Николай Лесков «Привидение в Инженерном замке»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«У домов, как у людей, есть своя репутация. Есть дома, где, по общему мнению, нечисто, то есть где замечают те или другие проявления какой-то нечистой или по крайней мере непонятной силы», — так начинается это произведение интригуя читателя о судьбе Павловского дворца, ставшего ко времени написания Инженерным замком и о случае произошедшем в стенах этого заведения, где неуместная шутка повлекла такие последствия, что многие поняли, шутить с потусторонними силами опасно для здоровья.
Входит в:
— цикл «Святочные рассказы»
— сборник «Святочные рассказы», 1886 г.
— антологию «Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt», 1983 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
— антологию «Классика русского рассказа», 2005 г.
— антологию «Новейшая хрестоматия по литературе. 6 класс», 2007 г.
— антологию «Святочные истории», 2011 г.
— антологию «Таинственная проза», 2013 г.
— антологию «Большая Новогодняя книга. Рождественские истории», 2015 г.
— журнал «Чудеса и приключения №8, 2015», 2015 г.
— журнал «DARKER № 5'17 (74)», 2017 г.
— антологию «Нечестивое собрание», 2017 г.
— антологию «Ночь перед Рождеством. Рассказы русских писателей», 2018 г.
— антологию «Ледяные истории», 2019 г.
— антологию «Таинственные святочные истории русских писателей», 2019 г.
— антологию «Упырь», 2020 г.
— антологию «Святочные истории», 2024 г.
- /языки:
- русский (49), немецкий (3)
- /тип:
- в планах (1), книги (46), периодика (1), аудиокниги (3), цифровое (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zombie 1st class, 28 октября 2024 г.
Мистическая история о группе кадетов, поставленных в караул над телом недавно умершего начальника училища. Один из мальчишек решается сыграть дурацкую шутку – и это оборачивается весьма неожиданными последствиями.
Этот рассказ я, как по ходу чтения вспомнилось, читал еще давным-давно, в школьные годы. Вещь интересная, местами очень смешная (реально, просто укатайные сцены и фразочки есть), но финал вместе с тем довольно грустный, если задуматься всерьез о произошедших там невеселых событиях. Страшного ничего особо нет, однако местами нагнетается вполне неплохая готическая атмосфера жути. Психологическое состояние малолетних придурков передано неплохо, и вот в то, что *им* очень страшно – вполне верится.
zdraste, 19 мая 2019 г.
Многогранное произведение, с какой стороны ни посмотри, к примеру:
С исторической точки зрения, что можно узнать о времени в промежутке которого происходили события описанные автором? Интерес может представлять отношение к детям, к телесным наказаниям.
«Проще сказать, кадеты говорили, будто несчастный шалун «умер под розгами», и так как в тогдашнее время подобные вещи не представлялись невероятными, то и этому слуху поверили, а с этих пор сам этот кадет стал новым привидением.»
Контрастно выглядит на фоне развития ювенальной юстиции, а также многочисленных отчуждений российских детей хоть в тех же скандинавских странах (чтобы не быть голословной приведу выдержку из статьи за 2012 год: этих людей тысячи в Финляндии, тысячи в Норвегии, Швеции, Дании, Италии, Испании, Австралии, Новой Зеландии, Америке, а список людей, которые не побоялись назвать свои фамилии и телефоны — это 77 русских или полурусских семей, у которых изъяли 109 детей по всему миру.)
Читаешь эти строки, размышляешь, как резко изменилась жизнь за последние сто лет. А до этого, тысячи лет все было без изменений. Детей пороли, они умирали от порки, и никому до этого не было дела.
Религия. Фраза «Вкушая вкусих мало мёду и сё аз умираю», вообще не понятна ни по смыслу, ни по назначению, погуглила и узнала перевод на современный язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть», и то, все равно не поняла. Тем не менее, оказывается эта фраза служит эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтова. Одно понятно, что современники Лескова прекрасно понимали ее смысл. Это христианство.
А вот прочитав про “печальная процессия: покрытые простынями кадеты, со свечами в руках, несли на одре чучело с длинноносой маской и тихо пели погребальные песни.» на именины Ламновского. Невольно на ум приходит религиозный культ Вуду, практикующийся в Африке. Зловеще звучит факт того, что Ламновский таки умер, на фоне крепкого здоровья, по сравнению со своей немощной и больной женой.
Межличностные взаимоотношения. Очень трогательно воспринимается последняя глава. Для кадетов Ламновский представлялся докучливым, придирчивм ,мелочно суровым сухарем. И для них стало шоком то, что этого мелочного и придирчивого сухаря любят сильной и невероятной любовью. Сцена прощания больной, слабой но живой жены с «физически здоровым» но мертвым мужем, стала для них откровением.
Произведение атмосферное, множно сказать, что это профессионально написанный ужастик. Читая его,понимаешь, что Автор так преподнес события, что мы можем наблюдать это со стороны, и отстраняясь холодным рассудком проанализировать и вынести свои умозаключения.
Спасибо за совет aiva79
SAG, 1 августа 2013 г.
Если вспомнить школьные годы, многие наверное пытались отомстить к требовательным преподователям. Вспоминаются и кнопки на стульях, и пропавшие классные журналы и многие другие мелкие пакости. Но дергать за нос, умершего начальника учебного заведения, который достал тебя придирками, это уж слишком и поэтому появившееся приведение и вздохи умершего, так напугали кадетов, что как говорится «волосы стали дыбом». Да история окончилась комично, но этот урок пошел впрок.
Шутки есть шутки, главное, что-бы они не переходили ту грань, за которой «шутка» становится издевательством и кто знает, что вы получите в ответ, тем более что события происходили в здании и так имевшего недобрую репутацию. Но в здании ли главная проблема, а не в том ли, что порой мы просто не задумываемся, что и покойники могут вам отомстить....