Владимир Рыбин «Здравствуй, Галактика!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Люди отправляли для облёта галактического центра роботов. И всё было бы в порядке, если бы не проблемы с памятью роботов. Тогда люди со своей жаждой познания сами отправляются к центру галактики, где их ждут неожиданные открытия.
Впервые: В. Рыбин. Здравствуй, Галактика!: Научно-фантастический рассказ / Рис. Г. Бойко, И. Шалито // Техника – молодежи, 1977, №7 – с. 46-49.
Входит в:
— журнал «Техника-молодежи 1977'07», 1977 г.
— сборник «Здравствуй, Галактика!», 1981 г.
— сборник «Не бойся зверя», 1994 г.
Похожие произведения:
страница всех изданий (4 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Массаракш, 14 июня 2025 г.
Она была мулатка, у неё были «мягкие и округлые плечи», и она столь прекрасно декламировала стихи, что рассказчик тут же решил отправиться вместе с ней в космическую экспедицию. Вот так, на живца, будут вербовать экипажи космолётов в будущем.
А куда летим-то? «Предстояло вонзиться в звездную кашу и сделать один виток, подобно комете обогнув центр Галактики». Нет-нет, не всю, всего лишь центр. В прошлом месяце роботы уже летали, так что это несложно и много времени не займёт. Следует только аккуратнее проходить виражи, чтобы «ненароком совсем не выскочить из своей Галактики».
Однако насладиться межзвёздным дрифтом экипажу не суждено: корабельный мозг велит всем лечь в спячку, а программу экспедиции он и сам выполнит. На растерянный вопрос: «А зачем же мы тогда полетели?» невразумительно отвечает: «Не выдержите нервного напряжения». Пожав плечами, команда отправляется спать, и на вахте остаётся только наш рассказчик.
Тут-то и начинается самое интересное – временные петли с непременным парадоксом двойников. Ну, как интересное...
Все парадоксы сводятся к усиленной беготне туда-сюда по кораблю: наш рассказчик преследует одного дубля, сзади мельтешит другой, а третий в это время страстно целует заспанную прекрасную мулатку с мягкими плечами. Никто ничего не понимает, оживлённая суета, как в фильмах с Чарли Чаплиным. Если двойника удаётся настичь, то происходит разговор: «Ты иди налево, а я направо. Встретимся возле рубки. Знаешь, где она?» – «Я всё знаю…» – «Хвастун». – «Сам хвастун». Чтобы придать этим пионерским диалогам брутальности, рассказчик то и дело выхватывает из кобуры «ППП – пистолет-преобразователь поля», демонстрируя читателю, что на самом деле всё по-серьёзному.
Впрочем, дело, не в самой беготне, а в вопросе: зачем она? А низачем, просто так. Прикольно же! На сюжет рассказа временные петли никакого влияния не оказывают за полным его, сюжета, отсутствием. Двойники как возникли, так и исчезают, корабль летит куда-то дальше, и корабельный мозг глубокомысленно сообщает: «Это был параллакс времени и пространства». Он очень умный, этот мозг, и любит красивые учёные слова.
Но единственного учёного слова «параллакс» всё же маловато, поэтому автор щедро подсыпает многомудрой философии. Наш рассказчик размышляет: «Живя в мире, где все имеет начало и конец, мы невольно отсекаем себя от безвременности, ставим её за грань разумного... Беспространственность и безвременность – это ведь не что иное, как вечность и бесконечность...» И много ещё такого, вселенского. Чего только в голову не взбредёт в минуты расслабления, когда не нужно больше гоняться с пистолетом-преобразователем за своими двойниками.
Ну и главный приз за пережитое во временной петле – мулатка. «Ариа! – сказал я, подходя к ней. – Сокровище мое… Торжество многократное сновидений и звёзд…» Какая же мулатка не сдастся герою после таких слов? Да и не всякий мулат устоит. «Она вздохнула прерывисто и обессиленно положила голову мне на грудь».
В общем, рассказ-предостережение: не надо вот так, дурной мухой, кружиться вокруг центра Галактики – можно и на параллакс нарваться, а с ним шутки плохи. Но если уж вас чёрт понёс, то прихватывайте с собой мулаток – лишними не окажутся. Будущим звездоплавателям, так сказать, на заметку.
Кропус, 10 ноября 2025 г.
Рассказ явный плагиат со «Звёздных дневников Иона Тихого». Но если у Лема все приключения «ковалера орденов обоих медведиц» во временных завихрениях читались с откровенным хохотом, то здесь получилось просто занудно.
У меня, честно, сложилось впечатления, что и у героя и у героини, что, то не в порядке с психикой. Герой при встречи с темпоральными двойниками ведёт себя довольно глупо. У Иона это тоже было, но там, у Лема, был явный юмор, злесь же всё убийственно серьёзно. А Ариа вдруг ни с того, ни с сего вдруг начинает выяснять у Петро слышит ли он, как кричит космос????
Планировалось, что корабль выйдет из подпространства возле ядра галактики и начнёт его облёт «точно комета». Я так понял, что делать это он будет уже на досвете. Простите, но сколько же лет он будет его облетать? Правильно, конечно, говорить об веках. Какую роль герой и героиня выполняли на корабле? Они там кто? Просто наблюдатели, любовальщики звёздным небом? Похоже, что так «Все данные могут собрать автоматы, но людям нужны впечатления». Какова вообще была программа экспедиции? Только облететь и всё? Мда!
P.S. Забыл добавить. Зачем герой делая обход звездолёта таскал с собой пистолет? Звездолёт в глубоком космосе, все кроме него в анабиозе, так от кого он собирался обороняться? Хорошо хоть, когда начались вся эта чехарда с временными петлями, сам себя не подстелил, хотя и был весьма близок к этому. И последнее: пистолет — расщепитель поля звучит конечно впечатляюще, но очень хотелось бы знать, что это собственно значит и какое такое поле он расщипляет? Похоже ответа не знал и сам автор. Вспоминается блестящая пародия Гамильтона «Невероятный мир» где выдумки фантастов о Марсе оказались материализованы на красной планете. У каждого уважающего семя марсианина есть лучи смерти, вот только они не работают, ибо авторы ничего не понимали в физике.
Error, 2 декабря 2017 г.
Рассказ довольно сносный, но не более того. Возможно автор предыдущего отзыва был под большим впечатлением от своих юнешеских переживаний, но — да простят меня простые читатели, приверженцы и почитатели фантастики, — то врядли этот рассказ заслуживает сравнения с шедевральными «Солярисом» и «Лунной Радугой». В этих произведениях, если откидывать всякую проблематику и сюжетность расстянутые на объёмность текста добротного романа, где можно найти и весьма качественное, дельное, а главное профессиональное (на сколько позваляет предположение, фантазия и знания автора) описание космических миров мирового Пространства. В сравнении с ними, раасказ Рыбина, если не обращать внимание на размер произведения, намного проигрует. К тому же, проблема — то с закальцовкой времени поставлена, на первый взгляд и неплохая ведь. Но вот незадача, автор видимо даже поверхностно не продумывал все детали, и все двойники героя, да и практическое размышления его о происходящем, — что могло бы послужить увеличению текстового тела рассказа, при всём при том могущее превратить его в неплохой психо — триллер с нагнетанием напряжения — вообще отсутствует. Рассказ наполнен простыми телодвижениями героя, проще говоря, беготнёй, или наблюдением, практически отстранённым за, то появлениями, то (непонятно куда?) исчезновениями своих двойников бодурствующего героя. (Кстати говоря, почему экипаж как -то не весьма логично и рационально, не профессионально и нарушая все психологические установки разделился для бодорствования и дежурства на отдельные единицы? В одиночку, подобные дежурства и вахты, не производят. Это явные нарушения техники безопасности Ну только если число экипажа весьма минимально — двое). И подобные телодвижения напомнили мне одно произведение В. Михановского «Око Вселенной», где такая же безтолковщина происходит на корабле.
Название рассказа говорит само за себя, и потому сам автор вторит ему, типа человечество ворвалось (или вырвалось!) в огромные просторы Галактики, и что с этим делать мы просто не представляем. Только как крикнуть от собственной беспомощности перед неизвестным и полным страха, наглости и чувством собственной значимости : «Здравствуй, Галактика! Да, это мы, человечество!» Мы не ведаем, что встретим там, с чем столкнёмся. И словно новорождённые, только явившиеся на свет из материнсой утробы оглашаем Мир и Вселенную своим глупым криком. Если Рыбин и хотел сказать подобное своей недоработкой, не полностью продуманным рассказом, практически отождествив себя с героем, который только и может, что наблюдать и фиксировать происходящее, даже не пытаясь определять, что на самом деле происходит, где логика отказывается действовать подчиняясь эмоциям — то за это респект и уважение автору.
dmsl, 10 марта 2015 г.
Рассказ отлично читался в «Техника — молодёжи» и одноимённом сборнике БСФ. По духу это что-то вроде «Солярис» или «Лунная радуга» в малой форме. Разумеется, для подростков 10-15 лет. Впрочем, только в подростковом возрасте и можно воспринимать приключенческо-фантастическую беллетристику. Не думаю, что он устарел, в нём просто нечему стареть. Дело происходит в неблизком будущем. Дальняя космическая экспедиция попадает в таинственную область пространства с закольцованным временем. Пока экипаж спит в анабиозе, бодрствующий вахтенный внезапно обнаруживает на корабле несколько собственных двойников. За пару суток, пока длятся эффекты завихрения времени, он успевает пережить немалый стресс и усомнится в своём здравом смысле.
Я бы сказал, хороший журнальный экшн с элементами психологического триллера и любовной линией.