Лариса Подистова «Криптограмма»
Музыка и шпионские шифрограммы — вещи плохо совместимые, но когда шифровками вынуждены заниматься творчески одарённые люди — может произойти самое невероятное.
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'04», 2005 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 20 сентября 2022 г.
В Европе бушует Первая мировая война. Уже случилась катастрофа в Арденнах и была проиграна битва на Марне. Германская армия наступает по всему западному фронту, повсеместно тесня войска Антанты. Английского шифровальщика Роя Даллана отправляют в маленькую бельгийскую деревушку, чтобы он помог разгадать странный код, с помощью которого немецкий шпион общается со своими агентами. И чем глубже шифровальщик вникает в суть дела, тем лучше понимает: таинственный противник передает вовсе не секретную информацию о перемещениях военных частей, а нечто кардинально иное...
Содержание шифровки, конечно, является главной интригой этого рассказа. Автор акцентирует внимание не на самом коде немецкого шпиона, а на попытке разгадать его смысл и психологию. Хоть в заголовок вынесено название науки о шифровании информации, сам метод расшифровки дан весьма поверхностно, чисто с интуитивной стороны. Потому как метод тут не так важен, как само содержание. Когда Рой поймет, ЧТО именно передает его противник, он одновременно поймет и то, КОМУ это сообщение предназначается. И тогда станет очевидным, что война к этому не имеет никакого отношения. В этом и состоит трагедия вражеского шпиона — делая рутинную диверсионную работу, он наткнулся на нечто большее и великое, реализовать каковое мешает начавшаяся война. Самое ужасное состоит в том, что он не может ни с кем поделиться своим открытием. Подобное чувство возникает у писателя, что пишет «в стол», и у художника, чьи картины не принимает ни одна выставка. Живя среди тысяч людей, они одиноки духовно, как известный герой Даниэля Дефо. В первую очередь потому, что делают совсем не ту работу, что должны. Совсем как в нашу эпоху: более половины современных работников занимаются не тем, на что они способны. Но если герою рассказа Подистовой в том мешает война, то что мешает нашим современникам??
---------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как война губит в людях всё самое лучшее и светлое. Кто-то из классиков назвал войну «двигателем технического прогресса, но губителем человечьих душ». Автор рассказа просто выразила эту мысль в развернутой литературной форме.