fantlab ru

Евгений Шиков «Голодные»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Оценок:
125
Моя оценка:
-

подробнее

Голодные

Повесть, год; цикл «Ждановский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

В отдаленной деревне, патрулируя окрестности на служебном авто, участковый полиционер Галя со своим осторожным напарником Шушенковым сталкивается с неведомым ужасом. Однако для настоящего служителя закона выбора нет — в руках чудовищ ребёнок, и нельзя терять времени, ожидая подкрепление...

Входит в:

— антологию «Колдовство», 2020 г.


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора

номинант
Интерпресскон, 2022 // Средняя форма (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Колдовство
2020 г.
Колдовство
2022 г.

Аудиокниги:

Колдовство
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Периодически включаю наши каналы, чтобы в очередной раз схватиться за голову — какую же дичь втирают аудитории. И если на российских каналах запускают «малаховский» треш из жизни известных людей, то на украинском ТВ — треш из жизни «пересичного громадянина», т.е. рядового гражданина (напр, «Один за всех» и т.д.). Берут какую-нибудь неблагополучную семью из глухого хутора и обсуждают, что и как там у них не так. И на выходе там такой треш творится (хватает 15 минут), что хватаешься за голову и думаешь, как такое вообще может происходить. А оно может, и оно происходит.

Рассказ «Голодные» мне напомнил как раз подобные телепередачи. Глухая деревушка, все друг друга знают, кряканье уточек, утренняя роса на зелёной травке и тут происходит что-то дикое, непонятное, жуткое. Повесть начинается как детектив, но быстро переходит в жёсткий психологический триллер с элементами слэшера. В итоге, вышло очень кинематографично, отдельные моменты прям сочно-чернушно описаны — готовый крепкий сценарий для фильма в стиле «хоррор на выживание».

Рассказ динамичный, написан отличный слогом (Роланд в этом компоненте заметно вырос), живые диалоги, а главное — сюжет постоянно держит в напряжении. Некоторые сетуют на длинные объяснялки от героев, длинные монологи, но в этом-то и есть вся соль — то, что делает повесть более глубокой, чем просто кровавый слэшер про каннибалов и ктулху. Здесь есть своя концепция и каждый со своими тараканами в голове. В общем, весьма сбалансированная повесть. Единственное, куча простых имён Пашка, Сашка, Дашка, Любка затрудняет различие, кто есть где — в этом есть некая неразберих.

Что можно сказать: в очередной раз отмечаю, что наши поднаторели в написании хорроров — жанр действительно на высоком уровне. Это беллетристика, конечно, но может даст толчок на более серьёзные свершения.

В концовке слышу возглас «Цап-цап», что сразу же вызвало ассоциацию с одноимённым рассказом этого же автора (его тоже загадали в Литрулетке). И таки да, рассказ «Цап-цап» является приквелом этой повести. О как, решил даже цикл замутить. Но рассказ, как помнится, был с простеньким сюжетом и затянут, так что по всем параметрам повесть вышла помощнее.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Номинант на «Книгу года по версии Фантлаба) в номинации Лучшая русскоязычная повесть/рассказ.

Я крайне редко читаю хоррор, поэтому не считаю себя экспертом в жанре. Но! Если решите за год прочитать один ужастик — пусть это будут «Голодные«!

Я стал фанатом писателя и буду знакомиться с его библиографией.

Формально перед нами образцовый слэшер. Но написанный прекрасным языком, с мастерскими диалогами, необычной хтонической мифологией.

Поначалу повесть кажется лютым трэшем в сеттинге российской депрессивной глубинки. Алкоголизм, нищета, домашнее насилие.

Туманные намёки и сумбурный рассказ алкоголика резко сменяются тарантиновским насилием, физиологичным до шока. Как будто не один из героев, а читатель получает по лицу штакетиной с гвоздём.

Зашкаливающе кровавые разборки с «голодными» в деревне сменяются архетипичным путешествием в мрачный лес, на встречу с жутким аналогом Бабы-Яги. Тут и хтонь, и разговоры о нелёгкой женской доле, о потере близких.

В повести есть всё, но она не выглядит сумбурной. Трагический бэкграунд главной героини, маньяк-педофил, древние сущности, изобретательный сплаттерпанк (топор, пистолет, вилы, кочерга, штакетина, плоскогубцы, полено).

Автор создаёт свою хоррор-вселенную. По крайней мере в повести упоминается посёлок из другого его рассказа.

Страшно, мерзко, потрясающе!

10 (ПОТРЯСАЮЩЕ)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших произведений в жанре русского хоррора.

Главная героиня сразу вызывает теплые чувства, и дело не только в её трагическом прошлом. Второстепенные персонажи не для декораций, как это часто бывает, а полноценные участники действия. Сама история очень атмосферная и кинематографичная — текст без особых усилий превращается в мысленное кино.

Отлично обыграна идея, что любому злу всегда нужна оболочка в виде человека, его душа и тело.

Очень понравились диалоги: тщательно выписанные, живые и аутентичные — они буквально звучат в голове, а не просто «озвучивают» мысли героев.

Финал выше всяких похвал — история и без того затягивает, а в конце выходит на новый качественный уровень.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько раз начинал читать и бросал. Оказывается достаточно дойти до второй условной главки и все пойдет бойчее. Да, автор прекрасно пишет (перехвалим уж, тут!) диалоги. Герои сразу живчее да человечнее стали. Разговоров очень много, но они легкие, такие житеские, что прям хорошо.

Конечно встречаются огромные портянки, которые претендуют на псевдофилософию или разъяснение по типу — а вот это все кровь-кишки патамушта! Но писано увлекательно, не отнять.

По сюжету весна, почти лето, но что-то мне атмосфера осени почувствовалась. Угрюмо все. Участковые ищут семейку пропоиц, натыкаются на бездомного, который несет какую-то дичь про нечисть. И все это так тоскливо, эти сельские магазины (хотя в повести он прям богатый), бездомные, алкаши, пропавшие дети, вечно курящие герои, тоскливые разговоры о бытовухе и чернухе.

Понравилось, что автор после вступлений бахает, ну, не сплаттерпанком, а скажем обилием натуралистичных сцен, потом в густую мистику, аж сказки детские вспомнилось. Такой контраст очень приглянулся.

Объясняловок много. Лучше бы действием все скрасил. Тот же первый разговор с бездомным Ветерком. Читается, но отвлекаешься. А там на несколько страниц такое. Не на одну, а на много.

Главная героиня — бой-баба с надломом внутри, который подается штрихами. Это все прекрасно, да, и в целом, с персонажами более-менее хорошо. В именах второстепенных путался только чутка. Но, например, в той же книжке «Зеленый шум» лучше использует персонажей. Все ружья стреляют громко, а в «Голодных» парочку прям еле пшикают. А одно к которому все свелось и на кого всех собак повесят в итоге должно было бабахнуть. Но нет. Как-то вкрись да вскользь.

Идея с Голодными социальненько так, что хорошо. Где-то и подумать можно.

Итого: ничего нового, но крепкая крово-мистическая история с пространными, порой, диалогами и объяснялками, живыми героями и намеками на продолжение. А то ж. Приквел уже есть. Хотя нет! Щас модно Вселенные делать. Тут именно такой случай.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жутковатая история, поначалу кажущаяся долгожданной (для антологии ужасов) историей о зомби. Но, разумеется, всё оказывается немного сложнее.

Мне понравилась главная героиня — не часто встретишь на главных ролях женщину — сельского участкового. Мне понравился язык написания, умело нагнетаемое ощущение жути и неправильности происходящего. Второстепенные персонажи, яркие и узнаваемые по манере речи.

К сожалению, где-то в середине повести динамика буксует, одна из злодеев пускается в пространные разговоры, да и финальное зло не прочь поговорить и объяснить всё главной героине. Элементы слаттерпанка работают на атмосферу, но выглядят при этом в должной степени неприятно.

Итого имеем хорошо написанную историю, которой, на мой взгляд, чего-то не хватило.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Двойственные ощущение: мне дико нравилось до пятой главы, но как только запустился долгий и душный диалог-объяснялка с девочкой стало досадно. И дальше, когда Галя отправилась в лес, когда и там затянулось объяснение с еще одним персонажем (не буду, конечно, спойлить), я откровенно заскучал и с некоторым уже трудом добил историю до финала. Конец открытый, хороший, резвый и кинематографичный, так что вышел из истории я с положительными эмоциями: рассказ состоялся, удовольствие получено. Но ощущение, что всю вот эту рыхлятину из серединки стоило бы повыковырять, уплотнить, что ли, как-то — оно все-таки осталось. Ну и в целом мне показалось, что автору уютнее было писать деревенский каннибальский зомби-хоррор, чем вот эту чуть неуклюжую и перенасыщенную смыслами колдовскую драму, в которую история в итоге перетекла.

Чудесные диалоги: у каждого персонажа свой язык. Это очень круто. Совершенно прекрасный Ветерок. Выглядит так, будто рисовали с натуры, но даже если и так, все равно персонаж выписан мастерски, он удивительно живой, я переживал за него сильнее, чем за героиню и многочисленных детей (в которых я, честно говоря, сразу запутался).

В общем, понравилось, хорошо. Но, кажется, могло бы быть и еще лучше.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что страшно — так этого не отнять!

В целом, повесть мне не понравились, но, оценить низко никак не могу, хотя бы, потому, что жутко.

Что ещё?

— интересные, хорошо прописанные герои.

— увлекательное, прямо-таки, затягивающее, начало истории.

— очень жестокие и кровавые сцены.

А не понравилось мне, что все очень сложно. Вмешалось и сплелось все воедино — мистика и пьянство. Нищета, «бытовуха», и, колдовство. Нечисть, чертовщина, и, маньяки. Триллер и социальная драма. Мне бы, чего попроще. Вот, обычную, родную, семейку упырей — было бы, просто и во вкусом. Или, соседи-каннибалы — милое дело! Можно сказать — привычный реализм. Это да. А тут — оригинально и необычно, но — слишком уж, запутанно.

Но — это, мое мнение.

К реализации никаких вопросов — написано здорово.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная вещь — динамичная, атмосферная, хорошо получилась главная героиня и мне понравилась попытка отображения нечеловеческой логики твари, оказавшейся в теле девицы. Но, пожалуй, действительно в повести нет какой-то завершенности и есть ощущение нагромождения очень разных элементов, иногда, на мой взгляд, совершенно не нужных: хочется ее как-то «почистить», «заточить», «огранить». Но в целом понравилось, автор заинтересовал,

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохо, хороший язык, хотя по началу много болтовни. Но мне кажется что немного затянуто.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх