fantlab ru

Филипп Керр «Решётка»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.63
Оценок:
33
Моя оценка:
-

подробнее

Решётка

Gridiron

Другие названия: The Grid

Роман, год

Аннотация:

Бойтесь зла, ибо оно сильно и многолико...

Бойтесь смерти, ибо она хитра и изворотлива.

Это известно испокон веку, но об этом забыли возводившие небоскребы. И тогда началось нечто странное и страшное. Замерзшие трупы находят в лифте, смертью веет от воздуха сверхсовременных кондиционеров, смерть царит за герметически закрытыми дверьми, кровь льется по лестницам. Что-то поселилось в здании — что-то, чье могущество беспредельно, что-то, что играет с людьми как с игрушками, ломая их для собственного безжалостного удовольствия...

Другая аннотация:

В самом центре Лос-Анджелеса «умное» здание, неофицально прозванное «Решеткой», разговаривает со своими обитателями с помощью голограмм, прогнозиркет погоду и даже сообщает, принимал ли кто-либо из работников наркотики. Накануне его открытия ключевые игроки собираются, чтобы внести последние штрихи в свой шедевр архитектуры и информатики. Но что-то идет неправильно, и люди оказываются заперты внутри детища экстравагантного архитектора. Теперь создатели должны выяснить, что произошло с их творением — прежде чем кто-то убьет их всех, одного за другим.


Награды и премии:


лауреат
Немецкая премия за криминальную литературу / Deutscher Krimipreis, 1996 // Международный роман. 1 место (перевод Peter Weber-Schäfer)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Решетка
1998 г.

Издания на иностранных языках:

The Grid
1996 г.
(английский)
Gridiron
1996 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«– Это можно. Только вначале ты должен ответить на один вопрос.

– Какой вопрос?

– Мне очень дорого это здание. И я внимательно изучил, как ты, наверное, понимаешь, все его планы и чертежи, пытаясь определить его назначение. Так вот, мне кажется, что это собор.

– С чего ты вдруг решил?

– Здесь есть центральный свод, верхние хоры, крытая внутренняя галерея, арочные перекрытия, фасад, контрфорсы, портики, площадь перед зданием, хор...

– Хор? – прервал его <...>. – А где, черт возьми, ты нашел хор?»

Достаточно популярный на своей родине британский писатель Филипп Керр у нас малонеизвестен. И все же, что этот роман ни разу не удостоился быть отрецензированным — пусть роман издавался на бумаге лишь единожды и довольно давно, в век Интернета это перестало быть проблемой. «Решетка» была рекомендована мне к прочтению как представитель жанра хоррор, но на деле все оказалось куда интереснее. Сразу скажу, что в этом отзыве я обойдусь без спойлеров (даже спрятанных под специальную плашку — дабы не портить впечатление), хоть меня и одолевает желание оставить здесь пару цитат, кроме заглавной. Если коротко — то роман стоит прочтения, но с некоторыми оговорками. А теперь подробнее.

Начну с мухи в бочке меда — роман безбожно затянут. Да, в биографии автора упомянута его любовь к детализации, но отводить половину произведения на экспозицию это чересчур. Читатель поневоле теряется в огромном обилии персонажей, между которыми повествование скачет каждые несколько страниц. Собственно, самих персонажей, можно разделить на две группы — на тех, кто прописан хорошо, и за кем интересно наблюдать; и на тех, чьи образы никак не откладываются в памяти и по ходу чтения путаются между собой. Кроме того, в первой половине книги расбросано великое множество чеховских ружей, которые внезапно начинают практически одновременно стрелять пулеметными очередями, в хорошем смысле удивляя и разок даже могут ошарашить неискушенного читателя.

Основная загвоздка кроется как раз в том, что только привычка дочитывать все, что попало в руки, заставило меня не оставить чтение. А подобное желание может ожидать многих, кто возьмется за «Решетку». Создается впечатление, что читаешь реалистический криминальный роман о буднях нелицеприятной архитектурной элиты, погрязшей в изменах, самолюбовании и прочих пороках. Тут смешаны и демонстранты, возмущенные репрессиями со стороны китайских властей (корпорация «Ю», для которой строится здание, поддерживает дружеские отношения с правительством Китая; к слову, это одна из немногих «оборванных» сюжетных веток, будто автор просто не придумал, что делать с этим дальше), и заносчивый архитектор с боготворящей его женой, нажившие себе кровного врага в лице уволенного сотрудника, и использование своих связей (как служебных, так и половых) в личных целях, и даже необходимость выполнять обряды «фен-шуй» для изгнания из «Решетки» злых духов. Где-то на фоне происходит пара смертей, но автор упорно тычит в читателя буднями персонажей, приправленными лекциями по современной архитектуре и информатике. Невольно думаешь: зачем мне знать, кто с кем спит?

И вот начинается вторая половина, обеспечившая мне бессоную ночь в ожидании развязки. Наверное, это не самый плохой прием — вязкое, текучее повествование по щелчку пальца становится динамичным. Ты ждешь, когда же начнется действие, а оно все не начинается, персонажи строят планы, обсуждают работу и личную жизнь. А потом ты что-то начинаешь подозревать, улавливаешь глазом призрачные намеки на приближение чего-то неотвратимого. Суперсовременное автоматизированное здание — «Решетка» — все основые действующие лица по необходимости собираются в нем, чтобы подготовить все к сдаче его комисии. Что может пойти не так? Например, все. Автор умело закидывает обманку, заставляющую читателя верить, что он знает, кто за всем стоит, при чем делает это чуть ли не трижды — первые пару раз намеренно прямолинейно, потом — уже как подобает. Что стоит отдельной похвалы, так это раскрытие «серых» персонажей — некоторые из них оказываются чуть ли не ключевыми в понимании идей, заложенных в роман. Сыпятся отсылки на все, что только можно — от Азимова и Кларка до Ле Корбюзье, а в какой-то момент в повествование и вовсе вплетается сюжет из Ветхого Завета.

Роман и близко никакой не хоррор — это добротный технотриллер (как и значится на англоязычных ресурсах, которые я посетил уже после прочтения) с немного набившей оскомину основной идеей, но обладающий и более глубокими подтекстами, не лежащими у самой поверхности. Местами действительно было жутко, а то, как автор расправился с парочкой персонажей, вызывало дрожь. Но роман скорее заставляет задуматься, нежели стремиться вас напугать. Как страшные картинки на сигаретных пачках, только здесь вместо сигарет — современная мода на автоматизацию всего и вся. Читая, я ловил себя на мысли, что такую книгу мог бы написать Майкл Крайтон (действо макимально кинематографично и некоторые головокружительные эпизоды легко представить на большом экране), но, не буду лукавить, у Филиппа Керра это вышло совсем не хуже, а где-то и на порядок лучше. После прочтения вас еще долго будут. мягко говоря, напрягать лифты, кондиционеры и все остальные «modern conveniences».

Да, помимо затянутости роман есть за что поругать, но делать этого не хочется. Здесь практически нет роялей в кустах, а некоторые сюжетные штампы будто использованы намерено, чтобы их высмеять. Так, проделав долгий и рискованный путь, один из героев узнает, что существет вариант, якобы не сопряженный с риском для жизни и открыто возмущается обесцениванием своих стараний. Множество начатых сюжетных веток, касающихся взаимотношений персонажей, немного провисают в угоду повествования, но психологические портетры действующих лиц все равно показались мне достоверными. Все ведут себя именно так, как должны вести в такой ситуации.

Как итог, могу рекомедовать «Решетку» к прочтению, но следует быть готовым к паре сотен страниц страниц, не дающих представления о произвдении (пусть оставшаяся часть и окупит их с лихвой). Удивляет такая низкая оценка, ведь в своем жанре произведение написано весьма достойно. Итог — 8 пишем (7 в уме).

P.S. Не знаю, связано ли это с оцифровкой произведения, или с единственным существующим переводом, но в электронной версии порой встречаются весьма странные ошибки и опечатки.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх