, что состоит он из двух половин. Первая – реализм, вторая – фантастические жанры. А открывает выпуск произведение мемуарное. Очень интересная вещь Анны Вимшнайдер. Не с литературной точки зрения, а, так сказать, с информационной. Бавария, сельская местность, 1930-е. Мало знаю о Германии того времени поэтому многое оказалось для меня новым, но эти мемуары хорошо легли на то, что я слышал о сельской жизни тех же 30-х в СССР и в других странах. Нет, не одно и то же, конечно, но есть много общего. Забота о хлебе насущном, постоянная оглядка на соседей, давление общественного мнения. Всё локальное, происходящее в одном, отдельно взятом, сельском сообществе. А то, что творилось тогда в мире — политика, Гитлер, Сталин, в каждой стране свой лидер и свои лозунги – происходило далеко, оно было для тех, у кого проблема ежедневного выживания так уж остро не стояла.
Два очень похожих рассказа: Милены Миллинткевич «Парк на набережной» и Никиты Николаенко «Конец стоянки». Оба ностальгические, оба про жизнь в её развитии, завязанные на грусть от того, что уходит старое и приходит новое, другое. Новое здесь хуже старого, но это воспринимается как должное – тексты не философские, а именно ностальгические.
Два рассказа Сони Рыбкиной, оба читались легко, наверное язык мне хорошо подошёл. Но понравился первый – «Модница». Казалось бы, обычное повествование об обычной «тургеневской» девушке... и вдруг всё меняется, текст расцветает неожиданным поворотом, другими сторонами ставших уже знакомыми героев.
Два рассказа Эриха фон Неффа. Оба легко читающиеся и доставляющие удовольствие, хоть в обоих случаях композиция мне и не понравилась совсем.
«Нештатная ситуация на предприятии «Маяк», 1955» Юрия Смирнова входит в раздел эссе. Честно говоря я не понял почему это именно эссе? Воспринялся текст как продуманный, энергичный, жёсткий, хорошо написанный рассказ с прекрасными сюжетом и композицией. Может быть он документальный? Не знаю. Но, если и так, то я бы назвал публикацию документальным рассказом.
Обычно я не берусь судить о поэзии, не компетентен. Но не удержусь. В номере напечатана большая коллекция одностиший Леонида Либкинда. Как в любой подобной подборке, что-то понравилось, что-то нет. Но процент понравившегося, умного и/или остроумного очень высок. Да и вообще я очень люблю суперкороткие произведения.
Раз уж стал писать о поэзии – вспомню о блоке Дэна Шорина. Первые четыре текста напечатаны в виде обычного текста (извините уж за тавтологию), однако, на мой взгляд, это именно стихи. Все эмоциональные, все надрывные, политизированные. С политизированностью кое-где перебор, как мне кажется. Не потому, что я против выражения автором своей позиции, просто это иногда мешает воспринимать текст, переключает восприятие с литературы на политическую полемику. Но не мне судить, в поэзии я действительно малокомпетентен.
Теперь — к фантастике.
Понравилась коллекция рассказов, относящихся к классической космической, планетарной НФ. Пауль Госсен «Где-то на Марсе» — просто таки погружение в старый-добрый, любимый с детства фантастический мир, с марсианским антуражем и земными человеческими отношениями. Понравились и два рассказа Максима Тихомирова – «Зайчик» тоже оставил впечатление родной такой фантастики, а «У края бездны» – наоборот жестокий и пробирающий, со сложным героем.
Короткий постап А. Загородний, «Чувство ночной вины». Здесь я высказываться не буду, но с удовольствием бы узнал мнения других читателей.
Цикл из двух рассказов Сергея Игнатьева. Именно цикл. Рассказы объединёны героем и последовательностью во времени, но второй ни в коем случае не является продолжением первого. Это у меня вызывает уважение, не люблю продолжения. Если автор не смог в первом тексте сказать то, что хотел, это редко получается во втором. Здесь же две совершенно разные истории, обе понравившиеся. Первая – «Winterдевочка» — немного психоделическая, написанная с надрывом твёрдая НФ. При этом – вещь о любви, как ни странно (твёрдая НФ, всё таки). Вторая – «Машрумз» — более спокойная, определённо социальная фантастика, зато с долей иронии, и читающаяся без напряжения.
Леонид Ашкинази «Инженер и время». Интересный рассказ. Непонятный с точки зрения фантдопущений, но интересный. С прекрасной идеей о том, что инженер – он и в каменном веке инженер. А вот «Провожать глазами» художественным произведением не показался. ИМХО это оформленный в форму рассказа бизнес-проект. Вполне реализуемый, вполне реалистичный. Даст прибыль или нет сказать не возьмусь, но что с того? В реальной жизни большинство бизнес-проектов заканчивается без прибыли.
Анна Мирошниченко «Уважение к сказкам». Интересный вариант соединения социальной фантастики с русским народным фольклором. Всё продумано, всё на своём месте. Концовка оказалась более прямолинейной, чем я ожидал, но здесь уж у каждого свои ожидания.
«Злодейский злодей» Михаила Ковбы – прекрасный рассказ с необычной для меня идеей, глубокими мыслями и динамичным, легко разворачивающимся сюжетом. Понравился и даже весьма.
Выпуск журнала заканчивается тремя очень разными и тоже очень понравившимися рассказами. Выбрать среди них лучший не возьмусь, но самым запомнившимся видимо окажется «Не тот цвет» Михаила Крыжановского. Предельно взвешенный, продуманный и захватывающий текст с восточным колоритом. При этом колорит дан ровно настолько, насколько он нужен, чтобы перекликаться с ощущениями меня-читателя. Нет излишеств, нет детально расписанного «мира», который бы, наверное, сильно мешал восприятию главного.
Женя Сторонка, «Девочка в янтаре». Загадочный и затягивающий рассказ, понемногу проявляющий картинку. Ощущение запутанности и непонимания постепенно сменяется ощущением грусти.
«Это так странно» Ольги Дорофеевой. Вроде бы не пессимистично, но очень грустно. В конце ситуация, вроде, лучше, чем в начале. Хотя, «ситуация» – неподходящее слово, скорее речь идёт об ощущениях героини. Её ощущения в конце светлее, чем в беспросветном начале (извините за игру слов), а всё равно грустно.
Так что, очередной номер журнала в очередной раз доставил удовольствие. Ожидавшееся.