fantlab ru

Ким Стэнли Робинсон «Galileo's Dream»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Galileo's Dream

Роман, год

Аннотация:

В книге потрясающей глубины знаменитый автор Марсианской трилогии представляет нам историю невероятной жизни — и смерти — Галилея, Первого Учёного. Италия позднего Ренессанса всё ещё изобилует алхимией и Аристотелем, но она уже балансирует на грани современного мира. Новый телескоп Галилея заключает в себе все противоречия зарождающейся реальности. Затем однажды ночью незнакомец дарит Галилею совсем другой телескоп. Галилей не знает, сон ли это, видение, магия или что-то такое, чему ещё нет названия. Сожжённые пустоши резких жёлтых, красных и чёрных оттенков, которые он видит, направляя телескоп на Юпитер, выглядят как ад в описании католической церкви, а Галилей — благочестивый католик. Но он также учёный, возможно, первый в истории. То, что он видит, — это мир юпитерианских людей на 3000 лет в будущем. Он смотрит на Юпитер с одной из его лун, чьи обитатели считают, что для того, чтобы свершилась их история, Галилей должен достичь успеха в своём мире. Их способность проникнуть в прошлое и ввести Галилея «в резонанс» с более поздним временем будет иметь последствия для обоих времен, а также для эпох между ними, в том числе и нашей. Днём жизнь Галилея проходит в Италии начала семнадцатого века, неумолимо ведя его к обвинению в ереси. Ночью же Галилей старается быть мудрецом или арбитром в неком конфликте… но понять, что это за конфликт, очень нелегко, а вести двойную жизнь ещё тяжелее...

© Александр Малиновский
С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2009 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 7-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2010 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2010 // Лучший НФ-роман

номинант
Локус / Locus Award, 2010 // Роман НФ

номинант
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2010 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)


Издания на иностранных языках:

Galileo's Dream
2009 г.
(английский)
Galileo's Dream
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

РЕИНКАРНАЦИЯ?

...Бог создает мир посредством математики, и он дал нам мышление, позволяющее это видеть. God makes the world using mathematics, and He has given us minds that can see it...

Рождение Галилея совпало со смертью Микеланджело, вернее, случилось за три дня до нее. Далекие от теории инкарнаций современники, связали, тем не менее, эти события. И видели в великом ученом прямого продолжателя дела художника. Ким Стенли Робинсон посвятил книгу Галилею, как нетрудно догадаться по названию. И всякий, знакомый с творчеством писателя, поймет. что это не будет традиционным историко-биографическим романом по типу «Жизнь замечательных людей».

То есть, «Сон Галилея» (Galileo`s Dream) , на самом деле, можно рассматривать как биографию. Хотя хронологически начало романа застает Галилея в ранней поре зрелости, уже достаточно известным ученым: «Механика» опубликована (и переведена), герой преподает математику и астрономию в Падуанском университете. где становится самым знаменитым профессором. Ему около сорока, а появление Сверхновой Кеплера и всплеск интереса к астрономии, в сочетании с известием об изобретении голландцами подзорной трубы, сподвигают его на создание телескопа.

Техническая часть работы над телескопом, посредством которого ученый обнаружит спутники Юпитера,подробности биографии Галилея, начиная с этого периода, воссозданы не менее кропотливо, чем атмосфера Италии городов-государств, где кардиналы дрались на улицах, светильник разума растаскивал на вытянутых руках за волосы своих дерущихся мать и любовницу, карантинные предприятия по поводу чумы не мешали бурной общественной жизни. Италии давшей миру имена собственные, ставшие нарицательными: Борджиа, Макиавелли, Медичи.

Но Робинсон один из лучших фантастов современности, этим не ограничивается. Историко-биографическая составляющая, сколь бы мощно ни была выписана — лишь часть «Сна Галилея». Не менее важна тема путешествий во времени-пространстве, поднимающая значимые для автора вопросы эволюции и взаимного влияния прошлого с будущим; ответственности ученого; понимания Земли, солнечной системы, Вселенной как живых и мыслящих.

Осознать полной мерой колоссальной сложности конструкцию, которую представляет собой «Сон Галилея», очень непросто. Авторской волей в жизнь ученого периодически вторгаются пришельцы из будущего (что-то около XXXI века), освоившие открытые им луны Юпитера и ведущие на них странную, непостижимую даже на взгляд человека из XXI века, жизнь. С интригами, войнами, яростными учеными диспутами, сверхсложными сырьевыми разработками, побочным результатом которых становится взрыв планетного ядра Ио.

Впрочем, здесь могу ошибаться, сочетание обилия технических подробностей эпизода с несовершенством моего английского не позволяет утверждать, что в точности поняла этот момент. Но воздействие сцены юпитерианского землетрясения, когда в ответ на вопрос женщины из будущего, Геры, с чем это связано, Галилей отвечает: «Не удивительно, мы ведь убили его дочь» — эмоциональное воздействие колоссально.

А чтобы жизнь совсем малиной не казалась, есть Ганимед — выступающий рассказчиком резидент из еще более отдаленного будущего, в свою очередь пытающийся добиться от Галилея самопожертвования. Сложными путями вероятностных сопоставлений, потомки вычислили: отказ от покаяния приведет к казни Галилея (мы дадим вам мощный анестетик) — это ускорит падение христианства, и в дальнейшем спасет человечество от гибели. Как по мне, сомнительной достоверности расчеты, герой думает так же и на костер идти категорически не намерен.

А кроме того, он глубоко верующий человек и считает не только возможным, но естественным совместить науку с религией. Их противостояние в романе выписано тонко и неоднозначно. Добрый католик, Галилей посвящал свои открытия вящей славе Творца, и, умея широко мыслить, не видел противоречия в признании гелиоцентрической системы: создавая мир, Бог создал его умопостигаемым.

Будучи весьма непростым чтением, «Сон Галилея» выражено дуалистичен: архаика противопоставляется футуризму, невежество эрудиции, грубость утонченности, утилитарный подход к пониманию природы, признанию мира как живого и мыслящего; примитивная каузальность — изощренному взаимопроникающему плетению причин и следствий. Сложно, но невероятно круто и прекрасно.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх