FantLab ru

Павел Селуков «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Голосов:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы

Сборник, год

Номинации на премии:


номинант
Большая Книга, 2020



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добывайки

Ну что, говорит, как будем спасать Пермь от зимней пляски смерти, дорогой мой Игнат Губов? А я: не знаю. Кем бы вам хотелось ее спасти? А он: а давайте какого-нибудь писателя умертвим. А то, понимаешь, пишут, суки такие.

Писателей много, да. Им в наше время, как никогда, нужен свой стиль. То есть. это во все времена так но прежде конкуренция была ниже, а теперь стопроцентная грамотность, писателей едва не больше, чем читателей, хочешь добиться на этом поприще успеха — прежде всего обзаведись узнаваемой манерой письма, которая выделит тебя из числа пишущих, имя которым легион. Павлу Селукову из Перми это удалось. Его проза — такая термоядерная смесь Хемингуэя и Ремарка с сериалом «Реальные пацаны».

Рожденный в восемьдесят шестом, не успел хлебнуть прелестей лихих девяностых по младости лет, но в его рассказах они словно бы и не заканчивались, временная аномалия, парк пермского периода. Герой «Добыть Тарковского» брутальный циник, под хитиновым панцирем которого, в окружении доедаемой циррозом печени и хранящих следы многих переломов костей, бьется сердце последнего романтика.

Большинство рассказов написано от первого лица в манере «а вот был еще такой случай», герой-рассказчик последовательно проходит стадии взросления: хулиганистый пацаненок, неблагополучный подросток, ПТУшник. бандюк, сиделец, откинувшийся. По большей части принцип «никогда Розарио Агро не пятнал своих рук работой» актуален для всех персонажей, если какая профессиональная деятельность и мелькнет на периферии, это будет предельно брутальным, вроде службы в спецназе или маргинальным, как работа помощником прозектора в морге.

Работа не играет в жизни героев сколько-нибудь заметной роли. И это нехорошо, поймите правильно, не топлю за производственный роман, но так уж вышло, что человек — существо социальное со встроенной необходимостью самоутверждаться среди себе подобных. Которая естественней всего реализуется в современном мире через профессиональную сферу. Успехи, неудачи, контакты и конфликты, премия или штраф — все играет роль, все тесно связано с материальным благополучием, самооценкой, творческой самореализацией.

Селуков своих героев этого лишает, приравнивая работу к рабству, обвешивает их путь флажками по формуле «украл-выпил-в тюрьму», и это такой мир. То есть, понимаете, писатели, создают миры-зеркала, отражающие тот, что дан нам в ощущениях, а от свойств амальгамы зависит полнота и глубина отражения. У одного отразится весь, даже еще и объемнее в некоторых аспектах. У другого яркими будут отдельные части. а прочие словно бы карандашным наброском или схематическим изображением.

Селуковская Пермь город люмпенов и духовного убожества. Не без инстинктивного стремления к свету и тому роду правильного мироустройства, которое отчасти выпрямляет изначальную кривизну в финале каждого рассказа. Но лишь на самую малость, на деле еще больше уродуя ткань мироздания приткнутыми абы как подпорками. Почитать вполне себе можно, но я вспоминаю Владимира Данихнова, в книгах которого эта изнанка жизни тоже играла существенную роль. И вот там были люди. А здесь добывайки — мелкие паразиты, которые шебуршат за плинтусам и тащат, что плохо лежит.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Павел Селуков со своим сборником рассказов — номинант премии Большая Книга 2020. Люблю иногда почитать авторов, которых знать не знаю. Для меня, тут я буду точно не одинок, автор новый, молодой. В итоге, неинтеллигентные рассказы на самом деле оказываются очень тяжелыми по своей мысли и подаче. Совершенная безысходность, даже там, где, казалось бы, хэппи энд. Вообще в случае Селукова тут полный энд. Беспросветный и обреченный. Язык Андрея Платонова тому очередной гвоздь в крышку гроба жизнерадостности читателя. Вообще как раз-таки язык и можно отметить, точнее нельзя не отметить: умер от жизни, состарилась в красивую женщину, рот для того, чтобы носить зубы к стоматологу.

Много референсов на кинематограф и литературу, популярные, но все же. Особый респект за упоминание «Осторожно, Модерна!». Неожиданно, но в точку. Вообще именно такие аллюзии на всем известные фильмы и книги намекают, что и герои рассказов также могут прочитать или услышать эти строки, т.е. они настоящие и этому действительно веришь. Недаром в одном из рассказов есть момент, когда молодому автору выдают гонорар за книгу и он ставит местным алкоголикам ящик водки.

Но вернусь к атмосфере и сюжетам. Все эти сюжеты не новы. Если вы росли или живете в Перми, Воронеже, Волгограде или Самаре или во всех других города, областях и районах нашей великой страны, вы все эти сюжеты проходили, ну ладно, не проходили, ну слышали это точно. Алкоголизм, наркомания, насилия, тюрьма, смерть, горе, пофигизм, реализм, пессимизм, и так и далее все «измы», какие только можно вспомнить в негативном ключе. Все это щедро разбросано на наш быт, на нашу ежедневную реальность.

Может сейчас такое непростое время – посттравматика – даже не после вируса, а новой жизни с ним и после него, новых себя, и поэтому вся эта чернуха удручала при прочтении, хотелось бросить и почитать, что-то позитивное. Не знаю, сложно, возможно и после восхитительного «Наполеоновского Обоза», Дины Рубиной, на сравнении, мне показались рассказы чересчур навязчивыми в своей угнетённости.

Я долго выбирал оценку между 6 или 7, но пусть я буду позитивнее, чем Неинтеллигентные рассказы и выберу оценку выше.

Павел, удачи Вам в вашем творчестве.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх