FantLab ru

Генри Лайон Олди «Золотой лук»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Оценок:
110
Моя оценка:
-

подробнее

Золотой лук

Роман, год; цикл «Древняя Греция»

Аннотация:

Не всякому дано побывать в Эфире. Так говорят, изнывая от зависти, жители Афин и Спарты, Фив и Аргоса. Здесь, в богатой Эфире, владычице торговых путей, правит Главк, знаменитый лошадник. Домой возвращается из царства мертвых отец Главка, великий хитрец Сизиф. Сюда прилетает жечь храмы ужасная трехтелая Химера. В эти края прилетает и крылатый конь Пегас, чтобы напиться из источника на площади. Тут сойдутся интересы богов: лукавого Гермия, мудрой Афины, вспыльчивого Посейдона.

В Эфире живет мальчик Гиппоной, сын Главка и внук Сизифа. Тот, кого позже узнают под именем Беллерофонта – Метателя-Убийцы, в числе первых героев Эллады. Здесь начнется его яркая, буйная, трагическая судьба, а где она закончится – это еще у богов на коленях.

Примечание:

цитата Г.Л.Олди
Две книги, составляющие роман, мы решили назвать по цитате, принадлежащей мудрейшему Якову Голосовкеру: «Если герой приходит, все бывает». Т.е. «Книга 1. Если герой приходит» и «Книга 2. Все бывает».


В произведение входит:

8.51 (86)
-
7 отз.
8.73 (60)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Золотой лук. Книга I. Если герой приходит
2021 г.
Золотой лук. Книга II. Всё бывает
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как Олди любят, как умеют играть с мифами и в мифы, известно всем. Ненавязчиво канонизируя собственные повороты и мимолетным прикосновением, в танце, отсекая лишнее, они делают так, что чьи-то мифы становятся их, Олди, реальностью. Греки? Люди, говорящие на бенгали и урду? Жители Поднебесной? Полноте! Что они могут знать о собственной мифологии? Тем более, какие-то, прости боги, ученые! Вот, у Олди же четко сказано – именно так все было, и никак иначе. А Олди – знают. Им – верят.

А еще, Олди любят чудовищ. Обожают их, культивируют. От Дан Гьена из Мэйланских Блистающих и Сарта с Момом до Циклопа-Инес.

Более, чем с избытком, чудовищ и в «Золотом луке».

Кстати, а не задумывались ли вы, кто, как не чудовища, древнегреческие герои? Уж те из них, кто стали правителями – басилеями, ванактами, царями, койраносами и тиранами, те – точно. Само положение обязывает. Нельзя быть отягощенным властью, и не стать чудовищем. Нельзя, не будучи чудовищем, противиться воле богов, судьбе, знамениям и пророчествам одновременно.

Собственно, чудовище и сам главный герой романа. И в прямом, и в переносном смысле.

Недаром, Гермес, пусть в запале спора, пусть ради переубеждения Афины, пусть лишь допуская возможность этого, но называет Гиппоноя-Беллерофонта «богом чудовищ».

Недаром, в свою очередь, Афина говорит Гиппоною-Беллерофонту, что победив Химеру, тот занял ее место.

Но.

«- Чудовища, это те, кто для нас опасен. Те, кто нам полезен, не чудовища… – Кто же они, тетушка? – Союзники, или домашний скот». Так ответила Гера Гермесу. А Гера знает толк и в чудовищах, и в софистике…

Впрочем, что мы все об Олди, да о чудовищах? Вернемся к книге.

Герои и боги в ней, все как один, живее всех живых. Куда живее, достовернее и выпуклее людей, за исключением буквально двух персонажей. (Или так задумано? От Олди всего можно ожидать). Мои фавориты – Сизиф, который и вовсе безупречен, и бесподобен, и кот… тьфу, конь Агрий. Последний, понятно, не бог и не герой, но на чудовище вполне потянет.

Сам Гиппоной-Беллерофонт не бледной тенью, но далеко и не ярким бликом бродит между ними, и взрослеет, взрослеет, взрослеет… и никак не вывозрослеет. Мечтает о Пегасе, но сопутствует ему Хрисаор.

В итоге, взрослеет не столько он, сколько окружающие его люди, и даже боги с чудовищами. Взрослеют, прозревают и понимают, открывают для себя что-то новое только благодаря ему. Взросление же самого Гиппоноя-Беллерофонта начинается лишь в 19 лет (многовато для героя, ой, многовато), на излете первых пяти шестых повествования.

Оттого, к моему большому удовольствию, течение романа не столько приключенческое, сколько производственное. Гиппоной-Беллерофонт все покоряет и покоряет мир и себя, и никак не допокорит. При этом движения и драйва в книге ничуть не меньше, чем в любом SF&F боевике.

Итог? Если, (да простят меня авторы и их почитатели!) ни мистической Россией с провинциальной камерностью XIX века, ни средневековой Японией с круговоротом личностей, ни Америкой эпохи вестернов с проклятьями и несчастьями восхититься я не смог (не те там, похоже, чудовища, увы), то Древней Грецией с полубогом, становящимся в боевой ипостаси единым целым с другим порождение бога – восхитился. Эти чудовища – по мне.

Почти отлично, пять с минусом.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ЧИТАТЬ

Первая книга — о бессмертии.

Вам какое бессмертие? Божественное? Геройское? Хотите остаться в памяти или хотите просто остаться? Истинное? А-а-а-а…

Для этого прочтите книгу и всё поймёте. Классические Олди. С ма-а-аленьким нюансом: размах гомеровский, а вот монологи не греческие. Монологи – шекспировские! Уж как по мне, монолог Сизифа о бессмертии – в самый раз для поступления на актёрский факультет!

Полгода я не мог начать читать эту книгу. Полгода что-то останавливало. Я даже понимал, что: ахейский цикл, античные мифы, я знаю то, что все они умрут. Я даже знаю как они умрут! И поэтому если Олди взялись рассказывать эту историю, то там будет что-то, что снова заставит… Заставило!

А вот вторая книга — о безжизнии.

О чём?!

Если первая книга была о бессмертии, то вторая – о безжизнии. Нет у героя жизни. Своей жизни. Не принадлежит герою его жизнь. Кому угодно: богам, чудовищам, народу, правителям, истории, мифам – принадлежит, а себе самому – нет! И как с этим жить?

А ещё Олди — знатные кулинары! Ни одной книги за последние двадцать лет у них нет, чтобы не присутствовало бы какое-нибудь экзотическое блюдо! Да ещё и так про него распишут, что запах чуешь, слюнки текут! В этой книге такое блюдо – месть. Да, да, которое подают обычно холодным. Только Олди настолько поднаторели в кулинарии, что приготовили полноценную трапезу: одна месть из трёх блюд! А для этого, оказывается нужно просто…

ЧИТАТЬ !

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сова! Открывай! Герой пришел.

Если бы у героя Беллерофонта не было ума и такта, то так бы смело можно было бы обратиться к Афине Палладе, один из образов которой — мудрая Сова. Правда, сделать это можно было бы скорее всего один раз. Богиня мудрости и войны не терпела фамильярности и превращала в пауков за меньшие грехи. Но по сути...

Отличная дилогия, правда — первый том оставляет впечатление некоторой затянутости. Но — куда деваться? Героев много, событий много, предыстория солидная — так тарапыться нэ надо, да? Нужно только настроиться на неспешное повествование, свойственное классикам. А уже к концу первого тома и во всем втором события летят стремительным Пегасом. Не оторваться, главное, поймать волну.

Когда перелистываешь последнюю страницу, то ловишь себя на желании потянуться к дилогии про Дедушку-Истребителя Персея, а затем — и к Герою, который должен быть один (хотя их все -таки два? Или все-таки один? Неважно...). Но — придушим эти прекрасные порывы. Надо немного переварить в себе историю Беллерофонта, может, кое-какие главы перечитать. А упомянутые части Ахейского цикла все-таки потом непременно прочесть по второму разу тоже.

В этот мир, кстати, очень гармонично вписывается и отменная трилогия Елены Кисель «Аид, любимец судьбы» — история благородного бога — дядюшки Аида, брата Зевса, повелителя подземного царства, бывшего карателя на войне с Кроном и тюремщика хитроумного Сизифа. Но это немного другая история...

Сэру Г.Л.Олди — выражение благодарности (глубокой) и надежды (большой) на написание новых творений!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если первая книга вызвала у меня, наряду с благодарностью авторам за то, что они вернулись к теме легенд и мифов, чувство некомфортности чтения от крайне запредельного количества имен и названий с комментариями и сносками, то вторая книга «Все бывает» оставила в сильном недоумении. Выяснилось, что первая книга была просто прологом к событиям, которые еле-еле успели наступить во второй книге. Только после прочтения второй книги я наконец-то понял почему авторы с таким упоением в первой книге рассказывали мне о каждом ночном горшке маленького мальчика, которому предрекли большое будущее и рядом с именем которого упоминались все боги Олимпа. Более того, очень приличная часть второй книги посвящена абсолютно ненужным путешествиям в Аргос и Ликию, так как обещание убить Химеру наш герой дал сразу после смерти первого брата. Эти поездки ничего не добавляют к портрету главного персонажа и не раскрывают никаких тайн, за исключением, пожалуй, одной, что все боги страшные трусы, а их смелость просыпается только со смертными. Авторы зациклили всю историю, предоставив герою во всех его ипостасях убивать своих родственников (в основном родственниц). Самым положительным персонажем, на мой взгляд, в этом романе является Сизиф, который сумел продлить свое земное существование, а затем неплохо устроиться, получив от авторов возможность отдохнуть наверху горы, удерживая камень при помощи внуков. Самая интересная (практически финальная) сцена занимает настолько мало места, что повествование о дальнейшей судьбе льва, змеи и козы несколько больше. Так как к авторам отношусь с большим уважением, то порекомендую всем прочитать эту книгу, чтобы составить свое мнение.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, ни разу не ожидал, что Олди возьмутся за продолжение своего греческого цикла. Казалось бы — сказано всё, что можно было, чего ещё воду в ступе толочь? Но нет, это был очень наивный взгляд — эллины сочинили достаточно интересных сюжетов, а Олди обладают достаточо мощным воображением и оригинальным мышлением, чтобы грамотно всё это обыграть и переосмыслить.

Какие же вопросы здесь поднимаются? Кто есть люди, кто боги, кто — чудовища и чем они все вообще друг от друга отличаются. Если отличаются. И могут ли они меняться ролями? Может ли стать чудовище богом или наоборот? История Беллерофонта стала прекрасным поводом порассуждать по поводу этих вопросов и попытаться подвести читателя к собственным ответам — да, Олди верны своему принципу никогда и ни при каких обстоятельствах не рассказывать всего и не объяснять хотя бы половины смысла, оставляя всё остальное на откуп читателю.

Удивляюсь ещё, что авторы умудряются оставаясь практически строго в рамках античного канона, в то же время переворачивают всё с ног на голову и удивляют даже любителей мифов и своего творчества. Умеют же работать практически с любым материалом!

Получилось прекрасно. Да, принято говорить по поводу всех долгоживущих авторов, что они исписались и уже не творят так круто, как в начале творчества, но я всегда лесом слал такую демагогию и старался быть объективным. И в некоторых аспектах «Золотой Лук» будет даже посильней и поинтересней предыдущих частей Ахейского цикла, однозначно радует, что Олди всё ещё стараются удивлять и добросовестно совершенствуют своё мастерство и навыки. Всегда поражался, как у них это сочетается с некоторой ремесленной стабильностью — книга-две в год, без пропусков и отговорок.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люблю все их книги греческого цикла, так как Олди работают с мифами наверное не умеет никто. ЧИтаешь и узнаешь весь пантеон, каждый наделен своими чертами характера, многие чудовища из мифов переосмыслены, если б их читал в детстве, то думал бы что вот он, самый правильный взгляд на мифы и прочее.

Все это еще и множится на уникальный язык авторов, и вроде бы кажется что подобное уже было, все таки это не первый роман цикла.

Хорошо

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх