fantlab ru

Сергей Недоруб «Бета-тест»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Бета-тест

Роман, год; цикл «Версиана»

Аннотация:

Добро пожаловать в Версиану – виртуальную копию Москвы! Игровой мир, живущий синхронно с настоящим, где возможно все.

Шестеро счастливчиков получают уникальное право: зайти в игру за 24 часа до официального старта, чтобы заниматься всем, чем пожелают. Но с полной свободой приходит понимание, что отсюда нельзя выйти. Такова плата за всемогущество, а виртуальный город несет с собой реальную опасность. Пока не наступит предстартовое обнуление, шестеро игроков должны понять, кто и зачем устроил им смертельный бета-тест.

Примечание:

Опубликовано в сети в 2020 г.


Входит в:

— цикл «Версиана»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 233

Активный словарный запас: средний (2821 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2023 // Роман


Издания: ВСЕ (2)

Бета-тест
2023 г.

Электронные издания:

Бета-тест
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой, бывший журналист, ныне просто игровой журналист Денис. Он попал в список счастливчиков, ему пришло приглашение на закрытый бета-тест новой виртуальной игры с полным погружением «Версиана». Случайно выбранное имя Арбестер, отправило героя в самую настоящую Москву. Те же районы, те же улицы, всё как настоящее. А главное, система ему сообщила о том, что все, что он видит сейчас в игре, происходит по настоящему на улицах настоящей Москвы. Но так как мир всё-таки виртуальный есть две стороны: реальная – где всё идёт по настоящему, на неё Денис никак не сможет влиять, и виртуальная – где он может делать всё, что его душе угодно и на его действия будут реагировать боты и искусственный интеллект Версианы. Первой задачей героя становится найти других счастливчиков, которые, так же как и он попали на бета-тест игры.

Первая особенность книги и мира Версианы в том, что весь мир это реальный город Москва. То есть, каким-то волшебным образом разработчики игры смогли вместить в игру реальный город со всеми его жителями. Поэтому, иногда потрясает видеть в книге улицы Москвы и понимать, что это игра и в ней происходят реальные события, которые дают игрокам развлечься, превращая их в игровые. То есть, к примеру, если в реальном мире идёт перестрелка, то главные герои могут в ней поучаствовать и даже помочь полиции, но это будет лишь в виртуале и никак не повлияет на реальны мир. Интересно то, что автор выбрал костюм и шлем, для входа в игру, ведь обычно в таких книгах используют капсулы, где предусмотрено питание и прочие нужды игрока. Возможно, это просто альтернатива, а возможно в этом скрывается некая тайна.

Как водиться в таких книгах, главный герой выбирает класс персонажа, который никто не хочет выбирать и у этого класса есть определённые особенности. Особенность класса у Арбестера становиться легкое взаимодействие с криминалом и всё что с этим связанно. К прочему, Денис журналист и умеет кое-что в расследовании, это и становиться его главной специализацией в игре. Вообще всё частично напомнило GTA: Online, но миссии игроков не связаны с ограблениями банков, а более приземлённые: доставка, медицина… Я был достаточно удивлён или даже возмущён взаимодействием с персонажем с именем Лайм. Я понимаю, что этот такая вишенка на торте и автор припас её напоследок, но мы видим, что Лайм расследует убийство своего родственника. Вся компания игроков об этом знает и это видит главный герой. Но ни у кого не возникает желания наплевать на всё и помочь Лайму, ведь то, что игроки видят в игре, происходит и на самом деле. Равнодушие, пусть и к новому знакомому, мне показалось очень странным.

Главный герой импонирует. Мне было легко с ним ассоциировать себя, почти во всех случаях я поступил бы так же. Мир, не смотря, что перед нами Москва, удивляет и потрясает. Роман больше походит на кибер-панк нежели на ЛитРПГ, тем не менее, то что книга получила от жанра мне пришлось по душе. Статистика роста персонажа ненавязчива, и нужна для видимости прогрессии в игре и для развития самого героя. Читается книга легко, написана простым и понятным языком. За счёт того, что главный герой в играх не силён, все сленговые словечки автор разжевал по сюжету ему, а за одно и читателю, так что сложностей при чтении быть не должно. При этом события в книге бурлят, не было мест, где я заскучал бы или же хотел отложить книгу на потом. Книг в жанре ЛитРПГ огромное количество, жанр стал очень популярен в мире, особенно в станах СНГ. И на их фоне «Версиану» выделяет её приближенность к реалу. Тут нет драконов и эльфов, зато в окружение веришь по-настоящему.

В итоге, от себя книгу смело рекомендую всем любителям жанра. Надеюсь издание продолжения не заставит себя ждать.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будучи знакомым с творчеством уважаемого Сергея Недоруба, рассчитывал, что «Бета-тест» меня, как минимум, порадует. В принципе, так и произошло.

Честно говоря, всегда недолюбливал РПГ-системы, где встречаются одни и те же схемы, шаблоны и принципы, притом ряд из них с тегом «безвкусица». «Бета-тест» — образчик качественного ЛитРПГ, не выдающегося, но и явно неплохого, особенно когда ты читатель со стажем. Автор не смог показать «свежую», оригинальную мысль. Он взял готовый шаблон, и выжал из него крутую историю о Денисе и КО – покорителей виртуальной Москвы в виде игровой модели.

Писатель Недоруб мастерски умеет рассказывать о своих персонажах. Каждый из участников игры – с «червоточинкой» и своими скелетами. Нету хороших, и нету плохих, есть приоритеты и обстоятельства, которые и разрешают герои. И этим творчество Сергея сильно подкупает. Колеблющийся Денис-журналист, малолетка Бурелом, забавная секси-Шанталь, депрессивный Лиам – стопроцентные жизненные прототипы, которые однозначно нравятся. Редко сейчас встретишь роман без отъявленных подонков и маньяков, с «очеловеченными персами».

Поэтому интересно наблюдать, как в Версиане игроки взаимодействуют друг с другом в жёстких условиях, как просыпаются в них низменные наклонности, скрытые налётом цивилизации. В этом Недоруб – мастер.

Фишки «Бета-теста»:

1. Минимум времени – максимум действия. На все про всё игрокам отведено 24 часа.

2. Детективная составляющая. Среди игроков – есть «лишний» игрок, который попал в закрытое тестирование незаконно.

3. Хорошее знание геймплея. При этом автор не злоупотребляет набившей оскомину статистикой, применяя её к месту и вовремя.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы хотите знать, почему данный роман заставит забыть о реальности, то этот отзыв для вас.

Сергей Недоруб не нуждается в представлении. Это имя на слуху как у старичков так и новичков сталкерской серии, ведь его романы про Борланда и компанию начали выходить еще во всеми любимой серии «S.T.A.L.K.E.R.», затем приключения перекочевали из Чернобыльской Зоны за ее пределы, о них мы читали в серии «СТАЛКЕР». Год назад Сергей триумфально вернулся в серию «STALKER» с романом про абсолютно новую и необычную аномальную Зону, – Ликан, – явив нам новых персонажей. Однако фанаты знают автора и по другим межавторским проектам, а именно по «Дозорам» и «Метро 2035».

Но то были проекты с заданными канонами и концепциями, с определенными ограничениями. В мае 2020 года на автор.тудей начинается выкладка авторского романа, первого в цикле «Версианы», под названием «Бета-тест». И лишь более двух с половиной лет спустя роман выходит в печать.

Больших ожиданий я не питал, но был заинтересован. Судя по аннотации – это ЛитРПГ в виртуальной Москве. Данный жанр я не очень люблю, мне не нравятся все эти очки опыта, игровые условности, статус-бары и прочее, присущее жанру. Однако автор зарекомендовал себя крепкими детективными боевиками, когда события могут перевернуться с ног на голову, а затем еще и развернуться на сто восемьдесят градусов, запутав читателя. Собственно, на обложке романа и написано, что уготовано, – «остросюжетный “герметичный” детектив в виртуальном пространстве»

По сюжету шестерым счастливчикам великий рандом выдал шанс заценить виртуальную Москву в новой игре за сутки до официального релиза. Компания даже прислала специальные костюмы для погружения. Главный герой игровой журналист. Погрузившись в виртуальность, он оставляет свое имя в реальной Москве, взяв сгенерированный никнейм Арбестр. Внешний вид аватара создавать не надо, он дублируется с реального прототипа. Не думая, Арбестр выбирает один из четырех классов, – Лимитчик.

Вперед, в открытый мир Москвы, где ты волен делать что захочется. В первую очередь герой игрожур, а значит необходимо посмотреть побольше, чтобы затем в реале написать статью про невероятную игру.

Постепенно все участники бета-теста находят друг друга, объединяясь для прохождения квестов и прокачки персонажей. На сутки действует ускорение в прокачке опыта во много раз. Новые уровни открывают новые возможности, дополнительные очки опыта, выбор профессий и специальностей.

Однако, для Лимитчика, как оказалось, все дороги тернисты и трудны, это самый сложный класс из представленных. Его ждут только криминальные, плутовские квесты. А квесты в «Версиане» уникальны.

Спустя некоторое время герои понимают, что виртуальный мир опасен. Умереть в игре означает смерть в реальном мире. Но и разлогиниться нельзя, все не так просто. Счастливчики оказались в ловушке. За 24 часа, до полного обнуления персонажей, героям предстоит выяснить, чей это злой умысел и как спастись из виртуальной Москвы.

Такова завязка сюжета.

Как уже было сказано ранее, у Сергея Недоруба много неожиданных поворотов, сюжет подводит к разгадке, а затем, когда уже все ясно, дает кружкой чая по голове и выплескивает совсем иное. В данном романе все именно так. Главный герой, помимо побега из «Версианы» с товарищами по несчастью, будет пытаться выяснить, кто же враг и в чем заключался его план. Этим и примечательны герои романов Сергея, кто-то один, но точно будет проницательным сыщиком с развитым дедуктивным мышлением.

Чем же уникален данный роман и цикл в общем и целом?

Аватар. Ты можешь быть в «Версиане» лишь копией себя, никак иначе. То есть никаких взрослых мужиков внутри аватара хрупкой девушки. Систему не обмануть, или все же можно...

Классы. Их всего 4, – Коренной, Иммигрант, Лимитчик и Гость, – и у каждого класса свои плюсы и минусы, выбирать класс стоит с умом, взвешивая все риски.

Очки опыта. Их можно тратить на необходимые вещи, приобретаемые в магазине. Тут тоже нужно хорошо подумать, так как количество очков ограничено, а ассортимент большой.

Каков же сам мир виртуальной Москвы? Он любопытен и уникален. Все действия, происходящие в реальном мире и люди дублируются в «Версиане». Если вы идете и видите аварию, значит сейчас, в данную минуту, в реальной Москве столкнулись автомобили. Вы можете взаимодействовать с проходящим мимо НПС, реальный прототип которого сейчас находится в данном месте в реальности, и получить реалистичную реакцию. Как только взаимодействие прекращается, все обнуляется, и НПС, и события продолжают копировать свои прототипы дальше.

И это очень интересно.

Именно так и генерируются квесты, через события в реале. Вы можете расследовать преступление и поймать нарушителя порядка в виртуале, а потом в реале, если его еще не нашли, сообщить всю информацию в полицию.

Так же можете просто хулиганить или нарушать закон, прям как в «GTA». Хотите подсмотреть за одноклассницей в окно, так сделайте это, а когда спалят – отойди на некоторое расстояние, пока реакция одноклассницы не обнулится, и она о вас не забудет. Устройте перестрелку на улице или драку. Проигрываете сражение? Сбегите с поля боя, пока сагрившиеся на вас боты не обнулятся.

О персонажах. Шесть героев, у каждого свои секреты – у кого простые недомолвки, а у кого скелеты в шкафу. Каждый персонаж колоритный, чувствуется, что они живые. Из всех мне больше всего симпатизировал Джек, игрок с опытом, гонявший в «Версиану» еще на раннем доступе и знавший о ней больше остальных и предлагавший дельные идеи.

Впечатления о книге у меня положительные. Читая, я временами вспоминал «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко. Та же виртуальная реальность, вроде и игровые условности, присущие ЛитРПГ, но они минимальны и почти не воспринимаются. Это нечто среднее между ЛитРПГ и киберпанком. Роман так же можно сравнить с «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, где действие так же происходило в большой виртуальной реальности, но все же для сравнения по духу ближе именно отечественный бестселлер.

В нчале я сказал, что вы узнаете,почему данный роман заставит забыть о реальности. Потому что вы, как и я, будете сидеть до поздней ночи, читая главу за главой, забив на сон. И если повторите мою ошибку и решите немного почитать под конец рабочего дня, когда есть свободные 30-40 минут до конца смены, то рискуете задержаться на работе. Ибо закрыть книгу будет трудно, ведь до дома ехать аж целый час, а тут как раз пошло-поехало самое интересное. Давненько меня так не затягивали книги.

Не без исключения, есть и ляпы. Но признаться, они настолько незначительны, что их и не вспомнить, настолько хорош роман. Единственное, что хочется спросить у автора: как вы так посмели закончить? На самом, как говорится, интересном. Со следующей зэпэ обязательно куплю второй роман цикла – «Краш-синдром». Ибо одни тайны раскрыты, а к другим еще и новых прибавилось.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Батискаф»

Рецензия на «Бета-тест» Сергея Недоруба

Несмотря на то, что моя официальная работа связана с проблемами информационных технологий, в читательских предпочтениях я почему-то ненароком постоянно избегаю ИТ-жанров, какими можно назвать малосерьёзное ЛитРПГ и более внушительный киберпанк. Однако это не значит, что я питаю острую нелюбовь к такого рода историям, и прочитанный ныне роман это лишь подтверждает.

Роман «Бета-тест», входящий в цикл «Версиана», разворачивается как раз на стыке киберпанка и ЛитРПГ со здоровой примесью приключенческого боевика, но, думаю, без этого в таких реалиях никуда. Так уж вышло, что сравнивать я мог разве что с фильмами по сходной тематике да немногочисленным книгам того же жанра. Кажется, кинематограф имеет явный перевес: среди книг могу сходу вспомнить только «Хакеров» и «Грешников» из проекта «Этногенез».

Мог бы сравнить с творчеством самого автора, но и тут особо нечем похвастать — дилогия «Метро 2035: Тайна третьей ветки» относится к жанру постапокалиптики и с киберпанком никак не бьётся. Сохраняется разве что обстоятельный стиль Сергея Недоруба, но какие-то характерные черты я пока не готов выделять.

Короче говоря, будем исходить из того, что имеем. А имеем мы достаточно странный вымышленный мир, где умопомрачительные по сложности технологии соседствуют с самым обычным, даже обыденным миром. Разворачивается действие в настоящем или возможном будущем, я сказать затрудняюсь, хотя склоняюсь всё-таки ко второму варианту. Есть там некоторые признаки, которые указывают на то, что даже без сиано-костюмов действие сейчас происходить не могло бы.

Больше всего меня поразило фантастическое допущение, что можно оцифровать всю Москву и некоторые её пригороды, причём со всеми её жителями, независимо от того, где они находятся и во что одеты. Главный герой, Денис под ником Арбестер, пытается узнать, кто и как всё это записал, но внятного ответа не находит. Я бы сказал, что его и быть не может, потому что даже с задействованием всех наружных камер установить внутреннее убранство всех квартир, офисов, магазинов и прочих помещений, попутно вычислить психологию каждого обитателя Москвы и помножить её на игровые характеристики не то что не хватит никаких вычислительных мощностей, которые якобы даже почти не тратятся на перенос реальных событий в виртуальную реальность — банально не хватит входных данных. Да, кое-какие помещения не прорисовываются и недоступны, но похоже, что их маловато будет. Соответственно, при всей нарочитой реалистичности Версианы поверить в возможность её существования я, как читатель, так и не смог.

Оставим антураж в покое. Я даже не буду проходиться по описанным техническим примочкам и логике действий, закрою глаза на поиск багов. Впрочем, на последнее скорее прикрою глаза, потому что фактически именно они становятся во главу угла всей истории. И становятся, пожалуй, её узким местом. В тексте объясняется, почему бета-тест отстоит от официального выпуска игры всего на сутки, только вот это никаким образом не объясняет идиотизм создателей. Бета-тест как раз предназначен для вылавливания и отладки багов, ну, или, по крайней мере, превращения их в фичи, как можно было бы поступить с образом медведя. Никто бы не стал запускать «сырую» игру, как будто спецом изменённую для бета-теста. И я сейчас не про быстрое накопление опыта героями.

Кстати, с накоплением опыта тоже проблемка. Тратить десять дней на то, чтобы достичь первого уровня, независимо от интенсивности игры? Это ещё что такое?! Я не особо играю в игры и по уровню понимания игровых особенностей недалеко ушёл от Дениса, но, насколько я знаю в целом, опыт накапливается экспоненциально или около того, то есть первый уровень мог бы быть набран за сутки, второй — за двое и т.д. Иначе вся мотивация сгорит. И это я ещё молчу про читы, о которых, по сути, молчит и роман.

А ведь там ещё есть ненулевая вероятность смерти игроков, причём, если пресловутый Батискаф на самом деле оставили в релизе, то под конец смерть становится практически неизбежной. И если бета-тестеры не дураки, они после игры должны написать разоблачающие статьи (да, Денис?), выпустить разгромные ролики (да, Мерк?), завалить судебными исками компанию (интересно, пошла бы на такое Шанталь?) и устроить прочую сладкую жизнь разработчикам. Вместо этого, похоже, в продолжении нас ждёт ещё как минимум один заход в Версиану, чтобы разобраться с сюжетными удочками финала первой части.

Теперь главный герой. Денис, игровой журналист. Опять же, я ни в зуб ногой, что там пишут по играм, но, подозреваю, люди его профессии должны иметь хотя бы сносное представление о большинстве популярных направлений игр, в том числе ММОРПГ, коей и притворяется Версиана. Однако Денис всячески показывает, что он максимум просто журналист, да и то весьма пассивный. Как будто из тех, кто профессионально умеет только тырить новости с других, менее известных ресурсов и перекладывать на свой. Хотя мы даже не получаем представления о том, на кого он там работает.

Подобные непонятки и недоговорки характерны и для всех других персонажей. Какой смысл в игре, которую нельзя стримить в эфир, а соответственно, привлекать туда стримеров? Стрим внутри игры звучит как дикость, хоть такая идея уже где-то встречалась. Кто такой Джек и какие цели он на самом деле преследует? Что будет с Лаймом и почему он так тупит, как будто новые игрушки не его фишка? Уж не поверю, что он настолько был выбит из колеи. А Шанталь, которая вроде как название и логотип игры придумала, выступает лицом компании и даже имеет особые полномочия, но при этом тоже как будто ничего не знает о реальных хозяевах компании. Ох, терзают меня смутные сомнения насчёт этой «Версианы»… Мы даже не получаем представления о том, насколько молод Бурелом!

Однако если отключить режим придирок и просто наслаждаться сюжетом, то с этим роман справляется на ура. Бодрое, плотное повествование, не без сюжетных поворотов, с понятной целью до наступления финала, яркие схватки и даже мешок иронии по поводу сленга игроманов уносят читателя в мир Версианы быстрее сиано-костюма. Вопросы и недоумения, как можно понять, появляются только на выходе — прямо как у самого Дениса.

Поэтому за несколько дней увлекательного чтения автора поблагодарить можно, а вот за недостаточную проработку и неубедительность основополагающих элементов — понадеяться, что он добавил ясности в продолжениях.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх