fantlab ru

Джереми Роберт Джонсон «Цикл»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.20
Оценок:
67
Моя оценка:
-

подробнее

Цикл

The Loop

Роман, год

Аннотация:

В сонном городке Тернер Фоллс, где живет немало богатых семей, в последнее время происходит что-то странное. В школе из-за непонятной вспышки агрессии ученик прямо на уроке убивает учителя. Потом начинают пропадать люди, появляются проблемы со связью, и, возможно, причину событий нужно искать в биолаборатории, находящейся неподалеку от города. Но никакого расследования не будет, ведь вскоре местные подростки неожиданно превратятся в одержимых кровью садистов, вместо телепередач и телефонных гудков раздастся сигнал, вгоняющий всех, кто его услышит, в кататонию, и чудом уцелевшей группе людей придется выживать, пытаясь выяснить, что же произошло. И нет, дело не в вирусе. И зомби тут тоже ни при чем. Все гораздо, гораздо хуже.

Награды и премии:


лауреат
Книжная премия "Страна чудес" / Wonderland Book Awards, 2021 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Цикл
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Loop
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления неоднозначные.

Странная книга — да. Необычная — да. Жестокая — да. Дикая — пожалуй.

Сюжет — неизбитый, задумка неплохая, легкий слог, читается быстро, но… не смогла книга увлечь, хотя и прочёл её довольно быстро, даже не смущали чересчур «взрослые» подростки и обилие сленговых и совсем не литературных выражений, но к таким ужасам я не привык. Мне ближе по душе проклятые дома, секты и лавкрафтианский хоррор. Более того, книгу можно назвать удачной не только, если сюжет и его исполнение привели в восторг, но и при условии наличия в ней парочки героев, которым сопереживаешь, за которых волнуешься. А в «Цикле» нет ни одного такого персонажа, к сожалению. Больше всего, пожалуй, понравились статьи «Ночного Стража», лихо написано, чувствуется, что Джонсон не лишен чувства юмора.

Рекомендовать не буду, поскольку ужасы жанр очень специфический: кому-то зашло, а кому-то нет. У меня ощущения от книги — пограничные. Просто не моя тема, как выяснилось.

Итог: 6 из 10.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередные подростковые ужасы.Книга прочитана по диагонали. Объем романа можно было сократить раза в три , много никому не нужных размышлений и переживаний не относящихся к сюжету.Самое интересное что мир спасают исключительно цветные детки и примкнувшие к ним : женщина легкого поведения и законченные малолетние наркоманы ( нюхающие в процессе совершения подвигов белый порошок нейтрализующий на время вселенское зло). Дети белых американцев из благополучных семей , исключительно садисты и убийцы, основные адепты зла.Вот как то так у них там.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе присутствуют вайбы многих произведений которые я люблю. Тут и «Очень странные дела», и «Resident Evil», и «В финале Джон умрёт» Вонга. Но вот до их высот «Цикл», к сожалению, совсем не достаёт. Такое ощущение что Джонсону, просто-напросто, не хватает таланта. Вот во всех аспектах автор как-то недожал. Персонажи вроде и неплохие, но особой симпатии к ним не чувствуешь. Атмосфера тихого городка на который обрушивается апокалипсис есть, но какая-то недокрученная. Все эти теории заговоров, секретные эксперименты присутствуют, но итог всего этого вышел пресный. Да и аннотация вводит в заблуждение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«И нет, дело не в вирусе. И зомби тут тоже ни при чем. Всё гораздо, гораздо хуже.» я бы поменял на «И да, дело в неком своеобразном вирусе. Да и зомби тут тоже попахивает. Всё так же банально, как и всегда, расслабтесь.»
Так было бы честнее.

А ещё после прочтения меня посетила такая мысль, что если убрать отсюда сплаттер элементы, то получатся старые добрые подростковые «Ужастики» Стайна. Только вряд ли в данном случае это можно считать за комплимент.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Весь этот город в огне. Старые правила, богатые, бедные — все это больше ничего не значит. Они словно с цепи сорвались. Можно посочувствовать, что им не повезло заразиться, но если встретишься с ними, то вариантов не много: либо бежать и надеяться, что они не догонят, или убить их всех, как можно быстрее.»

Данные строки прекрасно описывают роман, вышедший недавно в серии «Мастера ужасов» — «Цикл», написанный новым для русского читателя автором: Джереми Робертом Джонсоном.

Итак, книга сразу встречает нас выдержкой из подкаста «самых честных новостей» Дикого Запада, где мы и узнаём про место действия романа — небольшой городок Тёрнер Фоллс, штат Орегон, и о том, что в нем происходит какая-то загадочная хрень. А вот какая именно, догадаться с ходу будет очень сложно, и в этом один из главных плюсов романа. То, как Роберт Джонсон объяснял происходящее в этом городке, заставляло сидеть перед книгой, как персонаж Джеймса Макэвоя в туалете из знаменитого мема по фильму «Грязь». Насколько вообще реальна такая ситуация с научной точки зрения, судить сложно, но должный эффект она вызывает. Вторая половина книга это вообще идеальный образчик кровавого хоррора. Некоторые сцены натурально вызывают шок. Они брутальные, «красочные», изобретательные и реально жестокие. И это просто прекрасно, когда книга вызывает у читателя эмоции, от чего 200 страниц пролетают совершенно незаметно. Первая же половина вызвала двоякие чувства. Посудите сами: у нас целый город съехавших с катушек «студентиков», которые хотят ультранасилия. Группа выживших, которая выезжает в город в самый разгар «местной эпидемии». Тут можно столько всего показать и рассказать, такой простор для фантазий, персонажей, ситуаций. Но мы больше 50ти страниц смотрим за невнятной погоней на машинах, туда-сюда, туда-сюда… и все это приправлено самокопанием главной героини. И это сбивает с темпа. Первые 100-150 страниц мы знакомились с героями, проникались к ним какой-никакой симпатией, вместе с ними прошли через первое испытание, разогрелись и поняли, что бывшие законы и устои в Тёрнер Фоллс стёрты и теперь мы должны выжить любой ценой. И вот, когда кажется, что сейчас автор уберём ногу с тормоза и «полночный поезд с мясом» понесет нас до конечной остановки, мы ездим туда-сюда и копаемся в голове Люси.

Благо персонаж она не раздражающий, таких тут в принципе нет. Да, Джонсон снова показывает нам угнетяшек, но, в отличие от многих авторов, делает это умело. Их угнетают не столько за цвет кожи, ориентацию и т.д., как за то, что они просто лишние в коллективе обеспеченных и избалованных мажорчиков и тех, кто хочет быть в кругу их общения. И такая ситуация будет знакома многим, когда в классе ты можешь не сделать ничего плохого, быть таким же ребёнком/подростком, как и твои одноклассники, но стоит одному захотеть сделать тебя изгоем, и если он из «крутых», весь класс потянется за ним. Но что-то я ушёл немного не туда. Так вот, главные персонажи у нас далеко не ангелочки. Люси, алкаши-родители которой разбились в аварии, и теперь она живет в доме удочерившей ее семьи и постоянно думает о том дне и как он изменил ее. Опекуны всеми силами пытаются сделать ее жизнь комфортной и доказать свою любовь, но Люси это не сильно интересно. Ей интересней потусоваться с Бакетом после школы. Бакет — одноклассник Люси, действиями которого зачастую руководит член, а не голова. И их знакомый Брюэр — старшеклассник, наркоман и драгдиллер. Так себе компашка, скажу я вам. Но это только первое впечатление. По ходу книги к ним привыкаешь, им симпатизируешь. Видишь, что Люси просто не до конца справилась с потеряй первых родителей, отчего ей тяжело принять новых, ведь и их она может потерять и снова остаться одна, снова пережить потерю любимых. Из-за этого она хоть и ценит все, что они делают, но не в силах признаться им и себе в «любви» к ним. Видишь, что Люси и Бакет дружат не просто потому что оба изгои, а по-настоящему. Они дорожат друг другом и цепляются за эти дружеские отношения и время, проведённое вместе, всеми силами. В их дружбу веришь. Видишь, что Брюэр пусть и наркоман и драгдилер, но он намного лучше любого из этих идеальных и вылизанных детей богатых родителей, у которых нет проблем с законом. И походу истории из разгильдяя под грибами он становится настоящим мужчиной и защитником, он готов взять на себя непосильную ответственность. В общем, персонажами натурально проникаешься, и от того тяжелее с ними расставаться.

В итоге Джереми Роберт Джонсон написал драйвовый, кровавый слешер о дружбе в локальном постапе и сделал это со вкусом, лишь раз сбросив градус в моменте, когда казалось, что «ну сейчас-то и начнётся старая добрая резня». Цикл — это такая солянка от мира слешеров. Тут тебе и условный зомби апокалипсис, и правительственные заговоры, и sci-fi триллер, и даже нотки лавкратианщины, и бодихоррор с нотками Нечто и Чужого, и натуральный уход в брутальный сплаттерпанк, в общем что только душе угодно. И все это работает внутри одной истории. Определенно, одна из лучших книг в серии мастеров ужасов наравне с «Отрядом» Ника Каттера. Это вообще две книги, находящиеся будто в каком-то своём поджанре, который мне определенно очень доставляет. Надеюсь, что АСТ познакомит нас и с другими романами этих двух писателей.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Триллер в условно научно-фантастическом фантике с элементами сплаттера. Подростковый по факту и сути, по основной идее — источнику зла и всяческих пертурбаций в жизни тихого городка похож на «Полночь» Дина Кунца. Но, конечно, Джонсон — нисколько не мастер ужасов, в лучшем случае подмастерье.

Классический элемент современного американского текста художественного профиля — специфика на угнетении и дискриминации несчастных небогатых и не белых первого сорта. Впрочем, до кровавых разборок (до момента включения фишки с интригой романа) дело не доходит — в банку с газировкой плюнут пакистанцу или там обосрут нищеброда за рубашку поношенную.

В общем, лайт-версия, без перверсии.

Сверхъестественное явление вполне заурядное, хотя и не скучное — одержимые

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в результате подлых непродуманных медицинских экспериментов
подростки распространяют свое поголовье заражённых, а подлые власти понятно изолируют общество от правды всеми способами.

Что откровенно не понравилось — заполнение текста словесным поносом — ненужными диалогами и размышлениями, объем которых немалый. Второе — пропаганда наркотиков — автор выводит как нормальное употребление и распространение наркоты через позитивных героев, в том числе несовершеннолетних.

Как вывод: вещь среднего потребительского качества, для молодежи — вредная, для сурьезных граждан — безделица.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тернер Фоллс – маленький американский городок. И по большому счёту в нём не было ничего примечательного. Однако с недавних пор компании, занимающиеся обработкой данных, начали обустраивать себе офисы в его окрестностях. Ситуация, конечно, странная и подозрительная, но пока что не пугающая. Пугающей она станет, когда по Тернер Фоллсу прокатится волна агрессии и кровавого безумия, которой особенно подвержены будут подростки.

Школьница Люси живёт в этом городе несколько лет и уже привыкла к оскорблениям и издевательствам. Она ведь смуглее окружающих, а школьным хулиганам только дай повод. Хотя иногда им даже повод не нужен, подростки же, как известно, бывают очень жестоки. К насмешкам Люси была готова, а вот к тому, что её одноклассник на глазах у всего класса и прямо во время урока нападёт на учителя – определенно нет. Но худшее ещё ждало её впереди.

«Цикл» Джереми Роберта Джонсона представляет собой целую жанровую солянку: в романе намешаны элементы научной фантастики, технотриллера, бодихоррора, сплаттерпанка, подростковых ужастиков, а также социальные и экологические комментарии. Роман читается быстро, содержит много жестокости, но раскрывается в полной мере только в своей последней трети. Нечто подобное мог бы написать Ричард Лаймон, если бы решил снизить градус пошлости, а чёрный юмор и свой фирменный оптимизм заменил бы на тему угнетения и безысходность.

Впечатления остались смешанные. Вплоть до последней трети романа мне ничего не нравилось: ни атмосфера, ни персонажи, ни хоррорные элементы, ни сюжет. Главная героиня казалась слишком озлобленной и циничной, почти такой же агрессивной, как и заражённые подростки, бегающие вокруг. Притеснения её на расовой почве оставили меня равнодушным. Сама сложившаяся ситуация не создавала впечатления серьёзной угрозы и не сильно увлекала, в отличие от схожей ситуации в «Одной дождливой ночью» того же Лаймона. Не бросил читать я только потому, что хотел узнать причину всего происходящего в Тернер Фоллс и понять, при чём тут глаз со щупальцами, изображённый на обложке.

Но в последней трети Джонсон вдавил педаль в пол и буквально вывел самолёт моего интереса из крутого пике. Появилось несколько жутких моментов, резко повысилась динамика, получила обоснование необходимость наличия в сюжете именно такой главной героини, а сам сюжет обрёл такую бескомпромиссность, какую далеко не в каждом хорроре встретишь.

Ну а что касается глаза на обложке, то он оказался

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
своеобразной метафорой,

а причина всех местных ужасов лежит в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чипировании. Шутка. Скорее в имплантации в организм подростков некоего устройства. Как сказала одна из персонажей: «засунули компьютер-осьминог в шею ребенка».

Больше всего, как идеями и элементами сюжета, так и по остаточным ощущениям, «Цикл» напомнил мне фильм «Факультет» Роберта Родригеса. В общем, вещь сильно на любителя. Мне же после неё сильно захотелось прочесть что-нибудь у Лаймона, чем я, пожалуй, и займусь.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вряд ли по этому роману снимут фильм — несовременный он, хотя и написан в 2020 году. Но нет в нем ни одного негра, ни одного трансвестита, ни даже на худой (извините) конец гея. А среди главный героев пакистанец, перуанка (ну хоть что-то) и наркоман. Вообще, наркоманами в этой книге является каждый второй персонаж как из богатеньких семей, так и из низов общества. А именно таков маленький городок Тернер Фоллс: живут там или очень богатые семьи, или же беднота, и заняться ни тем, ни другим ровным счетом нечем.

Но речь не об этом.

Маленький американский городок. Сразу же приходит на ум, конечно же, Кинг, а также Кунц. Кунца здесь больше, потому как все происходящее в городке является результатом жуткого научного эксперимента. А он действительно жуткий, и его последствия очень (а местами даже чересчур) красочно описаны автором. Но самое страшное еще может произойти: бесконечные боль и страдания всего человечества до скончания века. Если только несколько подростков, благополучно избежавших всеобщего заражения, не смогут спасти мир. Существует большая вероятность, что посреди всеобщего ужаса им это удалось, но финал книги открытый, так что нельзя исключать, что самое худшее все же произошло.

Америк автор не открывает, подобных историй, в которых паразиты завладевают людьми, было уже немало, интерес здесь представляет лишь то, каким образом эти самые паразиты появились. На «мастера» автор однозначно не тянет. Неплохой ремесленник, не более. Так что прочитать и забыть.

И да, неизбежны ассоциации, в том числе и с «Факультетом» Родригеса. Наркотики подавляют воздействие паразита на человека (что ни в коей мере не является пропагандой наркомании).

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх