Олег Кожин, М. С. Парфёнов «Колдовство»
Утраченное века тому назад знание. Могущественная древняя сила. Таинственный гримуар, пламя свечей и заклинания на латыни…
Это ли колдовство?
Кровь на тёмном алтаре и крик обречённой жертвы. Лезвие ритуального ножа в лунном свете, кощунственная месса и адские муки…
Это ли колдовство?
Прикосновение к непознанному и пропащая душа. Богохульство и взгляд за грань, спасение и погибель…
Это ли колдовство?
Новая антология от создателей бестселлера «13 ведьм» и культовой серии «Самая страшная книга». Истории о магии, ведьмах и колдунах, написанные лучшими отечественными рассказчиками — Дарьей Бобылёвой, Максимом Кабиром, Олегом Кожиным и другими.
Всё это — «КОЛДОВСТВО»…
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Мастера Ужасов, 2020 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов |
Номинации на премии:
номинант |
Мастера Ужасов, 2020 // Лучший проект (фестиваль/передача/журнал/фэнзин/аудиокнига и т.п.) (аудиокнига) | |
номинант |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучшая антология | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая антология |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 9 ноября 2022 г.
Антологию начал читать ради знакомства с повестью Шикова «Голодные», которая номинировалась на премию Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть.
Шиков потряс. Решил постепенно прочестьь и остальные вещи сборника. Заняло больше года, но я никуда и никогда не тороплюсь с антологиями. Смакую.
У книги заслуженно три жанровых номинации и награда «Мастера ужасов».
Посмотрел свои оценки, проставленные произведениям — одна семерка, остальные восемь и выше! И три десятки — то есть полная сатисфакция меня, как читателя!
Крайне рекомендую всем, даже не фанатам хоррора. Идеальный срез жанра, пусть и сфокусированный на теме ведьм. Даже в рамках заявленной темы у авторов получились самые разные произведения целого спектра жанров — чистый хоррор перемежается социалкой, сюром и триллером.
10(УЖАСНО ИНТЕРЕСНО)
URRRiy, 17 сентября 2020 г.
Хороший сборник. Колдовство действительно присутствует и в самой гнусной своей ипостаси. Все произведения книги, на мой взгляд, приемлемого для развлекательного чтения уровня, особенно понравились «Зелёный шум» Олега Кожина и «Голодные» Евгения Шикова.
Конечно сборник в полной мере +18, кровушки и прочих элементов человечьих организмов авторы не пожалели, даже было впечатление, что это перелицованный вариант «Маньяков» той же серии ССК. Тем не менее, в основном тема сверхъестественного вполне обоснована, хотя и не везде внятно.
К некоторым недостаткам идейного плана в рассказах, по моему мнению, относится в основном безнаказанность зла, хотя по русской и не только народной традиции, все легенды о разных ведьмах — колдунах завершаются их стократной платой темным силам за временное покровительство.
Однако в целом сборник вполне достойный, любителям жанра должен понравиться.
perftoran, 17 мая 2021 г.
Пока что самая сильная антология из разнообразия серии ССК. Уровень очень высокий — провальных текстов нет.
Тройка наиболее понравившихся рассказов, которым я поставил оценки 10 и 9: Елена Щетинина/Наталья Волочаевская «Перепечь», Олег Кожин «Зелёный шум», Евгений Шиков «Голодные».
Истории Кожина и Шикова жуткие, кровавые. Но что прекрасно: здесь жесть не ради жести, эпатажа и атрибута хоррора, который “ну уж должен быть, раз я хоррор пишу”. А всё уместно и вплетено в канву историй.
Рассказ Щетининой/Волочаевской – это семейно-бытовая история, ужас, вытекающий из повседневной жизни, которая лишь кажется нормальной. Но в этом рассказе прекрасно выписана трансформация главной героини. Она проходит путь от затюканной жертвы до человека, готового идти на самые ужасные поступки вроде похищения чужого ребёнка. Гнильца в ней была давно.
Так же все три истории радуют прорисовкой персонажей: герои достоверны, убедительны и их поступки ожидаемы и понятны.
Так же понравились и получили оценку 8:
- Александр Подольский «Нечистые». Отличный мальчишеско-деревенский хоррор. Атмосферная история. Правда, природу загадочного колдовства я угадал, но на впечатления положительные от рассказа это никак не повлияло.
- Дарья Бобылёва «Любимый». Ещё одна семейная история. Автор держит свой высокий уровень, рассказ хорош. Между строк мне видится даже какая-то черно-юморная ухмылка.
- Александр Матюхин «Вязь». Классическая тема о договоре с нечистой силой. Долг нужно отдавать. Понравился образ вязаных людей. Сама история рассказана увлекательно. Грамотный баланс психологизма и кровавых подробностей.
- Анатолий Уманский «Яко тает дым». Жестокий хоррор, в котором красной нитью проходит тема насилия в семье, насилия над женщиной, ребёнком. Главная героиня — подросток. Время действия конец 80х — начало 90х. В рассказе упоминаются узнаваемые символы того времени. Получается всё в лучших традициях Стивен Кинга (его лучших периодов творчества, конечно), он любит подобное. Крепкий, кровавый рассказ, разве что, немного длинноватый
Оценку 7 поставил:
Максим Кабир «Среди теней». Хоррор замкнутых питерских дворов, дождя и воды. Тоже хорошая вещь, но чуть менее понравившаяся, чем вышеописанные рассказы
Дмитрий Костюкевич «Шуудан». Рассказы Костюкевича мне нравятся. Это классический ужастик о проклятии. Вроде бы, рассказ не из самых сильных, но читал я всё равно с интересом, проклятые монгольские марки всё-таки не в каждом рассказе встречаются.
Оценок шесть баллов две. Одна рассказу Ларисы Львовой «Удержаться на хавсиду». Это неплохая, но несколько малопонятная история о колдовстве. Из плюсов использование эвенкийского фольклора, нечастый гость в современных историях о сверхъестественном. Вторая «Обмылкам» Александра Матюхина. Ну этот рассказ просто не вызвал отклика. Хотя фантазия у автора красочная.
Совсем не понравился только рассказ Екатерина Кузнецова «Ворожеи не оставляй в живых». Вот здесь как по мне как раз таки была жесть ради жести. Мрачная безнадёжная история.
Если оценивать в целом, то, возможно, рассказам не хватает разнообразия. В большой части рассказов колдовское зло исходит от разнообразных вариаций этакой бабы-яги, злой колдуньи, которая и заведует проклятиями. Но даже в такой традиционной вариации злого протагониста авторы пытаются искать какие-то фишки, образы и интересные повороты сюжета.
Конечно, есть и выделяющееся самобытными находками: монгольские проклятые марки Костюкевича, безумное кровавое колдовство из истории Кожина, да и страшная эвенкийская игрушка из рассказа Львовой запомнилась.
Отличная антология. Её тема классическая для жанра, но это не значит, что она не способна удивить, увлечь и околдовать. Главное, что бы это колдовство было обратимо.
Deliann, 14 октября 2020 г.
От «Колдовства» я ожидал примерно тех же впечатлений, что и от «13 ведьм». По итогу примерно их и получил.
Вообще антология получилась крепкой: из 12 историй, только треть не пришлась по душе. Это «Обмылки», «Шуудан», «Удержаться на хавсиду» и «Яко тает дым». Написаны эти рассказы неплохо, но поднятые в них темы не показались мне интересными. В «Яко тает дым» ещё и перебор с жестью, на мой вкус.
Ну и по традиции, давайте более детально поговорим про понравившиеся истории. Сначала рассказы, получившие от меня семь баллов из десяти:
• Д. Бобылёва, «Любимый». Дарья Бобылева написала достаточно типичный для себя рассказ, который неплохо бы смотрелся и в «Ночном взгляде». То есть вновь перед нами обыкновенные люди, которые сталкиваются с бытовой магией и пугающей мистикой, основанной на народных поверьях. Читается легко, но достаточно предсказуемо.
• А. Подольский, «Нечистые». Неплохие «мальчишеские» ужасы, развивающиеся на территории «деревенского» хоррора. Главные герои обсуждают идею убийства местной старухи, которую считают ведьмой. После чего сталкиваются с ней ночью. И хотя рассказ очень драйвовый и хорошо написанный, главный сюжетный поворот оказался для меня ожидаемым.
• М. Кабир, «Среди теней». Бытовая мистика. Люба нанимается сиделкой для трёх пожилых людей, даже не представляя, чем это для нее обернётся. История неплохая, но мистику слишком сильно душит бытовуха.
А теперь те рассказы, которые получили восьмерки, и к которым я планирую когда-нибудь вернуться:
• О. Кожин, «Зелёный шум». Хорошая история, чем-то напомнившая мне «Худеющего» Стивена Кинга и «Переполнившуюся чашу» Майка Гелприна. В сюжет вдаваться не буду, скажу только, что здесь используется один из моих любимых ходов, когда меньшее зло встречает большее. Написан рассказ отлично и впечатления оставляет очень хорошие.
• Е. Щетинина, Н. Волочаевская, «Перепечь». Жуткий рассказ, основанный на древнем обряде перепекания ребенка. У главной героини всё в жизни не ладится: ребенок болезненный, муж нелюбящий, свекровь ненавидящая… Ещё и бабка, живущая неподалёку, недобро зыркает и бормочет чего-то. Повествование извивается как змея, и когда начинает казаться, что всё понятно, сюжет делает плавный поворот в неожиданную сторону.
• Е. Кузнецова, «Ворожеи не оставляй в живых». Жесткий мистический триллер. Ведьма убила дочку главного героя. Теперь в его жизни есть только желание отомстить, для чего все средства хороши. Рассказ мрачный, жестокий и непростой в моральном плане.
• Е. Шиков, «Голодные». Повесть смело смешивает мистику с экстримом. В небольшой деревеньке начинают происходить жуткие события, а отважная участковая пытается во всем разобраться. Действие повести занимает буквально день-два и от стремительности событий захватывают дух. Здесь постоянно что-то происходит, зачастую мерзкое и отвратительное, реже жуткое и пугающее. Но автор отлично выдерживает заданный темп до самого конца.
• А. Матюхин, «Вязь». Рассказ родственен другой истории сборника, а именно: «Перепечь». В одной деревеньке жила старушка. Владела она колдунством сильным, и временами ходили к ней люди за помощью. Но помогала она не просто так. Очень скоро просящие узнавали всю тяжесть поговорки: «Долг платежом красен». Рассказ дарит чувство тревожности с первых же абзацев и не дает послаблений вплоть до финальной строчки. Очень порадовали и живые персонажи, и колдовство, которое подчиняется своеобразной логике, и связный, ладно скроенный сюжет.
Отзыв писался «по горячим следам», отчего вышел несколько сумбурным. В целом впечатления от антологии положительные, жду «ССК-2021».
sergej210477, 11 февраля 2021 г.
Сборник из одиннадцати рассказов и одной повести, объединённых тем, что речь в них идёт о колдовстве.
Из особенностей:
— Ну, во-первых, все истории про отечественных (постсоветских) колдунов, чародеев и ведьм. Тут нет западных готических красавиц, нет европейской инквизиции с ее кострами. И, колдовство тут хоть и древнее, но, совершенное в современных декорациях.
— Ещё отмечу, что мистики в антологии больше чем хоррора. Нет, хватает и жутких моментов, но, в целом, на мой взгляд, крови и хруста костей умеренно.
— Ведьмы и колдуны здесь как традиционные (если уместно такое сравнение) — деревенские, так и достаточно урбанизированные — городские. Но, это неважно, суть колдовства от этого не меняется.
В целом, если мне судить по уровню произведений, то, сборник достаточно однородный, нет откровенно слабых и неинтересных вещей. ИМХО, конечно. Из того, что мне больше всего понравилось:
«Любимый» — Д. Бобылева.
Рассказ начинает сборник и, как мне кажется, задаёт тональность всей книге. Очень психологически интересная вещь.
«Зелёный шум» — О. Кожин.
Отлично построенная история, которая чем дальше, тем становится все интереснее.
Вообще, колдовство, ведьмы, чародее — увлекательная тема. Поэтому, удачная мысль обьединить рассказы данной тематики в один сборник. Наверное, это классика на все времена — сделка с темными силами. И, конечно, колдовство, собственно, как искусство заключения таких договоров. Что было в Средние века, и, что поменялось (или нет) в наше время.
Всем любителям мистики, как мне кажется, книга должна понравится.
applemice, 8 января 2021 г.
Как явствует из названия, рассказы сборника сосредоточены на теме колдовства, темной магии и всего сопутствующего.
В основном, конечно, речь идет о ведьмах. Не самая любимая тема в хорроре, но тут я осталась очень довольна.
Сборник на удивление кровавый: много рассказов в жанре сплаттерпанк (экстремальный хоррор). Больше всего понравилась повесть «Голодные» Е. Шикова, рассказы «Ворожеи не оставляй в живых» Е. Кузнецовой, «Зеленый шум» О. Кожина (хотя тут автор поступает с читателем в финале прямо-таки нечестно (хотя и в хорошем смысле)) и «Обмылки» А. Матюхина (не такой кровавый, как предыдущие, цепляющий оригинальной идеей, что всегда высоко ценится).
«Яко тает дым» А. Уманского отчетливо врезался в память, но до моей безусловной любви ему чего-то не хватило.
Любителям менее кровавого хоррора наверняка придутся по душе «Любимый» Д. Бобылёвой (предсказуемый, но жутковатый рассказ) и «Шуудан» Д. Костюкевича (интересный и местами показавшийся сюрреалистичным, но в хорошем смысле).
Меньше всего понравились «Удержаться на хавсиду» Л. Львовой (тут как раз сюрреализм в плохом смысле, когда ничего толком не понятно, а картинка не цепляет настолько, чтобы закрыть на это глаза), «Вязь» А. Матюхина (вот не полюбился мне этот рассказ, еще на конкурсе «Чертова дюжина», да простит меня автор :) ) и «Перепечь» Е. Щетининой и Н. Волочаевской (какой-то совершенно неприятный рассказ, лучшего слова не подберу. Причем, скорее всего, так и задумывалось, но вместо хорошей хоррорной атмосферы осталось одно чувство гадливости).
С «Нечистыми» А. Подольского знакома уже давно, еще со времен, когда он существовал исключительно в аудио-версии — крепкий рассказ. Но есть вещи, которые мне у Подольского нравятся больше :).
Про «Среди теней» М. Кабира могу сказать то же самое — отлично, но многие другие вещи автора зацепили сильнее.
Итог: сборник отличный, не зря получил в 2020 году премию «Мастера Ужасов» в номинации «Лучший сборник». Любителям хоррора — не проходите мимо!