fantlab ru

Максим Чертанов «Казнить нельзя помиловать»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.77
Оценок:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Казнить нельзя помиловать

Повесть, год

Аннотация:

Ближайшее будущее — эпоха засилья на TV всевозможных реалити-шоу. Группа молодых людей против своей воли оказывается втянутой в подобную игру — но никто не знает ни её правил, ни принципа отбора участников. Это игра на выбывание — или пугающе жестокая, сводящая с ума реальность? А может, всё это — лишь вымысел автора рукописи, таинственным образом попавшей в почтовый ящик соседа?..

Входит в:

— журнал «Полдень, XXI век'05», 2004 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 160

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2684 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)


Периодика:

Полдень, XXI век. Журнал Бориса Стругацкого, №5, 2004
2004 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основная тема повести изложена в весьма странном дневнике, случайно попавшем в руки писателя. Речь в нем идет о не менее странном шоу, в котором участвуют 9 человек. Правил всего два: 1) выигрывает тот, кто останется в живых, 2) участникам строго воспрещается обращаться за помощью в госорганы и прочие «инстанции». Всё остальное (в т.ч. и физическое уничтожение соперников) разрешено. Пока участники шоу пытаются перезнакомиться и разобраться в ситуации, в какую им угораздило вляпаться, их общее количество начинает неуклонно сокращаться...

Вначале кажется, что мы имеем дело с детективом, потом чаша весов склоняется в сторону триллера, а ближе к финалу становится ясно, что это — социальная антиутопия. Ведь главное в произведении — не сама игра, смысл которой так и не прояснится до конца, а те социальные условия, которые сделали ее возможной. Собственно, выдуманная автором модель общества и является тут главной изюминкой. Чем-то она походит на современную Россию, отдельные стороны жизни которой чрезмерно выпячены и гиперболизированы. Я бы выделил 11 ключевых отличий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1) До 1991 года обе истории (реальная и литературная) практически совпадают. 2) После 1991 года СССР распался, а всю власть в стране захватила Единая Партия, обязавшая всех граждан принять православие как официальную идеологию. Судя по скудным данным из диалогов персонажей, все мусульманские республики образовали отдельные государства и в состав России не вошли (как упоминаемая в повести Ичкерия). 3) Тип социального строя варьируется от «военного коммунизма» до «меркантильного капитализма»: все граждане обязаны смотреть ТВ-передачи и распевать партийный гимн, однако чтение многих книг (в частности, Акунина) строго запрещено. По вечерам в городах вводится комендантский час, и патрули parteigenosse имеют право стрелять во всех нарушителей. 4) Во главе страны стоит некий диктатор по фамилии Путлер (?), о личности которого мало что известно. 5) Россия стала членом НАТО и закрыла доступ туда всем бывшим республикам СССР. 6) На телевидении преобладают разнообразные садистские шоу (например, «Большая погоня» очень напоминает «Бегущего человека» из романа Шекли). 7) Доступ в Интернет разрешен только тем, кто состоит в Единой Партии и легально зарегистрирован в органах. Нелегалы вынуждены прибегать к услугам «левых» провайдеров, что само по себе уже является страшным преступлением. 8) Культура находится в застое, т.к. все граждане слушают ретро-музыку и смотрят старые кинофильмы (а про литературу я уже говорил выше). 9) Проституция официально разрешена, как, впрочем, и гомосексуализм. К братству последних, в частности, принадлежит и главный герой повести. 10) За нарушение моральных норм поведения (например, за курение в общественных местах) всем грозит вполне реальный срок заключения в «местах не столь отдаленных». 11) По стране прокатилась волна переименований городов: Петербург, к примеру, стал Ленинбургом.

Всё перечисленное дает мне повод отнести данное произведение к жанру антиутопии. Автор таким образом пыталась выразить свое отношение к «лихим девяностым», создав своеобразную экстраполяцию ельциновской России. И эта картина явно глаз не радует. По логике вещей, финал тоже должен стать трагичным, но автор намеренно обрезает сюжет на кульминационном моменте, не давая понять, чем же всё закончилось. А эпилог позволяет предположить справедливость высказанной кем-то из персонажей догадки о «параллельности» описанного в произведении миропорядка.

Излишнее многословие и зацикленность на внутренних чувствах героя показалась мне довольно необычной для автора-мужчины. Всё стало на свои места, когда я узнал, что на самом деле автором является женщина. Единственное, что немного испортило впечатление от прочтения — так это умышленное акцентирование на нетрадиционной сексуальной ориентации героя. Большого смысла в таком решении я не увидел — только одно желание автора шокировать своего читателя. Что поделать, он сам по себе — продукт тех же «лихих девяностых» со всеми их извращениями. Здравая мысль в произведении есть, но она неразвита и как следует не оформлена, хотя, судя по языку, писать автор умеет. Сюжет мог бы стать захватывающим, если б ему дали возможность развиться. Но копание в психологии персонажей, такое привычное для женщины, очень быстро убило всю интригу, превратив повесть в самый настоящий трэш (то бишь, мусор).

----------

РЕЗЮМЕ: весьма мрачная картинка из жизни России 21-го века, данная на примере маленькой группы жителей Москвы, занятой в весьма странном реалити-шоу. Поскольку решение редактора журнала «Полдень» напечатать эту повесть я не считаю особо мудрым, то и рекомендовать ее для чтения также не буду.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая группа людей оказалась втянутой в какую-то непонятную игру с неизвестными правилами, где победитель — один, и ему достанется всё. Победитель — чего? Всё — это что? В ходе застолий, разговоров, пикировок пытаются люди разобраться в ситуации. И гибнут один за другим. Изнурительная работа ума, страшные догадки, сперва робкие, потом наполненные всё большей уверенностью для того, чтобы в следующий момент снова рассыпаться — нет, всё не так. Или всё-таки так? Тяжкий, непосильный груз сомнений и подозрений.

Все вопросы повисают в воздухе, финал ответа не дал. Или дал; смотря как его трактовать.

На мой взгляд прекрасный пример остросюжетной, умной, насыщенной прозы. Оказывается, нет нужды быть Стивеном Кингом или Дином Кунцом отечественного разлива, чтобы уметь писать хорошие триллеры.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх